Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
749
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТАЦИЯ / УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ / ИНДИКАТОРЫ НАРУШЕННОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Решетникова Т.В., Груша А.В.

В статье представлен теоретический анализ особенностей, факторов и условий адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной организации с учетом особенностей нарушения и специфики нозологии. Освящаются особенности образовательного процесса участниками которого являются дети с ОВЗ. Рассмотрены основные направления деятельности специалистов общеобразовательного учреждения. Обращается внимание на роль семьи в процессе адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в школе. Показаны основные индикаторы нарушенной адаптации. Обсуждается эффективность отдельных видов психологического сопровождения адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DIFFICULTY IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents a theoretical analysis of the features, factors and conditions for the adaptation of children with disabilities to the conditions of a general educational organization, taking into account the characteristics of the disorder and the specifics of nosology. The features of the educational process, the participants of which are children with disabilities, are consecrated. The main directions of activity of specialists of a general educational institution are considered. Attention is drawn to the role of the family in the process of adaptation of a child with disabilities to school. The main indicators of disturbed adaptation are shown. The effectiveness of certain types of psychological support for adaptation is discussed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Т.В. Решетникова1, педагог-психолог А.В. Груша2, аспирант

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа №1 Белгородского района Белгородской области» 2Белгородский государственный национальный исследовательский университет 1(Россия, п. Северный) 2(Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-1-27-29

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ особенностей, факторов и условий адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной организации с учетом особенностей нарушения и специфики нозологии. Освящаются особенности образовательного процесса участниками которого являются дети с ОВЗ. Рассмотрены основные направления деятельности специалистов общеобразовательного учреждения. Обращается внимание на роль семьи в процессе адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в школе. Показаны основные индикаторы нарушенной адаптации. Обсуждается эффективность отдельных видов психологического сопровождения адаптации.

Ключевые слова: дети, ограниченные возможности здоровья, адаптация, условия адаптации, индикаторы нарушенной адаптации.

Отношение к людям с ОВЗ постоянно менялось на всем протяжении развития социума. В современном обществе большое внимание уделяется интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения. Основой этого процесса является готовность общества к переосмыслению отношения к людям, имеющим такой статус, с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в различных областях жизни, включая образование. Актуальность рассматриваемой проблемы так же связана со стремительным ростом количества детей, имеющим статус ОВЗ.

Образование детей с ОВЗ - многокомплексный процесс, который предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные и равные условия с другими детьми, специальные образовательные стандарты, учитывающие особенности этих детей, программы лечения, обучение и воспитание, содействие социальной адаптации и коррекцию имеющихся нарушений развития.

Бургасова Н.Е. полагает, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться в условиях инклюзии. Адаптация детей -процесс двусторонний, так как сама по себе предполагает приспособление к нормам, ценностям и формам функционирования социума, но сам социум и среда также приспосабливаются к особенностям детей с ОВЗ с учетом их зоны развития. Так, для успешной адаптации помимо ресурсов ребенка, необходимы еще изменения со стороны системы, в которую они интегрируются [2].

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности, например, необходимо понимать, что она является процессом более длительным, чем у детей с нормативным развитием. Что связано со сниженным темпом формирования навыков, значимых для адаптации, социализации и обучения.

Во многих исследованиях отмечается, что существует ряд факторов, влияющих на процесс и успешность адаптации детей с ОВЗ [1, 5]:

- специфика нозологии нарушения;

- психофизиологические особенности каждого ребенка;

- сниженное физическое здоровье;

- психологические барьеры в общении со сверстниками;

- ограниченность возможности принятия участия в некоторых видах деятельности в соответствии с возрастом (игровая, учебная, трудовая, коммуникативная).

Для успешной адаптации детей с ОВЗ к условиям общеобразовательной организации необходимо осуществлять целенаправленную работу в нескольких направлениях [3, 4, 5].

Одним из условий является реализация специальных психологических программ сопровождения, которые учитывает особенности и имеющиеся нарушения детей. Для обеспечения комфорта детей необходимо соблюдения критерия доступности образовательной среды, включающей в себя как педагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению пространства.

Повышает эффективность мероприятий, направленных на обеспечение адаптации, целенаправленная и системная работа с семьей. Задача семьи как микрогруппы заключается в оказании поддержки ребенка на всех этапах вхождения в общество, содействии в развитии разных форм коммуникации, освоении простейших бытовых навыков, а также в повторении и закреплении полученных школьных знаний, умений и навыков. Помимо этого, членов семьи рекомендуют вовлекать в образовательную и реабилитационную среду.

Другим важным условием, содействующим адаптации ребенка, может стать работа с педагогами по формированию у них навыков и компетенций необходимых не только для обучения, но и для успешной коммуникации с детьми. Педагог образовательного учреждения так же оказывает

воздействие на коррекцию социального опыта детей с особыми образовательными потребностями и на формирование межличностных отношений в классе.

Артюшенко Н.П. полагает, что успешной адаптации к общеобразовательному заведению у детей способствует привлечение их к внеурочной деятельности, в частности к спортивным секциям, музыкальным студиях и кружкам. Все это, по словам автора благоприятно сказывается на развитии коммуникации в группе, формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, приобретении социального опыта взаимодействия, формировании мотивации к творчеству и познанию, и в целом, индивидуальному развитию лиц с ОВЗ в условиях школы [1].

Индикаторами нарушенной адаптации детей могут быть следующие изменения в поведении детей: заторможенность, снижение настроения, чувство страха, нежелание идти в школу. Для родителей, прежде всего, поведенческие изменения детей должны стать факторами повышенного внимания во время протекания процесса адаптации ребенка.

Таким образом, эффективность адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной организации зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности адаптированных образовательных программ, программ психологического сопровождения, обучающих технологий, от отношения к таким детям педагогов, от образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому необходимо организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к общеобразовательному учреждению.

Библиографический список

1. Артюшенко, Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения // Школьный логопед. - 2011. - №1. -С. 5-24.

2. Бургасова, Н.Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии / Н Е. Бургасова, С.Ю. Танцюра // Логопед. - 2014. - №8. - С. 112-117.

3. Боровик, С.С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2015. - №11 (91). - С. 1283-1285.

4. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. - 2005. - №4. - С. 4-8.

5. Лучинкина, И.С. Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / И.С. Лучинкина, А.А. Кононова // Молодой ученый. - 2019. - №52 (290). -С. 237-240.

FEATURES OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DIFFICULTY IN GENERAL

EDUCATIONAL ORGANIZATION

T.V. Reshetnikova1, Teacher-Psychologist A.V. Grusha2, Post-graduate Student

Municipal educational institution «Severnaya secondary school №1 of the Belgorod district of the Belgorod region» 2Belgorod State National Research University 1(Russia, Severny) 2(Russia, Belgorod)

Abstract. The article presents a theoretical analysis of the features, factors and conditions for the adaptation of children with disabilities to the conditions of a general educational organization, taking into account the characteristics of the disorder and the specifics of nosology. The features of the educational process, the participants of which are children with disabilities, are consecrated. The main directions of activity of specialists of a general educational institution are considered. Attention is drawn to the role of the family in the process of adaptation of a child with disabilities to school. The main indicators of disturbed adaptation are shown. The effectiveness of certain types of psychological support for adaptation is discussed.

Keywords: children, disabilities, adaptation, adaptation conditions, indicators of impaired adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.