_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 94
Чичко Т.В.,
к.и.н., доцент кафедры «Всеобщей истории и философских дисциплин»
Гумеров Р.И., студент 3 курса исторического факультета Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак
ОСОБЕННОСТЬ МОНАСТЫРСКИХ ОБЩИН В ИРЛАНДИИ
На распространение устава св. Бенедикта в Европе ушло несколько десятилетий. Широкую известность ему принесли ирландские монахи-миссионеры, появившиеся на европейском континенте в конце VI - VII вв.
Христианство распространилось в Ирландии на рубеже II - III вв. н.э.» [1, с. 129]. Но традиция относит евангелизацию острова к V в., и связывает с деятельностью св. Патрика. К этому времени большая часть ирландского населения уже приняла христианство. Активной здесь была деятельность монахов, которые успешно обращали в новую веру королевские семьи и друидов. Это значительно облегчило переход в христианство остальной части населения.
Особенностью религиозной жизни средневековых ирландцев является то, что она изначально была организована вокруг монастырей. Это особенно ярко проявляется на фоне остальной континентальной Европы, где религиозная жизнь формировалась вокруг епископств.
В своей деятельности ирландские монахи также ориентировались на образ монахов-пустынников Египта и Ближнего Востока, оставившие свои города, и ушедшие в малонаселенные места. Население Ирландии было преимущественно сельским, что делало представление о духовном пути восточных монахов более понятным. Монашество стало быстро распространяться. К V в. монастыри уже появились на западе Британии, но их деятельность контролировалась епископом. В Ирландии же именно монахи взяли на себя руководство церковной жизнью.
Отличие ирландских монастырей от египетских состояло в том, что они стали центрами развития науки и миссионерства. Ирландские монахи проповедовали христианство язычникам. Они основывали монастыри на территории северной Британии, а также, непосредственно, на европейском континенте - от Пуатье до Вены [1, с. 130]. Ирландские монахи способствовали ускорению христианизации Шотландии, Северной Франции, Нидерландов, Германии. Ирландия никогда не была частью Римской империи, поэтому, приняв христианство, она осталась своеобразной, поскольку во-многом опиралась на кельтскую культуру [3, с. 132]. VI в. - время молниеносного появления монастырей в Ирландии.
Самым знаменитым ирландским монахом был Колумбан. Уроженец Ирландии, очень энергичный человек, посвятивший себя служению вере. Колумбан был человеком разносторонним и обаятельным. Он был хорошим литератором и проповедником, администратором и политиком, мореплавателем и поэтом. З его особый дар проповедования, современники называли его «Златоустом». В 563 г. он приехал на остров Айона. Монастырь на острове Айона дал большое количество миссионеров, которые разошлись по Европе. Особенностью кельтской церкви было то, что она являлась духовной и интеллектуальной основой для людей северной Европы.
В VI в. Ирландия становится, своего рода, оазисом самобытных и ревностных христиан Вселенской церкви [1, с. 131]. Целый ряд монастырей были основаны Колумбаном в королевстве Меровингов. Это движение продолжалось и в VII в.
Во всех этих монастырях был введен оригинальный устав. В одно время он даже сопреничал с уставом св. Бенедикта. Ирландскому монашеству не была свойственна умеренность монашества бенедиктианского. Особенностью молитвы в ирландских монастырях было то, что монахи должны были молиться, скрестив руки. По утверждениям, «св. Кевин стоял неподвижно в течение сами лет, опершись на доску, ни разу не закрыв глаза ни днем, ни ночью, так, что птицы свили гнездо на его скрещенных руках» [1, с. 132].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 2410-700Х
Ирландские монахи приняли активное участие в движении за христианизацию Германии в VII - VIII вв., главной чертой которого была опора на монашество.
При монастырях ирландских монахов обязательным было наличие гостиницы, школы, в которой обучали арифметике, греческому и латыни, а также была больница. Отличительной особенностью Ирландии было то, что там не было городов. Поэтому епископы вынуждены были селиться в монастыре. Однако епископы не пользовались уважением у народа, поэтому сельские жители, включая и глав кланов, почитали больше не их, а местных подвижников, чью духовную власть они предпочитали власти епископа.
Ирландские монахи были очень гостеприимны, милосердны, целеустремлены в образовании [2]. Кельтские монахи оказали существенное влияние на развития христианской практики покаяния. Именно благодаря им, практически, весь христианский мир практикует индивидуальную исповедь.
Усилиями ирландских, а затем и англосаксонских миссионеров, монашество занимает особое место в структуре Западной Европы. Именно оно надолго становится инициатором всевозможных реформ, проводимых в церкви в целом. Оно активно воздействует на массовое сознание и определяет повседневную жизнь западноевропейского населения.
Список использованной литературы
1. Иванов К.А. Средневековый монастырь и его обитатели. СПб., 1910.
2. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: «Высшая школа», 1992. 428 с.
3. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб, 2001. 349 с.
© Чичко Т.В., Гумеров Р.И., 2017
УДК 94
Чичко Т.В.,
к.и.н., доцент кафедры «Всеобщей истории и философских дисциплин»
Гумеров Р.И., студент 3 курса исторического факультета Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак
МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ НА ЗАПАДЕ В V - XII ВВ.
Монастыри и монашество появляются в средневековую эпоху, практически, с того самого момента, когда государственной религией становится христианство. Возникнув в средние века, монастыри и монашество являются самыми устойчивыми церковными учреждениями до настоящего времени, несмотря на кризисные явления, политические режимы и пр. Кроме того, очень часто именно в периоды кризиса и переломные периоды в истории того или иного государства или Церкви, монастыри становятся оплотами стабильности, а количество монахов в них возрастает. Монастыри, как правило, возникали на удаленном расстоянии от мира, но именно это обстоятельство всегда делало их привлекательными и загадочными для общественности. Общество всегда интересовали причины, побуждавшие людей отказаться от мирской жизни, и встать на путь аскезы[1].
Зародившись на Востоке, монашество стало главной формой жизни религиозных людей, и явилось результатом аскетического понимания христианства. Монашество заняло особое положение в западноевропейском средневековом обществе, наряду с клиром и мирянами, и вскоре потеряли первичную однородность своего состава в христианских общинах, а затем, и в церкви. Западные аскеты очень энергично выступали за свое видение христианства. Благодаря усилению аскетических настроений и созданию идеалов, они сумели добиться признания и распространить на территории Западной Европы те формы жизни, которые были характерны для восточного монашества [2]. Церковь и общество, главным образом, представители