Научная статья на тему 'Изменение соотношения ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов в процессе социализации в вузе'

Изменение соотношения ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов в процессе социализации в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВ ДОСТИЖЕНИЙ / МОТИВ ОБЩЕНИЯ / СТУДЕНТ / УЧЕБНАЯ ГРУППА / STUDENTS' GROUP / SENSE SPHERE OF PERSONALITY / SOCIALIZATION / PERSONALITY VALUES / NEEDS / MOTIVE OF ACHIEVEMENTS / MOTIVE OF COMMUNICATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярушкин Н. Н., Безумова Л. Г.

Рассмотрены понятия: смысловая сфера личности, социализация, личностная ценность, потребность, студенческая группа. Приведены результаты лонгитюдного исследования изменения соотношения ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODIFICATION IN CORRELATION OF VALUES AND NEEDS IN THE SENSE SPHERE STRUCTURE OF STUDENTS' PERSONALITY IN SOCIALIZATION PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with the following notions: sense sphere of personality, socialization, personality value, need, students' group. It presents the results of the longitudinal research of modification in correlation of values and needs in the sense sphere structure of students' personality in socialization process in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Изменение соотношения ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов в процессе социализации в вузе»

УДК 159.9

ИЗМЕНЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ

©2010 Н.Н.Ярушкин1, Л.Г.Безумова2

поволжская государственная социально-гуманитарная академия 2Самарская гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 14.10.09.

Рассмотрены понятии: смысловая сфера личности, социализация, личностная ценность, потребность, студенческая группа. Приведены результаты лонгитюдного исследования изменения соотношения ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: смысловая сфера личности, социализация, личностные ценности, потребности, мотив достижений, мотив общения, студент, учебная группа.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, привели к изменению социальных стереотипов, к переоценке значимости многих фундаментальных ценностей, к формированию новых потребностей и вызвали необходимость переосмысления личностных идеалов, жизненной позиции, поиска новых ценностных и смысложизненных ориента-ций. В современном мире важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека выступает его смысловая сфера - особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах (Д.А.Леонтьев).

Личностные ценности являются внутренними носителями социальной регуляции, укорененными в структуре личности. Личность в своей основе представляет собой целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности. Потребности и ценности занимают значимое место в структуре мотивации и смысловой регуляции деятельности. Функции потребностей и личностных ценностей в регуляции жизнедеятельности индивидов тождественны. Мотивация целенаправленной деятельности людей исходит от личностных ценностей индивидов. Возникает проблема соотношения между личностными ценностями, с одной стороны, и потребностями и мотивами, с другой. Развитие личности связано с усвоением ценностей социальных групп и их

Ярушкин Николай Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии. E-mail: jarushkin@nm. ru Безумова Лариса Геннадьевна, преподаватель кафедры психологии управления. E-mail: musia04@yandex. ru

трансформацией в личностные ценности и рассматривается, с одной стороны, как движение от ценностей социальных групп к личностным ценностям - интериоризация, а, с другой стороны, как движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной на потребностях, к структуре, в которой ведущую роль играют ценности, - социализация. В процессе прогрессивной социализации личность усваивает ценности общества, референтных групп, в структуре источников смыслообразования сокращается удельный вес потребностей и повышается удельный вес личностных ценностей; следовательно, происходит смещение смысловой регуляции поведения в сторону ценностной регуляции1. Однако не все социальные ценности трансформируются индивидом и становятся его личностными ценностями. Необходимым для этой трансформации условием выступает включение индивида в коллективную деятельность с целью реализации соответствующей ценности. При этом, как отмечает Э.А.Арутюнян, промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы2.

Наиболее ярко смысловая сфера личности актуализируется в юношеском возрасте, на который приходится основной кризис идентичности3. В этот период перед молодым человеком встает необходимость найти свое профессиональное

1Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: 2007.

2Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. - Ереван: 1979. - С. 49 - 61.

3Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М: 1995.

призвание, с учетом не только его умений, способностей, но и требований общества.

Для исследователей важна необходимость изучения специфики групповых отношений молодых людей каждого возрастного периода, особенностей формирования их потребностей, целей, ценностей, с тем чтобы разработать научный подход к решению молодежных проблем и проводить социальную и молодежную политику, целенаправленное воспитание. В условиях неустойчивости системы ценностей особая роль отводится образовательным учреждениям, высшей школе по формированию ценностей, норм личности с использованием новых средств воспитательной работы.

Как отмечал М.Г.Рогов, в процессе профессионального образования наблюдается изменение структуры ценностей и мотивов личности, включенной в социальную группу, предъявляющую свои требования относительно жизненных цен-ностей4. Среди молодежи особое внимание заслуживает студенческая среда. Студенчество как социальная группа выступает объединением молодых людей с определенными социально значимыми задачами, планами, надеждами. Отличительной чертой студенчества является трудовая деятельность, заключающаяся в усвоении знаний. Заслуга постановки проблемы студенчества как особой социальной группы принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева, отметившей студенческий возраст важнейшим в процессе становления личности на завершающем этапе образования и на основной стадии специализации (профессионализации).

Принимая утверждение И.Г.Олпорта о том, что не все мотивы являются чертами, имеющими мотивационное значение, причем стремление к достижению успеха или мотив достижения относится именно к тем чертам, которые обладают направляющим значением5, и, используя модель структуры мотива6, состоящую из ценностей, потребностей, личностных качеств, мы выделили из мотивов учебной деятельности студентов самый значимый - это мотив достижений. Учебный процесс связан не только с передачей знаний, но и с системой отношений студента с окружающими его людьми. Ряд авторов (Б.Г.Ананьев, Т.А.Матис, В.А.Якунин и др.) признают мотив общения за социальную характеристику учебного процесса.

4Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 1999.

5Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: 2002.

6Капцов А.В. Жизненные ценности как детерминанты

морфологии и силы мотива в структуре личности // Известия СНЦ РАН: Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». - Самара: 2002. - С. 137 - 143.

Учебная группа, в которую объединены студенты в процессе обучения, оказывает большое влияние на процесс профессионального самоопределения (О.А.Кожурова), на формирование определенной структуры жизненных ценностей (А.В.Капцов, Л.В.Карпушина). В процессе социализации в вузе отмечается следующее изменение ценностей и потребностей студентов в результате их совместной деятельности: повышаются уровень ценностей гуманистической и прагматической направленности и степень выраженности потребностей социального и высшего уровней7. Среди явлений, касающихся взаимодействия личности и группы, известны феномены групповой поляризации (С.Московичи) и идентификации-уподобления (Дж.Мид, В.С.Агеев, Н.Н.Обозов, Б.Ф.Поршнев и др.).

Несмотря на то, что исследователи анализируют различные грани смысловой сферы личности (А.Маслоу и иерархическая теория потребностей, А.Адлер и интересы общества, К.Роджерс и тенденция к самоактуализации, А.Н.Леонтьев и концепция смысловых образований,

A.Г.Асмолов и динамика трансформации смысловых образований, Д.А.Леонтьев и психология смысла и др.), в научной литературе отсутствует целостное представление об этом феномене.

Следует отметить, что в современной науке накоплен богатый опыт исследований в области проблем формирования и развития личностных ценностей, мотивов студенческой молодежи высшей школы (Г.В.Акопов, Б.С.Алишев, Н.А.Журавлева, А.В.Капцов, Л.В.Карпушина,

B.Т.Лисовский, З.Н.Присягина, М.Г.Рогов, Э.Н.Фаустова, О.А.Чаденкова, Р.Х.Шакуров и др.). Вместе с тем, несмотря на богатство эмпирических и теоретических исследований в области проблем ценностей в смысловой сфере личности, необходимо констатировать малую представленность в социальной психологии исследований, изучающих смысловую сферу личности студентов, а также соотношение ценностей и потребностей как источников смыслообразования обучающейся в вузе молодежи.

Объектом данного исследования является соотношение ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов, а предметом исследования - изменение соотношения ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов в процессе социализации в вузе. Гипотеза исследования: изменение соотношения ценностей и потребностей в струк-

7Безумова Л.Г. Динамика ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Сб. матер. Второй Всероссийской. научн.-практ. конф. - Самара, 2008. - Самара: 2008. - С. 70 - 77.

туре смысловой сферы личности студентов в процессе обучения в вузе происходит в сторону снижения уровня потребностей и повышения уровня ценностей.

В лонгитюдном исследовании приняли участие четыре группы студентов дневной формы обучения инженерной специальности технического вуза г.Самара в количестве 71 человек (36 девушек и 35 юношей): в 2004 г. студенты 1-го курса (возраст 16 - 18 лет), в 2007 г. студенты 4-го курса (возраст 19 - 21 год). В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: тест «Аксиологическая направленность личности»8, методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей9, опросник мотивов учебной деятельности студентов10. Статистическая обработка результатов была проведена с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0.

Для изучения взаимосвязи между одной зависимой переменной (мотивом) и несколькими другими независимыми переменными (ценностями и потребностями) использовался множественный регрессионный анализ. Проверка нормальности закона распределения измеряемых величин (мотивы, ценности, потребности) осуществлялась с помощью критерия хи-квадрат. Для получения наиболее оптимальной комбинации независимых переменных мы воспользовались методом пошаговой регрессии, позволяющим последовательно включать независимые переменные, исходя из F-критерия Фишера, пока уравнение не станет удовлетворительно описывать исходные данные. Таким образом, проведя множественный регрессионный анализ (стандартный и пошаговый анализ с включением), были установлены модели мотива достижений и мотива общения, состоящие из определенных ценностей и потребностей студентов представленных групп. Однако некоторые связи ценностей и потребностей с мотивами имели нелинейный характер, что свидетельствует о наличии нелинейных моделей мотивов. Для сопоставления полученных в процентах соотношений личностных ценностей и потребностей юношей и девушек по годам использовался критерий Фишера ф*.

8Капцов А.В., Карпушина Л.В. Аксиологическая направленность личности. Руководство по применению теста: Методическое пособие. - Самара: 2004.

9Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / Е.А.Геник, А.В.Капцов, Л.В.Карпушина и др.; под ред. А.В.Капцова и В.И.Кичигина. -Самара: 2003.

10Чаденкова О.А. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. - Самара: 2004.

У юношей 1-го курса обучения совместное взаимодействие личностных ценностей и потребностей объясняет 53,25% общей дисперсии мотива достижений. Выделив среди компонентов мотива достижений студентов сначала ценности, а затем потребности и проведя повторно регрессионный анализ, было выявлено, что в модели мотива достижений юношей соотношение исследуемых факторов составляет 4,16% ценностей и 24,31% потребностей, а в модели мотива достижений девушек - 9,50% ценностей и 7,10% потребностей. Аналогично были определены соотношения ценностей и потребностей в моделях мотива достижений студентов 4 курса обучения: у юношей 10,35% ценностей и 7,40% потребностей; у девушек 15,29% ценностей и 6,60% потребностей.

Проведенный анализ полученных данных показал, что у юношей 1-го курса обучения в мотиве достижений потребности доминируют над ценностями (различия в процентных долях достоверны для ф*эмп=2,6 и р<0,01); у девушек достоверных различий между ценностями и потребностями не обнаружено (ф*эмп=0,37). На 4-ом курсе обучения значимых различий в процентных долях между ценностями и потребностями как юношей, так и девушек не наблюдается, но при этом за три года обучения в вузе у юношей происходит снижение процентной доли вклада потребностей в мотив достижений (значимые различия для ф*эмп=2 и р<0,05) при несущественном увеличении процентной доли вклада ценностей (различия статистически недостоверны, ф*эмп=0,08). Изменение соотношения ценностей и потребностей в смысловой сфере личности юношей происходит в сторону снижения уровня потребностей, иначе, изменение соотношения ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции смещается в сторону ценностной регуляции и приводит, согласно утверждения Д.А.Леонтьева, к тому, что для юношей становится все более значимой социальная идентичность, они в меньшей мере подчиняют свое поведение сиюминутным желаниям и в большей мере считаются с интересами своей социальной группы.

У девушек 1-го курса обучения модель мотива общения состоит из личностных ценностей и потребностей, описывающих 51,69% общей дисперсии. Проведя повторно регрессионный анализ на этой выборке, было выявлено, что в представленной модели мотива общения соотношение исследуемых ценностей и потребностей составляет 0,43% ценностей и 34,35% потребностей. Аналогично было определено соотношение ценностей и потребностей в модели мотива общения юношей 1-го курса обучения: 14,39% ценностей и 11,19% потребностей.

Соотношения ценностей и потребностей в моделях мотива общения студентов 4-го курса обучения составляют: у юношей 5,80% ценностей и 4,40% потребностей; у девушек 22,36% ценностей и 17,02% потребностей. Сравнивая доли вклада ценностей и потребностей в детерминацию мотива общения, можно отметить, что на 1-ом курсе у девушек потребности доминируют над ценностями (различия в процентных долях достоверны для ф*эмп=4,76 и р<0,001); для юношей достоверных различий между ценностями и потребностями не обнаружено. На 4-ом курсе обучения у юношей и девушек не наблюдается значимых различий в процентных долях между ценностями и потребностями в модели мотива общения. За три года обучения в вузе у девушек изменяется соотношение ценностей и потребностей в модели мотива общения: возрастает процентная доля ценностей (значимые различия для ф*эмп=3,63 и р<0,001) и уменьшается процентная доля потребностей (значимые различия для ф* эмп= 1,71 и р<0,04).

Проведенные исследования показали, что разработанная методика построения структуры мотива достижений и мотива общения на основе данных психодиагностики по ценностям и потребностям позволяет выявить вклад каждого компонента в детерминацию этих мотивов. Результаты проведенного лонгитюдного исследования изменения соотношения личностных ценностей и потребностей как источников смыслообразования, или соотношения ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции указывают на снижение уровня потребностей (процентной доли вклада) и, соответственно, повышение уровня ценностей (процентной доли вклада), что

составляет главное содержание социализации и свидетельствует, согласно Д.А.Леонтьеву, о процессе развития ценностной регуляции поведения.

Процесс формирования смысловой сферы личности сложен, многогранен на данном возрастном этапе развития молодых людей. Дальнейшие исследования по изучению взаимосвязи личностных ценностей и потребностей с ведущими мотивами учебной деятельности позволят дать рекомендации по успешному прохождению процесса адаптации студентов к условиям обучения, к взаимодействиям внутри учебных групп, а также прогнозировать уровень ценностного регулирования в рамках смысловой регуляции деятельности студентов.

Таким образом, изучение изменения соотношения ценностей и потребностей в смысловой структуре личности студентов в процессе обучения в вузе позволяет говорить о динамике аксиологической сферы и ее влиянии на регуляцию поведения и учебной деятельности, о возможности пересмотра своих систем ценностей и потребностей с целью улучшения межличностных взаимодействий и становления социально зрелой личности. Обобщенные результаты исследования используются в организации учебного процесса образовательного учреждения. Вместе с тем, полученные выводы и результаты не претендуют на полное освещение всех аспектов обозначенной проблемы. Перспективы изучения соотношения личностных ценностей и потребностей студентов связаны с исследованием условий, позволяющих своевременно вносить изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивать личностно-професси-ональное развитие будущих специалистов.

MODIFICATION IN CORRELATION OF VALUES AND NEEDS IN THE SENSE SPHERE STRUCTURE OF STUDENTS' PERSONALITY IN SOCIALIZATION PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

©2010 N.N.Yarushkin1, L.G.Bezumova2

1Povolzhskaja State Social-Humanitarian Academy 2Samara Academy of humanities

The article deals with the following notions: sense sphere of personality, socialization, personality value, need, students' group. It presents the results of the longitudinal research of modification in correlation of values and needs in the sense sphere structure of students' personality in socialization process in higher education institutions.

Key words: sense sphere of personality, socialization, personality values, needs, motive of achievements, motive of communication, student, students' group.

Yarushkin Nikolay Nikolaevich, Doctor of science (Psychology), professor, head of the chair of general and applied psychology. E-mail: jarushkin@nm. ru Bezumova Larisa Gennadjevna, Assistant of the chair of management psychology. E-mail: musia04@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.