СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ИСТОЧНИК СМЫСЛООБРАЗОВАН ИЯ
© Л. Г. Безумова
Привелены результаты исслелования соотношения личностных ценностей и потребностей стулентов и их ролителей. Выявлены особенности смысловых сфер стулентов в зависимости от уровней потребностей.
Ключевые слова: смысловая сфера личности, личностные ценности, потребности, соотношение личностных ценностей и потребностей в родительской семье, социализация.
Безумова
Лариса Геннадьевна
преподаватель кафедры психологии управления Самарская гуманитарная академия
С самого рождения человек включен в социальное взаимодействие, в процессе которого он приобретает социальный опыт, постепенно вырабатывает собственные представления об окружающем мире и о своем отношении к нему. Только в юношеском возрасте появляется возможность формирования внутренней системы ценностей. В период взросления молодые люди осуществляют намеченные жизненные планы, реализуют собственные возможности. Это период активной социализации личности.
И. С. Кон определяет социализацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы ценностей, норм, знаний [7]. Этот процесс осуществляется в деятельности. По словам Д. А. Леонтьева, личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп, они представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы [8].
В рамках нашего исследования мы опираемся на вариант понимания индивидуальных ценностей, приближающий их к понятиям потребности и мотива, что поможет нам увязать ценности и потребности в структуре смысловой регуляции индивида.
Потребности есть «форма непосредственных жизненных отношений индивида с миром» [8, с. 226]. Ценности направлены на удовлетворение потребностей человека. Они дают возможность ему построить свою
систему ценностей, свой собственный образ мира, но на основе того, что актуально для общества и культуры. Ценности выступают регуляторами социального поведения.
Д. А. Леонтьев поднимает вопрос о соотношении потребностей и ценностей в структуре индивидуальной мотивации. По его мнению, «структура мотивации разных людей характеризуется разным соотношением этих групп источников мотивации» [8, с. 229]. Возможные варианты их соотношения можно представить в виде логического континуума, левый полюс которого соответствует случаю — только потребности при полном отсутствии ценностей, а правый полюс — только ценности при полном отсутствии потребностей [8].
По мере онтогенетического развития наблюдается постепенное усвоение ценностей, при этом удельный вес потребностей в структуре мотивации снижается. Если изменение одной переменной (ценности) сопровождается изменением другой (потребности), то можно говорить о статистической связи (корреляции) между переменными. В данном случае повышение уровня ценностей сопровождается снижением уровня потребностей, т.е. речь идет об отрицательной по знаку корреляции.
«Человек с доминирующей ценностной регуляцией» будет в большей мере рассматривать интересы своей социальной группы как свои кровные интересы. «Человек с доминирующей потребностной регуляцией» будет чаще всего подчинять свое поведение сиюминутным желаниям, мало считаться с окружающими. Однако важно также учитывать, что, хотя «прогрессивная социализация, постепенное замещение потребностей как смыслообразующих источников личностными ценностями представляет собой общее направление развития», в отдельных случаях социализация отличается особыми отношениями личности с миром и развитием личности в целом [8, с. 296].
Для некоторых людей, в особенности молодежи, в жизни существуют дополнительные по отношению к удовлетворению базовых потребностей задачи. Человек ведь «почти никогда не бывает постоянно удовлетворен и доволен», «люди склонны привыкать к благам, которые имеют, забывать о них, считать их само собой разумеющимися и переставать ценить их ... для них может стать необходимым пережить потерю этих благ, чтобы начать вновь ценить их» [9, с. 89—90]. Этот вариант соотношения потребностей и ценностей носит прямо пропорциональный характер (низкий уровень одной переменной при низком уровне другой). Корреляция считается положительной, поскольку повышение (снижение) уровня потребностей сопровождается повышением (снижением) уровня ценностей.
В работе [6] был обнаружен факт наличия положительной корреляции между некоторыми личностными ценностями и потребностями. Этот факт был подтвержден проведенным нами исследованием смысловой сферы личности студентов [1].
Сегодня в условиях актуальных радикальных социальных перемен, происходящих в нашем обществе, именно для молодого поколения весьма важен социальный (ценностный, профессиональный, идеологический) выбор, который составляет основное содержание возрастных задач развития. Неслучайно юношеский возраст представляет интерес для изучения особенностей протекания процесса социализации.
Восприятие любых социальных изменений осуществляется через призму семьи, демонстрирующей детям образцы поведения, принятые в обществе ценности. Становление личностных ценностей происходит благодаря процессу интериоризации ценностей социальных групп. Усвоение ценностей социальных групп всегда опосредованно ценностями малых референтных для индивида групп. Поэтому целесообразно рассмотреть в рамках нашего исследования, как реально происходит становление личностных ценностей у молодежи, проживающей в родительских семьях, и насколько близки ценности молодого поколения и родителей. Для достижения поставленной цели было проведено пилотажное исследование.
Объект исследования — это личностные ценности и потребности студента и его родителей, а предмет исследования — факторы влияния семьи на формирование смысловой сферы личности студента в выраженном соотношении ценностной и потребностной регуляции.
Гипотезами исследования служат предположения о том, что:
соотношение жизненных потребностей и личностных ценностей в структуре мотивации как у детей-студентов, так и у их родителей имеет статистическую взаимосвязь;
личностные ценности девушек ближе к ценностям матери, а соответственно личностные ценности юношей — к ценностям отца.
Методика проведения исследования
Выборка представляла собой 32 семьи из разных городов России общей численностью в 100 чел., в которых имеются дети-студенты, обучающиеся разным специальностям: девушек — 19 чел., юношей — 18 чел. в возрасте от 16 до 25лет.
Для диагностики смысловой сферы личности были использованы методика «Аксиологическая направленность личности» [4] и тест потребностей [10].
Тест потребностей направлен на выявление потребностей по следующим уровням: психофизиологический уровень — потребность в безопасности и удовольствии (Пбу); потребность в эмоциональном общении (Пэо); потребность ориентировочная и в свободе (Пос); потребность в активности и готовности к будущему (Паг); потребность в саморегуляции (Пер); потребность во власти (Пвл);
социальный уровень — потребность в достижении (Пдт); потребность в эмоциональном насыщении (Пэн); потребность в познании (Ппз); потребность в подготовленности (Ппг); потребность в статусе (Пет);
высший уровень — потребность быть личностью (Пбл); нравственноэстетические потребности (Пнэ); потребность в смысле жизни (Псж); потребность в самовыражении (Пев).
Тест «Аксиологическая направленность личности» позволяет исследовать ценностную направленность деятельности личности. С его помощью можно диагностировать некоторые личностные ценности: развитие себя (Црс), духовное удовлетворение (Цду), креативность (Цкр), социальные контакты (Цск), собственный престиж (Цеп), достижения (Цдт), высокое материальное положение (Цмп), сохранение собственной индивидуальности (Цси).
Исследование прошло в четыре этапа.
1. Для обнаружения соотношений личностных ценностей и потребностей студентов, а также их родителей было проведено корреляционное исследование. Для нормального закона распределения переменных (ценностей и потребностей) использовался метод параметрической корреляции Пирсона, для отличного от нормального закона распределения — непараметрическая корреляция Спирмена (при уровне статистической значимости р<0,05). Рассчитаны значимые коэффициенты корреляции ценностей и потребностей для соответствующего количества испытуемых (Ы), количество этих значимых корреляционных связей как положительных (Кор+), так и отрицательных (Кор-).
2. Для выявления степени близости ценностей между студентами и их родителями мы использовали евклидовую метрику кластерного анализа. Параметрический 1-критерий Стьюдента позволил оценить различия в средних, полученных в выборках по студентам и их родителям.
3. Была проведена отбраковка результатов тестирования при низкой вариативности ответов с целью повышения валидности психологического диагностирования. Уровень браковки устанавливался по биноминальному критерию непараметрической статистики или Хи-квадрата. Для шкал, содержащих, например, 9 вопросов, уровень браковки составляет 2 ответа «не знаю» при р< 0,05 [3; 5].
4. Мы разделили выборку студентов в зависимости от уровня потребностей. Выявили особенности степени близости ценностей между студентами и их родителями внутри каждой подвыборки.
Все результаты были обработаны с использованием пакета прикладных программ ЭТАПЭТЮА 6.0.
Результаты и их обсуждение
В результате проведенного эмпирического исследования были установлены следующие закономерности.
1. Особенности взаимосвязи ценностей и потребностей смысловой сферы личности студента и его родителей.
У студентов-юношей (табл. 1) мы встречаем наличие как отрицательных (5), так и положительных корреляций (3) ценностей и потребностей. Так, например, отрицательно по знаку соотношение потребности психофизиологического уровня в саморегуляции с ценностью высокого материального положения, а потребность высшего уровня в самовыражении находится с этой же ценностью в прямой зависимости.
Таблица 1
Взаимосвязи ценностей и потребностей юношей (N=18, р<0,05, по Пирсону)
п\ц Цск Цдт Цмп Цей
Пер -0,54
Пвл 0,57
Пдг -0,57
Ппз 0,51
Ппг -0,48
Псж -0,57 -0,53
Пев 0,61
Кор: (5-) (3+)
Рассмотрим соотношения ценностей и потребностей смысловой сферы личности отцов студентов (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязи ценностей и потребностей отцов юношей (N=17, р<0,05, по Пирсону)
п\ц Црс Цду Цкр Цск Цеп Цмп
Пбу -0,52 -0,49 -0,57
Паг 0,51
Пдт -0,62
Ппг 0,56
Пнэ 0,52 0,49
Псж 0,52
Кор: (4-) (5+)
Как видно из таблицы 2, для отцов студентов характерна преимущественная отрицательная корреляция ценностей развития себя, социальных контактов и высокого материального положения с потребностью психофизиологического уровня в безопасности, положительная корреляция ценности престижа, т.е. стремления к признанию, одобрению со стороны других, с потребностью в физической активности.
Потребности высшего уровня (нравственно-эстетические и потребность в смысле жизни) находятся в прямо пропорциональной связи с ценностями духовного удовлетворения, социальных контактов и саморазвития.
Общей корреляцией ценностей и потребностей у студентов-юношей и их отцов выступает отрицательная корреляция ценности социальных контактов с потребностью в достижении. При неудовлетворенной потребности в достижении результатов своей деятельности испытуемые этих двух групп не стремятся активно взаимодействовать с другими людьми.
Выявили соотношения ценностей и потребностей смысловой сферы личности матерей студентов (табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязи ценностей и потребностей матерей юношей (N=18, р<0,05, по Пирсону)
п\ц Црс Цкр Цск Цдт Цси
Пбу -0,50 -0,50
Паг -0,53
Пер -0,65 -0,47 -0,54
Пет 0,48
Пбл 0,50
Пнэ -0,49
Пев 0,56
Кор: (7-) (3+)
Как видно из таблицы 3, потребности психофизиологического уровня в безопасности, активности и саморегуляции находятся именно в обратно пропорциональной зависимости от представленных ценностей. Потребности же социального и высшего уровней, наоборот, положительно коррелируют со своими ценностями, за исключением неудовлетворенных нравственно-эстетических потребностей, т.е. потребностей в соблюдении личных нравственно-эстетических ценностей в общении, высокий уровень которых часто сопровождается постановкой ближайших целей, зависимостью от внешней ситуации.
Сравнивая результаты корреляционных связей ценностей и потребностей юношей и их матерей, следует отметить, что в количественном выражении смысловая сфера личности матерей отличается большим многообразием этих связей, что может свидетельствовать о психологически высокоразвитой личности. В качественном же выражении общих подобных корреляционных связей не обнаружено, студентам-юношам и их матерям характерно наличие ряда ценностей социальных контактов, достижения и сохранения собственной индивидуальности, представленного по разному потребностному содержанию.
Таким образом, особенностью смысловой сферы личности студентов-юношей, выраженной в соотношении ценностной и потребностной регуляции, выступает тот факт, что у юношей наблюдается общая с отцами отрицательная корреляция ценности социальных контактов с потребностью в достижении.
У студенток (табл. 4) мы также встречаем наличие как отрицательных (4), так и положительных корреляций (4) ценностей и потребностей. Отрицательны корреляции исследуемых переменных по таким потребностям, как в безопасности, свободе,
саморегуляции. Потребность во власти, доминировании положительно коррелирует с ценностью саморазвития, стремлением к самосовершенствованию.
Таблица 4
Взаимосвязи ценностей и потребностей девушек (N=19, р<0,05, по Пирсону)
п\ц Црс Цкр Цск Цдт Цмп Цси
Пбу -0,59
Пос -0,48
Пер -0,46
Пвл 0,70
Ппз -0,46
Пев 0,47 0,56 0,59
Кор: (4-) (4+)
Потребность высшего уровня находится с представленными ценностями в прямо пропорциональной связи. Так, при высокой значимости потребности в самовыражении человек ценит саморазвитие, достижение им конкретных результатов, сохранение индивидуальности.
Рассмотрим соотношения ценностей и потребностей смысловой сферы личности отцов студенток (табл. 5).
Как видно из таблицы 5, наблюдаются как положительные, так и отрицательные по знаку корреляционные связи исследуемых переменных в этой группе испытуемых, при этом корреляции отличаются большим многообразием по содержанию и в количественном измерении большим числом, чем у девушек (24 по сравнению с 8). Высокий уровень социальных потребностей в познании и статусе сопровождается высоким уровнем соответствующих им ценностей саморазвития, духовного удовлетворения и др.
Сравнивая результаты выявленных корреляционных связей ценностей и потребностей девушек и их отцов, выделяем такие общие отрицательные корреляции между потребностью в безопасности и ценностью саморазвития и между потребностью в саморегуляции и ценностью социальных контактов. Только удовлетворив психофизиологические потребности в безопасности и поддержании своего физического и психического состояния, эта категория людей начинает ценить самосовершенствование и социальную активность, т.е. ценности гуманистической направленности.
Это находит свое подтверждение в теории А. Маслоу, согласно которой индивиды с удовлетворенными базовыми потребностями (в первую очередь потребность в безопасности) имеют возможность посвятить себя высшим устремлениям. «Их жизненные ценности должны быть иными» [9, с. 208].
Кроме ТОГО, были выявлены соотношения ценностей И потребностей СМЫСЛОВОЙ сферы личности матерей студенток (табл. 6).
Таблица 6
Взаимосвязи ценностей и потребностей матерей девушек (N=19, р<0,05, по Пирсону)
П\Ц Про Пчу Цкр Цок Цеп Цдт Цмп Цои
Пбу -0,47 -0,49
Пос 0,48
Пор -0,61 -0,67 -0,54 -0,52 -0,74 -0,51
Пвл 0,51
Ппз 0,47 0,77
Ппг
Пет 0,46 0,54 0,70 0,58 0,48
Пбл 0,56 0,61 0,51 0,71 0,51
Пнэ -0,53 -0,47
Кор: (Ю-) (14+)
Таблица 5
Взаимосвязи ценностей и потребностей отцов девушек (N=19, р<0,05, по Спирмену)
п\ц Црс Цду Цкр Цеп Цдт Цси
Пбу -0,52
Пэо -0,51
Паг -0,56
Пвл 0,46
Пэн -0,57 -0,65 -0,55
Пбл 0,54
Пнэ 0,51
Псж 0,57
Кор: (6-) (4+)
Представленные в таблице 6 взаимосвязи ценностей и потребностей матерей девушек свидетельствуют о том, что преобладающее большинство потребностей психофизиологического и социального уровней находятся в обратно пропорциональной взаимосвязи с ценностями креативности, престижа, достижения и сохранения индивидуальности, а преобладающее большинство потребностей высшего уровня, наоборот, — в прямо пропорциональной взаимосвязи с рядом ценностей.
Отличительной чертой смысловых сфер личности девушек и их матерей выступает общее у них соотношение потребности во власти и ценности саморазвития, выраженное в виде прямо пропорциональной взаимосвязи.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что особенностью смысловых сфер личности студента и его отца в выраженном соотношении ценностной и потребностной регуляции выступает наличие обратно пропорциональной взаимосвязи потребности достижения и ценности социальных контактов. Для мужчин разных поколений важна потребность жизненных достижений и менее ценно в жизни умение общаться и взаимодействовать с другими.
Для девушек и их матерей характерен тот факт, что, удовлетворяя потребность во власти, они стремятся к самосовершенствованию, что отражается в виде положительной корреляции этих исследуемых переменных. Ценность саморазвития, но отрицательно коррелирующую с неудовлетворенной потребностью в безопасности, девушки интериоризировали от своих отцов. Для отца и дочери большое значение имеют все аспекты человеческих взаимоотношений, они ценят социальные контакты, если удовлетворена потребность психофизиологического уровня в саморегуляции. Интересно отметить, что в проведенных нами ранее исследованиях [1] также была выявлена отрицательная корреляция между потребностью в саморегуляции и ценностью социальных контактов для студентов женского пола.
Опираясь на психологию взросления X. Ремшмидта, согласно которой проявление потребностей зависит от пола, можно констатировать, что у девушек более выражена потребность в безопасности, а юноши больше нацелены на успех [11].
Следует сказать, что в настоящее время в литературе отмечено ослабление роли мужского влияния на успешную социализацию мальчиков в семье и показано доминирующее материнское влияние, особенно на несовершеннолетних детей [2]. Результаты приведенного исследования демонстрируют специфику развития молодых людей, связанную со схожестью их смысловой сферы в выраженном соотношении личностных ценностей и потребностей со смысловой сферой их отцов.
2. Особенности смысловых сфер студентов в зависимости от уровней потребностей.
В ходе исследования были выделены подвыборки людей с доминирующим уровнем потребностей. Так, если интегральные показатели удовлетворенности потребностей по психофизиологическому уровню превышают показатели по двум другим уровням, то будем считать, что имеем дело с личностью с доминирующим психофизиологическим уровнем потребностей (1 группа), во втором случае, если же показатели потребностей социального уровня оказываются как выше, так и ниже показателей психофизиологического и высшего уровней, то это будет личность с промежуточным уровнем потребностей (2 группа), а для третьего варианта — с доминирующим высшим уровнем потребностей (3 группа).
Внутри каждой из образовавшихся групп студентов, как юношей, так и девушек, выявлены степени близости ценностей между студентами и их родителями, проведя предварительно отбраковку результатов по неопределенным безразличным ответам (безр), при этом количество безразличных ответов более 10 не учитывалось. Проведение отбраковки результатов тестирования при низкой вариативности ответов было продиктовано с целью повышения валидности психологического диагностирования.
В результате статистического анализа для юношей по доминирующим уровням потребностей обнаружено, что при переходе к более высокому уровню потребностей прослеживается заметное уменьшение положительных корреляций (от 4 до 0) личностных ценностей и потребностей, а также наблюдается смена уровней потребностей, коррелирующих с ценностями, так, например, от присутствия в структуре смысловой сферы потребностей низшего уровня (в эмоциональном общении и во власти) переходим к потребностям высшего уровня (только потребности в смысле жизни и самовыражении), причем находящихся в обратно пропорциональной связи с ценностями креативности и престижа, что свидетельствует о более успешной социализированности личности, о преобладании в смыслообразовании ценностей.
Далее мы обнаружили, что для девушек по доминирующим уровням потребностей при переходе к более высокому уровню потребностей наблюдается преобладание в смысловой структуре потребностей высшего уровня. Так для девушек наличие у них неудовлетворенных потребностей в смысле жизни, познании окружающего мира и потребности в самореализации в учебной деятельности сопровождается стремлением к признанию, уважению и достижению конкретных результатов в данный период жизни. Возможно, этот факт объясняется формированием у молодежи в новых социально-экономических условиях новой системы ценностей, в которой главенствующее место отводится прагматическим ценностям деловой сферы, а именно ценностям престижа, высокого материального положения и др.
Отбраковка результатов по неопределенным безразличным ответам в целом привела к изменению сфер соотношений потребностей и личностных ценностей студентов, увеличив число потребностей высшего уровня, наличие которых свидетельствует о более высоком развитии личности. Можно рекомендовать ввести коэффициент безразличия в используемый нами тест «Аксиологическая направленность личности».
Далее было выявлено влияние семьи на формирование ценностной системы личности студента по степени близости ценностей между студентами по половому признаку и их родителями отдельно по отцам (С-О) и матерям (С-М), а также родителей между собой (О-М). Результаты статистической обработки представлены в табл. 7 и табл. 8.
Таблица 7
Взаимосвязи ценностей юношей с различными доминирующими уровнями потребностей и их родителей
№ студента Ур.потреб. С-0 С-М О-М безр Общ. близ.
1 1 8,60 4,47 8,49 2 18,43
2 1 7,07 11,31 7,87 3 27,55
3 1 5,92 8,37 5,92 14 17,50
Среднее 7,84 7,89 22,99
4 2 7,62 7,48 6,78 15 22,87
5 2 6,63 6,00 2,83 14 8,49
6 2 5,29 7,55 6,56 1 16,99
7 2 3,46 6,71 5,39 12 9,27
8 2 4,00 2,45 4,24 15 4,80
9 2 6,86 10,49 7,68 2 26,31
10 2 7,55 7,28 10,10 7 27,41
Среднее 6,42 7,41 23,57
11 3 2,00 6,32 6,48 14 6,30
12 3 7,62 6,00 5,48 9 16,31
13 3 5,10 5,83 4,00 5 10,00
14 3 5,29 8,06 6,86 11 17,97
15 3 5,66 3,87 6,08 8 10,67
16 3 5,66 3,46 7,75 8 8,94
17 3 5,83 7,68 5,20 6 15,14
Среднее 5,97 5,37 12,21
Как видно из представленных данных по общей близости ценностей юношей и родителей (Ср. общ. близ.), ценности студентов с потребностями более высокого уровня ближек ценностям родителей (Ср.общблиз.=12,21 по сравнению со Ср.общблиз.=22,99 и со Ср. общ. близ.=23,57). Сравнивая средние значения по степени близости ценностей, можно утверждать, что близость ценностей юношей к ценностям одного из родителей по подвыборкам с любым уровнем потребностей студентов не прослеживается.
Аналогично, по полученным данным, для девушек с потребностями более высокого уровня заметна близость ценностей к ценностям родителей, исключая подвыборку по психофизиологическому уровню, представленную всего одним человеком (табл. 8).
Также, сравнивая средние значения по степени близости ценностей, можно отметить наличие близости ценностей девушек к ценностям матери.
Параметрический 1;-критерий Стьюдента позволил прямо оценить различия в степени близости ценностей между испытуемыми студентами и их родителями, так значимых ценностных различий между юношами и родителями не выявлено. Значимые значения получены только в отношении девушек, у которых коэффициенты различий с вероятностью р<0,05 составили между девушками и отцами 6,61 и между девушками и матерями 5,17. Следовательно, действительно ценности матерей и их дочерей меньше различаются между собой, чем ценности отцов и дочерей.
Таблица 8
Взаимосвязи ценностей девушек с различными доминирующими уровнями потребностей и их родителей
№студента Ур.потреб. С-0 С-М О-М безр Общ. близ.
1 1 4,80 5,29 8,54 10 11,44
2 2 7,07 5,57 4,12 8 11,47
3 2 9,06 7,68 9,11 22 31,61
4 2 5,48 7,42 9,11 8 20,30
5 2 8,19 4,24 8,54 4 17,10
6 2 7,48 8,66 7,14 4 25,50
7 2 4,58 5,00 2,45 5 5,59
8 2 7,42 7,48 5,39 17 18,70
9 2 6,08 3,32 4,24 15 6,75
10 2 6,40 5,48 4,12 7 11,19
11 2 5,39 5,29 5,57 3 12,68
12 2 7,00 3,16 5,57 8 8,57
13 2 4,24 2,65 4,12 9 5,24
Среднее 6,20 5,27 13,07
14 3 11,22 3,61 12,69 12 19,47
15 3 5,39 7,14 7,07 6 17,71
16 3 5,10 3,00 5,20 9 7,38
17 3 6,78 4,47 5,48 7 12,21
18 3 4,58 4,24 6,08 4 9,71
19 3 9,27 4,47 6,32 13 12,56
Среднее 5,46 4,71 11,75
Выводы
Таким образом, семья оказывает значительное влияние на формирование личности подрастающего поколения, выступая по праву ведущим институтом социализации, наряду с которым традиционно выделяется система образования. Именно наличие таких фигур идентификации, как родителей, создает условия для успешного усвоения социального опыта: интернализации ценностей и ролевых моделей поведения.
Проведенное эмпирическое исследование семейного влияния на социальное развитие ребенка представлено через установленные особенности соотношения личностных ценностей и потребностей смысловой сферы личности, находящейся на определенном возрастном этапе социализации.
В результате статистического анализа для юношей выявлено, что при переходе к более высокому уровню потребностей прослеживается заметное уменьшение положительных корреляций потребностей с ценностями, причем преобладают потребности высшего порядка, что свидетельствует о более успешной социализированности личности, о преобладании в смыслообразовании ценностей.
Установлено, что для девушек при переходе к более высокому уровню потребностей наблюдается преобладание в смысловой структуре потребностей высшего уровня, коррелирующих с прагматическими ценностями. Эти потребности определяют рост и развитие личности.
Следует сказать, что сегодня в нашем обществе отмечается эмоциональная и материальная поддержка молодого поколения со стороны родителей, увеличилось время пребывания молодежи в родительском доме, наблюдается большая доверительность межпоколенных отношений [11]. Возможно, этим объясняется обнаруженный нами факт близости ценностей девушек к ценностям матери. Однако в рамках нашего исследования близость ценностей юношей к ценностям одного из родителей не прослеживается. Доказательство последних полученных результатов требует новых исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безумова, Л. Г. Социальные факторы влияния на ценностно-потребностную сферу личности в процессе социализации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. № 2(5). С. 57—65.
2. Гаврилюк,В. В. Маскулинность в социализации городских подростков, http:// socis.isras/ru. 2004.
3. Знаков,В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
4. Капцов А. В.,Карпушина П. В. Аксиологическая направленность личности. Руководство по применению теста: методическое пособие. Самара : Самар, гуманит. акад., 2005.
5. Капцов Д. В. Повышение валидности психологической диагностики / / Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. № 2(5). С. 188—193.
6. Карпушина, Л. В., Капцов А. В. Соотношение личностных потребностей и ценностей в структуре мотивации личности // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Поволжский регион». 2005. С. 121—125.
7. Кон,И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989.
8. Леонтьев,Д. А. Психология смысла. М. : Смысл, 2003.
9. Маслоу,А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб. : Питер, 2003.
10. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / под ред. А. В. Капцова. Самара : СамГАСА, 2003.
11. Ремшмидт,Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
THE CORRELATION OF PERSONAL VALUES AND NECESSITIES AS THE SOURCES OF THE SENSE FORMATION L. Besumova
There have been given the results from the research of the correlation of personal values and necessities of students and theirs parents. There have been revealed the peculiarities of sensible spheres of students in the dependence on the level of theirs necessities.
Key words: sensible sphere of personality, personal values, necessities, the correlation of personal values and necessities in the parent's family, socialization.