Научная статья на тему 'Социальные проблемы молодежи в представлениях студентов вузов Нижнего Новгорода'

Социальные проблемы молодежи в представлениях студентов вузов Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1913
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ПОСТУПЛЕНИЕ / ВУЗ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОПЛАТА ТРУДА / ОПЫТ РАБОТЫ / ЖИЛЬЕ / ДЕВИАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / LIFE-CYCLE / ADMISSION / UNIVERSITY / JOB PLACEMENT / SALARY / GAINING WORK EXPERIENCE / HOUSING / DEVIATION / HEALTHY LIFESTYLE / INTERPERSONAL RELATIONS / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шинкаренко Е. А.

Работа основана на результатах анкетного и Интернет-опроса, цель которых состояла в изучении отношения студентов к социальным проблемам. Основной массив данных собран посредством анкетирования, для ремонта выборки была создана он-лайн форма, ссылка на которую распространялась в социальных сетях среди студентов. Учащиеся 6 крупнейших вузов Нижнего Новгорода оценивали остроту различных социальных противоречий в масштабах общества и личном восприятии. Речь шла как о социобиологических проблемах, затрагивающих жизнь и здоровье студентов (девиантное поведение, вредные привычки), так и о социальных затруднениях микро-, мезои макроуровня (получение образования, трудоустройство, жилье, взаимоотношения с семьей и друзьями). Полученные данные легли в основу рейтинга проблем, которые, по мнению студентов, стоят наиболее остро в обществе и вызывают личную обеспокоенность молодежи. В частности, выявлено, что в масштабах общества наибольшее беспокойство вызывают социобиологические проблемы, а личную обеспокоенность в наибольшей степени вызывают вопросы получения образования, трудоустройства и реализации диплома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SOCIAL PROBLEMS VIEWED BY THE STUDENTS OF THE NIZHNY NOVGOROD UNIVERSITY

The paper considers the results of questionnaire survey and online polling aimed at analyzing attitudes of students towards certain social problems. The database was build mainly by means of questionnaire survey; an online questionnaire was designed to repair the sample. A link to the online tool was distributed among the students of the targeted universities, courses and faculties through social media. Students from six largest universities of N. Novgorod were offered to give personal and public assessment to various social problems. The survey was devoted to both sociobiological issues affecting the lives and health of students (deviant behavior, bad habits) and social tensions at micro-, mesoand macro levels (education, employment, housing, relationships with family and friends). On the basis of opinions obtained the author built up a list of problems that students consider to be the most important for them as well as for the society in general. The most acute problems for students are getting education, finding a job, and using their diplomas.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы молодежи в представлениях студентов вузов Нижнего Новгорода»

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

УДК 364.652:316.346.32-053.6:316.654-057.875(470.341-25)

Е.А. Шинкаренко

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ШИНКАРЕНКО Елена Александровна - кандидат социологических наук, старший преподаватель ННГУ им. Н.И. Лобачевского. E-mail: elenashinkarenko@mail.ru

YOUTH SOCIAL PROBLEMS VIEWED BY THE STUDENTS OF THE NIZHNY NOVGOROD UNIVERSITY

SHINKARENKO Elena Aleksandrovna - PhD in Sociology, Senior Lecturer, Faculty of Social Sciences, Board of General Sociology and Social Work, Nizhny Novgorod State University. E-mail: elenashinkarenko@mail.ru

Аннотация. Работа основана на результатах анкетного и Интернет-опроса, цель которых состояла в изучении отношения студентов к социальным проблемам. Основной массив данных собран посредством анкетирования, для ремонта выборки была создана он-лайн форма, ссылка на которую распространялась в социальных сетях среди студентов. Учащиеся 6 крупнейших вузов Нижнего Новгорода оценивали остроту различных социальных противоречий в масштабах общества и личном восприятии. Речь шла как о социобиологических проблемах, затрагивающих жизнь и здоровье студентов (девиантное поведение, вредные привычки), так и о социальных затруднениях микро-, мезо- и макроуровня (получение образования, трудоустройство, жилье, взаимоотношения с семьей и друзьями).

Полученные данные легли в основу рейтинга проблем, которые, по мнению студентов, стоят наиболее остро в обществе и вызывают личную обеспокоенность молодежи. В частности, выявлено, что в масштабах общества наибольшее беспокойство вызывают социобиологические проблемы, а личную обеспокоенность в наибольшей степени вызывают вопросы получения образования, трудоустройства и реализации диплома.

Ключевые слова: жизненный цикл, поступление, вуз, трудоустройство, оплата труда, опыт работы, жилье, девиация, здоровый образ жизни, межличностные отношения, семья.

Abstract. The paper considers the results of questionnaire survey and online polling aimed at analyzing attitudes of students towards certain social problems. The database was build mainly by means of questionnaire survey; an online questionnaire was designed to repair the sample. A link to the online tool was distributed among the students of the targeted universities, courses and faculties through social media. Students from six largest universities of N. Novgorod were offered to give personal and public assessment to various social problems. The survey was devoted to both sociobiological issues affecting the lives and health of students (deviant behavior, bad habits) and social tensions at micro-, meso- and macro levels (education, employment, housing, relationships with family and friends). On the basis of opinions obtained the author built up a list of problems that students consider to be the most important for them as well as for the society in general. The most acute problems for students are getting education, finding a job, and using their diplomas.

Keywords: life-cycle, admission, university, job placement, salary, gaining work experience, housing, deviation, healthy lifestyle, interpersonal relations, family.

В декабре 2011 - марте 2013 г. автором был проведен анкетный и Интернет-опрос «Социальные проблемы молодежи и способы их решения в представлениях студентов вузов Нижнего Новгорода». В вузах с широким спектром специальностей опрос проводился на факультетах различных направлений. В ННГУ им. Н.И Лобачевского опрашивались студенты социоэкономических, физико-технических и химико-биологических специальностей. В Нижегородском филиале Высшей школы экономики в опросе приняли участие студенты факультетов менеджмента, экономики, бизнес-информатики и прикладной математики. В специализированных вузах (Нижегородский государственный строительный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижегородская государственная медицинская академия, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина) из анализа были исключены факультеты социогуманитарной направленности (менеджмент, туризм, связи с общественностью), опрашивались только студенты профильных факультетов

В исследовании приняли участие студенты 1-6-х курсов, из них 271 юношей и 562 девушки. Общий объем выборки составил 833 человека.

Для выявления отношения молодежи к общественным проблемам был представлен перечень проблем с выделением нескольких блоков:

— социобилогические проблемы, затрагивающие здоровье индивида и его социальную жизнь. Сюда вошли проблемы девиантного поведения, распространенность вредных привычек, нездоровый образ жизни, пустая трата времени в Интернете;

— социальные проблемы различных уровней

— проблемы уровня «индивид-социальные институты»: образование, труд, семья;

— проблемы уровня «индивид-группа/индивид» (межличностные отношения).

Студентам предлагалось оценить остроту той или иной проблемы по четырехбалльной шкале. В результате было составлено несколько рейтингов. Во-первых, были выделены социальные противоречия, которые, по мнению студентов, остро стоят в масштабах общества (табл. 1), во-вторых, проблемы, которые вызывают личную обеспокоенность молодых людей (табл. 2).

Таблица 1 Проблемы молодежи, стоящие остро в масштабах общества,

Проблема Это надуманн ая проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема, необходимы срочные меры по ее решению

Распространенность в молодежной среде вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков) 5 10 32 52

Отклоняющееся поведение (преступность, наркомания) 4 12 33 51

Трудоустройство по специальности 3 11 39 46

Проблема Это надуманн ая проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема, необходимы срочные меры по ее решению

Получение востребованной специальности 8 19 49 23

Стабильная работа 5 21 47 26

Достойная оплата труда 3 9 41 46

Приобретение опыта работы 6 19 40 34

Нездоровый образ жизни (неправильное питание, нарушение режима сна) 6 18 35 40

Бесцельная трата времени в Интернете 10 17 33 40

Отдельное жилье 10 29 37 23

Непопулярность семьи, брака 23 27 31 19

Нежелание иметь детей (сознательная бездетность) 22 28 33 16

Сдача ЕГЭ, вступительные экзамены 21 37 32 10

Поступление в вуз 14 36 39 10

Выбор вуза 17 36 41 5

Отношения с представителями старшего поколения в семье 28 44 23 4

Межличностные отношения с друзьями 45 42 10 3

Межличностные отношения с противоположным полом 43 41 13 3

Другое 4 0 0 0

Таблица 2 Проблемы молодежи, вызывающие личную обеспокоенность студентов, %

П роблема Не является для меня проблемой Не самая острая проблема Достаточно актуальная проблема Актуальная, острая проблема

Достойная оплата труда 3 10 38 47

Трудоустройство по специальности 8 16 40 36

Стабильная работа 7 17 44 32

Приобретение опыта работы 7 20 41 31

Нездоровый образ жизни (неправильное питание, нарушение режима сна) 24 29 25 22

Получение востребованной специальности 13 24 41 21

Отдельное жилье 27 25 26 21

Бесцельная трата времени в Интернете 27 30 23 19

Отклоняющееся поведение (преступность, наркомания) 56 11 15 18

Поступление в ВУЗ 22 26 34 17

Распространенность в молодежной среде вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков) 52 17 15 16

Сдача ЕГЭ, вступительные экзамены 26 30 28 15

Выбор вуза 28 27 32 13

Нежелание иметь детей (сознательная бездетность) 64 18 11 6

Непопулярность семьи, брака 59 22 12 6

Отношения с представителями старшего поколения в семье 60 25 11 5

Не является для меня проблемой Не самая Достаточно Актуальная,

П роблема острая актуальная острая

проблема проблема проблема

Межличностные отношения с противоположным 57 28 10 4

полом

Межличностные отношения с друзьями 66 25 6 2

Другое 2 0 0 0

Более половины опрошенных считают самыми острыми в масштабах общества социобилогические проблемы: распространенность вредных привычек и девиантное поведение. Наибольшую обеспокоенность выражают студенты НГПУ (95%). Такая позиция может быть связана не только со студенческой средой, но и с процессами, происходящими в школах, о которых студенты и педагоги узнают в ходе прохождения практики. В отношении распространенности вредных привычек и девиации достаточно большое количество студентов НГМА (64%) говорят о проблемах как об очень острых. Более 80% студентов ННГАСУ и ННГУ считает проблему распространенности вредных привычек острой или достаточно острой. Наименьшее беспокойство по этой проблеме, по сравнению с другими вузами, проявляют учащиеся НГТУ (70%).

Таблица 3 Проблемы девиации и распространенности в молодежной среде вредных привычек с позиции студентов вузов (в масштабах общества), %

П роблема Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

Распространенно сть вредных привычек НГПУ 1 4 31 64

НГМА 5 8 27 60

ННГАСУ 8 9 32 51

ННГУ 3 9 34 55

ВШЭ 4 12 38 47

НГТУ 9 22 32 37

Девиантное поведение НГПУ 2 4 32 62

НГМА 1 9 31 59

ННГУ 2 7 39 52

ННГАСУ 6 13 30 52

ВШЭ 4 18 32 47

НГТУ 8 23 32 36

В личном восприятии мы видим диаметрально противоположную картину.

Таблица 4 Проблемы девиации и распространенности в молодежной среде вредных привычек с позиции студентов вузов (личное восприятие), %

П роблема Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

Распространенно сть вредных привычек ННГУ 64 17 9 11

ННГАСУ 54 17 15 13

ВШЭ 54 19 14 12

НГМА 47 15 10 26

НГТУ 43 22 21 15

НГПУ 43 12 21 24

П роблема Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

Девиантное поведение ННГУ 70 7 11 12

НГТУ 59 14 10 15

ННГАСУ 57 14 16 13

НГПУ 46 17 20 17

НГМА 48 8 20 24

ВШЭ 48 6 15 29

Проблема распространенности в молодежной среде вредных привычек наименее проблемной кажется студентам ННГУ (64% учащихся признаются, что для них это не является проблемой). Такого мнения придерживается более половины участников опроса из ВШЭ и ННГАСУ. Подобная позиция может быть связана с тем, что курение и употребление спиртных напитков настолько прочно вошли в жизнь студентов, что для них это скорее часть повседневности, нежели серьезная проблема. Студенты НГМА и НГТУ, напротив, проявляют личную обеспокоенность этой проблемой. Наиболее спорной она кажется студентам педагогического университета, более половины из них уверены, что это надуманная проблема. Тем не менее 45% опрошенных считают ее актуальной и острой, что можно объяснить не только тем, что она наносит вред здоровью, но и образом будущего учителя, которого не украшают вредные привычки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема отклоняющегося поведения, по мнению участников опроса, в личном восприятии стоит не столь остро. Достаточно высока доля учащихся ННГУ (70%) уверена, что проблема девиантности надуманная. Схожую позицию занимают чуть более половины студентов НГТУ, ННГАСУ. По-видимому, с тем, что с основными типами отклоняющегося поведения (наркомания, алкоголизм) студенты не сталкиваются ежедневно и могут рассуждать о них лишь как об опасном общественном явлении. Личную обеспокоенность проблемой девиации выражают чуть более 30% студентов НГПУ, НГМА и ВШЭ.

Проблема отклоняющегося поведения, по мнению большинства студентов, в общественном масштабе уступает противоречиям, касающимся вредных привычек. Менее трети студентов ННГУ, ННГАСУ и ВШЭ говорят о ней как об острой или достаточно острой. Несколько иная ситуация у студентов НГТУ, НГПУ, НГМА, для которых эта проблема является достаточно спорной, около 40% говорят об ее остроте, в то время как 60% учащихся уверены в обратном. Девушки воспринимают проблемы девиантного поведения и распространенности вредных привычек в рамках общества чуть более остро (55%), нежели юноши (около 45%).

Проблема нездорового образа жизни, по мнению учащихся вузов, стоит менее остро. Около 40% учащихся считают такую проблему достаточно острой, 35% студентов настаивают, что проблема скорее острая. Наибольшую обеспокоенность таким противоречием в общественном масштабе выражают студенты ННГАСУ, ВШЭ и НГМА. Личное мнение будущих врачей, скорее всего основывается на изучении специальных курсов и материалов по этой проблеме.

Если же рассматривать личную обеспокоенность студентов, здесь показатели тревожности ниже для всех вузов. В наибольшей степени проблема нездорового образа жизни волнует будущих врачей и педагогов. Такое мнение можно объяснить спецификой профессии: неправильный образ жизни нередко становится причиной сбоев со здоровьем, что, в свою очередь, может сказаться на образовательной деятельности молодого человека (низкая успеваемость, слабые способности к запоминанию и т.д.). В личном восприятии студентов других вузов проблема нездорового образа жизни стоит не так остро. Интересно,

что юноши и девушки не демонстрируют единодушия при оценке здорового образа жизни, которая достаточно остро стоит для 25% девушек и только для 15% юношей.

Таблица 5 Проблемы нездорового образа жизни с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема Проблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштаб ах общества ННГАСУ 8 14 32 46

НГМА 4 15 36 44

НГПУ 3 19 34 43

ВШЭ 4 16 36 43

ННГУ 9 19 40 33

НГТУ 7 27 32 32

Личное восприят ие ННГУ 29 30 23 17

НГТУ 28 35 25 12

ННГАСУ 21 29 28 21

НГПУ 26 19 25 30

НГМА 22 23 20 33

ВШЭ 17 36 27 20

Одним из аспектов нездорового образа жизни можно считать и чрезмерное увлечение компьютером. Интернет достаточно прочно вошел в жизнь современных студентов, глобальная сеть предоставляет широкие образовательные, коммуникативные и иные ресурсы. В то же время проблема бесцельной траты времени в Интернете становится все более актуальной.

Таблица 6 Проблема бесцельной траты времени в Интернете с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштаб ах обществ а ВШЭ 3 12 30 56

НГМА 7 16 27 48

ННГАСУ 6 14 37 43

НГПУ 9 20 29 41

НГТУ 14 18 38 30

ННГУ 17 20 35 28

Личное восприя тие ННГУ 37 29 21 13

НГПУ 30 25 22 23

НГМА 27 29 22 20

НГТУ 26 35 22 15

ННГАСУ 23 30 24 22

ВШЭ 17 32 29 22

Наименее проблемной эта сфера представляется студентам ННГУ и Политехнического университета. С одной стороны, бесцельная трата времени в Интернете имеет негативные последствия для молодых людей: нарушение режима сна, отсутствие планирования работы в сети и отдыха, отказ от других форм времяпрепровождения (прогулки, занятия спортом и пр.). С другой стороны, студенты вне зависимости от вуза имеют неограниченный доступ к сети Интернет, что дает им возможность использовать не только полезные ресурсы, но и бесцельно проводить в сети длительное время.

Актуальность социобиологических проблем не одинакова для разных вузов и не получает однозначных оценок в личном и общественном масштабе еще и потому, что здесь проявляются особенности индивидуального поведения (образ жизни, занятия спортом, соблюдение режима, наличие вредных привычек).

В ходе опроса студентам предлагалось высказать мнение относительно различных аспектов поступления в вуз (сдача ЕГЭ, вступительных экзаменов, выбор вуза) и трудоустройства (реализация диплома, приобретение опыта работы, оплата труда, стабильность занятости). Комплекс проблем, связанных с выходом на рынок труда, воспринимается студентами как достаточно актуальный в общественном масштабе и как очень острый в личном восприятии. Если оценка социобиологических проблем не одинакова (какой-то аспект острее, какой-то менее проблематичен), то все аспекты социальной проблемы трудоустройства воспринимаются достаточно остро.

Самыми актуальными личными проблемами и достаточно актуальными в общественном масштабе являются, по мнению опрошенных, проблемы достойной оплаты труда и работы по специальности. Проблема достойной оплаты труда, по мнению подавляющего большинства (более 80%), остро стоит в общественном масштабе.

Таблица 7 Проблема достойной оплаты труда с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества НГПУ 3 6 30 61

НГМА 2 4 41 50

ННГУ 1 11 42 44

ННГАСУ 4 10 41 44

ВШЭ 3 12 46 40

НГТУ 2 13 43 39

Личное восприятие НГПУ 2 7 32 59

ННГУ 2 9 40 49

ВШЭ 3 11 38 49

НГМА 6 11 37 45

ННГАСУ 3 13 38 43

НГТУ 5 12 45 38

Наибольшую обеспокоенность эта проблема вызывает у студентов педагогического и медицинского вуза, более 90% учащихся говорят о ней как об острой. Такая позиция может быть связана не только с недостатком финансирования этих сфер, но и с размером оплаты как показателем престижа профессии врача и педагога. Общественный градус проблемы, по мнению студентов остальных вузов, можно считать достаточно высоким. В личном плане процент студентов-медиков обеспокоенных величиной зарплаты, чуть ниже (80%). Если сравнивать оценку проблемы в масштабах общества и личное восприятие, то вопрос оплаты труда воспринимается гораздо острее в личных оценках студентов.

Трудоустройство по специальности выступает чуть менее острой проблемой. Более 80% студентов всех вузов говорят, что это острая общественная проблема.

Таблица 8 Проблема трудоустройства по специальности с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества ННГУ 2 10 33 55

НГПУ 6 7 34 53

ВШЭ 4 10 39 47

ННГАСУ 1 12 41 45

НГТУ 6 18 38 38

НГМА 2 8 51 37

Личное восприятие ВШЭ 4 19 31 46

ННГУ 7 13 39 40

ННГАСУ 6 12 45 37

НГПУ 9 15 37 37

НГМА 7 18 46 27

НГТУ 14 21 38 26

Если оценивать ситуацию через призму личных переживаний, в наибольшей степени эта проблема волнует студентов ННГУ и ВШЭ. Такая позиция, по всей видимости, связана с мнением студентов социоэкономических специальностей, которые считают, что на рынке труда недостаточное количество предложений, позволяющих полностью реализовать диплом. Трудоустройство по специальности выступает чуть менее острой проблемой в представлениях студентов ННГАСУ, НГПУ, НГМА. Определенное количество студентов (от 10 до 20%) профильных специальностей этих вузов считают, что проблему нельзя назвать острой. Наименее злободневным этот вопрос выступает для студентов инженерных специальностей НГТУ (64% говорят о нем как об остром или достаточно остром). Возможно, в городе высок спрос на инженеров различного профиля или же далеко не все студенты инженерных специальностей собираются работать по получаемой специальности.

Наибольшие расхождения во мнениях между юношами и девушками кроются в сфере реализации диплома.

Трудоустройство по специальности как острая общественная проблема воспринимается 51% девушек и только 35% юношей. Это может быть связано с общим положением мужчин и женщин в сфере труда. Личную обеспокоенность по этой проблеме выражают около 40% девушек и треть юношей. Видимо, студенты уверены в выбранной специальности и успешном трудоустройстве, чего не скажешь об обществе в целом.

Серьезную личную обеспокоенность (по сравнению с проблемами здоровья и траты времени в Интернет) у студентов вызывают проблемы стабильной работы и приобретения первоначального опыта. В общественном масштабе эти противоречия оцениваются как достаточно острые.

Таблица 9 Проблема стабильности работы с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема Проблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества НГПУ 2 15 49 33

НГМА 3 23 41 30

ННГАСУ 7 21 42 29

НГТУ 4 32 37 26

ННГУ 6 13 59 21

ВШЭ 8 26 48 19

Сфера Вуз Это надуманная проблема Проблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

Личное восприятие НГПУ 2 12 46 38

НГМА 9 18 48 25

ННГУ 6 16 43 34

ННГАСУ 5 19 42 33

ВШЭ 10 16 41 33

НГТУ 13 18 42 28

Наибольшую озабоченность стабильностью занятости в масштабах общества выражают студенты ННГУ и НГПУ. Личную обеспокоенность этой проблемой высказывают учащиеся НГПУ и НГМА. Позиция будущих работников бюджетной сферы может быть связана с тем, что в настоящее время в сфере медицины и образования достаточно часто происходят изменения, которые касаются условий начисления премии, требований к отчетам, варьирования нагрузки. Стабильность в таком контексте становится не проблемой гарантированной занятости, а скорее вопросом унификации требований к специалистам.

Приобретение опыта работы вызывает беспокойство у меньшего числа респондентов, при этом процент обеспокоенности этим явление в общественном контексте такой же, как и личная обеспокоенность. Наиболее активно говорят об этой проблеме как об острой или достаточно острой в масштабах общества 40% студентов ВШЭ.

Таблица 10 Проблема приобретения опыта работы с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества ВШЭ 4 12 42 41

ННГАСУ 3 20 39 37

ННГУ 7 21 36 35

НГТУ 6 20 37 34

НГПУ 8 13 47 30

НГМА 6 22 44 25

Личное восприятие ВШЭ 4 14 38 44

ННГАСУ 6 20 41 32

НГПУ 11 17 41 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НГТУ 15 24 32 29

ННГУ 5 20 47 27

НГМА 6 22 44 25

Получение востребованной специальности в общественном масштабе выступает как достаточно актуальная проблема (так ее оценивает практически половина опрошенных студентов). Подобные оценки это противоречие получило и через призму личного восприятия.

Различия в личностной оценке проблем юношами и девушками кроются главным образом в сфере трудоустройства. Наибольшие различия во мнениях касаются достойной оплаты труда, которая выступает острой проблемой для 50% женщин и для 37% мужчин. Чуть в меньшей степени студентов волнует трудоустройство по специальности (39% девушек и 28% юношей характеризуют для себя эту проблему как острую) и стабильной работы (35% женщин и 25% мужчин). Можно предположить, что такое мнение сформировалось на

основе уверенности в преимуществах мужчин на рынке труда: мужчинам предлагают более выгодные зарплаты, охотнее берут на работу.

Таблица 11 Проблема приобретения опыта работы с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества ВШЭ 6 18 45 31

НГПУ 9 19 46 24

ННГУ 5 22 49 23

НГТУ 15 22 42 22

НГМА 9 18 52 22

ННГАСУ 7 17 57 18

Личное восприятие НГМА 13 20 42 25

НГПУ 11 21 44 24

ННГАСУ 17 20 42 21

ННГУ 13 26 41 20

ВШЭ 8 28 44 19

НГТУ 17 28 36 18

Несмотря на то что институты образования и труда тесно взаимосвязаны, затруднения, обусловленные выбором вуза и поступлением, решение которых потом определяет стратегию занятости, волнуют студентов в гораздо меньшей степени. Молодое поколение по мере вхождения в разные институты решает поэтапно возникающие проблемы, системный подход к получению образования и трудоустройству для них не характерен.

Поступление в вуз - особая проблема, которая включает выбор вуза и специальности, сдачу ЕГЭ и непосредственную процедуру поступления (подача документов, необходимость окончательно определиться с вузом). Из всего комплекса действий по поступлению наиболее сложным для молодых людей становится окончательный выбор вуза и подача оригиналов документов, так как именно эта ситуация спряжена с неопределенностью. Для успешного разрешения проблемы поступления необходимо, чтобы хватило баллов в нужном вузе на нужную специальность.

Таблица 12 Проблема поступления в вуз с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема Проблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества НГМА 8 33 44 14

ННГУ 11 38 42 9

НГТУ 20 34 40 5

ННГАСУ 15 35 39 10

ВШЭ 13 37 38 11

НГПУ 15 37 33 13

Личное восприятие НГПУ 9 28 36 28

НГМА 24 18 36 22

ННГАСУ 24 24 34 18

ВШЭ 19 28 35 17

ННГУ 28 30 30 12

НГТУ 25 28 38 8

Для учащихся педагогического университета проблемным представляется не только поступление в вуз, но и выбор вуза. НГПУ им. Козьмы Минина для выпускников школ не был в списке основных вузов для поступления, а рассматривался как запасной вариант или же был среди вузов, куда можно пройти с определенным набором баллов. Иными словами, студенты НГПУ решают проблему получения высшего образования, но решением проблем выбора вуза они не удовлетворены.

Таблица 13 Проблема поступления в вуз с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема П роблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества ВШЭ 6 31 54 9

НГПУ 17 25 54 3

ННГАСУ 16 32 45 6

НГТУ 25 37 36 2

НГМА 18 39 33 10

ННГУ 20 47 30 3

Личное восприятие ВШЭ 20 29 33 18

НГПУ 17 22 44 17

НГМА 34 22 28 16

ННГУ 28 31 25 15

ННГАСУ 27 26 33 13

НГТУ 35 31 30 5

В целом выбор вуза не вызывает обеспокоенности у студентов. В наибольшей степени надуманной эту проблему считают около 35% студентов политехнического университета и медицинской академии. Скорее всего профессию инженера или врача молодые люди выбирают задолго до необходимости выбора предметов. Отсутствие проблемы выбора вуза обусловлено скорее небогатым выбором вузов медицинского или технического профиля. В общественном контексте студенты склоняются к оценке этой сферы как скорее не проблемной. Лишь студенты НИУ ВШЭ НН говорят о выборе вуза как о достаточно актуальной общественной проблеме. В личном плане опять же учащиеся ВШЭ считают эту проблему острой. Специальности, которые изучают студенты (экономика, менеджмент), есть в различных вузах города, многообразие и порождает проблему выбора.

Помимо выбора вуза молодые люди сталкиваются с проблемой выбора специальности. Достаточно острой эту проблему в масштабах общества считают студенты ВШЭ, НГПУ и ННГУ, что, по всей видимости, связано с широким спектром гуманитарных специальностей, к которым стремятся многие юноши и девушки.

Актуальность жилищной проблемы для студентов во многом зависит от того, переезжал ли студент для получения образования в другой город. Для молодых людей, обучающихся в родном городе, проблема жилья станет актуальной в контексте создания собственной семьи. Проблема отдельного жилья получила достаточно неоднозначные оценки как в общественном, так и в личном восприятии. Более 60% студентов оценивают ее как острую или достаточно острую проблему общества. Наиболее активно о проблеме жилья говорят студенты НГТУ (69%), что может быть связано как с количеством иногородних студентов, так и с количеством мест в общежитии.

Таблица 14 Проблема отдельного жилья с позиции студентов вузов, %

Сфера Вуз Это надуманная проблема Проблему нельзя назвать острой Достаточно острая проблема Острая проблема

В масштабах общества НГПУ 12 24 30 33

НГТУ 5 26 42 27

ННГУ 11 26 39 24

ННГАСУ 8 35 32 24

НГМА 10 32 38 17

ВШЭ 12 32 42 14

Личное восприятие НГПУ 22 26 24 28

НГТУ 18 21 38 23

ННГАСУ 24 28 24 23

ННГУ 33 26 22 19

ВШЭ 34 23 27 17

НГМА 32 25 27 14

Помимо институтов образования и труда студенты в этот период включаются в систему брачно-семейных отношений. По мнению опрошенных, такие проблемы, как непопулярность брака среди молодежи и нежелание иметь детей, можно считать острыми в масштабах общества. Более 40% респондентов расценивают эти противоречия в масштабах общества как острые или очень острые. В наибольшей степени сознательная бездетность как общественное противоречие волнует студентов медицинской академии и педагогического университета. Личную обеспокоенность проблема добровольной бездетности и непопулярности семьи вызывает у 30% опрошенных, большинство же настаивает на том, что эти проблемы надуманные.

Еще один блок проблем, который предлагалось оценить студентам, связан с межличностными отношениями (дружеские, семейные контакты). Эта группа противоречий, по оценкам студентов, является наименее проблемной как в общественном, так и личном контекстах. К достаточно острым общественным проблемам студенты всех вузов отнесли непопулярность семьи и нежелание иметь детей. В общественном контексте эта сфера является скорее проблемной, о надуманности такого рода противоречий говорят чуть более 20% опрошенных, а для половины студентов непопулярность семьи не является проблемой.

Самыми не проблемными для студентов выступают межличностные отношения с друзьями и семьей. Проблемы создания семьи и рождения детей с возрастом студентам кажутся все более надуманными. В отношении некоторых проблем студенты различных курсов демонстрируют единодушие. Например, проблему бесцельной траты времени в Интернете около 40% студентов всех курсов считают острой. По мере взросления для студентов все более актуализируются проблемы, связанные с трудоустройством. Это касается восприятия проблемы как в общественном, так и личностном контексте. Если среди первокурсников лично обеспокоены проблемой достойной оплаты около 40%, то к 5-му курсу процент обеспокоенных возрастает до 50%. Похожая тенденция прослеживается и в других аспектах проблемы трудоустройства (приобретение опыта работа, трудоустройство по специальности). Еще одна проблема, вызывающая нарастающее беспокойство, -проблема жилья. Первокурсники зачастую живут с родителями или в общежитии, но ближе к окончанию вуза все более актуальным становится вопрос отдельного проживания и самостоятельности. Интересно, что при оценке проблем отклоняющегося поведения и распространенности вредных привычек градус обеспокоенности студентов снижается, 55%

первокурсников считают проблему девиации острой, такого же мнения придерживаются 50% студентов 3-4-х курсов и только 40% пятикурсников.

Итак, по результатам проведенного анализа, можно говорить о том, что наибольшую обеспокоенность в масштабах общества у студентов вызывают такие социобиологические проблемы, как распространенность вредных привычек и девиантное поведение. Другие факторы, касающиеся здоровья (увлечение Интернетом, образ жизни), вызывают гораздо меньшее беспокойство. Рейтинг личной обеспокоенности возглавляют проблемы, связанные с трудоустройством. Затруднения, касающиеся оплаты труда, приобретения опыта работы, стабильности занятости, волнуют практически всех участников опроса. Наибольшую тревожность здесь проявляют будущие работники бюджетной сферы (врачи и педагоги). Проблемы, связанные с образованием (сдача ЕГЭ, выбор вуза, поступление), по мнению студентов, стоят в обществе не так остро и не вызывают такой личной обеспокоенности, как проблемы, касающиеся сферы труда. Наименее проблемными для студентов всех вузов выступают межличностные отношения как со сверстниками, так и со старшим поколением. В целом можно наблюдать тенденцию актуализации той или иной проблемы по мере того, как студенты входят в определенные социальные институты (образования, труда, семьи), и ослабления противоречий в случае их удачного преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.