Научная статья на тему 'Офлайни онлайн-ресурсы для поиска работы в оценках студентов вузов нижнего Новгорода'

Офлайни онлайн-ресурсы для поиска работы в оценках студентов вузов нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОИСКА РАБОТЫ / ИНТЕРНЕТ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / YOUTH / STUDENTS / SOCIAL ISSUES / EMPLOYMENT / JOB SEARCH RESOURCES / INTERNET INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шинкаренко Е. А.

Представлены результаты прикладного исследования, посвященного проблемам студенческой молодежи. Студентами крупнейших вузов Нижнего Новгорода даны оценки различным офлайни интернет-ресурсам эти каналы они планируют использовать при поиске работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF ON-LINE AND OFF-LINE EMPLOYMENT SERVICES BY NIZHNI NOVGOROD STUDENTS

The results of our applied research on the problems of student youth are presented. Students of major universities in Nizhni Novgorod have evaluated different offline and online resources that they plan to use when looking for jobs.

Текст научной работы на тему «Офлайни онлайн-ресурсы для поиска работы в оценках студентов вузов нижнего Новгорода»

Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (1), с. 487-493

УДК 316.772.5

ОФЛАЙН- И ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОИСКА РАБОТЫ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

© 2014 г. Е.А. Шинкаренко

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского elenashinkarenko@mail.ru

Поступила в редакцию 31.10.2013

Представлены результаты прикладного исследования, посвященного проблемам студенческой молодежи. Студентами крупнейших вузов Нижнего Новгорода даны оценки различным офлайн- и интернет-ресурсам - эти каналы они планируют использовать при поиске работы.

Ключевые слова: молодежь, студенты, социальные проблемы, трудоустройство, ресурсы для поиска работы, интернет-взаимодействие.

Одной из проблем, с которой сталкиваются современные студенты, является поиск работы. В настоящее время существует большое количество специализированных ресурсов, предоставляющих информацию о вакансиях. В то же время информация о предложениях может передаваться не по формальным каналам (объявления в печатных изданиях, служба занятости, кадровые агентства), а по личным. Ресурсы о поиске работы можно условно разделить на «реальные (офлайн)» и «электронные (онлайн)», которые, в свою очередь, могут быть формальными или неформальными рис.).

Для того чтобы выяснить, какие источники информации студенты планируют использовать для поиска работы, в декабре 2011 - марте 2013 года был проведен анкетный и интернет-опрос учащихся 1—6-х курсов крупнейших государственных вузов города. Отбор респондентов отмечен несколькими особенностями. Во-первых, в вузах с широким спектром специальностей опрос проводился на факультетах различных направлений. В ННГУ им. Н.И. Лобачевского опрашивались студенты социо-экономических, физико-технических и химикобиологических специальностей. В Нижегородском филиале Высшей школы экономики в опросе приняли участие студенты факультетов менеджмента, экономики, бизнес-инфор-матики и прикладной математики. Во-вторых, в специализированных вузах (Нижегородский государственный строительный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижегородская государственная медицинская академия, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина) из анализа были исключены факультеты социогуманитарной направленности (менеджмент, туризм, связи с обществен-

ностью и проч.), опрашивались только студенты профильных факультетов (табл. 1).

В исследовании приняли участие студенты 1—6-х курсов, из них 271 юноша и 562 девушки. Общий объем выборки составил 833 человека (К = 833) (табл. 2).

Можно предположить, что стратегия поиска работы будет во многом зависеть от того, в какой сфере студенты планируют применять свои знания (табл. 3).

Для большинства вузов речь идет о трудоустройстве по специальности, то есть поиске работы в специфической сфере. Исключение составляют лишь студенты политехнического университета, среди которых около 30% не собираются реализовывать диплом.

Студентам предлагалось оценить степень востребованности того или иного ресурса, который они предполагают использовать в ситуации поиска работы (табл. 4).

Как показывают результаты опроса, более 60% студентов нижегородских вузов при поиске работы планируют использовать неформальные каналы (то есть помощь знакомых, работающих в нужной сфере), наиболее активно к такому ресурсу планируют обращаться студенты НГПУ и ННГАСУ (около 70%), наименее активно - студенты НГТУ и ВШЭ (чуть более 50%) (табл. 5).

При этом такой личный ресурс, как помощь родителей, востребован у меньшего числа (37%) учащихся, примерно такой же процент молодых людей говорят о нем как о хорошем дополнении. Интересно, что 15% студентов НГТУ не будут использовать личные каналы для поиска работы. Это может быть связано с тем, что близкие и родные настояли на получении образования инженера и могли бы поспособствовать трудоустройству по специальности, но определенная часть учащихся не планирует работать по специальности (табл. 6).

Ресурсы для поиска работы

Рис. Классификация ресурсов для поиска работы

Тиблици 1

Детализация выборки

Вуз Кол-во опрошенных Факультеты

ННГУ 187 Филологический, экономический, финансовый, физический, ВМК, биологический, химический

НН^СУ 155 Инженерно-строительный, общетехнический, архитектуры и градостроительства, факультет инженерно-экологических систем и сооружений

НГТУ 130 Институт радиоэлектроники и информационных технологий, инженерный, физико-химический, автомобильный, автоматики и электромеханики, материаловедения и высокотемпературных технологий

HГMA 125 Лечебный, медико-профилактический, педиатрический, стоматологический, фармацевтический

НГПУ 123 Естественно-географический (специальности биология/химия, безопасность жизнедеятельности), психолого-педагогический (иностранный язык, олигофрения), техно-логоэкономический (учитель технологии и экономики), филологический

ВШЭ 113 Менеджмента, экономики, бизнес-информатики и прикладной математики

Тиблици 2 Курс, %__________

Курс % в выборке

1-й и 2-й 37

3-й и 4-й 42

5-й и б-й 21

Активнее всего помощь родителей планируют использовать студенты ННГАСУ, ВШЭ, НГМА. Можно предположить, что для таких сфер, как строительство и медицина, характерны династии, когда дети продолжают дело родителей. В случае ВШЭ родители, по всей видимости, обладают обширными связями для трудоустройства детей или же речь идет о семейном бизнесе. К помощи родителей активнее всего планируют обращаться студенты третьего курса (более 40%), первокурс-

ники и выпускники рассчитывают на этот ресурс в гораздо меньшей степени.

У половины учащихся пользуются популярностью электронные ресурсы о поиске работы (Headhunter, Job.ru и др.) и официальные сайты работодателей. В то же время такие неформальные интернет-каналы, как профессиональные форумы и объявления в социальных сетях, чуть более трети респондентов расценивают как возможное дополнение или не принимают во

Таблица 3

Вуз и реализация диплома, %_____________________________________

Стратегия реализации диплома ННГУ ННГАСУ НГТУ НГМА НГПУ ВШЭ

Я учусь только ради диплома. Специальность не важна 3 4 11 3 8 3

Когда я поступал, рассчитывал работать по специальности, но потом передумал 5 2 18 2 7 7

Мне нравится специальность, но я пока не знаю, буду ли работать по профессии 48 28 36 17 48 43

Я собираюсь работать по специальности 41 61 34 78 35 42

Таблица 4

Ресурсы, используемые при поиске работы, %_________________________________

Ресурс Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

Знакомые, друзья, работающие в нужной сфере 65 26 6

Электронные ресурсы о поиске работы 50 31 16

Сайт потенциального работодателя 50 31 15

Родители 37 38 21

Объявления в печатных изданиях 27 41 28

Кадровые агентства 26 35 34

Центр содействия трудоустройству выпускников 25 29 41

Профессиональные форумы 21 36 40

Служба занятости 21 36 38

Объявления в социальных сетях 19 39 37

Таблица 5

Помощь знакомых, друзей, работающих в нужной сфере/Вуз, %

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

НГПУ 71 23 5

ННГАСУ 70 21 4

НГМА 69 25 3

ННГУ 66 29 4

НГТУ 58 22 15

ВШЭ 54 40 6

Таблица 6

Помощь родителей / Вуз, %_____________________________

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

ННГАСУ 41 37 14

ВШЭ 41 35 21

НГМА 40 35 21

ННГУ 38 35 26

НГПУ 34 46 18

НГТУ 29 40 28

внимание в качестве источника информации о вакансиях (табл. 7).

Активнее всего электронные ресурсы будут использовать студенты ВШЭ (более 70%). Более половины студентов ННГУ и НГТУ будут пользоваться виртуальными объявлениями о поиске работы. Чуть более 40% учащихся НГПУ и ННГАСУ обратятся к Интернету как основному источнику. Наименее активно онлайн-ресурсы планируют использовать студенты

НГМА. Можно констатировать, что Интернет предлагает широкий спектр разнообразных вакансий, но такие позиции, как педагог, учитель или архитектор, там найти сложнее, то есть чем более специфичная область работы, тем меньше вероятность найти работу через Интернет.

Наряду с досками электронных объявлений большой популярностью пользуются сайты потенциальных работодателей. То есть студенты предполагают искать работу не просто в опре-

Таблица 7

Использование электронных ресурсов о поиске работы / Вуз, %

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

ВШЭ 73 23 4

НГТУ 54 28 15

ННГУ 53 32 14

ННГАСУ 45 36 12

НГПУ 41 34 24

НГМА 34 31 28

Таблица 8

Сайт потенциального работодателя / Вуз, % __________________

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

ВШЭ 56 35 7

ННГУ 52 28 18

НГТУ 52 32 13

ННГАСУ 48 35 10

НГПУ 46 30 21

НГМА 43 30 21

Таблица 9

Объявления в социальных сетях / Вуз, % _______________

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

НГПУ 28 37 34

ННГАСУ 21 41 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НГМА 20 40 34

ННГУ 16 40 42

ВШЭ 15 39 41

НГТУ 15 37 45

Таблица 10

Профессиональные форумы / Вуз, % ______________

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

НГМА 32 30 33

НГПУ 23 41 35

ННГАСУ 21 37 34

ННГУ 19 37 42

НГТУ 15 37 45

ВШЭ 14 29 52

деленной отрасли, а в конкретной компании (табл. 8).

В отличие от электронных ресурсов о поиске работы, сайты потенциальных работодателей выступают скорее как дополнительные источники. Около 20% будущих педагогов и врачей не воспользуются таким источником, поскольку большинство образовательных учреждений и организаций здравоохранения имеют сайты, но зачастую не размещают информацию о вакансиях. Интересно, что девушки активнее демонстрируют готовность обращаться к электронным источникам, более 50% женщин и 40%

мужчин будут пользоваться электронными объявлениями и сайтами потенциального работодателя как основным источником поиска. В качестве дополнения такой ресурс будут использовать 27% девушек и 41% мужчин, что позволяет предположить, что девушки лучше знают, где хотят работать, обладают более четкими представлениями о компании-работодателе.

Среди других электронных каналов были упомянуты такие неформальные каналы, как профессиональные форумы и объявления в социальных сетях. Эти ресурсы не только ин-

Таблица 11

Объявления в печатных изданиях / Вуз, % ___________________

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

НГПУ 35 42 21

ННГАСУ 32 36 23

ННГУ 31 44 23

НГМА 26 46 22

НГТУ 19 35 41

ВШЭ 12 40 44

Таблица 12

Кадровые агентства / Вуз, %______________________________

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

ННГУ 33 33 33

НГМА 30 38 25

ННГАСУ 28 35 29

НГПУ 27 40 33

НГТУ 18 32 45

ВШЭ 17 35 45

формационные, но и коммуникативные, дающие возможность задать вопросы в режиме онлайн (табл. 9, 10).

Социальные сети достаточно прочно вошли в жизнь современного студента. Студенты используют их для общения, прослушивания музыки и просмотра фильмов. Помимо популярных сетей (Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук) существуют специализированные сайты для установления профессиональных контактов (например, LinkedIn). Согласно результатам проведенного опроса, девушки чаще общаются на такого рода ресурсах (23% девушек и 14% юношей рассматривают такие источники как основные). Наибольшей популярностью форумы и социальные сети пользуются у студентов НГМА, НГПУ, ННГАСУ, то есть чем специфичнее будущая профессия, тем выше спрос на неформальные каналы трудоустройства. Около 40% студентов всех вузов используют такие ресурсы в качестве возможного дополнения, от 30-40% студентов не воспользуются им вовсе.

Наиболее популярными дополнительными источниками можно считать реальные формальные ресурсы: объявления в печатных изданиях и кадровые агентства. Такими ресурсами предпочтут воспользоваться около 40% опрошенных студентов (табл. 11, 12).

Почти 40% студентов НГПУ, ННГАСУ, ННГУ, НГМА планируют воспользоваться объявлениями в печатных изданиях в качестве дополнительного источника информации о вакансиях. Более 40% студентов НГТУ и ВШЭ признаются, что не используют такой источник.

Для этой категории студентов наиболее удобен Интернет как бесплатный источник информации о вакансиях, к которому можно получить доступ в удобное время. В то же время можно предположить, что учащиеся различных вузов имеют неодинаковый доступ к глобальной сети.

Наиболее спорными в плане предпочтений выступают центры содействия трудоустройству выпускников вузов (ЦСТВ) и службы занятости. Значительная часть студентов ННГУ и НГПУ планируют активно использовать информацию службы занятости в качестве дополнительного источника информации о вакансиях. Студенты этих вузов занимают наиболее активную позицию в поиске работы, планируя использовать все возможные каналы (табл. 13, 14).

Значительная часть (около 40%) участников опроса говорят о том, что скорее не обратятся в такого рода организации. К центрам содействия выпускников неоднозначное отношение. В таких вузах, как НГПУ, ННГУ и НГМА, примерно одинаковое количество учащихся (около трети) планируют использовать этот источник как основной или дополнительный. Такой же процент учащихся признается, что не обратится к услугам центров. Студенты ННГАСУ и НГТУ склонны скорее не обратиться к центру содействия трудоустройству. Если говорить о гендерной специфике, то девушки активнее говорят о том, что обратятся в организации такого рода, в то время как юноши этого не планируют.

Интересно также заметить, что в отношении этих источников наблюдается угасание интереса по мере взросления студентов. Например,

Таблица 13

Служба занятости / Вуз, %______________________________

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

НГМА 30 33 32

ННГАСУ 25 32 34

НГПУ 25 50 24

ННГУ 18 43 36

НГТУ 14 32 49

ВШЭ 11 27 58

Таблица 14

Центр содействия трудоуст ройству выпускников / Вуз, %

Вуз Использую в первую очередь Использую в качестве дополнения Не использую

НГПУ 33 33 33

ННГАСУ 32 21 40

ННГУ 29 36 30

НГМА 26 28 39

НГТУ 18 32 47

ВШЭ 9 21 65

ЦСТВ как основной источник планируют использовать 35% учащихся 1-2-го курса, 23% студентов 3-4-го курса и только 12% выпускников. К середине и окончанию обучения процент желающих искать работу таким путем существенно уменьшается и растет уверенность в том, что обращаться к таким организациям не стоит. Возможно, это связано с личным опытом работы с источниками или же внутренними заблуждениями относительно эффективности поиска.

В целом можно говорить о том, что в настоящее время студенты государственных вузов города демонстрируют большую гибкость в выборе ресурсов для поиска работы, стремясь сочетать формальные и неформальные онлайн- и офлайн-каналы. Наиболее востребованы всеми студентами личные контакты и связи в нужной сфере. На помощь родителей при этом активно надеются студенты архитектурных и медицинских специальностей. Самыми популярными интернет-источниками выступают электронные ресурсы о поиске работы как универсальное хранилище информации о вакансиях различного рода, предоставляющих широкие возможности поиска по определенным параметрам. Не менее популярны сайты потенциальных работодателей. Несмотря на то что общение на форумах и в социальных сетях является привычным времяпрепровождением для молодого поколения, эти виртуальные каналы воспринимаются студентами как средство коммуникации, нежели как ресурсы о поиске работы. Наименее востребованными можно считать центры содействия трудоустройству выпускников, которые организованы практически в каждом вузе, и центры занятости.

Важно подчеркнуть, что Интернет хорош для студентов вузов, осуществляющих подготовку специалистов широкого профиля (экономисты, менеджеры, маркетологи и проч.), поскольку предлагает обширный спектр вакансий. В то же время среди студентов можно выделить группу тех, кто не планирует реализовывать диплом. Эта группа может использовать онлайн-ресурсы, изучая и сравнивая вакансии в различных отраслях, составляя мнение о том, в какой сфере можно найти работу. Привлекательность онлайн-ресурсов может быть во многом обусловлена активностью использования сети Интернет в целом. Так, студенты НГТУ и ВШЭ придерживаются инновационных каналов, отрицая обращение к печатным изданиям или службе занятости. Студенты ННГУ обладают наиболее активной позицией в решении проблемы поиска работы, планируя задействовать максимальный спектр ресурсов. Такая позиция может быть обусловлена тем, что в вузе обучаются студенты различных профилей, которым будут необходимы разнообразные каналы для поиска работы в определенной сфере.

У девушек больший спектр источников, которыми они планируют воспользоваться как основными. Там, где позиция юношей достаточно категорична (не использовать услуги ЦСТВ и службы занятости), девушки более мягко высказывают свою позицию и стараются привлечь максимальное количество ресурсов как основных, так и дополнительных. Девушки планируют использовать максимальное количество ресурсов, надеясь добиться успеха за счет широты охвата, юноши же, напротив, предпо-

читают более продуманный и последовательный подход ко всем источникам.

Студенты вузов с широким спектром специальностей одинаково активно планируют привлекать как формальные, так и неформальные каналы. Будущие врачи, педагоги и архитекторы демонстрируют высокий спрос на нефор-

мальные каналы как офлайн (знакомства, помощь родителей), так и онлайн (профессиональные форумы, социальные сети). В целом по результатам проведенного анализа можно говорить о том, что чем уже специализация получаемого образования, тем выше специфичность каналов для поиска работы.

EVALUATION OF ON-LINE AND OFF-LINE EMPLOYMENT SERVICES BY NIZHNI NOVGOROD STUDENTS

E.A. Shinkarenko

The results of our applied research on the problems of student youth are presented. Students of major universities in Nizhni Novgorod have evaluated different offline and online resources that they plan to use when looking for jobs.

Keywords: youth, students, social issues, employment, job search resources, Internet interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.