Научная статья на тему 'Особенностей проявления личностно смысловой сферы в качестве регулятора профессионального становления будущего специалиста'

Особенностей проявления личностно смысловой сферы в качестве регулятора профессионального становления будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / PERSONALITY SEMANTIC SPHERE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL BECOMING / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONALITY HEIGHT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коркмазов Алим Викторович, Саградова Тамара Гарегиновна

В статье рассмотрены особенности формирование системы личностных смыслов, обладающих просоциальным, деонтологическим характером и предопределяющих профессиональную направленность как фактор личностного роста; выявленные факторы влияющие на процесс трансформации личностно смысловой сферы будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the manifestation of the personality of the semantic sphere as a regulator of the professional formation of the future specialist

The article deals with the features of the formation of a system of personal meanings that have a prosocial, deontological character and predetermine a professional orientation as a factor of personal growth; the revealed factors influencing the process of transformation of the personality of the semantic sphere of future specialists.

Текст научной работы на тему «Особенностей проявления личностно смысловой сферы в качестве регулятора профессионального становления будущего специалиста»

Педагогика

УДК: 378.2

преподаватель кафедры огневой подготовки, капитан полиции Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры психологии и педагогики, капитан полиции Саградова Тамара Гарегиновна

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В КАЧЕСТВЕ РЕГУЛЯТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирование системы личностных смыслов, обладающих просоциальным, деонтологическим характером и предопределяющих профессиональную направленность как фактор личностного роста; выявленные факторы влияющие на процесс трансформации личностно смысловой сферы будущих специалистов.

Ключевые слова: личностно смысловая сфера, профессиональное становление, личностный рост.

Annotation. The article deals with the features of the formation of a system of personal meanings that have a prosocial, deontological character and predetermine a professional orientation as a factor of personal growth; the revealed factors influencing the process of transformation of the personality of the semantic sphere of future specialists.

Keywords: personality semantic sphere, professional becoming, personality height.

Введение. Формирование и становление личности в условиях ВУЗа предполагает внедрение в учебный процесс технологий адаптивного включения обучающихся в профессиональную деятельность. При этом необходимо учитывать, что от будущего специалиста требуется не только определенная база профессиональных знаний, но и разнообразие личностных качеств, лучше адаптирующих их к постоянно изменяющимся социальным условиям, что позволит мобильно принимать неординарные решения в любых ситуациях. Подобные качества могут быть сформированы только в том случае, если будут восприняты как личностно значимые, позволяющие индивиду осознавать свою профессиональную идентичность и транслировать её окружающим.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное становление будущего специалиста в процессе формирования характеризуется определёнными этапами, связанными со специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, обеспечивающими успешное выполнение профессиональной деятельности, и напрямую связанными с поиском и нахождением личностного смысла в своей жизни, выбором своей профессиональной деятельности. Этот процесс заложен в самой человеческой природе, то есть является внутренняя интенция человека. Исследуя ценностно-смысловое отношение к профессии, Д.Н. Завалишина отмечает, что отношение старшеклассников к будущей профессии, как правило, характеризуется абстрактностью и романтичностью [7]. Абитуриенты, поступая в высшие учебные заведения, в силу воспринятых ими положительно окрашенных социальных ценностей, имеют не всегда верные представления о сущности выбранной ими профессии, особенностях процесса обучения данной профессии, требованиях к будущей трудовой деятельности. У молодежи, еще не в полной мере осуществлено формирование системы личностно-смысловых и ценностно-смысловых ориентации, что во многом затрудняет процесс профессиональной интеграции в условия самостоятельной жизни. Это объясняет проявление в данной категории исследуемых еще двух дополнительных типов значимого отношения к профессии: разочарование и отчуждение. С началом трудовой деятельности, по мнению Л.В. Шелеховой, характер ценностно-смыслового отношения индивида к профессиональной деятельности становится многовариативным, так как в процессе адаптации к профессии приходит осознание новых целей деятельности: овладение средствами деятельности и приложение реальных усилий по их формированию [2]. Это означает, что для субъекта период начала и завершения обучения соответствует переходу из одной смысложизненной ситуации в другую со всеми вытекающими последствиями: трансформацией сложившихся стереотипов, адаптацией к другим жизненным условиям, иной социокультурной среде, изменением социально-экономического статуса.

Согласно концепции Е.А. Климова, в процессе получения профессионального образования происходят внутренние и поведенческие перестройки индивида, что способствует его адаптации к новым условиям жизнедеятельности [3]. Кроме того, обучения в вузе подразумевает единый вид деятельности (познание) и характер труда (учеба), общую цель обучения (получение высшего образования), возрастную и психологическую однородность, что обуславливает выделение обучающихся в отдельную социальную группу. С целью раскрытия особенностей проявления личностно смысловой сферы в качестве регулятор профессионального становления будущего специалиста необходимо учитывать особенности возраста. Соглашаясь с И.С. Коном в том, что в период юности вопрос о смысле жизни становится основополагающим для личности, так как именно в этот время человек начинает задумываться о ближней и дальней перспективе в будущем [4], полагаем, что именно в данном возрасте происходит становление смысла жизни. Наше предположение основывается и на том, что для возникновения смысла жизни необходима выстраиваемая личностью «единая жизненная линия», проведение которой, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, дает возможность «в отделении значимого от незначимого, в определении меры и масштаба значимости (по критерию достойного или недостойного себя в целом)». На высшем уровне личность «самоопределяется по отношению к ходу в жизни в целом». Проведенный анализ ценностного аспекта отношения субъекта к жизни в целом, позволил автору утверждать, что «личностью разрешается противоречие, равное смыслу жизни, жизненно-мировоззренческого масштаба» [1]. Именно в рассматриваемый нами возрастной период активно формируется мировоззрение, предполагающее адаптацию личностных качеств к системе отношений и ценностей, присущей взрослым людям. Смысл жизни можно рассматривать именно как мировоззренческую проблему человеческого существования, решение которой

позволяет осознать сущность индивида, его место в социуме, жизненное предназначение, что актуализируется в период поздней юности.

Одной из форм проявления ценностных ориентации личности, формирующихся в процессе ее социализации, являются идеалы. Наиболее распространенные толкования идеала следующие: идеал как представление о должном, совершенном состоянии предмета или объекта; идеал как цель деятельности общественного субъекта; идеал как совокупность ценностей, на обладание которыми направлена активность личности, группы или общества.

Идеал можно рассматривать как специфическое отражение действительности в сознании человека в виде некой совершенной модели, образца. Общественно-политический идеал - это представления о современной социальной системе, отношениях, социальных условиях. Нравственный идеал - это «совершенный образец, к которому стремится человек в своем нравственном развитии». Эстетический идеал рассматривается как идеальный образ прекрасного в искусстве и жизни [81.

По мнению известного психолога С.Л. Рубинштейна, идеал является важнейшей категорией в системе ценностных ориентации личности. В их становлении идеал выполняет как прогностическую функцию, создавая систему нравственных устремлений, так и оценочную, являясь критерием поведения человека в различных ситуациях. Таким образом, идеал является высшей по степени обобщенности ценностью и предопределяет выбор личностью других ценностей [121.

В русле концепции Д.А. Леонтьева идеалы от ценностей отличаются по мотивации, по регулятивным свойствам, по сущностным признакам. Кроме того, идеалы обладают функцией векторов глобальных ориентации в социальной перспективе. Ценности же с социальной перспективой связаны слабее. Автор выделяет три формы существования ценностей: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности, личностные ценности [131. Иногда идеал рассматривают как род ценности, как высшую ценность. Между тем идеал отличается от идеи, ибо идея как понятийное выражение ценностного отношения - категория аксиологическая, а идеал как разновидность проекта - категория праксиологическая. Идеал воплощает то, что обладает для субъекта ценностью [51.

В этой связи особое значение приобретает процесс становления личности в вузе, формирование системы личностных смыслов, обладающих просоциальным, деонтологическим характером и предопределяющих профессиональную направленность как фактор личностного роста. Учитывая то, что на процесс становления личности как профессионала влияют две группы факторов: объективные (компетенции, требования) и субъективные (индивидульно-психологические особенности), необходимо в учебном процессе добиваться паритета объективных и субъективных факторов. Процесс изменений личности субъекта обучения, отражающий динамику становления личности на этапе профессиональной подготовки и в профессиональной сфере деятельности, с одной стороны, выступает в качестве вторичной социализации, характеризующий особенности вхождения индивида в профессиональное сообщество при помощи создаваемых в вузе для этого специальных условий. С другой - это процесс актуализации и творческой реализации интеллектуального и личностного потенциала будущего специалиста через включение в поиск профессиональных новаций, профессионального проектирования и разработки новых технологий в сфере профессиональной деятельности. Что способствует в процессе профессионального становления формированию интегрированных структур психологических компонентов профессионального самоутверждения личности [9]. Соответственно, в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов представляется необходимым создание условий для выявления зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения [61.

Личностно смысловая сфера является наиболее вероятной основой для формирования компетентной личности будущего специалиста, способного принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях, так как способствует регуляции поведения индивида в правовом пространстве, формированию духовно-нравственного базиса, а также определению целевых установок, витальных ценностей. Индивид, обладающий низким правовым сознанием, системой ценностей рассогласованной с общепризнанной в социуме, не осознавший смысл профессиональной деятельности, не сможет на должном уровне реализовывать себя как профессионал. Личностные ценности, как и ценности социальные, существуют в виде идеалов, т. е. моделей должного. Но, в отличие от социальных ценностей, именно личностные ценности задают индивиду конечные ориентиры его деятельности, побуждают его к активности в достижении определенных целей (личных или общественных). Без существования личностных ценностей жизнь общества не могла бы сохранять направленность на достижение групповых целей.

Активизация ценностного отношения, его формирование - процесс длительный и многоаспектный, поэтому профессиональная подготовка - всего лишь один из этапов этого процесса. Ценностное отношение личности в профессии начинает формироваться в общеобразовательном учреждении, продолжает в среднем специальном учебном заведении (или в вузе) и формирование устоявшейся системы ценностей по отношению к профессионально деятельности происходит уже непосредственно на рабочем месте [51. По мнению В.Э. Чудновского, процесс трансформации ценностно-смысловых ориентации проходит через всю жизнь индивида, «вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами» [71. Это является следствием того, что формирование личностно смысловой сферы индивида является диахронным процессом.

В процессе формирования ценностных ориентации профессиональной группы, на наш взгляд, следует учитывать что: любая ценность активна при условии работы мотивационных структур; решающая роль принадлежит пониманию содержания и сущности профессиональных ценностей; необходимо, чтобы преобладало положительное отношение к ценностям профессии; эмоционально-волевые качества личности характеризуют качество и динамику ценностных ориентаций; самооценка и самоанализ ценностей профессии необходимы для адекватного изменения системы ценностных ориентации.

Выводы. В вузе обучающиеся осваивают систему общепризнанных ценностных представлений, характеризующих профессиональную общность, на основе которой развиваются профессионально важные качества, формируется готовность к профессиональной деятельности, профессиональное самосознание, которые выражаются впоследствии в синтезе успешной учебно-профессиональной и трудовой деятельности, а также удовлетворенности выбранным путем.

Профессиональное становление, неразрывно связано с развитием личности в учебно-профессиональной деятельности, которое осуществляется в рамках конкретной профессиональной деятельности и определяется её содержанием, требованиями, условиями осваиваемой профессиональной деятельности.

В целом, профессиональное становление - это ступень формирования личности под воздействием педагогических приемов и методов обучения практическим навыкам, обеспечивающим успешную социализацию индивида.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. Мысль, 1991. - 299

2. Завалишина Д.Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. - М., 2001. -С. 193-203.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

4. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) / И.С. Кон. // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

5. Коркмазов A.B. Иновационные средства организации в проблеме психолого-педагогической готовности к управлению самостоятельной работой слушателя / Коркмазов A.B. // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (110). С. 261-262.

6. Коркмазов A.B. Психологическая оценка криминальных отклонений личности / Коркмазов A.B. // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 3 (22). С. 138-140.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 303 с.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А.Н. Леонтьев; под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 391 с; Т.2. - 318 с.

9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание / А.Н. Леонтьев // 13 симпозиум 18 Международного психологического конгресса. - М.: Наука, 1966. - С. 5-12.

10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.

11. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1988. - № 2.

12. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: в 2-х т. / СЛ. Рубинштейн. / - М.: Педагогика, 1989. -Т. I. с. - 488.

13. Саградова Т.Г. Ценностные ориентации личности у курсантов Краснодарского университета МВД России / Т.Г. Саградова // Научно-практический журнал «Вестник Краснодарского университета МВД России». 2015 - №4 (30) - С. 293-295.

14. Саградова Т.Г. Ценностные ориентации в психологической регуляции служебного поведения у сотрудников органов внутренних дел / Т.Г. Саградова // В сборнике: Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2016. С. 97-103.

15. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентации личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - №6.

16. Шелехова Л.В. Самопрезентация педагога-психолога как проявление профессиональной идентичности / Л.В.Шелехова. O.A. Седикова. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 3. - с. 389-396

17. Шелехова Л.В. Функции личностно-смысловой сферы / Л.В.Шелехова, А.А.Панеш // Культурная жизнь Юга России -Краснодар: ООО «Просвещение-Юг». - 2012. - №3. - С. 21 - 23

18. Нагоева М.А. Правовое воспитание среди несовершеннолетних / М.А. Нагоева. // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности материалы международной научно-практической конференции. под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. с. 192-195.

19. Нагоева М.А. Соотношение оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности. / М.А. Нагоева. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. с. 86-88.

20. Шамаев A.M. Профилактические мероприятия как эффективный способ противодействия экстремистским проявлениям // Шамаев A.M. / Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №10-2. С. 205-208.

21. Шамаев A.M. Некоторые вопросы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на спортивно-массовых мероприятиях // Шамаев A.M. / Успехи современной науки и образования. 2016. Т.2. №9. С. 120-122.

Педагогика

УДК 376.4-053.4(045)

магистрант факультета психологии и дефектологии Космачева Ирина Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей словаря у дошкольников с умственной отсталостью, описывается содержание работы по накоплению лексических единиц и закреплению их в активной речи детей на материале сказок В. Сутеева.

Ключевые слова: формирование, словарь, дошкольники с умственной отсталостью.

Annotation. The article examines the results of the study of the features of the vocabulary in preschool children with mental retardation, describes the content of the work on the accumulation of lexical units and their fixation in the active speech of children on the material of V. Suteev's fairy tales.

Keywords: formation, vocabulary, preschool children with mental retardation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.