УКД 316.37
В. Л. Примаков, Е. Г. Саутина
Примаков В.Л., доктор социологических наук, профессор;
профессор каф. социологии Института международных отношений
и социально-политических наук (факультет) МГЛУ;
e-maiL: [email protected]
Саутина Е. Г., магистр II курса каф. социологии
Института международных отношений
и социально-политических наук (факультет), МГЛУ;
e-maiL: [email protected]
ОДИНОЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
В работе анализируется особенности одиночества как социального феномена, а также основные теоретико-методологические подходы к его изучению. Корни проблемы одиночества уходят не только в психологию, но и в социологию, ведь именно социальное окружение, его количественное, а, главное, качественное состояние, влияет на индивида - именно поэтому в изучении данного феномена необходимо делать акцент на изучении социального окружения индивида. Все существующие на данный момент теории понимают одиночество как: 1) результат дефицита качественных социальных связей и общения; 2) внутренний, субъективный опыт, который далеко не всегда тождествен социальной изоляции; 3) неприятное и нежелаемое явление, сопровождающееся стрессовым состоянием.
В рамках данной работы одиночество студенческой молодежи понимается как социальный феномен в среде учащихся вузов, вызванный отсутствием значимых и глубоких социальных связей (реальных или переживаемых), выраженное в неудовлетворенности социальным окружением в различных сферах взаимодействия (в том числе в сфере учебы в вузе) и рационализирующееся на основании самоидентификации с одинокими и потребности в общении.
Также были проанализированы классические методики изучения и измерения одиночества, которые можно разбить на две группы: 1) методики, изучающие индивидуальные характеристики личности (в рамках которых некоторые особенности личности принимаются как причина одиночества); 2) методики, изучающие социальные связи личности (данные методики основаны на понимании одиночества как причины качественной или количественной недостаточности социального окружения); 3) опросники, измеряющие переживание одиночества. В статье сделан вывод о том, что данные опросники являются универсальными и не адаптированы к изучению одиночества какой-либо конкретной возрастной группы.
Ввиду отсутствия методики, разработанной специально для изучения одиночества как социального феномена в студенческой среде, был предложен авторский подход изучения одиночества студенческой молодежи посредством выявления данного феномена в различных сферах социального взаимодействия, релевантных для студенческой молодежи: учебе (так как основная деятельность студентов
связана с учебой, данная сфера имеет значительное влияние на социализацию индивида на данном этапе), семье (данная сфера является важной для любого человека независимо от возраста), социальных (дружеских) связях (вне учебы студенты могут иметь или не иметь дружеские связи; людей, с которыми можно провести досуг), романтических отношениях (отсутствие близости и личных отношений приводит к изоляции, одиночеству) и виртуальной реальности (в современных реалиях данная сфера, возможно, не является самой важной в жизни студенческой молодежи, но, тем не менее, занимает самую большую часть свободного времени студента и что доказано многими исследованиями, вызывает зависимость). В каждой из представленных сфер социального взаимодействия выделяются эмпирические показатели, на основании которых можно оценить уровень одиночества в сфере.
Данная статья является общеисследовательской и направлена на анализ уже существующих методик изучения одиночества как социального феномена, а также на предложение основы для развития методики изучения одиночества конкретной социальной группы, а именно - студенческой молодежи.
Ключевые слова: одиночество; одиночество студентов; сферы одиночества; концептуальная модель одиночества студентов как социального феномена.
V. L. Primakov, E. G. Sautina
Primakov V. L., Doctor of SocioLogy (Dr.habiL), Professor, Department of SocioLogy, Institute of International ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences (FacuLty), MSLU; e-maiL: [email protected]
Sautina E. G., Master of the 2nd year, Department of SocioLogy, Institute of InternationaL ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences (FacuLty), MSLU; e-maiL: [email protected]
LONELINESS OF STUDENTS AS A SOCIAL PHENOMENON
The articLe anaLyzes the features of LoneLiness as a sociaL phenomenon, as weLL as the main theoreticaL and methodoLogicaL approaches to its study. The roots of the probLem of LoneLiness go not onLy to psychoLogy but aLso to socioLogy because it is the sociaL environment, its quantitative and, most importantLy, its' quaLitative state, that affect the individuaL - that is why in studying this phenomenon it is necessary to focus on studying the sociaL environment of the individuaL. ALL existing approaches understand LoneLiness as: 1) the resuLt of a Lack of quaLity sociaL ties and communication, 2) an internaL, subjective experience that is far from aLways identicaL with sociaL isoLation, 3) an unpLeasant and undesirabLe phenomenon accompanied by a stressfuL state.
Within the framework of this articLe, the LoneLiness of student youth is understood as a sociaL phenomenon among university students, caused by the absence of meaningfuL and deep sociaL ties (reaL or experienced), expressed in dissatisfaction with the sociaL environment in various areas of interaction (incLuding university studies) and rationaLized on the basis of seLf-identification with the LoneLy and the need for communication.
CLassicaL methods of studying and measuring LoneLiness were anaLyzed and divided into two groups: 1) methods that study individuaL personaLity characteristics (within the framework of which certain personaLity characteristics are perceived as the cause of LoneLiness); 2) methods that study the sociaL connections of the individuaL (these methods are based on the understanding of LoneLiness as the reason for the quaLitative or quantitative insufficiency of the sociaL environment), 3) questionnaires measuring the experience of LoneLiness. The articLe concLudes that these questionnaires are universaL and not adapted to the study of LoneLiness of any particuLar sociaL group. In view of the Lack of a methodoLogy deveLoped specificaLLy for the study of LoneLiness as a sociaL phenomenon in a student environment, an author's approach was worked out to study the LoneLiness of student youth by identifying this phenomenon in various areas of sociaL interaction reLevant to student youth: studies (since the main activities of students are reLated to study, this sphere has a significant impact on the sociaLization of the individuaL at this stage), the famiLy (this sphere is important for any person, independent from the age), sociaL (friendLy) connections (outside of universities, students may or may not have friendLy connections, peopLe with whom they can spend Leisure time), romantic reLationships (Lack of intimacy Leads to isoLation), virtuaL reaLity (in modern reaLities this sphere may not be the most important in the Life of student youth, but, nevertheLess, it occupies the Largest part of the student's free time and, as proved by many studies, causes addiction). In each of the areas of sociaL interaction presented empiricaL indicators are aLLocated, on the basis of which it is possibLe to assess the LeveL of LoneLiness in a sphere.
This articLe is a generaL research and is aimed at anaLyzing existing methods of studying LoneLiness as a sociaL phenomenon, and aLso on proposing the basis for the deveLopment of a methodoLogy for studying the LoneLiness of a particuLar sociaL group, nameLy, student youth.
Key words: LoneLiness; LoneLiness of students; conceptuaL modeL of LoneLiness of students as sociaL phenomenon; areas of LoneLiness.
Одиночество - болезнь современного общества. Несмотря на то, что во все времена были одинокие люди, в эпоху Интернета и урбанизации это чувство значительно обострилось. Как правило одиночество ассоциируется с пожилыми людьми, что уже стало стереотипом и закрепилось в общественном сознании. Однако парадоксальность заключается в том, что именно среда подростков и молодежи представляет наибольший процент одиноких. Крушение первой романтической любви, сложность и противоречия данного этапа социализации, отсутствие опыта оценки себя и других, юношеский идеализм - всё это нередко становится источником одиночества. Молодежь сильнее подвержена этому чувству в силу возрастной эмоциональности и восприимчивости, а также отсутствия большого жизненного опыта. Данное состояние опасно тем, что может привести к тяжелым последствиям,
среди которых утеря социальных связей, отчуждение, а также депрессия и даже суицид.
Студенческая пора является переходным периодом в жизни человека от школы ко взрослой жизни. В период, когда молодые люди завершают обучение в школе, остро встает вопрос о самореализации, а также процесс самоидентификации становится более интенсивным - меняется круг общения, ценностные ориентации. По данным одного из исследований, проведенных в 2007 г., количество респондентов, часто испытывающих одиночество, увеличивается с 25 % среди учеников школ до 45 %о среди студентов ссузов и 55 %о среди студентов вузов [Шагивалеева 2007].
Корни проблемы одиночества уходят не только в психологию, но и в социологию, ведь именно социальное окружение, его количественное, а, главное, качественное состояние, влияет на индивида. Человек формируется в обществе и сам вносит вклад в его развитие. Чтобы сформировалась личность, множество социальных агентов должно принять в этом участие, - в обществе индивид развивается, выстраивает взаимодействие с другими его членами. Таким образом, у каждого индивида есть потребность в постоянном взаимодействии с окружающим его социальным миром. Длительное пребывание вне социума, отсутствие или потеря значимых социальных контактов приводят к ощущению одиночества.
Существует множество работ ученых-психологов, посвященных данной проблематике, но, к сожалению, недостаточно работ, рассматривающих данное состояние с социологической точки зрения. Также большинство ученых-исследователей акцентируют свое внимание на проблеме одиночества пожилых людей, в то время как одиночество современной молодежи не рассматривается, что делает проблему весьма актуальной.
Социологи определяют одиночество как изолированность, отсутствие социальных контактов, помощи и понимания. Чаще в научном аппарате можно встретить такие понятия, как «социальная изоляция» (обособление, уединение индивидов или социальных групп), «депри-вация» (социальный процесс сокращения и / или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп), «остракизм» (изгнание, гонение, отвержение), «уединенность». Любая попытка как-то противопоставить эти понятия априори
тщетна, так как они во многом схожи и по своей сути сводимы к при-мордиальному состоянию «страха перед одиночеством». В данном случае понятие одиночества скорее выступает как собирательный образ, который обозначает различные экзистенциальные состояния (покинутость, отчужденность, опустошенность, некоммуникабельность и др.) - негативные проявления самовосприятия и самооценки [Иванченко, Покровский 2008].
Стоит отметить, что дать универсальное определение одиночества, равно применимое во всех социальных и гуманитарных науках, едва ли возможно. Это явление имеет слишком экзистенциальный характер и по-разному проявляется в тех или иных общественных феноменах. Тем не менее можно выделить его общие черты, которые так или иначе фигурирует в определениях гуманитарных наук, затрагивающих тему одиночества:
1. Одиночество - это всегда результат дефицита социальных связей и общения.
2. Это внутренний, субъективный, опыт, который далеко не всегда тождествен социальной изоляции.
3. Одиночество не может рассматриваться как приятное и желаемое явление, так как оно сопровождается стрессовым состоянием психики.
Стремление построить строго рациональную теорию одиночества неизбежно сталкивается с проблемой невыразимости и нерациона-лизируемости многих факторов этого феномена. Секрет одиночества включает в себя два аспекта: с одной стороны, оно предстает как масштабное социальное явление с четко очерченными функциональными границами. Но с другой - глубоко уходит в индивидуальное сознание со свойственными ему рубежами интимности и рефлексии. Именно этот аспект ускользает от рационального осмысления и окутывается дымкой таинственности, разобраться в которой пытаются исследователи.
Разработанные на данный момент теоретические подходы к определению одиночества можно подразделить на три группы:
1. Одиночество - результат дефицита качественных социальных связей и общения;
2. Это внутренний субъективный опыт, который вовсе не тождествен объективной социальной изоляции - самоидентификация себя одиноким;
3. Это тягостное негативное состояние для человека; лишь немногим удается его переживать как совершенное состояние уединенной самодостаточности, так называемое состояние творца, мудреца, отшельника. В целом, с социологической точки зрения одиночество можно определить как состояние человека, испытывающего дефицит глубоких и удовлетворяющих его социальных связей в различных сферах, сопровождающееся дистрессом и рационализирующееся на основании самоидентификации себя с одинокими и потребности в общении.
Измерение феномена одиночества также затрудняется большим количеством родственных понятий, таких как «уединение», «отчуждение», «социальная изоляция», которые могут ошибочно или намеренно приниматься за само одиночество. Следует как минимум различать рассмотрение данного понятия с психологической и социологической научной перспективы. Однако даже при рассмотрении понятия «одиночество» с социологической точки зрения, и опуская все внутренние субъективные переживания человека и уходя тем самым от психологической составляющей данного феномена, одиночество всё равно остается сложной структурной и многокомпонентной категорией. Приступая к изучению данного феномена, каждый из исследователей пытается определить тот диапазон признаков, которые он будет измерять на эмпирическом уровне, резко сужая при этом проблемную область одиночества как феномена в целом. Также следует понимать, что данное понятие широко распространено в обыденном сознании и имеет различную личностную и эмоциональную окраску, которая далеко не всегда совпадает с научной. Наверное, именно поэтому в науке существует большое число методик, которые пытаются описать одиночество комплексно или с одной из его сторон. Все используемые за последние десятилетия методики изучения этого феномена условно можно разделить на три группы:
1. Методики, изучающие индивидуальные характеристики личности (опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева [Столин, Пантелеев 1988], опросник Кеттела [Цит.по: Капустина 2001], СМОЛ (сокращенный многофакторный опросник для исследования личности) [Зайцев 2004], метод каузометрии (метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности) и др.) [Никандров 2003].
2. Методики, изучающие социальные связи личности (шкала СПА Роджерса и Даймонда (опросник социально-психологической адаптации) [Rogers, Diamond 1954], методика незаконченных предложений Сакса и Леви и др.) [цит. по: Румянцев 1969].
3. Опросники, измеряющие переживание одиночества [Пузанова 2008].
Все они имеют свою специфику в методике измерения. Так, например, опросник Элбинга [цит. по: Пузанова 2008] рассматривает одиночество как утрату, потерю идентичности, идеи, смысла, значимой цели и ценностей, а опросник ДОПО-3 позволяет изучить как негативные, так и позитивные аспекты одиночества.
Данные опросники являются универсальными и не адаптированы к изучению одиночества какой-либо конкретной возрастной группы. Примером методики, разработанной специально для студентов и по схожей тематике, является тест-опросник «Субъективное отчуждение учебного труда». Данная методика не позволяет измерить уровень одиночества, но помогает определить степень отчуждения студентов от учебы, что проявляется в снижении учебной мотивации, недовольстве собой, утрате чувства субъектности, обеднении межличностных отношений в процессе обучения и др.
Так, например, по результатам одного из исследований с применением теста-опросника субъективного переживания одиночества, удалось выяснить, что причинами одиночества студентов чаще всего являются проблемы с самооценкой, неуверенность в себе, и, как следствие (или все же причина), сложности в общении. В качестве главной проблемы студенты выделяют отсутствие друзей, «не с кем поговорить», следовательно, существует осознанная потребность в контактах и общении. Страх попасть в ситуацию, в которой человек оказывается непонятым и непринятым, является одним из факторов, способствующих одиночеству. Также отмечалось, что одинокие студенты склонны проводить больше времени в социальных сетях, чем студенты, не испытывающие одиночества. Скорее всего, это связано со сложностями коммуникации в реальной жизни - как доказано большим количеством исследований интернет-общения, люди прибегают к социальным сетям от недостатка общения в реальной жизни.
Данные исследования оценивают одиночество студентов в целом, при этом часто разделяя всех на «одиноких» и «неодиноких» - дают
общую картину и общий уровень одиночества. Тем не менее утверждение о том, что есть совсем не одинокие студенты, не испытывающие этого чувства, едва ли является реалистичным. Это чувство охватывает многие сферы жизнедеятельности индивида, так или иначе связанные с взаимодействием с другими людьми, и, в зависимости от успешности коммуникации, в этих сферах выявляется разная степень одиночества. Например, неодинокий в романтических отношениях человек может быть совершенно одиноким в своей учебной среде или семье. Таким образом, стоит говорить об одиночестве в отдельных сферах для определения не только общего уровня, но и распространенности данного состояния в различных направлениях. Если говорить о студентах, то это необходимо сделать в следующих сферах:
1. Учеба - так как основная деятельность студентов связана именно с учебой, эта сфера имеет большое влияние на индивидов. Необходимо учесть следующие характеристики:
• наличие или отсутствие эмоционального комфорта в учебной группе / университете;
• наличие или отсутствие друзей в университете;
• наличие или отсутствие хороших взаимоотношений с преподавательским составом.
На основании этих показателей можно также выявить, является ли учеба причиной возникновения состояния одиночества у студентов или же способом выхода из него. Данная сфера в значительной степени влияет на социализацию студентов на этом этапе жизни, на их внутреннюю мотивацию к учебе и будущей профессии.
2. Социальные связи - вне учебы студенты могут иметь или не иметь дружеские связи - людей, с которыми можно провести досуг. Для определения уровня одиночества в этой сфере необходимо понимать:
• наличие или отсутствие социальных связей как таковых;
• наличие или отсутствие близких друзей;
• качество и глубину социальных связей, выраженных в степени удовлетворенности взаимодействием или в потребности, возникающей ввиду их отсутствия.
Стоит отметить, что в данном случае речь не идет о количестве значимых социальных контактов, общение с которыми сопровождается определенной степенью интимности и близости, а, скорее, об их
качественной составляющей - в ситуации наличия даже десяти значимых контактов и ни одного значимого возникновение одиночества в данной сфере неизбежно.
3. Романтические отношения - исходя из стадий социализации Э. Эриксона, студенты уже находятся или близки к стадии юности (20-25 лет), которая характеризуется в том числе и активным поиском спутника жизни. Отсутствие близости и интимности приводит к изоляции, одиночеству. Для определения уровня одиночества в этой сфере необходимо определить следующие признаки:
• наличие или отсутствие партнера;
• глубину отношений, выраженную в степени уверенности в партнере и взаимности чувств, а также степени доверия;
• удовлетворенность количеством времени, проводимого с партнером.
4. Семья (родительская) - данная сфера является важной для любого человека, независимо от возраста. Для определения степени одиночества важно выявить следующие характеристики:
• полная или неполная семья;
• опыт переживания родительского развода;
• эмоциональный комфорт в семье;
• проживание отдельно от семьи (например, в случае с иногородними студентами или проживания с парнем / девушкой) или с семьей.
Теплые дружеские отношения с родителями повышают сопротивляемость личности одиночеству в зрелом возрасте и, напротив, конфликт с родителями в детском и юношеском возрасте функционально обостряет впоследствии восприятие одиночества. Отсутствие общения с родителями (сиротство) еще больше влияет на возникновение одиночества. Тесные и гармоничные отношения с родителями представляют собой наилучшее средство против формирования синдрома одиночества в будущем.
Также в качестве устойчивого фактора, способствующего формированию одиночества, признается семейный развод. В сознании подростка развод ассоциируется с добровольным (не вынужденным!) отказом от него со стороны родителей. Чем в более раннем возрасте ребенок переживает развод родителей, тем он в будущем больше будет склонен к одиночеству, особенно это касается детей и подростков
до 18 лет. После этого возрастного рубежа восприимчивость к разводу родителей снижает свою корреляцию с одиночеством.
Эти характеристики имеют значительное влияние на личность, особенно в юношеском возрасте, когда все жизненные проблемы воспринимаются острее.
5. Виртуальная реальность - современная молодежь вряд ли может представить свои будни без социальных сетей. В наше время каждый человек в среднем имеет 2-3 аккаунта в социальных сетях и проводит там значительную часть времени. Для определения одиночества в данной сфере необходимо понимать:
• количество аккаунтов в социальных сетях;
• наличие или отсутствие аккаунтов на сайтах знакомств;
• количество времени, проводимое в социальных сетях;
• количество друзей в социальных сетях;
• наличие или отсутствие виртуальных друзей (людей, с которыми индивид близко общается, но в реальной жизни нет встреч);
• удовлетворенность виртуальным общением.
Таким образом, мы предлагаем изучать одиночество не как единое состояние, а как состоящее из нескольких компонентов, складывая которые, можно получить более полную картину.
Изучение данного феномена важно не только на личностном уровне с точки зрения выявления уровня одиночества у индивида и помощи в его преодолении - это, скорее, прерогатива психологии; необходимо изучать одиночество с позиции выявления общественных патологий, так как возникновение данного состояния в больших масштабах является признаком общественного диссонанса и, как следствие, аномии.
Представленный в статье подход к изучению одиночества может быть взят за основу разработки методики изучения одиночества студенческой молодежи как социального феномена, а также для изучения данного феномена в других социальных группах с выявлением релевантных сфер одиночества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зайцев В. П. Психологический тест СМОЛ // Актуальные вопросы восстановительной медицины. 2004. № 2. С. 78-80.
Иванченко, Г. В., Покровский Н. Е. Универсум одиночества социологические и психологические очерки. М. : Университетская книга, Логос, 2008. 425 с.
Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. СПб. : Речь, 2001. 104 с.
Никандров В. В. Экспериментальная психология. М., 2003. 512 с.
Пузанова Ж. В. Возможности эмпирического исследования одиночества // Вестник РУДН, серия «Социология». 2008. № 4. С. 28-37.
Румянцев Г. Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. С.112-117.
Столин В. В., Пантелеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 118-123.
Шагивалеева Г. Р. Одиночество и его переживания студентами. Елабуга : Ал-медиа, 2007. 157 с.
Rogers C. R., Dymond R. F. (eds.) Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago : University of Chicago Press, 1954. P. 7-13.