Научная статья на тему 'Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к социальной жизни через волонтёрство'

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к социальной жизни через волонтёрство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / МЕТОДИКИ АДАПТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADAPTATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION OF CHILDREN / VOLUNTEER MOVEMENT / ADAPTATION METHODS / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдецкая Елена Анатольевна, Белоцерковская Снежанна Владимировна

Успех включения детей с нарушениями развития зависит не только от характера и степени их инвалидности, но и от эффективности индивидуальных образовательных программ и образовательных технологий, учитывающих эти обстоятельства, отношение окружающих их людей и вообще образовательную среду для детей с ОВЗ. Очень важно организовать процесс социально-психологической адаптации «особенного» ребёнка в общеобразовательных учреждениях, так как психосоциальная адаптация это средство защиты личности, с помощью которого человек может ослабить или устранить свой внутренний психологический стресс, беспокойство, нестабильность во время взаимодействия как с другими людьми, так и с обществом в целом. Одним из значимых по эффективности социализации является адаптация детей с ОВЗ вместе с участниками волонтёрских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байдецкая Елена Анатольевна, Белоцерковская Снежанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of persons with limited health opportunities to social life through volunteering

The success of including children with developmental disabilities depends not only on the nature and degree of their disability, but also on the effectiveness of individual educational programs and educational technologies that take into account these circumstances, the attitude of people around them and the educational environment for children with disabilities. It is very important to organize the process of socio-psychological adaptation of the “special” child in educational institutions, since psychosocial adaptation is a means of protecting the individual, with which a person can weaken or eliminate his internal psychological stress, anxiety, instability during interaction with other people, so with society as a whole. One of the most important in terms of the effectiveness of socialization is the adaptation of children with disabilities together with participants in volunteer organizations.

Текст научной работы на тему «Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к социальной жизни через волонтёрство»

Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-15-21

УДК 371.9

БАЙДЕЦКАЯ Елена Анатольевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия baidezkaya@mail.ru

БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ Снежанна Владимировна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия kubgu22@mail.ru

АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСТВО

Аннотация. Успех включения детей с нарушениями развития зависит не только от характера и степени их инвалидности, но и от эффективности индивидуальных образовательных программ и образовательных технологий, учитывающих эти обстоятельства, отношение окружающих их людей и вообще образовательную среду для детей с ОВЗ. Очень важно организовать процесс социально-психологической адаптации «особенного» ребёнка в общеобразовательных учреждениях, так как психосоциальная адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого человек может ослабить или устранить свой внутренний психологический стресс, беспокойство, нестабильность во время взаимодействия как с другими людьми, так и с обществом в целом. Одним из значимых по эффективности социализации является адаптация детей с ОВЗ вместе с участниками волонтёрских организаций.

Ключевые слова: адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья, социализация детей, волонтерское движение, методики адаптации, образовательная программа

Для цитирования: Байдецкая Е.А., Белоцерковская С.В. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к социальной жизни через волонтёрство. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 С. 15-21. doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-15-21.

Elena A. BAIDEZKAYA

Kuban State University Krasnodar, Russia baidezkaya@mail.ru

Snezhanna V. BELOTSERKOVSKAYA

Kuban State University Krasnodar, Russia kubgu22@mail.ru

ADAPTATION OF PERSONS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES TO SOCIAL LIFE THROUGH VOLUNTEERING

Abstract. The success of including children with developmental disabilities depends not only on the nature and degree of their disability, but also on the effectiveness of individual educational programs and educational technologies that take into account these circumstances, the attitude of people around them and the educational environment for children with disabilities. It is very important to organize the process of socio-psychological adaptation of the "special" child in educational institutions, since psychosocial adaptation is a means of protecting the individual, with which a person can weaken or eliminate his internal psychological stress, anxiety, instability during interaction with other people, so with society as a whole. One of the most important in terms of the effectiveness of socialization is the adaptation of children with disabilities together with participants in volunteer organizations.

Keywords: adaptation of people with disabilities, socialization of children, volunteer movement, adaptation methods, educational program

For citation: Baidezkaya E.A., Belotserkovskaya S.V. Adaptation of persons with limited health opportunities to social life through volunteering. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6 - 1. PP. 15-21.

doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-15-21 (In Russ., abstract in Eng.).

В последнее время в законодательном пространстве России функционируют правовые нормы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лиц с ОВЗ), улучшается качество образовательных программ для цели адаптации данных «особенных» членов общества в социальную жизнь остальных граждан.

По данным статистики в России насчитывается более 15 млн лиц с ОВЗ, что примерно составляет около 11% всего населения страны. При этом дети -инвалиды составляют около 700 тыс. человек из более чем 2 млн детей с ОВЗ.

Отличительной особенностью правового поля, созданного для таких детей, является постепенная социализация их к жизни путём постепенного увеличения круга образовательных дисциплин. Им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, увеличения выбора рамок свободы при определении своего жизненного пути.

В ст. 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование [1]. Государственные и муниципальные образовательные учреждения и предприятия гарантируют бесплатное общее и среднее профессиональное образование. При этом гарантия предоставляется всем гражданам, независимо от их

состояния здоровья. Среди широкого круга права на образование имеют люди с «особыми» правовыми статусами, которые являются инвалидами. Суть закона заключается не столько в устранении ситуации, когда они фактически исключены из системы образования и общественной жизни, сколько в создании наиболее благоприятных условий для обучения этой группы.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» даёт однозначное понятие базовых определений:

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [2].

Общей чертой личности таких детей является то, что физические недостатки являются следствием «иного» положения, которое достаточно сильно отличается от общепринятой нормы поведения. Форма проявления таких недостатков приводит к новым изменениям личности и вызывает различные проблемы. При этом в случае всех детей с ограниченными возможностями, независимо от характера и объёма болезни, можно определить одну общую черту: они отличаются от других детей, и эта разница в какой-то степени определяет дальнейший путь их жизни. Дети с ОВЗ часто склонны самостоятельно изолировать себя от общества. Около двадцати лет назад для адаптации применяли метод отдельного обучения таких детей в школах и специальных учреждениях. На сегодня ситуация изменилась, и такие дети продолжают участвовать в нормальном жизненном процессе наряду с остальными, здоровыми детьми. Отклонения в развитии личности детей с ОВЗ приводят к нарушениям в области восприятия и коммуникации, также могут приводить к нарушениям в их эмоциональной сфере, что, в свою очередь, оказывает влияние на поведение, вызывает различные нежелательные формы активности. У ребёнка с нарушениями часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, горечи или стыда. Чувство собственного достоинства у данной категории детей также сильно занижено. По данным многих психологических исследований большинство детей имеют низкую самооценку, при этом нормальная либо высокая самооценки проявляются крайне редко. Образование оказывает решающее влияние на формирование радости к жизни и определение жизненных целей, развивает приспособляемость к меняющимся условиям жизни, гармонизирует существование ребёнка с ОВЗ при длительном нахождении в обществе.

Согласно ч. 4 ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, по сути, закон предусматривает три возможности: организовать обучение инвалидов полностью инклюзивным способом, т.е. в общем классе,

открыть для них отдельный класс в учебном заведении или создать институциональную (специальную, коррекционную) образовательную организацию для детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении, расположенном по месту жительства ребенка и его родителей, чтобы избежать постоянного проживания в интернате. Создать условия для их жизни и воспитания в семье, обеспечить общее образование для учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, специализирующихся на осуществлении образовательной деятельности, в соответствии с скорректированными базовыми общеобразовательными программами. В таких организациях создаются особые условия для обучения этих детей. В целом, обучение этих детей по месту жительства помогает обеспечить их постоянное общение с детьми нормального развития, тем самым способствуя решению проблем социальной адаптации и эффективной интеграции в общество. Процесс воспитания и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания общественности. Школьники с определёнными ограничениями здоровья либо инвалидностью составляют около 15% от общей численности остальных учащихся. При этом ожидается, что число таких учащихся возрастёт.

Успех включения детей с нарушениями развития зависит не только от характера и степени их инвалидности, но и от эффективности индивидуальных образовательных программ и образовательных технологий, учитывающих эти обстоятельства, отношение окружающих их людей и вообще образовательную среду для детей с ОВЗ. Очень важно организовать процесс социально-психологической адаптации «особенного» ребёнка в общеобразовательных учреждениях, так как психосоциальная адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого человек может ослабить или устранить свой внутренний психологический стресс, беспокойство, нестабильность во время взаимодействия как с другими людьми, так и с обществом в целом.

Одним из значимых по эффективности социализации является адаптация детей с ОВЗ вместе с участниками волонтёрских организаций.

Волонтёры - это люди, которые сознательно и бескорыстно трудятся во благо других. Волонтёры играют важную роль в жизни общества. В современном мире существуют проблемы, которые невозможно решить без помощи добровольцев. И для многих детей с ОВЗ - это, к сожалению, практически единственная реальная возможность общения со сверстниками, проявления себя (самореализации). Столь необходимая возможность почувствовать себя таким, как все. При этом, у здоровых ребят нарабатывается жизненная практика в том, чтобы научиться бережному общению со сверстниками, у которых те или иные возможности ограничены.

Некоторые образовательные учреждения создают проекты, направленные на социализацию и адаптацию «особенных» детей через развитие волонтёрских и творческих объединений [3].

Например, указывается значимость проекта, которая заключается в:

- получении детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного профессионального образования;

- разработке практических рекомендаций педагогам образовательного учреждения, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- привлечении студентов колледжа в волонтерскую деятельность в отношении детей-инвалидов.

Задачами проекта являются:

- формирование кадрового состава по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- организация взаимодействия и социального партнерства с заинтересованными организациями;

- обеспечение повышенного качества доступной среды;

- построение образовательного процесса колледжа с учетом интересов детей с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрение педагогических технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие творческих способностей обучающихся, в том числе привлечение данной категории к участию в творческих конкурсах различного уровня;

- развитие волонтёрской деятельности в отношении детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия);

- повышение уровня социальной активности и жизненной позиции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При этом эффективность указанного проекта обеспечивается поэтапным проведением различных мероприятий совместно не только педагогов и студентов учебного заведения, но и привлечением родителей детей с ОВЗ.

Важность проведения практических работ - составная часть социализации. Например, это различные акции и флешмобы, где дети общаются с людьми и усваивают социальный опыт [4]. Акция «Осторожно, водитель», где ребята на уроках труда самостоятельно изготавливали, писали и раздавали письма водителям. «Веселая переменка» - на уроках физкультуры ребята разучивали различные активные игры, упражнения и выезжали в другие школы города для проведения совместных перемен. «Георгиевская лента» - ребята на уроках развития речи рассказывали, писали листовки о своих родственниках и знакомых, принимавших участие в ВОВ. Просмотр различных фильмов, где описываются конфликтные ситуации позволяет учиться вместе с ними, как правильно избежать конфликта или как правильно из него выйти. Это очень важно уметь детям с ОВЗ, когда они столкнутся с социумом один на один, без поддержки и помощи волонтёров и учителей.

Сложность поведения детей-инвалидов требует предварительного обучения волонтёров при контакте и взаимодействии с такими детьми.

Учебные заведения проводят программы обучения добровольцев, такие как «Мы вместе», «Академия успеха», «Школа взаимной человечности», проходящие на разных уровнях взаимодействия с органами власти [5].

В Кубанском государственном университете также регулярно организуют праздники для детей [6]. «Эстафета добра» - всероссийская акция, цель которой заключается в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, в том числе с диагнозом ДЦП. К малышам, страдающим от этого заболевания, в детский сад г. Краснодара № 24, приехали волонтёры. Они показали ребятам игровое представление, в котором сами дети должны были принимать участие и выполнять различные задания: изображать эмоции, собирать картинки из частей и т.д. Несмотря на то, что детям было непросто выполнять некоторые задания (а им помогали волонтеры), они делали это с необыкновенной радостью. Получены положительные отзывы от заведующей детским садом, детям очень понравилось мероприятие. Данный проект реализуется за счёт средств президентского гранта

при поддержке общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации». В его рамках, помимо социализации детей, создаётся реабилитационный кабинет, в котором будет оказано содействие по подготовке профессиональных кадров, работающих с такими детьми.

Итогом этой работы является правильно проведённая работа волонтёров и педагогов, которая помогает ребёнку с ОВЗ преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать социальную компетентность и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //СПС Консультант Плюс.

2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 // СПС Консультант Плюс.

3. http://alattk.ru/doki/proekt_shag_navstrechu.pdf.

4. «Методы организации совместной предметно-практической деятельности волонтеров и детей с ОВЗ, обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности» / / Журавлёва Н.М. - педагог-психолог, МКОУ «ОШИ» г. Карабаша.

5. https://fip.expert/storage/publications/documents/7OsgXurAvnQG3ACx7I4fwGK 0PZO5jdJksrQ6mNCs.pdf

6. https://cabinet.kubsu.ru/ru/node/5490.

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dek-abrya 1993 g.) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993)]. ATP Consultant Plus. (In Russ.).

2. FZ "Ob Obrazovanii v Rossijskoj Federacii" No. 273-FZ ot 29.12.2012 [Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-Federal Law of 12/29/2012]. ATP Consultant Plus. (In Russ.).

3. http://alattk.ru/doki/proekt_shag_navstrechu.pdf. (In Russ.).

4. "Metody organizacii sovmestnoj predmetno-prakticheskoj deyatel'nosti volonterov i detej s OVZ, obespechivayushchej vozmozhnost' ih uspeshnoj social'noj adaptacii v ramkah urochnoj deyatel'nosti». Zhuravlyova N.M. - pedagog-psiholog, MKOU "OSHI" g. Karabasha ["Methods Of Organizing Joint Substantive And Practical Activities Of Volunteers And Children With Disabilities, Providing The Opportunity For Their Successful Social Adaptation In The Framework Of The Lesson Activity". Zhuravlyova N.M. - Teacher-Psychologist, MCOU "OSHI" Karabasha]. (In Russ.).

5. https://fip.expert/storage/publications/documents/7OsgXurAvnQG3ACx7I4fwGK 0PZO5jdJksrQ6mNCs.pdf. (In Russ.).

6. https://cabinet.kubsu.ru/ru/node/5490. (In Russ.).

Информация об авторах: Байдецкая Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар, Россия baidezkaya@mail.ru

Белоцерковская Снежанна Владимировна, магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия kubgu22@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2019 После доработки: 21.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Elena A. Baidezkaya, Cand. Sci. (Economics), Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia baidezkaya@mail.ru

Snezhanna V. Belotserkovskaya, Master Student, Kuban State University,

Krasnodar, Russia

kubgu22@mail.ru

Received: 11.11.2019

Received after reworking: 21.11.2019

Accepted for publication : 27.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.