Научная статья на тему 'Функции личностно-смысловой сферы'

Функции личностно-смысловой сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ФУНКЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович

В статье представлена функциональная составляющая личностно-смысловой сферы, отражающая многообразие механизмов, факторов формирования и развития аксиологической системы социальной ориентации. Ключевые слова: личностно-смысловая сфера, функции, личностные ценности, аксиологическая система социальной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции личностно-смысловой сферы»

№ 3 (46), 2012

жизнь Юга России"

Л. В. ШЕЛЕХОВА, А. А. ПАНЕШ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ

В статье представлена функциональная составляющая личностно-смысловой сферы, отражающая многообразие механизмов, факторов формирования и развития аксиологической системы социальной ориентации. Ключевые слова: личностно-смысловая сфера, функции, личностные ценности, аксиологическая система социальной ориентации.

Наличие ценностных и смысложизненных ориентаций делает жизнь наиболее активного слоя общества - молодежи - осознанной, осмысленно подчиняющейся определенным планам и целям. Поскольку период профессионального становления охватывает большую часть юности и молодости, возникает необходимость развивать личностно-смысловую сферу студентов с учетом всех аспектов ее функциональной составляющей.

Отсутствие в современной психолого-педагогической науке общепринятого подхода к данному комплексу проблем объясняется различием в понимании факторов и механизмов формирования, развития, функционирования личностно-смыс-ловой сферы. Этот феномен активно изучается отечественными и зарубежными исследователями. Э. В. Соколов, акцентируя систематизацию нравственных значений общественных явлений и ориентиры поведения, определяющие направленность действий субъекта, предлагает выделить: экспрессивную функцию, функцию защиты личности, познавательную функцию, функцию координации внутренней психической жизни (гармонизации психических процессов, согласования их во времени и применительно к условиям действительности) [1]. Н. Н. Королева, взяв за основу «смысловые образования в картине мира личности», включает в группу основных функций репрезентативную, интерпретативную, регулятивную, интегратив-ную. Аналогичной позиции придерживается и А. В. Серый. Исходя из организационной системы личностных смыслов и ее уровневой структуры, он выделяет: функцию интерпретации ощущений, способствующую возникновению потребностей и мотивов; функцию адаптации индивида к окружающим условиям социальной действительности; функцию интегрирования личности в условия социальной жизни; функцию генерализации и операционализации [2]. Б. С. Братусь ограничивается рассмотрением двух функций: функции жизненной перспективы, которая отвечает за создание образа перспективы развития, постановки жизненных целей, и функции нравственной оценки действий (в отличие от ситуативной, она подразумевает надситуативную опору, особый психологический план, который становится для каждого человека системой смысловых образований и ее осознанием) [3]. У М. С. Яницкого, опирающегося на работы Н. Н. Королевой и Б. С. Бра-тусь, представлена следующая систематизация:

- функции регуляции всех побудителей активности человека, которая определяет приемлемые способы их реализаций. По его мнению, эта фун-

кция является важнейшим психологическим органом саморазвития человека;

- функции внутреннего источника жизненных целей;

- функции жизненной перспективы;

- функции регуляции поведения [6].

В своем подходе к личностно-смысловой сфере мы рассматриваем ее как относительно устойчивую, автономную, иерархически организованную совокупность смысловых структур, функционирующих как единое целое и отвечающих за механизм формирования аксиологической системы социальной ориентации. Она представляет собой особым образом организованную динамическую систему смысловых образований, сочетающих в себе элементы образа, знания, отношения, оценки и связей между ними, и является важным звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью, обеспечивающим смысловую регуляцию жизнедеятельности субъекта.

Личностные ценности актуализируются во взаимодействии трех компонентов: значение прошлого - осмысленность настоящего - осознанность будущего. В этом отношении актуально высказывание Я. Л. Морено: «Каждая вещь, форма или идея имеют свое место, свой локус, который является наиболее подходящим и адекватным для них, они находят наиболее идеальное, совершенное выражение своего значения» [5]. Смысловое содержание бытия, проявляющееся во временных локусах, способствует объективации в сознании субъекта предметов окружающего мира, приводит к возникновению на личностном уровне представлений и трансформации смысловых образований в ценности - личностно-смысловая сфера формирует представление жизненного мира, в чем и заключается функция репрезентации.

Придаваемый при этом объекту смысл сообщает вещи некую субъективную ценность, зависящую от индивидуальных особенностей субъекта (его системы ценностей), а не от качеств самого объекта. В этой связи, отмечает Е. А. Климов, ценности не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта: «Ценность - это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде» [6]. Процесс актуализации смысла есть приобретение им личностного, а впоследствии -ценностного статуса: личностно смысловая сфера обладает функцией включения объективных значений явлений в систему личностных ценностей и жизненных установок индивида.

Сконцентрированный в ценностях социума

опыт прошлых поколений, результаты познания, совокупность общественно-значимых свойств и функций объектов и явлений - таков фундамент формирования личностно-смысловой сферы. По Д. А. Леонтьеву, ценности есть и источник и носитель значимых для человека смыслов [7]. Будучи включены в материальные отношения, смыслы (в отличие от ценностей) «надстоят» над материальными отнесениями и представляют собой «мета-отношения» [8]. Отраженное таким образом восприятие индивидом системы норм и ценностей социума предполагает наличие инструментальной функции, характеризующей степень восприятия субъектом системы норм и ценностей социума.

Определением ценности того или иного объекта служит оценка - комплексный акт сознания, в результате которого на основании соответствующих критериев (нормы, цели, требования, идеалы и т. д.) делается вывод о мере соответствия рассматриваемого объекта некому эталону. Данное отношение выступает в виде: объективной основы возникновения смысла; актуальной потребности субъекта, порождающей мотив; ориентира деятельности (идеала); ценностного отношения и актуализации смысла. В конкретном случае можно говорить о функции смысловой оценки личностно смысловой сферы.

Само по себе знание ценностей не делает их реальными регуляторами человеческих поступков. Основой поведения общественная ценность становится лишь при активном стремлении субъекта воплотить ее в жизнь, принять на себя ответственность за реализацию соответствующего поведения; в противном случае она остается принятой лишь на словах. Формирование ценностей происходит тогда, когда субъект решается на поступок, совершает выбор в пользу одной из альтернатив, может ее отстоять и по реакции «другого» выверить последствия своего выбора. То, что человек стремится принятые ценности передать другим, способствует самоутверждению личности. В этом заключается экспрессивная функция личностно-смысловой сферы.

Избирательное отношение человека к социальным ценностям проявляется в процессе освоения внешних структур через принятие выработанных в обществе норм (верований, установок, представлений и т. д.), которые, в результате, становятся внутренними регуляторами его поведения - установками, убеждениями, предпочтениями. З. И. Файнбург говорит о «чрезвычайной сложности системы ценностных ориентаций личности», о «ее детерминации социальным» и многоплановости зависимостей: «Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» [9]. Такова смысловая сторона направленности личности, внутренняя содержательная основа внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности, выполняющая роль ориентировочной реакции в поведении личности, что говорит о наличии регулятивной функции.

В кризисной ситуации из-за возникающего внутреннего напряжения реалии могут предстать искаженными: когда восприятие объектов теряет

перспективу (многогранность), «смыслы» подменяются «значением», доминирующим в одном из временных локусов, - происходит деформация системы личностных смыслов. Теряя ощущение себя как субъекта смыслового отношения, человек осознанно или спонтанно прибегает к различным формам психологической защиты: не извлекая смысл из настоящего, воспринимает действительность на основе прошлого опыта или своих представлений относительно будущего, зафиксированных в аксиологической системе социальной ориентации. В подобной ситуации многое зависит от уровня сфор-мированности компонентов личностно-смысловой сферы субъекта. Эта сфера помогает сохранить «статус-кво» личности в кризисные моменты, т. е. обладает функцией самозащиты.

Личностные смыслы выступают связующим звеном между различными подсистемами личности. Являясь компонентами более сложной системы - личности, они сами представляют иерархически выстроенную последовательность, отражающую процессы развития и функционирования личности на различных этапах жизнедеятельности. Ф. Е. Василюк пишет о качественной эволюции: первоначально жизненные ценности существуют в виде эмоциональных реакций на их утверждение или нарушение; впоследствии приобретают форму «знаемых» мотивов; далее -мотивов смыслообразующих и, в конце, - одновременно смыслообразующих и реально действующих. При этом меняется степень осознанности ценностей: «Ценность из "видимого", из объекта превращается в то, благодаря чему видится все остальное, - во внутренний смысловой свет» [10]. Став реальным мотивом и источником осмысленности бытия, ценности способствуют личностному росту и совершенствованию субъекта. Это не только предполагает отражение субъектом «своих» личностных смыслов, но и является формой активности, процессом личностного решения о принятии / не принятии этих смыслов. Сознательный, ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции (как внутренней динамики мотивов, целей и смыслов) предполагает реализацию субъекта на уровне целостного Я. Поэтому личностно смысловая сфера обладает функцией структурирования собственного Я. Ее выполнение требует умения выделять из множества объектов те, что представляют некоторую ценность и способны удовлетворять потребности.

Степень упорядоченности внутреннего мира индивида, обусловленная становлением смысловой сферы как «точкой приложения сил личности» (Б. С. Братусь), зависит от того, какие ценности входят в данную структуру, каковы их сочетания и иерархия. В этом смысле степень сформирован-ности структуры и содержания ценностных ори-ентаций выражается в стремлении личности привести в систему суть личностных смыслов (норм, ценностей), что и становится содержательной стороной функции генерализации.

Процесс осмысления воспринимаемых образов

№ 3 (46), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

протекает как ценностное сопоставление смысловых содержаний с «собственным Я». Решения о приемлемости «для себя» тех или иных мыслей (мнений, переживаний) являются, прежде всего, нравственными - помогают осознать ответственность за личностные решения и качественные изменения структуры личностно-значимых ценностей; понять необходимость в контроле над личностными переживаниями и дальнейшими своими действиями. В этом проявляется функция контроля личностно смысловой сферы.

Во взаимодействии с социумом человек получает возможность познать себя, оценить свои поступки и идеалы, которые в этих поступках реализуются. Это способствует фокусированию в личностных смыслах опыта конкретного субъекта. Личностно-смысловая сфера субъекта формируется под влиянием социальной среды, особенностей социальных групп, в которые личность входит. Как регулятор поведения во всех областях человеческой деятельности это способствует адаптации индивида к окружающим условиям (функция адаптации).

Исходя из субъективной иерархии личностных смыслов, представленной в сознании, субъект определяет свои жизненные перспективы (планы и цели), которые обусловлены совокупностью его доминирующих потребностей. Так как «смысл», представляет собой «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [11], будучи осознаны личностью, пишет М. С. Яницкий, данные потребности определяют жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом. Это подтверждает наличие функции жизненной перспективы.

Личностно-смысловая сфера является неотъемлемым компонентом процесса усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [12], - все перечисленные выше функции в той или иной степени выполняют функцию социализации.

Итак, в свете современных требований к развитию молодых людей и к процессу их обучения целостность системы основных функций лич-ностно-смысловой сферы предполагает наличие функций: репрезентации, инструментальной,

смысловой оценки, включения объективных значений явлений в систему личностных ценностей и жизненных установок индивида, генерализации, регулятивной, структурирования собственного Я, самозащиты, экспрессивной, контроля, адаптации, жизненной перспективы и социализации. Целостность данной системы является основой для развития разнообразных личностных качеств, формирования жизненных стратегий, способствующих адаптации в постоянно меняющемся современном мире.

Литература

1. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972. С. 41.

2. Королева Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. С. 84; Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово, 2002. С. 139.

3. БратусьБ. С. Аномалии личности. М., 1988. С.96-98.

4. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. С. 71-93; Он же. Ценностно-смысловая парадигма как методологическая основа прогнозирования развития личности // Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность. Томск, 2008. С. 61.

5. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001. С. 59.

6. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. С. 133.

7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. С. 223.

8. Петров И. Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия (смыслология о предназначении, статусе и металогике смысла) // Мир психологии. 2001.№ 2. С. 26-35.

9. Файнбург З. И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации: информ. бюл. ИКСИ АН СССР. 1969. № 25. Вып. 2. С. 59-99.

10. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. С. 122-123.

11. Леонтьев Д. А. Психология смысла ... С. 250.

12. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 22.

L. V. SHELEKHOVA, A. A. PANESH. FUNCTIONS OF THE PERSONALITY AND SEMANTIC SPHERE

The article focuses on the functional component of personality and semantic sphere that reflects the diversity of mechanisms, factors of formation and development of axiological system of social orientation. Key words: personality and semantic sphere, functions, personality values, axiological system of social orientation.

Культура и образование

О. А. ДЕМИНА, М. В. ЗОЛОТОВА, И. Е. КАДЫКОВА, Н. В. КАМИНСКАЯ, Г. Г. КИРЕЕВА

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Авторы статьи, преподаватели английского языка в вузе, делятся опытом работы с использованием электронных инновационных средств обучения, таких как интерактивная языковая лаборатория и муль-тиромы (система, представляющая собой интеграцию одного или нескольких источников аудио- и видеосигналов, в том числе и в цифровом виде) к учебникам английского языка.

Ключевые слова: интерактивная языковая лаборатория, мультиром, индивидуализация обучения, режим онлайн.

Согласно ФГОС третьего поколения, более 50% учебного времени отводится на самостоятельную подготовку студентов и перед преподавателями встает задача правильной организации работы во внеучебное время. По этой причине становятся все более актуальными формы электронного обучения, которое представляет собой интеграцию дистанционных и традиционных форм организации учебного процесса на основе информационно-коммуникативных технологий. Приобретают популярность технологии E-learn-ing: студенты получают возможность самостоятельно регулировать временные затраты на обучение. Технологии с использованием Интернет повышают активность самостоятельной работы, обеспечивая условия для оптимизации учебного процесса.

Электронное обучение должно способствовать решению одной из главных задач любого преподавателя - передать знания. Считая полезным в этом плане использование интерактивной языковой лаборатории MyEnglishLab, мы хотим в данной статье обратиться к опыту нашей работы и обратить внимание коллег на несомненные достоинства и некоторые недостатки этого электронного ресурса.

MyEnglishLab представляет собой интерактивную языковую лабораторию, или электронную рабочую тетрадь, по содержанию - аналог рабочих тетрадей последних инновационных УМК, выпущенных издательством Longman (Language Leader, New Cutting Edge, North Star).

Что заставило нас обратиться к использованию электронной рабочей тетради MyEnglishLab? Во время занятий с достаточно большими группами (15-16 чел. и более) для преподавателя становится проблемой регулярный контроль за выполнением домашних заданий, направленных на закрепление и отработку навыков и умений, приобретенных в ходе изучения лексико-грамматического материала. Так как проверка обычных рабочих тетрадей - процесс трудоемкий, отнимающий немалое количество времени, было решено использовать MyLanguageLeaderLab наряду с одноименным УМК (Language Leader).

В пилотном проекте принимают участие студенты экономического и финансового факультетов Нижегородского государственного университета,

обучающиеся по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (1-й год обучения).

В ходе учебного эксперимента выявлены следующие преимущества работы с электронной тетрадью:

- выполнение заданий и тестов в режиме online помогает повысить мотивацию студентов и увлечь их учебным процессом;

- студенты могут работать в удобное для них время и в любом месте при условии доступа к Интернету;

- задания снабжены подробными рекомендациями и подсказками (Hintboxes), что помогает понять и проанализировать материал, а также избежать «слепого угадывания» правильных ответов;

- проверка осуществляется непосредственно после выполнения заданий, студент получает подробный отчет о своих результатах и достигнутом прогрессе;

- автоматическая проверка выполнения домашних заданий разгружает преподавателя (не занимает аудиторное время), позволяя более продуктивно и эффективно использовать часы, отведенные на групповые занятия;

- преподаватель может просматривать классный журнал, в котором регистрируются все результаты (отражена работа всей группы и каждого студента индивидуально);

- развернуто фиксируется работа каждого из студентов («история» выполнения домашних заданий);

- специальный раздел The common error report позволяет выявить типичные ошибки, сконцентрировать на них внимание студентов и, если необходимо, предоставить дополнительный материал для исправления недочетов и закрепления приобретенных навыков;

- функция To add tasks for a selected date стимулирует студентов дисциплинированно выполнять задания к назначенному сроку;

- дополнительные функции дают возможность изменять или создавать «собственные задания» в зависимости от потребностей группы;

- имеется возможность общаться со студентами вне университетской аудитории (помещать объявления, посылать сообщения с рекомендациями и комментариями и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.