Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2008. № 1(3)
социальная психология =
изменение соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов © Л. Г. Безумова
Безумова
Лариса Геннадьевна преподаватель кафедры психологии управления самарская
гуманитарная академия
Рассмотрены личностная ценность и мотив как смысловые структуры субъекта. Выявлен диагностируемый показатель индивидуальных особенностей смысловой регуляции — соотношение личностных ценностей и потребностей. Приведены результаты исследования изменения соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов.
Ключевые слова: смысловая сфера личности, личностные ценности, потребности, соотношение личностных ценностей и потребностей, мотив достижений, учебная группа.
В условиях проводимых в нашей стране социальноэкономических реформ, процесса становления рыночных отношений в общественном сознании россиян происходит переоценка ранее существовавших ценностей, восприятие новых через творческое переосмысление и поиск прочных жизненных ориентиров и смыслов. «Человек непрестанно ищет смысл, стремится к его постижению и в то же время сам производит смыслы» [1, с. 117]. Осознание истинного смысла своих действий позволяет человеку регулировать свое поведение.
Смысл, по выражению Д. А. Леонтьева, есть «отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)») [10, с. 114].
Источником смыслообразования выступают потребности и мотивы личности. В личности че-ловека смыслы упорядочены в смысловую сферу, играющую важнейшую роль в развитии человека. Она выступает личностным фундаментом, который позволяет человеку преодолевать трудности на пути к достижению целей, успехов
и в то же время является системой нравственной оценки его поведения (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. Э. Чудновский и др.).
В развитии представлений о смысловой сфере личности в психологической мысли отечественных ученых можно выделить следующие основные положения: введение Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым понятия смысла как объяснительного понятия и его разработка; появление таких понятий, как «смысловая сфера личности» (Б. С. Братусь), концепций смысловой динамики (Ф. Е. Василюк), смысловой саморегуляции (Б. В. Зейгарник, В. А. Иванников), понятия смысловой реальности.
Смысловая сфера личности, по словам Д. А. Леонтьева, есть «особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах»[10, с. 154]. За понятием смысловой сферы скрывается сложная смысловая реальность, проявляющаяся в специфике личностного развития человека.
Смысловые структуры как превращенные формы жизненных отношений субъекта представляют собой обобщающее понятие для элементов структурной организации смысловой сферы личности. Смысловые структуры в своей совокупности образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта, т. е. систему «психологических механизмов, обеспечивающих сообразность протекания деятельности интенциональной сфере ее субъекта» [10, с. 148].
На высшем уровне смысловой регуляции, по мнению Д. А. Леонтьева, находятся личностные ценности — структуры, в которых кристаллизуется обобщенный смысловой опыт социальных групп. Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [9].
Второй иерархический уровень смысловой регуляции представлен мотивами, смысловыми конструктами и диспозициями, которые порождают личностные смыслы и смысловые установки, отражающие развитие личности в онтогенезе.
В строении и функционировании смысловой сферы личности, по мнению Д. А Леонтьева, существует ряд индивидуальных различий, связанных с соотношением ценностной и потребностной регуляции или, иначе, соотношением личностных ценностей и потребностей как источников смыслообразования. Постепенное замещение потребностей личностными ценностями представляет собой общее направление развития.
Для человека с доминирующей ценностной регуляцией более значима социальная идентичность, он склонен рассматривать интересы своей социальной группы как свои кровные. «Человек с доминирующей потребностной регуляцией будет в большей мере подчинять поведение своим сиюминутным желаниям, будет мало считаться с окружающими, мало учитывать отдаленные последствия своих поступков и решений» [10, с. 296].
Понятие ценности вводится философом И. Кантом для обозначения должного в отличие от сущего, вещей, того, что есть. «Именно с благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность» [5].
В отечественной психологии ценности рассматриваются в контексте отношения личности к объектам окружающей действительности.
Механизмом приобщения к общезначимым ценностям выступает интериоризация индивидом тех ценностей, которые становятся актуальными для него в процессе деятельности и которые соответствуют его потребностям. Ценности и потребности выражают внутреннее содержание личности человека [13].
Согласно концепции отношения личности к среде А. Ф. Лазурского, содержание ценностей зависит от психического уровня развития личности, и чем выше психический уровень развития личности, тем шире круг интересов, идейных целей, включая эстетические и этические ценности [8].
В. Н. Мясищев за основной вид отношения человека к объективной действительности признает потребность, выражающую избирательное отношение
к различным сторонам действительности. Для потребности характерна динамика нарастания и убывания в связи с ее удовлетворением [11].
В понимании разными авторами понятия «ценность» существует определенное единство, так ценности означают значимые для личности предметы и явления окружающей действительности и рассматриваются как объект интереса (Р. Перри, Т. Шибутани), как предмет потребностей (А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов); как значимые объекты окружающей действительности (В. П. Тугаринов, Е. А. Яблокова); как значимость, значение для личности объектов окружающей действительности (О. М. Вовченко, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган) [4].
Личностные ценности по функциональной роли в структуре мотивации относятся к классу устойчивых мотивационных образований (по Е. Ю. Патяевой) или источников мотивации (по А. Г. Асмолову).
Формирование системы ценностей личности происходит под влиянием целого ряда факторов: господствующей в обществе системы ценностей, семьи, школы, референтной группы. Личность формируется под влиянием малых и больших общностей людей, в которые она включена. Разные группы людей обладают характерными ценностями, ценностными ориентациями, моральными нормами, образцами поведения, поэтому принадлежность личности к той или иной социальной группе способствует формированию у нее системы ценностей, определяющей ее поведение. Как отмечал М. Г. Рогов, в процессе профессионального образования наблюдается изменение структуры ценностей и мотивов личности, включенной в социальную группу, предъявляющую свои требования относительно жизненных ценностей [15].
Формирование системы ценностей личности невозможно вне общества, вне общения людей. Смысловые образования принято рассматривать как суть превращенные формы жизненных отношений [10]. Отношение служит «мостиком», объединяющим такие понятия как «смыслы»и «ценности»с понятием «общение»[16].
Личностные ценности, взаимодействуя с потребностями, формируются постепенно по мере усвоения социального опыта в процессе воспитания и обучения. Один из механизмов становления личностных ценностей заключается в том, что сначала социальная ценность предстает в сознании как известная, не имеющая реального личностного смысла и побудительной силы, и лишь потом, приобретая и то, и другое, превращается в истинную личностную ценность [2].
Одной из разновидностей смысловых структур личности является мотив, проявляющий себя в феномене направленного побуждения деятельности, механизмы которого имеют смысловую природу. «Мотив есть предмет, включенный в систему реализации отношения субъект — мир как предмет потребности (потребностей) и приобретающий в этой системе свойство побуждать и направлять деятельность субъекта»[10, с. 204]. Это свойство обусловлено включенностью предмета в системы смысловых связей, порождаемые потребностями субъекта.
Итак, конституирующей функцией мотива выступает функция побуждения. Формирование мотива — это процесс превращения неосознаваемой потребности в осознанный мотив. Поскольку мотив формируется на основе актуальных потребностей, которые в свою очередь выступают наряду с личностными ценностями также источниками побуждения, можно утверждать, что ценности и потребности оказывают существенное влияние на формирование мотива.
Выявление взаимосвязей СМЫСЛОВЫХ структур позволяет говорить О СМЫСЛОВОЙ регуляции как об одном из главных компонентов психологической архитектоники человеческой деятельности.
Влияние смысловой сферы на развитие личности усиливается в юношеский период, в период получения профессионального образования. Одним из ведущих видов деятельности в этот период выступает трудовая деятельность, прежде всего, учебная деятельность, заключающаяся в усвоении знаний. В учебной деятельности
наиболее значим для студентов мотив достижений («достигать успехов в учебе», «успешно закончить вуз», «достигать творческих успехов») [14, с. 187].
Студент выступает и объектом целенаправленного воздействия, и субъектом социальной жизни [17]. У каждого студента свой характер, свои мотивы, интересы, цели, ценности, смыслы, свое мировоззрение. Студенческий социум при этом подвержен множеству влияний извне, различным жизненным проблемам, возрастным катаклизмам. Все это оказывает существенное влияние на социальное становление личности и студенчества как социальной группы.
Проводимые нами ранее исследования по изучению личностных ценностей молодежи показали активное семейное влияние на социальное развитие молодого поколения [3], влияние учебной группы на дифференциацию и уподобление личностных ценностей студентов [7].
Таким образом, проблема исследования смысловой сферы личности студентов, на наш взгляд, актуальна, так как социальные изменения в обществе влекут за собой различные перемены, происходящие в социальных системах, социальных процессах, в группах, приводят к радикальным изменениям и в ценностях, ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у молодежи; кроме того, анализ работ различных исследователей (В. О. Василенко, Л. X. Гиматдинова, А. Г. Здравомыслов, Д. А. Леонтьев, Г. В. Массон, В. Г. Морогин, В. П. Тугаринов, Е. М. Шорохова, и др.) показал, что еще недостаточно изучены взаимосвязи ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов.
Данное исследование выполнено в рамках изучения изменения соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов вуза.
Объектом представленного исследования является соотношение ценностей и потребностей в смысловой сфере личности, а предметом исследования — изменение соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов в процессе обучения в вузе.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что в процессе обучения В вузе происходит изменение соотношения ценностей И потребностей В СМЫСЛОВОЙ сфере личности студента в сторону ценностной регуляции деятельности.
Методика
Выборку составили студенты инженерной специальности технического вуза г. Самары (4 группы численностью 71 чел. в возрасте 16-18 лет). Лонгитюдное исследование проводилось в течение трех лет, что дало возможность проследить изменение соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов. Первый эмпирический «срез» был сделан в группах в 2004 г., второй эмпирический «срез» в этих же группах в 2007 г.
Для изучения соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов мы использовали тест «Аксиологическая направленность личности» [6], тест потребностей [14], опросник мотивации учебной деятельности [12]; обработка результатов исследования осуществлялась с помощью множественной линейной регрессии (стандартный и пошаговый анализ с включением).
Тест «Аксиологическая направленность личности» позволяет диагностировать такие личностные ценности, как: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты, собственный престиж, достижения, высокое материальное положение, сохранение собственной индивидуальности.
Тест потребностей направлен на выявление потребностей по следующим уровням: психофизиологический уровень (потребность в безопасности и удовольствии; потребность в эмоциональном общении; потребность ориентировочная и в свободе; потребность в активности и готовности к будущему; потребность в доминировании);
социальный уровень (потребность в достижении; потребность в эмоциональном насыщении; потребность в познании; потребность в подготовленности; потребность в статусе);
высший уровень (потребность быть личностью; нравственно-эстетические потребности; потребность в смысле жизни; потребность в самовыражении; потребность в управлении).
Опросник мотивации учебной деятельности выявляет основные мотивы учебной деятельности: мотив достижения, мотив общения, мотив переживаний, волевой мотив, познавательный мотив.
На первом этапе были выявлены личностные ценности, потребности и мотивы учебной деятельности студентов групп; используя регрессионный анализ, определена связь между мотивом достижений, с одной стороны, и ценностями и потребностями в смысловой сфере личности студентов представленных групп, с другой стороны; на втором этапе было отслежено изменение ценностной и потребностной регуляции деятельности студентов за три года обучения.
Результаты и их обсуждение
После психологического тестирования в учебных группах и проведения регрессионного анализа получены модели мотива достижений от ценностей и потребностей. Так, для первой учебной группы (первый эмпирический «срез») модель мотива достижений от составляющих ценностно-потребностную сферу личности (таблица 1) объясняет 99,99% влияния ценностей и потребностей на мотив достижений.
Таблица 1
Коэффициенты регрессии (р < 0,003) модели мотива достижений от ценностно-потребностной сферы личности
№п/п Наименование ценностей и потребностей Значение коэфф.
1 потребность в самовыражении -0,159
2 потребность в эмоциональном насыщении -0,748
3 потребность в свободе -0,561
4 потребность быть личностью 0,220
5 потребность в саморегуляции 0,027
6 потребность в смысле жизни 0,117
7 ценность престижа 0,162
8 ценность духовного удовлетворения -0,192
9 ценность развития себя -0,819
10 ценность материального благополучия -0,553
Выделив в ценностно-потребностной сфере личности студентов сначала ценности, а затем потребности и проведя повторно регрессионный анализ, было выявлено, что в представленной модели мотива достижений соотношение исследуемых ценностей и потребностей составляет 35,62% ценностей и 74,15% потребностей.
Аналогично были определены соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов и других учебных групп (таблица 2).
Таблица 2
Соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности
студентов 1-го курса обучения
№ группы Потребности Ценности
1 74,15% 35,62%
2 86,14% 0,05%
3 74,61% 24,04%
4 43,46% 15,36%
Итак, первый эмпирический «срез» показал, что каждая группа студентов 1-го курса представлена разным соотношением ценностей и потребностей, но отличительной особенностью всех групп является преобладание потребностей над ценностями, что свидетельствует об особенностях развития личности студентов в целом и развития их отношений с миром.
Благодаря второму эмпирическому «срезу», проведенному спустя три года на той же выборке, можно констатировать изменения, произошедшие в соотношении ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов в процессе их обучения. Соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов 4-го курса обучения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов 4-го курса обучения
№ группы Потребности Ценности
1 74,63% 21,62%
2 6,12% 38,96%
3 64,31% 2,05%
4 45,08% 35,11%
Так, за три года обучения в вузе в группах наблюдаются различные изменения в соотношениях ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов на данном возрастном этапе их развития, как в сторону преобладания ценностей, так и в сторону преобладания потребностей: в первой и четвертой группе у студентов происходит повышение уровня потребностей, а во второй и третьей группе, наоборот, снижение уровня потребностей, при этом во второй группе происходит одновременное повышение уровня ценностей, т.е. смещение потребностной регуляции в сторону преобладания ценностной регуляции. А ведь, как было отмечено выше, человек с доминирующей ценностной регуляцией, по сравнению с тем, у кого преобладает потребностная регуляция, больше считается с интересами своей социальной группы, прогнозирует последствия своих решений и поступков.
Указанные в группах закономерности свидетельствуют об особенностях изменения соотношения ценностной И потребностной регуляции В рамках СМЫСЛОВОЙ регуляции, определяемых рядом факторов, среди которых могут быть различные процессы взаимодействия в группах.
Выводы
Таким образом, рассмотренные точки зрения на сущность смысловых структур в смысловой сфере личности позволили нам прийти к заключению о влиянии ценностей и потребностей как источников побуждения на формирование мотива.
Проведенные исследования показали, что разработанный метод построения структуры мотива достижений на основе данных психодиагностики по ценностям и потребностям позволяет выявить факторы, наиболее и наименее влияющие на его величину.
Результаты проведенного лонгитюдного исследования свидетельствуют о различиях в соотношениях ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов между группами, об изменении этих соотношений в процессе обучения как в сторону преобладания ценностной регуляции, так и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции жизнедеятельности студентов.
Причиной этому, на наш взгляд, могут служить различные процессы взаимодействия, характер межличностных отношений между студентами в группах, значимые для студентов и другие мотивы наряду с мотивом достижений.
Процесс формирования смысловой сферы личности сложен, многогранен на данном возрастном этапе развития молодых людей. Дальнейшие исследования по изучению взаимосвязи ценностей и потребностей позволят дать рекомендации по успешному прохождению процесса адаптации студентов к условиям обучения, к взаимодействиям внутри учебных групп, а также прогнозировать уровень ценностного регулирования в рамках смысловой регуляции деятельности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова, Н. А. Смысловые ориентиры личности в ситуациях социального риска : дис. ...канд. филос. наук. Саратов, 2006. 150 с.
2. Арутюнян,Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1979. С. 49—61.
3. Безумова, Л. Г. Соотношение личностных ценностей и потребностей как источник смыслообразования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 1.
С. 24—35.
4. Журавлева}!. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.
5. Кант, И. Соч. В 6 т. М. : Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1.
6. Капцов, А. В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. Самара : Самар, гуманит. акад., 2005. 32 с.
7. Карпушина,Л. В. Влияние малой группы на дифференциацию и уподобление личностных ценностей студентов / Л. В. Карпушина, Л. Г. Безумова // Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18-21 сентября 2007г: в 3 т. Москва ; Ростов н/Д : КРЕДО, 2007. С. 94—95.
8. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по психологии. М. : Наука, 1997. 446 с.
9. Леонтьев, Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2000. С. 372—377.
10. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.
11. Мясищев,В. Н. Психология отношений. М. ; Воронеж, 1995. 356 с.
12. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. Самара : Самар, гуманит. акад., 2004. 36 с.
13. Пробст, Л. Э. Влияние основных субъектов социализации на формирование ценностных ориентаций детей : дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 1997. 152 с.
14. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / под ред. А. В. Капцова. Самара : СамГАСА, 2003. 316 с.
15. Рогов, М. Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. ... докт. психол. наук. Ярославль, 1999. 39 с.
16. Рюмшина, Л. И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ : дис.... докт. психол. наук. Ростов н/Д, 2005. 474 с.
17. Савотина, Н. А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды : дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 196 с.
A. r. 6e3yMOBa
the change of the correlation of values and human needs of personality student's sensible sphere L. Besumova
Personal values and reasons were examined as the meaning structure of the subject. The diagnostic exponent of the personal particularities of the sense regulation was proclaimed. It is the correlation of personal values and needs. There have been given the results from the research of dynamics of the correlation of values and needs in sensible sphere of personality student.
Key words: sensible sphere of personality, personal values, human needs, the correlation of personal values and needs, achievement motive, students group.