Социальная структура, социальные институты и процессы
А.Ю. ДОМБРОВСКАЯ
Типы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам социологического опроса в городах Орёл и Калуга)
В статье представлены результаты социологического исследования процесса социальной адаптации инвалидов. Конечный продукт исследования - определение типов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Автор сочетает количественную и качественную стратегии социологического исследования и предлагает разработку рекомендаций по совершенствованию условий социальной адаптации инвалидов в зависимости от типа их социальной ситуации и жизненной стратегии.
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, типы социальной адаптации.
Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья остается довольно сложной практической проблемой. Очевидно, что меры по обеспечению условий социальной адаптации инвалидов должны учитывать специфику социальных типов инвалидов, особенностей их социального поведения и жизненных стратегий. В научной литературе уделяется достаточное внимание социальным проблемам инвалидности. Среди наиболее известных работ следует назвать исследования М.М. Айшервуд [1], Е.В. Воеводиной [2], Н.Г. Гадировой [3], Г.М. Иващенко [4], Л.М. Ким [5], Э.К. Наберушкиной [6; 7], П.В. Романова [8; 9], Е.Р. Ярской-Смирновой [10] и мн.др.
Вместе с тем, наблюдается серьезный дефицит фундаментальных научных работ, в которых анализируются типы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
гз -о -о
с
ГЗ гз
О о
Изучая социальную адаптацию инвалидов с целью ее типологиза-ции, автор апробировала возможность поэтапного сочетания количественной и качественной стратегий в одном исследовании. Пилотажное исследование проводилось в сентябре 2011 г. в г. Орёл (респондентами явились инвалиды из числа актива и рядовые члены областного отделения Всероссийского общества инвалидов) и в г. Калуга (респонденты -читатели специализированной библиотеки для незрячих и клиенты социально-реабилитационных служб). Всего в исследовании приняли участие 100 лиц с ограниченными возможностями здоровья (60 человек в г. Орёл, 40 - в г. Калуга).
Используя количественную стратегию, в частности, тестирование1 уровня социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (с применением 16 индикаторов: объективные - социальные роли инвалида в семье, социальный статус в семье, социальное окружение, социальные связи, способность удовлетворить свои основные потребности, уровень социальной активности, уровень успешности социальной активности, коммуникативная компетентность, состояние здоровья; субъективные - удовлетворенность своими отношениями с окружающими, удовлетворенность своим социальным статусом, удовлетворенность своим образом жизни, удовлетворенность реализацией своих основных потребностей, удовлетворенность уровнем своей самореализации, характер самооценки, восприятие уровня своей включенности в группу, физическое самочувствие) нам удалось получить долевое распределение респондентов по типам социальной адаптированности (таблица 1).
Таблица 1
Распределение опрошенных по типам социальной адаптации
Тип социальной адаптации Калужская область Орловская область
Адаптанты 18% 14%
Субъективные адаптанты 19% 23%
Субъективные дезадаптанты 21% 27%
Дезадаптанты 42% 36%
Итого 100% 100%
1 Схема анализа данных тестирования была подчинена принципу: 1 балл - при выявлении адаптированности по данному индикатору, 0 баллов - при выявлении дезадаптированности по данному индикатору. Далее к числу адаптантов относили тех, кто набрал не менее 5 баллов по объективным критериям и не менее 5 баллов по субъективным индикаторам. Соответственно, объективные
г
Ч С
Как видно из таблицы, наибольший процент адаптантов составляют 91 инвалиды Калужской области (около пятой части опрошенных). Сопряжение этого типа социальной адаптации с социально-демографическими признаками показало, что две трети представителей этого типа - молодые мужчины (до 20 лет). В Орловской области этот тип социальной адаптации характерен чаще всего для мужчин в возрасте до 36 лет. Для них характерно сочетание высокой социальной активности и высокого уровня удовлетворенности различными сторонами своей жизни. Чаще всего такая позиция молодых мужчин связана с наличием одного или нескольких жизненных ресурсов, компенсирующих их ограниченные возможности здоровья: оказание постоянной поддержки и участия родителей и семьи в жизни молодого человека, наличие реализованного и реализующегося таланта или сферы профессиональной самоактуализации. Данное обстоятельство в определенной степени свидетельствует о подтверждении нашего теоретического положения о компенсаторном механизме социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие творческих задатков или других способностей инвалидов напрямую коррелирует со степенью их социальной адаптированности.
Субъективная адаптация, совмещающая низкий уровень объективных критериев социальной адаптации и высокий уровень удовлетворенности различными сторонами своей жизни, характерна для т.н. оптимистически настроенных людей с ограниченными возможностями здоровья. В структуре опрошенных их доля в среднем соответствует проценту респондентов, отнесенных к типу «адаптанты» (таблица 1). Такую жизненную позицию занимают чаще всего молодые мужчины (до 30 лет), имеющие возможность работать и участвовать в деятельности общественных организаций и организаций взаимопомощи инвалидов. В Орловской области данный тип социальной адаптации представлен мужчинами среднего возраста и частью женщин предпенсионного возраста. Общим ресурсом их социальной адаптации является оптимистические и социально позитивные установки в оценке своей жизненной ситуации. Для них, как и для адаптантов, характерен компенсаторный механизм социальной адаптации. Помимо занятия творчеством, представители данного типа социальной адаптации компенсируют свои жизненные ограничения участием в различного рода общественных инициативах,
адаптанты набирали не менее 5 баллов по объективным индикаторам и не более 4 баллов - по субъективным индикаторам. Субъективные адаптанты, наоборот, имели не более 4 баллов по объективным индикаторам и не менее 5 баллов по субъективным индикаторам. Дезадаптанты определялись как респонденты, набравшие не более 4 баллов по объективным и не более 4 баллов по субъективным индикаторам.
гз -о -о
с
ГЗ гз
О о
а также исполнением ключевых ролей в семье. Данный ресурс обеспечивает человеку с ограниченными возможностями здоровья ощущение социальной значимости и формирование позитивной самооценки.
Субъективная дезадаптация, сочетающая высокий уровень объективных критериев социальной адаптации и низкий уровень удовлетворенности различными сторонами своей жизни, характерна, как видно из данных таблицы, почти для каждого пятого калужанина с ограниченными возможностями здоровья. Среди представителей этого типа социальной адаптации около половины - молодые женщины и женщины среднего возраста (до 30 лет). Интерпретировать данное обстоятельство вполне целесообразно в опоре на исследование Е.Р. Ярской-Смирновой [10] и Э.К. Наберушкиной [6]. В данном исследовании показано, что гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности. Согласно основному заключению исследователей, женщина-инвалид испытывает еще более негативное дискриминационное воздействие со стороны общественного мнения, чем мужчина с инвалидностью. Речь идет о культивируемых в общественном дискурсе представлениях о женщинах-инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которые не в состоянии реализовать такие социальные роли, как мать и жена. По данным интервью с женщинами-инвалидами, запланировавшими беременность, дискриминация находит проявление в разных формах: от игнорирования их попыток получить медицинскую консультацию до выражения крайних форм сопротивления и угроз, направленных на убеждение таких женщин отказаться от деторождения.
Словом, общественные предписания относительно гендерных ролей женщин-инвалидов связаны с образом одинокой, непривлекательной для создания семьи особы, а, в случае возникновения у нее установок на вступление в брак, эта ситуация вызывает подозрение и непонимание. Дополнив указанные дезадаптирующие обстоятельства женщины-инвалида исторически сложившимся отсутствием возможностей получить желаемое образование и трудоустроиться, можно получить представление об основных причинах, по которым, в частности, молодые женщины с ограниченными возможностями здоровья и женщины-инвалиды среднего возраста имеют пессимистический настрой. Именно данными факторами, на наш взгляд, определяется доминирование среди субъективно-дезадаптированных респондентов феминной гендерной группы в возрасте до 30 лет.
Наконец, полностью дезадаптирована почти половина опрошенных калужан с ограниченными возможностями здоровья. Этот тип социальной адаптации сочетает низкий уровень объективных критериев социальной адаптации и низкий уровень удовлетворенности различными
г
а ч
сторонами своей жизни. Исследование выявило существование значи- 93 тельного сопряжения этого типа социальной адаптации с социально-демографическими признаками. Более двух третей представителей данного типа социальной адаптации являются женщинами предпенсионного возраста и пожилыми (старше 50 лет). Для них характерен ярко выраженный пессимизм в сочетании с низким уровнем удовлетворения со- g £ циальных потребностей. Это может объясняться тем, что данная социально-демографическая группа испытывает негативное воздействие одновременно нескольких факторов: ограниченные возможности в условиях инвалидности, социальные проблемы пожилого возраста и обладание социальным статусом пожилой женщины-инвалида. В России данный ролевой набор отражается на социальном самочувствии человека весьма отрицательно, и требуется изменение не только системы мер социальной поддержки, но, прежде всего, общественного дискурса и отношения общества к пожилой женщине с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо преодоление дискриминационных ат-титюдов и стереотипов, детерминирующих социальную дезадаптацию данной категории населения.
Среди респондентов, живущих в Калужской области, адаптанты составляют 22% от всех опрошенных инвалидов. Адаптанты, сочетающие высокий уровень объективных и субъективных индикаторов социальной адаптированности, составили 3% от общего числа опрошенных. Субъективные адаптанты, совмещающие низкий уровень объективных показателей социальной адаптированности и высокий уровень субъективной адаптированности, - 23%. Объективные адаптанты, демонстрирующие низкий уровень субъективной адаптированности при наличии высокого уровня объективных индикаторов адаптированности, - 13%. Наконец, 61% от общего числа участников исследования составили инвалиды, сочетающие низкие уровни объективной и субъективной адап-тированности (дезадаптанты).
Вместе с тем, из данного распределения можно получить минимум качественной информации о стратегиях и своеобразии процесса социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для уточнения содержания типов социальной адаптированно-сти инвалидов представим результаты неформализованного интервью с применением гайда, включающего вопросы о жизнеустройстве инвалидов, стратегии их взаимодействия с окружающими, об их социальной ситуации в целом.
Описывая нашу стратегию совмещения количественного и качественного анализа результатов предпринятого исследования, сделаем ссылку на опыт представителей Саратовской школы социологии (прежде всего, П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой), которые апробировали
гз -о -о
с
ГЗ гз
О о
количественно-качественную методику анализа медиатекстов [10]. В процессе определения выборочной совокупности для качественного анализа текстов ими был обоснован прием, заключающийся в отборе наиболее содержательных и информативных публикаций. Экстраполируя данный способ на наше исследование, для качественного анализа текстов интервью мы произвели отбор наиболее емких и обстоятельных ответов на открытые вопросы бланка интервью. Эти 23 нарративных текста и составили круг исследовательских случаев для гибких методов анализа и интерпретации данных опроса.
Помимо упомянутого нами метода обоснованной теории, в процессе анализа транскрибированных текстов интервью использовались еще две техники: дискурсивного анализа и поиска общего в различных текстах.
Говоря о содержательном наполнении стратегии социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, относящиеся к числу адаптантов и субъективных адаптантов, придерживаются стратегии, условно названной нами «ориентация на оказание помощи другим как ресурс социального самочувствия». Эти немногочисленные респонденты (их суммарная доля составляет 26%) свободны от стереотипов патерналистской помощи и оценивают себя с точки зрения того, чем они могут быть полезны окружающим. Их высокая самооценка связана, прежде всего, с ощущением своей способности оказать практическую помощь другим и осознанием собственной значимости для этих лиц, нуждающихся в их поддержке. Инвалидов данных типов стратегий социальной адаптации отличает, как правило, широкий круг семейных обязанностей, участие в общественных объединениях различного рода, активная гражданская позиция.
Что касается двух других типов людей с ограниченными возможностями здоровья (объективные адаптанты и дезадаптанты), составляющих абсолютное большинство инвалидов, принявших участие в исследовании (суммарно 74%), то их характеризует противоположная стратегия социальной адаптации. Условно данную стратегию можно определить как «ориентация на получение пассивной помощи и покровительственное отношение к себе». Для данной категории информантов характерна позиция ожидания помощи от государства, родственников, общественных организаций при полном нежелании проявлять социальную активность. Рассказывая о своей жизни, данные респонденты делают упор на перечислении своих проблем, отсутствии перспектив их разрешения, формирование пессимистического представления о своем жизнеустройстве, вербализируют проблемы своей социальной изолированности и невозможности удовлетворить свои потребности.
Эти наиболее общие выводы дополним результатами качественного анализа отдельных нарративов людей с ограниченными возможностями,
г
Ч С
полученными в процессе их свободных ответов на вопросы трех цен- 95 тральных тем: их социальное самочувствие, наиболее острые жизненные проблемы и условия успешной социальной адаптации.
Отвечая на первый вопрос, люди с ограниченными возможностями описывали, как правило, свои психологические ощущения от пребывания в общественных местах и рассказывали о тех ресурсах, которые помогают им, несмотря на физические ограничения, адаптироваться в обществе. Эти рассуждения, на наш взгляд, также могут быть представлены рядом дискурсов.
1. Дискурс семьи как основного фактора собственной социальной адаптации. Дискурс-анализ отобранных для качественного исследования текстов интервью людей с ограниченными возможностями здоровья позволил выявить характерную для информантов тенденцию восприятия своей семьи как главного жизненного ресурса. Семья и, чаще всего, мать являются посредником, связующим звеном между обществом и человеком с инвалидностью. В отдельных случаях происходит нечто вроде социального симбиоза матери и ребенка, образующих фактически социальное целое. Словом, жизненные подвиги родителей в этом отношении, несомненно, служат важным фактором приспособления людей с ограниченными возможностями здоровья к общественной жизни в условиях инвалидности.
Примечательно то, что в случае отсутствия постоянного родительского внимания (как, например, у детей-инвалидов из дома-интерната), семья представляется тем, вопреки чему удалось приспособиться к ограничениям здоровья. Эти молодые люди выражают установку на преодоление жизненных ограничений для того, чтобы доказать своим родителям собственную полноценность. Эта мысль прослеживается в высказываниях такого рода: «Я приобрету профессию, устроюсь в жизни, создам свою семью и они (родители) поймут, что у меня всё хорошо». Значимым аспектом анализа данных текстов является и то, что создание собственной семьи и воспитание детей для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанных в доме-интернате - ведущий стимул жизни и обязательное условие собственной состоятельности, это их цель и главный жизненный ориентир. Поэтому, принимая во внимание то, что некое условие может быть и положительным, и отрицательным стимулом, считаем, что семья для инвалидов представляется ключевым фактором их социальной адаптации.
2. Дискурс самовосприятия. Согласно результатам качественного анализа отобранных текстов интервью, люди с ограниченными возможностями здоровья говорят об отношении к себе со стороны окружающих как о важном факторе формирования собственной «Я-концепции», а, следовательно, значимом ресурсе социального приспособления.
гз -о -о
с
ГЗ гз
О о
Описывая данный дискурс самовосприятия, мы установили некое противоречие. С одной стороны, информанты заявляют о необходимости отношения к ним как к равным в общественных местах («без унизительных взглядов сочувствия и проявления жалости»), с другой - демонстрируют явную установку на свое «особое положение» в общественных местах: транспорте, на дороге, очереди и пр. Полагаем, что существуют как объективные, так и субъективные причины этого явления. Среди объективных - тот факт, что состояние безбарьерной среды в городах нашей страны далеко от совершенства, и самостоятельно, без посторонней помощи, люди с болезнями опорно-двигательного аппарата или органов зрения передвигаться зачастую не могут. Отсюда - те обидные и нежелательные для инвалидов реакции со стороны окружающих. Весьма значимы и субъективные факторы, заключающиеся в формировании масс-медийным информационным полем дискриминационного дискурса инвалидности, репрезентирующего людей с ограниченными возможностями здоровья как пассивных и недееспособных получателей помощи. Против данного стереотипа и звучат заявления информантов о важности отношения к себе как к полноценным членам общества. Отметим, что сегодня в нашем обществе все еще не преодолена дискриминация по физическому признаку, мы все еще оцениваем людей, в первую очередь, по признаку нормы психофизиологического строения, тогда как более социально оправдано оценивать человека, прежде всего, по его способностям и личностным качествам.
3. Дискурс наиболее значимых для инвалидов видов помощи. Размышляя о самых необходимых видах помощи, люди с ограниченными возможностями называют, прежде всего, материальную поддержку или натуральную помощь, т.е. имеют явную установку на получение пассивных видов помощи. В то же время, эти информанты демонстрируют высокую степень неудовлетворенности тем стереотипным образом инвалида, который сформировался под влиянием средств массовой информации и который представляет людей с ограниченными возможностями здоровья как лиц, ориентированных на иждивенческую жизненную позицию.
Здесь мы вновь имеем дело с определенным противоречием, превращающим в замкнутый круг такой важный аспект социальной реальности человека с ограниченными возможностями здоровья, как его социальный статус и самооценка. Объективно инвалиды нуждаются, в первую очередь, в материальной помощи, но это далеко не единственные их потребности. Им необходимы и статусная, и информационная, и диффузная (организация досуга) виды помощи. Однако доминирующий общественный дискурс как бы легитимирует достаточность пассивной помощи людям с ограничениями здоровья. В этой связи значимым
г
Ч С
видится удовлетворение средствами массовой информации статусных 97 и информационных потребностей инвалидов посредством увеличения удельного веса материалов об инвалидах, для них и от лица самих людей с ограниченными возможностями здоровья. Важно не только количественное изменение, но и качественное преобразование таких сообщений. Следует представлять инвалидов как людей, выполняющих определенные социальные роли и функции, как лиц, успешно преодолевающих жизненные ограничения.
4. Дискурс осознания инвалидами реализуемой обществом стратегии их социальной изоляции. Наиболее полное выражение данный дискурс находит в нарративах молодых людей с ограниченными возможностями здоровья - воспитанников дома-интерната. В их рассуждениях присутствует осознание некой ниши, в которую общество помещает детей-инвалидов, и, прежде всего, воспитанников дома-интерната. Значимым для информантов представляется получение возможности обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях, а не в специализированных школах. Очевидно, поэтому, как бы доказывая наличие своих способностей, в процессе свободного интервью мы фиксировали их постоянные попытки доказать свою интеллектуальную состоятельность, хотя никаких сомнений в их мыслительных способностях мы не выражали. Результаты анализа этих интервью, по сути, могли бы внести важный вклад в дискуссию о том, что более комфортно для инвалидов: их помещение в специализированные учреждения «к себе подобным» или их полная социальная интеграция.
Подводя промежуточные итоги нашего пилотажного исследования, отметим, что нами выявлено явное недопонимание, расстояние между жизненными пространствами инвалидов и остальных людей. Рассматриваемая проблема имеет две стороны. Одна заключается в том, что общественность лишена культуры отношения к людям, имеющим инвалидность. Другая - в том, что сами люди с ограниченными возможностями в силу стереотипности общественного сознания имеют в большинстве своем низкую самооценку, недостаточный уровень амбиций и пассивную стратегию социальной адаптации.
Для того чтобы сравнить результаты качественного анализа отобранных текстов интервью с распределениями, полученными в процессе количественного анализа, представим данные долевой репрезентации значений измеряемых признаков.
Показательными данными являются осевые распределения ответов респондентов на вопросы о наиболее востребованных видах помощи как ресурсов и условий их успешной социальной адаптации, а также о препятствиях, затрудняющих, по мнению людей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в общество.
гз -о -о
с
ГЗ гз
О о
Наиболее востребованными для них видами помощи являются материальная помощь (39%), помощь в обучении, получении профессии и трудоустройстве (19%), помощь в организации интересного досуга (16%).
В том случае, если бы мы ограничились количественным анализом данного признака, основной вывод был бы очевиден и касался бы доминирования пассивных видов помощи как наиболее востребованной инвалидами поддержки. Тот факт, что другая половина ответов людей с ограниченными возможностями здоровья касалась т. н. активных методов социальной поддержки, скорее всего, не дал бы содержательной информации, поскольку на каждый вид активной помощи приходилось не более пятой части ответов респондентов. Лишь располагая результатами качественного анализа свободных ответов людей с ограниченными возможностями здоровья о тех ресурсах и условиях, при которых возможна их более успешная социальная адаптация, мы можем интерпретировать полученные цифры более корректно и обоснованно. Так, зная о противоречии, заключающемся в том, что, с одной стороны, инвалиды ориентированы на получение материальных благ от государства, с другой - имеют явную неудовлетворенность пассивным стереотипным дискриминационным образом инвалида, который бытует в межличностной коммуникации, при анализе указанных частот мы обратим, в первую очередь, внимание на то, что более половины (52%) ответов опрошенных связаны с их стремлением к социальной интеграции и ощущением себя полноценным членом общества.
Распределение ответов респондентов на вопрос о барьерах социальной интеграции и их последующее сравнение с данными качественного анализа также позволит нам понять, насколько неполными были бы результаты исследования, ограниченного исключительно интерпретацией частот.
Так, осевое распределение данного признака указывает на явное доминирование среди ответов респондентов жалоб, сетований на некое объективное препятствие (отсутствие пандусов и других специальных устройств для подъема и передвижения инвалидов по городу). В условиях отсутствия результатов качественного анализа неформализованных ответов людей с ограниченными возможностями здоровья, мы, очевидно, пришли бы к выводу о пассивной адаптационной стратегии инвалидов, ориентирующихся на некое самооправдание: собственная дезинтеграция объясняется ими отсутствием определенной помощи и ресурсов, «спускаемых сверху», некоего государственного участия. Однако, зная о содержании определенной части нарративов людей с инвалидностью относительно их мнения о барьерах собственной социальной интеграции, мы читаем и интерпретируем данные указанного распределения несколько иначе.
г
Ч С
Прежде всего, результаты качественного анализа текстов интервью 99 предопределяют целесообразность объединения, суммирования долей, приходящихся на такие варианты ответов, как «неуверенность, отчаяние инвалида» и «дискриминационные социальные стереотипы». Анализ текстов интервью показывает, что между названными значениями существует причинно-следственная связь. Так, рассказывая о бытующей в межличностной коммуникации социальной стереотипизации инвалидов как людей, ориентированных на пассивную жизненную позицию и роль общественного балласта, респонденты приходят к выводу о том, что это служит причиной их отчаяния и неуверенности в своих силах. Весьма значимо для нас также, что сопоставление ответа респондента на закрытый и открытый вопрос об одном и том же дает совершено противоположные данные. Выбирая из числа предложенных вариантов, участники опроса чаще всего ориентируются на некую фатальность и признание невозможности решить проблему социальной интеграции инвалидов в российском обществе. В то же время, отвечая на тот же вопрос о барьерах социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в открытой форме, респонденты выходят на рассуждения о собственных личностных ресурсах и воспоминания об успешном опыте преодоления жизненных ограничений. Очевидно, что в процессе интерпретации вышеуказанного распределения частот на вопрос о препятствиях социальной интеграции инвалидов пятипроцентное значение признака «всё преодолимо при желании» осталось бы, скорее всего, незаслуженно проигнорированным.
Говоря о наиболее общих выводах, полученных в результате сочетания количественного и качественного анализа данных интервью, отметим важную, на наш взгляд, тенденцию, которая может быть вполне очевидной и оправданной с точки зрения здравого смысла. Так, оценивая специфику процесса социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, мы установили, что наибольшие отличия этот процесс имеет в случае с инвалидами, имеющими т.н. видимые ограничения (прежде всего, отсутствие конечности, зрения или перемещение в инвалидной коляске). Это объясняется тем, что помимо объективных жизненных затруднений, связанных с ограничениями здоровья, у данных инвалидов появляются дополнительные препятствия социальной адаптации в виде стереотипного, дискриминационного отношения окружающих. В связи с этим, нам представляется такая закономерность: для людей, имеющих общие заболевания и не имеющих видимых особенностей внешности, статус инвалида является позитивным фактором адаптации экономического порядка (получение пособия), в остальном процесс социальной адаптации этих людей не сильно отличается от такового для населения в целом. Инвалиды же с видимыми
ГЗ -о -D Q.t" "
с
ГЗ гз s S
О о
ограничениями здоровья наделены неким «социальным клеймом» [2], стигматизирующим их как общественную обузу и недееспособных индивидов, поэтому их экономическая и в целом социальная активность затруднена в гораздо большей степени, чем у людей с ограниченными возможностями здоровья, например, по общему заболеванию.
Таким образом, сочетание количественной и качественной стратегий позволило нам не только выявить долевое распределение типов социальной адаптированности по вертикальной оси признака, но и содержательно, качественно проанализировать своеобразие стратегий их социальной адаптации. Перспективой данного исследования может стать разработка на основе масштабного социологического исследования практических рекомендаций социальным службам и общественным организациям по формированию стратегии взаимопомощи у людей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социальной адаптации.
Библиографический список
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Монография. М., 1991.
2. Воеводина Е.В. Стигматизация студентов-инвалидов и адаптационные стратегии российских вузов: Монография. М., 2012.
3. Гадирова Н.Г. Реабилитация детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной среде Германии: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
4. Иващенко Г.М., Ким Е.Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в московском городском клубе «Контакты-1». М., 1997.
5. Ким Л.М. Специфика самоотношения инвалидов в процессе групповой работы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2010.
6. Наберушкина Э.К. Социальное пространство инвалидности: формирование доступной среды: Монография. Саратов, 2009.
7. Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2013.
8. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов, 2006.
9. Романов В.П., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 50-59.
10. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Женщины и инвалидность: испытания на прочность // Социологические исследования. 2009. № 5. С. 70-76.