Научная статья на тему 'Зависимость осмысленности жизни от личностных ценностей и потребностей студентов'

Зависимость осмысленности жизни от личностных ценностей и потребностей студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / СООТНОШЕНИЯ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / УЧЕБНАЯ ГРУППА / СТУДЕНТ / SEMANTIC SPHERE / PERSONAL VALUES / NEED / A PARITY / INTELLIGENCE OF A LIFE / EDUCATIONAL GROUP / THE STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич

Рассмотрены понятия: смысловая сфера личности, личностная ценность, потребность, взаимосвязь личностных ценностей и потребностей, осмысленность жизни, студенческая группа. Приведены результаты исследования зависимости осмысленности жизни от личностных ценностей и потребностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependence of intelligence of the life on personal values and needs of students

Concepts are considered: semantic sphere of the person, personal value, need, interrelation of personal values and needs, intelligence of a life, student''s group. It is shown, that dependence of intelligence of a life on personal values and needs of students has nonlinear character.

Текст научной работы на тему «Зависимость осмысленности жизни от личностных ценностей и потребностей студентов»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 1 (5)

ЗАВИСИМОСТЬ ОСМЫСЛЕННОСТИ жизни ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

© Л. Г. Безумова © А. В. Капцов

Безумова

Лариса Геннадьевна

преподаватель кафедры психологии управления Самарская

гуманитарная академия musia04@yandex.ru

Капцов

Александр Васильевич

кандидат технических наук, доцент

заведующий кафедрой психологии управления

Самарская

гуманитарная академия avkaptsov@mail.ru

Рассмотрены понятия: смысловая сфера личности, личностная ценность, потребность, взаимосвязь личностных ценностей и потребностей, осмысленность жизни, стуленческая труппа. Привелены результаты исслелования зависимости осмысленности жизни от личностных ценностей и потребностей стулентов.

Ключевые слова: смысловая сфера, личностные ценности, потребности, соотношения, осмысленность жизни, учебная группа, студент.

Любые изменения, происходящие в обществе, ставят человека в ситуацию постоянного выбора жизненных целей и средств их достижения. Человек, включенный с первых дней своего существования в социальное взаимодействие, находится под влиянием ценностей, норм, действий людей и различных групп. Он осмысливает происходящие вокруг него события, факты, явления действительности, некоторые из которых наделяет особым субъективно значимым для него смыслом, превращая их в личностные ценности, т. е. интериоризирует во внутренний план. Для человека смысл есть то, что «непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения» [9, с. 278].

Смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта. В своей совокупности они образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности, на высшем уровне которой находятся личностные ценности, выступающие смысло-образующими по отношению к остальным

структурам: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт [10].

Ценности входят в структуру смысловой сферы в качестве регуляторов поведения. По своей функциональной роли ценности личности относятся к классу устойчивых мотивационных образований и соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом.

Смысловая сфера личности, т. е. совокупность смысловых образований и связей между ними, выступает тем фундаментом, ресурсом, который позволяет человеку преодолевать любые препятствия на пути к достижению поставленных целей. Ее роль в развитии человека переоценить весьма сложно. Смысловая сфера личности обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Смысловая регуляция — это согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта (по Д. А. Леонтьеву).

Смысловая сфера личности характеризуется рядом параметров. Исходя из практической применимости, Д. А. Леонтьев предложил шесть основных конструктов-критериев оценки индивидуальных особенностей смысловой сферы личности, отвечающих требованиям диагностируемос-ти, среди которых выделяются: соотношение ценностной и потребностной регуляции, телеологичность-каузальность, общий уровень осмысленности жизни, структурная организация смысловых систем, степень осознанности смысловой регуляции и временная локализация ведущих смысловых ориентиров [10].

Несмотря на то, что перечень критериев оценки индивидуальных особенностей смысловой сферы личности не ограничивается шестью перечисленными критериями, тем не менее, на современном этапе развития психологии применение всех этих критериев или их части обеспечено психодиагностическими методиками, имеющими высокие психометрические характеристики, или экспериментальными методами.

Существенным показателем развития смысловой сферы личности является соотношение личностных ценностей и потребностей как источников смысло- и мотивообразования. Изучению данного конструкта, связанного с линией развития смысловой сферы в направлении прогрессирующей ее социализации, посвящен ряд работ [1-3, 8].

Наиболее широко в нашей стране и за рубежом в качестве оценки индивидуальных особенностей смысловой сферы личности используется общий уровень осмысленности жизни. Осмысленность жизни выступает в качестве количественной меры степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-либо смысл.

Структурная организация смысловых систем имеет несколько возможных диагностических решений: экспериментальным или психометрическим подходами, что, по мнению Д. А. Леонтьева [10, с. 303] позволяет получить деятельностные характеристики смысловой структуры; проективным, психосемантическим или качественно-феноменологическим подходами, позволяющими получить феноменологические характеристики. Поскольку изучение смысловой системы должно иметь практическую реали-

зуемость, то несомненно заслуживает внимание психометрический подход исследования, как наиболее экономичный и точный метод получения информации.

Рассматривая задачу изучения структурной организации смысловых систем с использованием психометрического подхода, возможно ее представление либо как иерархии мотивов, либо структурного профиля личности (по А. Н. Леонтьеву), либо, применяя специально разработанные методики, как теста смысложизненных ориентаций. Однако в настоящее время возможна диагностика отдельных составляющих смысловой сферы с последующим использованием многомерных статистических процедур системного анализа. Последний подход стал использоваться достаточно широко, прежде всего, исходя из экономической целесообразности, т. к., с одной стороны, не требуется больших затрат на создание специализированных психодиагностических методик, а с другой — наблюдается бурное развитие математических методов обработки информации, поддержанное прогрессом в области компьютерной техники. Реализуется этот подход с помощью дисперсионного [4], регрессионного [6] или конфирматорного факторного анализов.

Для анализа разных аспектов смысловой сферы личности требуются различные методологические подходы, т. к. не существует единой теории, описывающей данную психологическую реальность.

Следует отметить, что наиболее динамично смысловая сфера личности развивается в юношеском возрасте. У молодых людей данного возраста оформляется система ценностей, происходит процесс самоопределения, поиска смысла собственного существования. Приобщение личности к системам ценностей происходит, прежде всего, в родительской семье — важнейшем институте первичной социализации, а также в трудовом, либо учебном коллективе.

Учебная группа создает необходимость действовать, учитывая свои ценности, совмещая собственную активность и окружающих, ориентируясь на принятые в группе ценности, нормы и потребности членов группы. Студенчество — одна из важных социальных групп общества, причем обучение молодых людей в высшем учебном заведении является периодом интенсивного формирования личности. Изучение особенностей становления смысловой сферы студентов в период обучения позволит раскрыть некоторые закономерности протекания процесса социализации.

Следует отметить, что исследователи анализируют различные грани смысловой сферы личности: иерархическая теория потребностей (А. Маслоу), общественные интересы (А. Адлер), тенденция к самоактуализации (К. Роджерс), концепция смысловых образований (А. Н. Леонтьев), динамика трансформации смысловых образований (А. Г. Асмолов), психология смысла (Д. А. Леонтьев) и др.

В современной науке накоплен богатый опыт исследований в области проблем формирования и развития личностных ценностей, мотивов студенческой молодежи высшей школы (Г. В. Акопов, Б. С. Алишев, Н. А. Журавлева, А. В. Капцов, Л. В. Карпушина, В. Т. Лисовский, 3. Н. Присягина,

М. Г. Рогов, Э. Н. Фаустова, О. А. Чаденкова, Р. X. Шакуров и др.), а также в области развития смысловой сферы молодых людей (Ю. А. Васильева, Е. Г. Гвозденко, О. Д. Еременко, Л. Ю. Крутелева, Д. А. Леонтьев, Н. А. Савченко, И. С. Сапожникова и др.).

Вместе с тем, несмотря на богатство эмпирических и теоретических исследований в области изучения ценностей в смысловой сфере личности, необходимо констатировать малую представленность в социальной психологии исследований, изучающих именно соотношение (взаимосвязь) личностных ценностей и потребностей в смысловой сфере обучающейся в вузе молодежи, влияние этого соотношения на смысловую сферу.

В связи с вышеизложенным определилась цель исследования — выявить зависимость осмысленности жизни от взаимосвязи личностных ценностей и потребностей студентов. Объектом исследования являются личностные ценности и потребности студентов, а предметом исследования — зависимость осмысленности жизни от личностных ценностей и потребностей студентов.

Гипотеза исследования: осмысленность жизни зависит от взаимосвязи личностных ценностей и потребностей в смысловой сфере студентов.

Методика

В исследовании приняли участие студенты первого курса дневной формы обучения инженерной специальности технического вуза г. Самара в количестве 71 человек (возраст 16-18 лет).

В состав психодиагностического инструментария входили следующие методики: тест «Аксиологическая направленность личности» [5], позволяющий исследовать ценностную направленность деятельности личности; методика для диагностики актуальных потребностей личности [7], направленная на выявление силы потребностей как характеристику нужности, надобности; тест смысложизненных ориентаций [11], определяющий общий показатель осмысленности жизни. Статистическая обработка результатов была проведена с использованием пакета прикладных программ 81айвйса 6.0.

Для доказательства гипотезы были диагностированы личностные ценности, потребности и составляющие осмысленности жизни студентов, затем был проведен корреляционный анализ с определением соотношения (взаимосвязи) личностных ценностей и потребностей студентов, а также регрессионный анализ, в котором в качестве зависимой переменной участвовали составляющие осмысленности жизни.

Пилотажные исследования искомого влияния соотношения личностных ценностей и потребностей на общий уровень осмысленности жизни показали, что линейной зависимости с высоким уровнем объяснительной дисперсии получить не удалось (коэффициент детерминации не превышал уровня 0,3), поэтому было принято решение моделирования влияния соотношения ценностей и потребностей личности на смысловую сферу нелинейным уравнением следующего вида:

¥ = а + ЪхХх + Ь2Х2 + Ь3 XX (1),

где а, Ь , Ь , Ь3 — коэффициенты регрессии;

Хр Х2 — независимые переменные (личностные ценности и потребности);

У — зависимая переменная (общий уровень осм^1сленности жизни).

Отличительной особенностью уравнения (1) является наличие в нем составляющей Х1Х2 , описывающей взаимодействие двух переменных, а именно личностных ценностей и потребностей в данном случае. В психологических исследованиях учет взаимодействия может иметь особое значение и даже представлять для психолога основной интерес, поскольку несложно представить тот случай, когда каждый из факторов в отдельности может не оказывать на исследуемую характеристику никакого влияния, а сочетание двух или трех факторов оказывает существенное и закономерное влияние [4].

3адачей данного исследования было, с одной стороны, показать влияние взаимодействия личностных ценностей и потребностей на общий уровень осмысленности жизни студентов, а с другой — выявить особенности этого влияния в зависимости от вида корреляционной связи между личностными ценностями и потребностями личности.

Результатыисследования

Первоначально с помощью корреляционного анализа получены взаимосвязи между личностными ценностями и потребностями студентов. Анализируя полученные данные (таблица 1), можно сказать, что потребность в смысле жизни (самопознании, познании окружающего мира) усиливает ценность саморазвития. Таким образом, если студент нуждается в самопознании, в рефлексии своей сущности, поведения, то это приводит в дальнейшем к стремлению самосовершенствоваться, к необходимости добиться наиболее полной реализации своего потенциала и способностей.

Таблица 1

Значимы1екоэффициенты1Корреляцииличностны1хценностей ипотребностейстудентов1-гокурсаобучения(п=71,р<0,05,поПирсону)

Ц/П Пэо Паг Пст Псж Пуп

Црс 0,28

Цду 0,25

Цкр -0,27 -0,29

Цсп -0,26 -0,34 0,26

Цмп 0,24

Примечание: условное обозначение потребностей: Пэо — потребность в эмоциональном общении; Паг — потребность в активности и готовности к будущему; Пст — потребность в статусе; Псж — потребность в смысле жизни; Пуп — потребность в управлении; условное обозначение ценностей: Црс — «развитие себя»; Цду — «духовное удовлетворение»; Цкр — «креативность»; Цсп — «престиж»; Цмп — «материальное благополучие».

Потребность в управлении собой, людьми и окружающим миром влияет на ценность духовного удовлетворения: чем сильнее эта потребность, тем больше стремление человека к получению морального удовлетворения от результатов деятельности, стремление заниматься деятельностью, которая соответствует интересам и внутренним влечениям человека, т. е. потребность в управлении способствует актуализации ценности указанных стремлений, и, наоборот, чем больше значимость духовного удовлетворения, тем больше сила потребности самостоятельного управления жизненными процессами и самим собой. Отрицательные корреляции потребностей в эмоциональном общении и потребности в физической активности с ценностью креативности свидетельствуют о трансформации структуры мотивов, основанных на этих потребностях, в структуру мотивов с преобладанием ценностей, а следовательно, и о повышении роли ценностной регуляции поведения личности студента. Актуализация ценности креативности (стремления к реализации творческих возможностей) связана с насыщением и дезактуализацией потребностей психофизиологического уровня, а именно, потребностей в эмоциональном общении и физической активности, что свидетельствует о высоком уровне развития смысловой сферы в данный возрастной период, по сравнению с более ранними периодами (младенчество, детство, подростковость).

Положительная по знаку взаимосвязь ценности престижа и потребности в управлении демонстрирует усиление данной потребностью актуализации ценности престижа. Потребность в управлении является высшей (по уровню) в иерархии изучаемых потребностей. Отсюда напрашивается вывод о взаимоусилении потребностей и ценностей как однопорядковых явлений. Отрицательные по знаку корреляции потребностей в эмоциональном общении и активности с ценностью престижа свидетельствуют о том, что снижается роль потребностей низшего, психофизиологического уровня.

Потребность в статусе и ценность материального положения находятся в прямо пропорциональной взаимосвязи, следовательно, с увеличением силы потребности в авторитете возрастает ценность материального благосостояния и, наоборот, чем выше уровень данной ценности, тем сильнее потребность в привлечении внимания, одобрении, что вполне закономерно, так как в реальной жизни стремление к статусу, к власти неизменно связывается с повышением материального достатка.

Итак, на первом курсе обучения наблюдается усиление ценностей гуманистической направленности «саморазвитие» и «духовное удовлетворение» потребностями высшего уровня в смысле жизни и в управлении, а актуализация ценности «креативность» приводит к дезактуализации потребностей психофизиологического уровня в эмоциональном общении, активности и потребности социального уровня в эмоциональном насыщении, и, наоборот, с увеличением силы указанных потребностей происходит снижение уровня ценности креативности.

Уровень ценности прагматической направленности «престиж» возрастает с увеличением силы потребности в управлении и снижается при увеличении силы потребностей психофизиологического уровня в эмоцио-

нальном общении и активности. Ценность «материальное благополучие» возрастает с увеличением силы потребности социального уровня в статусе.

Таким образом, у студентов первого курса происходит трансформация структуры мотивов, основанных на потребностях психофизиологического уровня, в структуру мотивов с преобладанием ценностей как гуманистической, так и прагматической направленности, а потребности высшего уровня усиливают значимость этих ценностей.

Далее были вычислены значения коэффициентов регрессии уравнения (1) и относительный уровень фактора взаимодействия личностных ценностей и потребностей в объяснительной дисперсии уравнения О*. В таблице 2 приведены результаты расчетов для потребностей социального уровня, т. к. только в этом уровне наблюдались случаи как положительной, так и отрицательной статистической взаимосвязи.

Таблица 2

Коэффициентыфегрессии(Ъе1а)моделейвлияния соотношенияценностейипотребностейсоциальногоуровня наобщийуровеньосмысленностижизни

Соотношения ценностей и потребностей_

Ценность креативности и потребность в подготовленности

Ценность престижа и потребность в подготовленности

Ценность креативности и

потребность ВЕЩ31®®«11® ^аблицьР ,25 8вк

общенш(

личностных ценностей

Ценностжмшзиргёшрою одинако:

благополу ч§я имтадр суров

статусе

вень

общий уровень—осмысленности—ж

Ь1

0,943

0,870

в и имеет

личносГны

0,937

0,763

клад

0953

и потребностей) в о

- 0,886

- 0,618

дого и

0,7фа:

кт

бщий уровень осмысленности прямо пропорциональную зависимость, х ценнЪстей - и , потребностей, тем выше

Б*

0,138

0,088

ор

отдельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тони,—а—составляющая взаимодействия всегда уменьшает уровень зависимой переменной, причем поскольку составляющая потребностей менее стабильная во времени и уровень вариативности ее больше, то влияние потребностной составляющей выше. В таблице 2 первые три модели получены для случая отрицательной корреляционной взаимосвязи между личностными ценностями и потребностями и доля составляющей взаимодействия факторов находится в пределах 9—15%. А в модели с положительной взаимосвязью между личностными ценностями и потребностями доля составляющей взаимодействия факторов превышает 20%, что косвенно подтверждает наше предположение и мнение Д. А. Леонтьева о том, что отрицательная взаимосвязь между личностными ценностями и потребностями свидетельствует о транс-

Ъ

Ъ

2

3

формации структуры мотивов, основанных на потребностях, в структуру мотивов с преобладанием ценностей, а положительная взаимосвязь — об усилении влияния данного фактора в смысловой регуляции личности.

Таким образом, проведенные исследования показали, что, во-первых, общий уровень осмысленности жизни зависит от взаимодействия личностных ценностей и потребностей студентов и, во-вторых, эта зависимость определяется видом корреляционной связи между личностными ценностями и потребностями.

ЛИТЕРАТУРА

1 Безумова Л. Г. Соотношение личностных ценностей и потребностей как источник смыслообразования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. ц 1. С. 24—35.

2 Безумова Л. Г. Соотношение ценностей и потребностей в смысловой сфере личности как критерий социализации // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Психологические науки». «Акмеология образования». 2007. ц 5. Том 13. С. 9—13.

3. Безумова Л. Г. Соотношение ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студента // Вестник Самарской гуманитарной академии. Вып. «Психология». 2007. ц 2. С. 29—36.

4. Гусев А. Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии. М. : УМК «Психология», 2000.

5. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность личности. Руководство по применению теста. Самара : СаГА, 2004. 32 с.

6. Капцов А.. В. Жизненные ценности как детерминанты морфологии и силы мотива в структуре личности // Известия СНЦ РАН: спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2002. С. 137—143.

7. Капцов А. В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. ц 2. С. 59—70.

8. Карпушина Л. В, Капцов А. В. Соотношение личностных ценностей и потребностей в структуре мотивации личности // Известия СНЦ РАН: спец. вып. «Актуальные проблемы психологии. Поволжский регион». Самара : СНЦ РАН, 2005. С. 121—125.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.

10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2007. 511 с.

11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. Самара, 2001. 17 с.

The dependence of intelligence of the life on personal values and needs of students

L. Bezumova, A. Kaptsov

The sensible sphere of personality, personal values, want, interdependence between personal values and wants, deliberateness of life, students' group were examined. There have been given the results from the research of dependence of deliberateness of life on personal values and students' wants.

Key words: sensible sphere of personality, relation between personal values and wants, deliberateness of life, school group, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.