Научная статья на тему 'Педагогические основы организации смыслоориентированного обучения в вузе'

Педагогические основы организации смыслоориентированного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE / МОТИВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / MOTIVE IN THE EDUCATIONAL PROCESS / SENSE ORIENTED INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркмазов Алим Викторович

В данной статье рассматривается содержание смыслоориентированного обучения, раскрывается преемственность опыта в образовательном процессе, компоненты ценностных и смысложизненных ориентаций, а так же процесс формирования личностных смыслов обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES OF THE ORGANIZATION OF SENSE-ORIENTED TRAINING IN HIGH SCHOOL

In this article, the content of sense-oriented learning is examined, the continuity of experience in the educational process, the components of value and meaningful orientations, as well as the process of formation of personal senses of learners are revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы организации смыслоориентированного обучения в вузе»

познакомившись со считалкой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?). Однако общая мотивация игры должна быть не на выигрыш, а на то, чтобы играть и получать от этого позитивные эмоции.

Важная задача педагогически организованной игры по изобразительному искусству - художественно-творческая. Она предполагает решение проблемной ситуации: разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. В этой цели заключёны способы игрового поведения, их выбор, механизм влияния игры на личность ребенка-художника.

Игра - явление демократическое, имеющие высокую воспитательную репутацию и творческие цели. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражательства к игровой инициативе и импровизации, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным.

Сегодня возросла роль компьютерных игр в жизни ребенка. В большинстве своем они не носят художественно-эстетической направленности. В соответствии с медицинскими требованиями ребенок 3-7 лет может находиться за компьютером не более 10-15 минут (5). Поскольку полностью исключить из жизни ребенка компьютер и гаджеты невозможно, то необходимо разработать комплекс мер, нацеленных на разработку художественно развивающих компьютерных игр.

Выводы. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение детей игровой практики - это лишение его детскости, лишение возможности для развития импульсов художественного творчества, воображения, эмпатии, одухотворения осваиваемого опыта жизни, активизации процессов познания окружающей действительности, науки и искусства. Художественно-творческая игра, как гарант детства, как явление человеческой культуры, может стать сильным союзником педагога в воспитании и развитии детей всех возрастных групп, действенным средством раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Литература:

1. Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 38.

2. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. Режиссура как построение зрелища. - М.: Издательство «Мир искусства», 2010. - 408 с. ISBN 978-5904407-04-9.

3. Копцева Т.А. Творческая игра - способ развития универсальных учебных действий младших школьников // Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику 2 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Копцева. - Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013. - C. 4-23.

4. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования -Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 20014. - 144 с., ил.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

6. Праздников Г.А. Игра и эстетическая культура личности. - Л., 1976. - С. 56-57.

7. Рид Г. Образование через искусство. - М.: Искусство, 1978. - С. 223.

8. Хёйзинг Й. Человек играющий. - Хаарлем, 1938. - С. 7.

9. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994. - С. 23-24.

10. Эльконин Д.В. Психология игры. - М., 1978. - С. 282.

Педагогика

УДК 371

преподаватель кафедры огневой подготовки, капитан полиции Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В

ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание смыслоориентированного обучения, раскрывается преемственность опыта в образовательном процессе, компоненты ценностных и смысложизненных ориентаций, а так же процесс формирования личностных смыслов обучающихся.

Ключевые слова: смыслоориентированное обучение, социокультурный опыт, мотив в образовательном процессе.

Annotation. In this article, the content of sense-oriented learning is examined, the continuity of experience in the educational process, the components of value and meaningful orientations, as well as the process of formation of personal senses of learners are revealed.

Keywords: sense oriented instruction, socio-cultural experience, motive in the educational process.

Введение. Современные условия жизни требуют от молодого человека, вступающего в жизнь, не только определенной базы знаний, но и разнообразных личностных качеств, которые помогут ему лучше адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. Все это предполагает целенаправленную, последовательную трансляцию социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. Некоторые ученные придерживаются мнения, что от способа учения и его содержания может меняться не только темп, но и направление всего психического становления личности, а сама обучающая деятельность в свою очередь является непосредственно условием и фактором данного развития. Следовательно, в «социальном учении», то есть в учении, проводящемся в группе, вырабатываются единые, общепризнанные смыслы и нормы, которые в дальнейшем стабилизируются во взаимодействии.

Формулировка цели статьи. Определение и теоретическое обоснование условий, позволяющих формировать конкурентоспособного специалиста, с определением подбора приемов, позволяющих актуализировать процесс формирования личностных смыслов обучающихся.

Активизация и стимулирование ценностно-смыслового самоопределения личности. Изложение основного материала статьи. Общность субъектов образовательного пространства в психолого-педагогической литературе рассматривается как полисубъект, характеризующий собой

«целостную открытую динамическую систему субъектов, отражающую феномен единства развития каждого субъекта, находящихся в субъект-субъектных отношениях, обусловленных совместной учебно-педагогической деятельностью». С точки зрения «смыслодидактики», понятие учебного процесса отличается определенной спецификой, обусловленной тем, что смысл в учебной деятельности рассматривается в роли задачи, цели, целеполагания. В содержании учебного процесса - смысл воспринимается в качестве особой формы культуры, как «откристаллизованные смыслы» [7]. В протекании учебного процесса - смысл принимается как определенные переживания его участников: в конкретном случае учителя и учащихся. Взятый в указанном аспекте учебный процесс, на наш взгляд, выступает как базис смыслового полисубъекта, характеризующийся единством развития личностно-смысловой сферы каждого субъекта в процессе совместной учебно-педагогической деятельности, рассматриваемой в качестве интенции смыслообразования.

Смысловой полисубъект предполагает соблюдение баланса между управлением учебным процессом со стороны преподавателя и саморегулированием учения самим студентом, основанным на личностно-смысловых предпочтениях, порождаемых смыслообразующей мотивацией. А.Н. Леонтьев доказал, что в содержании мотива огромную роль играют не стимулирующие, а смыслообразующие мотивы, поскольку они не только побуждают к деятельности, но и содержат в своем составе новый элемент - личностный смысл. Личностный смысл, таким образом, выражает отношение мотива к цели. Важно, что бы данное виденье было с первых дней учёбы в высшем образовательном учреждении. Например, не случайно, среди вопросов, задаваемых студентам на первых занятиях по математике, присутствуют вопросы: «А зачем мне нужно это изучать, если я буду экономистом?», «А где это может мне пригодиться в моей профессии?». Систематическое использование экономических понятий, законов, задач, идей и моделей при обучении математике позволяет разрешить данную проблему. Что дает возможность на первоначальном этапе обучения студентам самим формировать представление о значимости предмета и тем самым вовлекаться в сферу профессиональной культуры.

Образовательное пространство, будучи смыслонасыщенным, по сути своей является и смыслообразующим. С одной стороны в образовательном процессе смыслы предстают в качестве психологических единиц, с другой стороны, преимущественно, в качестве единиц культуры и обе стороны взаимносоотнесены друг к другу. В данном случае культура, выступая в роли смысловой субстанции и смыслового фонда социума, проявляется в двух ракурсах:

- социально-историческом, когда смыслы, откристаллизовавшись, приняли знаковую, воплощенную форму;

- реального бытия, жизни, живых отношений, раскристаллизованных социальных и личностных смыслов.

Раздвоение форм бытия культуры, позволяет сделать выводы, что образование так же, как и смысловая реальность является пространством соединяющим две эти формы существования культуры как смысловой действительности. То есть процесс формирования личностно смысловой сферы, обусловленный общими закономерностями личностного развития, движется по двум детерминирующим друг друга направлениям под воздействием нормативов взаимоотношений людей друг с другом и нормативов взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Все это подразумевает использование личностной составляющей содержания учебных дисциплин, обогащенной за счет:

а) привлечения дополнительных социокультурных источников, гуманитарных текстов, визуализации художественных и исторических образов, дающих возможность сделать актуальной ценностную составляющую содержания образования за счет выявления и сопоставления различных версий культурных смыслов, в том числе и версий, которые выходят за рамки научно-теоретического знания. Это позволяет субъектам образовательного процесса выстроить в сознании сложную многомерную динамическую ценностно-опосредованную картину мира [8];

б) смысловой экстраполяции - возможности субъективного переноса смыслового содержания одной ситуации в другие условия [1], то есть «проецирование» научных знаний в систему жизненных отношений, реальной деятельности и саморазвития человека, что обеспечивает смыслоориентированную направленность образовательного процесса;

в) выявление смыслосозидающего потенциала учебного материала и дополнение его разными способами объяснения явлений мира. При использование данного приема важно учитывать равноправное взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального), которое происходит не по способу «вытеснения» индивидуального и «наполнения» его общественным, а методом их постоянного взаимосогласования. Необходимо при этом обращать внимание на вхождение в структуру содержания образования личностного опыта самого обучающегося в форме переживаний, которые подлежат рефлексии, осмыслению, обобщению и выводам. Из этого следует, что основные усилия педагогов по обновлению содержания должны быть направлены на усиление его личностно-смысловой направленности.

Все это предполагает целенаправленную, последовательную трансляцию социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. Отличительной чертой обучения, как смысловой реальности, является то, что оно:

а) имеет возможность регулирования смыслообразования и создания условий, дающих возможность самопроявлению смыслов, направляющих данный процесс обучения в соответствии с закономерностями смыслообразующей деятельности обучающихся;

б) подразумевает использование смыслового потенциала с целью достижения других образовательных целей, тем самым способствуя формированию новых предпосылок для создания нового «витка» смыслообразования.

С целью подбора приемов, позволяющих актуализировать процесс формирования личностных смыслов обучающихся необходимо:

1) учитывать факт того, что смыслу свойственно «самопроизвольное» возникновение, а обучение в сою очередь может быть жестким и регламентированным. Ведь в этом случае, образовательное пространство может оказаться не только сферой способствующей, благоприятствующему смыслообразованию, но и может проявлять себя в форме «зоны риска», в которой, в условиях ненадлежащего решения проблемы, например, недооценки направленной трансляции смысла, может произойти разрушение жизненно важных для обучающихся смысложизненных ориентаций;

2) построение целостной педагогической технологии, направленной на стимулирование смыслообразования обучающихся, должно содержать соотношение более общих и более частных способов и приемов смыслообразования, то есть предполагать интенциальность. При этом возникает смысловой континиум от первичных, наиболее элементарных смысловых личностных образований (личностные смыслы, смысловые установки, мотивы) до уровня присущего высшим смыслам, которые формируют смысл жизни человека, важнейшие жизненные ценности, обуславливающие смысловую ориентацию человека в реальном и жизненном мирах. Это позволяет обеспечить единство и взаимосвязь всевозможных подсистем, компонентов, субъектов системы профессионализации, направленных на решение общей цели выражающейся в активизации и стимулировании ценностно-смыслового самоопределения личности [8].

В современном социокультурном обществе, в котором цели и ожидаемые результаты обучения должны соответствовать новым требования к профессиональной подготовке выпускников высшей школы, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов, происходят определенные изменение и в особенностях взаимодействия преподавателя и студента. Данное взаимодействие обладает определенной устойчивой направленностью, но способы реализации данного процесса могут быть различными. Понятие коммуникативной стратегии, как работы связанной с управлением смыслами, трактуется в учебном процессе как стратегия, направленная на «управление процессами создания картины мира, свойственной данному сегменту мира, объединенному как единой системой ценностей, так и едиными коммуникативными возможностями». Чем сильнее эти коммуникативные возможности, тем активнее будут проходить процессы общего смыслообразования. Л.Ц. Кагермазова отмечает отличия коммуникативных процессов от чисто информационных. По ее мнению, «коммуникативные потоки выступают как смыслообразующие, а информационные - выступают как форма, в которую этот смысл облекается». Поэтому коммуникационные стратегии можно рассматривать как представленное в технологии ценностно-смысловое намерение и его осуществление, то есть выбор пространства, типа взаимодействия, совокупности транслируемых смыслов, относительно которого строится система передачи знаний. Существенная роль в построении такого контакта отводится педагогу, его готовности и умению занять смыслоориентированную позицию, организовать условия, способствующие смыслоактуализации.

С целью создания условий, позволяющих формировать конкурентоспособного специалиста, преподавателю необходимо создать в процессе обучения атмосферу способствующую максимальному развитию смысловой сферы и основных ее компонентов - ценностных и смысложизненных ориентаций. К. Роджерс назвал учителей, способных развивать смысловую сферу обучающихся, фасилитаторами и выявил ряд общих методических приемов применяемые этими учителями в различных модификациях: использование средств обучения и создание условий, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность учащимся; создание в процессе обучения разнообразных «обратных связей» между учителем и учащимися (опрос, беседы, групповые формы общения и т.п.); заключение индивидуальных или групповых «контрактов» с учащимися, в которых после совместного обсуждения фиксируется четкое соотношение объемов учебной работы и ее оценок; организация процесса обучения в разновозрастных ученических группах, в которых ученики могут выполнять функции учителя; распределение учащихся класса на две группы, в одну из которых входят учащиеся с позитивными установками в отношении гуманистического обучения, а в другую - те, кто более склонен к авторитарному обучению; организация групп свободного общения (для учащихся, для учителей и смешанных) с целью формирования гуманистических личностных установок.

Продолжая исследования Роджерса, З.И. Исаев определил следующие условия организации учебного процесса, обеспечивающие эффективность реализации смыслосозидающих учебных технологий: ориентация работы педагогов на приоритет влияния знаний и способов их изучения на самоактуализацию и самовыражение учащихся; ориентировать цели на смыслодеятельность учащихся; уметь раскрывать смыслосозидающий потенциал учебного материала; составление учебных заданий по ключевым вопросам, требующим вариативных ответов, идей, мыслей и мнений учащихся; стимулирование и поддержка учителем инициативы учащихся в создании, высказывании и утверждении своих смыслов в изучаемых знаниях; компетентная оценка учителем степени влияния смыслодеятельности учащихся на углубленное понимание знаний, самовыражение и самореализацию.

В образовательном процессе учитывается специфика процесса смыслостроительства как глубоко индивидуализированного и «идущего от субъекта», т. е. не по внешнему заказу, а в связи с возникающей внутренней потребностью и готовностью к личностному росту [2]. Что подразумевает принятие смысловой сферы другого (смысловая эмпатия), отождествление индивидуализированного смысла со смыслом другого, микрогруппы, общества (смысловая идентификация), раскрытие своего смысла для другого (презентация), субъективность отношений, т.е. их «замыкание» на себе, желание соотнести внешний объект деятельности с внутренней потребностью субъекта.

Выводы. В процессе осуществления ценностно-смыслового поиска одним из главных средств его актуализации выступает диалогическое общение, ориентированное на проекцию «точек ценностно-смыслового роста» в настоящее, в актуальную педагогическую ситуацию. Что предполагает организацию информационно-образовательной среды, обеспечивающую активизацию рефлексивного субъект-субъектного общения между всеми участниками педагогического процесса, в который, помимо студентов и преподавателей, должны быть вовлечены представители профессионального сообщества по осваиваемым специальностям, работодатели, ведущие ученые и практики в соответствующих областях. Это подразумевает использование фасилитаторами активных методов обучения, учебного сотрудничества, расширение образовательных возможностей, предполагающих свободный выбор обучающихся. Данная форма обучения будет особенно эффективна, если в ходе обучения учитываются жизненные миры обучаемых.

Литература:

1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. / И.В. Абакумова. -Ростов н/Д.:' Изд-во Рост, ун-та, 2003. - 187 с.

2. Белякова Е.Г. Педагогические условия и средства обеспечения смысловой ориентации современного образования / Е. Г. Белякова http://lifelong-education.rU/index.php/ru/l

3. Исаев З.И. Дидактические условия реализации смыслосозидающих учебных технологий в основном общем образовании: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Исаев Замир Исаевич; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т] Махачкала, 2011

4. Кагермазова Л. Ц. Коммуникативная компетентность преподавателя. Учебно-методические рекомендации. Нальчик, 2008.

5. Коркмазов А.В. Психолого- педагогическая готовность преподавателей к формированию ценностной ориентации студентов с целью повышения эффективности самостоятельной работой / А.В. Коркмазов // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современнойнауки и образования». - 2016 - №9 - Т-1 С. 176-177

6. Коркмазов А.В. Психолого-педагогические приемы формирования и развития системы личностных смыслов в образовательном процессе. / А.В. Коркмазов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. Сборник научных трудов. г. Ялта-2017 - №56 Т-10 С. 253-265.

7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. 487 с.

8. Лукьянова Л. В. Ценностно-смысловое самоопределение студентов в учебно-воспитательном процессе учреждений среднего профессионального образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Комсомольск-на Амуре гос. пед. ун-т Комсомольск-на-Амуре, 2006

9. Нагоева М.А.Правовое воспитание среди несовершеннолетних / М.А. Нагоева. // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности материалы международной научно-практической конференции. под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. с. 192-195.

10. Нагоева М.А. Соотношение оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности. / М.А. Нагоева. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. с. 86-88.

11. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия Текст.: Пер. с англ. / К. Роджерс. - М.: Рефл-бук; - Киев: Ваклер, 1997. - 320 с.

12. Шамаев А.М. Профилактические мероприятия как эффективный способ противодействия экстремистским проявлениям // Шамаев А.М. / Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №10-2. С. 205-208.

13. Шамаев А.М. Некоторые вопросы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на спортивно-массовых мероприятиях // Шамаев А.М. / Успехи современной науки и образования. 2016. Т.2. №9. С.120-122.

14. Шелехова Л.В. Самопрезентация педагога-психолога как проявление профессиональной идентичности / Л.В.Шелехова. О.А. Седикова. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 3. - с. 389-396

15. Шелехова Л.В. Функции личностно-смысловой сферы / Л.В.Шелехова, А.А.Панеш // Культурная жизнь Юга России - Краснодар: ООО «Просвещение-Юг». - 2012. - №3. - С. 21 - 23

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Кочемасова Любовь Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет», (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного рынка труда с учетом региональных особенностей. Обоснована подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья в многоуровневой системе высшего профессионального образования в контексте учебно-производственной практики. Наиболее оптимальной формой повышения профессионального образования является профессиональная подготовка конкурентноспособного специалиста социальной сферы в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения в Южном округе города Оренбурга.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; компетентностный подход, профессионализм; профессиональное мастерство; учебно-производственная практика; студент с ограниченными возможностями здоровья, модернизация образования; профессиональная подготовка.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming professional competence of students with disabilities in the conditions of the modern labor market, taking into account regional peculiarities. The training of students with disabilities in a multi-level system of higher professional education in the context of training and production practice is substantiated. The most optimal form of improving vocational education is the professional training of a competitive specialist in the social sphere in the conditions of the Complex Center for Social Services of the Population in the Southern District of Orenburg.

Keywords: professional competence; competence approach, professionalism; professional skills; training and production practice; student with disabilities, modernization of education; professional training.

Введение. Преобразования, происходящие во всех сферах общества, поставили проблему совершенствования и развития профессионального образования. В профессионально-педагогическом образовании наметились тенденции развития: многоуровневое профессиональное образование; усложнение и усиление психолого-педагогической и гуманитарной подготовки; разнообразие специализаций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров. Появилась потребность в реализации новых подходов к организации и содержанию подготовки студентов педагогического вуза, способных адаптироваться в сложившихся условиях.

Формулировка цели статьи. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.