ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
65
УДК 37(37):2-523.6(145)“03/05”
ТРАДИЦИИ РИМСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ИРЛАНДСКИХ МОНАСТЫРЕЙ
В. Г. Мирошниченко
аспирант кафедры общей педагогики и андрагогики Полтавского национального педагогического университета имени В. Г. Короленко (г. Полтава, Украина)
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент И. В. Цебрий
Статья посвящена проблемам преемственности традиции римской образованности в ирландской раннесредневековой монашеской системе воспитания. Определены роль и значение христианско-педагогического вклада ирландских монастырей в дело сохранения и популяризации античного наследия.
Введение
Современный этап развития науки во многом обязан системе знаний, которые зарождались и формировались в Античное время. Однако, отдавая должное греческим и римским авторам, мы практически никогда не задумывались над вопросом: «Каким образом классическому научному наследию удалось избежать забвения во времена раннего Средневековья? Кто сохранил для нас бесценные достижения античного мира?». Отвечая на поставленный вопрос, мы можем однозначно подчеркнуть, что большая заслуга в этом деле принадлежит ирландским монастырям, которые не только сохранили традиции римской образованности, но и активно популяризировали их в монашеской среде варварской Европы. Они сыграли исключительную роль «золотого звена», которое объединило две культурные эпохи - Античность и классическое Средневековье.
Целесообразность исследования этой проблемы состоит еще и в том, что вопрос о воспитании ирландского монашества раннего Средневековья никогда не поднимался в отечественной научной литературе, а традиция римского образовательного наследия в раннехристианской Ирландии оставалась вне научного поля исследования ученых. Однако мы не можем полностью отрицать индифферентность отечественной науки к поставленной проблеме. В частности, отдельные ее аспекты анализировались в контексте изучения общеевропейской наставнической монастырской традиции в трудах Е. А. Ивановой [1], Л. П. Карсавина [2], Е. В. Милковой [3], В. И. Уколовой [4], Н. Ф. Ускова [5], [6]. Религиозно-дидактический аспект подвижнической деятельности островных монахов обозначен в литературном наследии иеромонаха Макария Симонопетрского и игумена Христифора Вахабова [7].
Исходя из вышеизложенной аргументации, на современном этапе развития педагогической мысли назрела необходимость научного исследования традиций римской образованности в духовной жизни ирландских монастырей.
Цель исследования
Ссылаясь на раннесредневековые источники и современную научную литературу, мы ставим перед собой цель определить место римского образовательного наследия в системе ирландской раннехристианской монашеской традиции воспитания (IV-VT вв.).
Результаты исследования и их обсуждение
В конце IV - начале V века в Ирландии появляются первые монастыри. Их основателями были выходцы из Галлии, проводившие довольно энергичную и обширную миссионерскую деятельность, популяризируя христианское вероучение и аскетический образ жизни. Результат этой работы не заставил долго себя ждать. Менее чем за два века на «зеленом острове» было основано значительное количество монастырей, которым предстояло сыграть важную роль в жизни раннесредневекового ирландского общества.
66
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Основателем монашеской традиции в Ирландии считается Финниан Мовильский, организовавший в 520 году известную обитель на острове - монастырь Клонард, а также заключивший первый ирландский пенитенциарий - сборник епитимий (нравственно-исправительных мер - В. Г.). Кроме Финниана, активную подвижническую деятельность проводили святые Энда, Комгалл, Брендан Мореплаватель и Колумба, соответственно основавшие обители в Инишморе, Бангоре, Клонферти и на Ионе. Важное место в популяризации монашеских традиций на острове принадлежало женщинам. В частности, аббитиса Бригитта, которая жила во второй половине V -начале VI века основала монастырь в Килдари. Интересно, что это была первая обитель в Гибернии (латинское название Ирландии - В. Г.), имевшая смешанную форму: это был монастырь одновременно и для мужчин, и для женщин, соответственно управляющийся и игуменом, и игуменьей. Другой известной монахиней была святая Ита. Она основала обитель вблизи Лимерика, где много будущих святых Ирландии воспитывались и обучались под ее покровительством.
Характер воспитания в ирландских обителях во многом определялся статусом этого религиозного института. А он в раннесредневековом гибернском обществе был достаточно высок. Этот тезис подкрепляется тем, что монастыри в Ирландии были не просто центрами христианского просвещения. Они являлись оплотом Церкви и полностью ее контролировали. На острове сложилась так называемая «монастырская церковь». Крупнейшие монастыри стали центрами диоцезов, а их аббаты или аббатисы сами назначали епископов. Свой авторитет обители во многом заслужили невероятной строгостью аскезы, одной из форм которой было паломничество ради Христа [5, 322]. Однако, как отмечает Лев Платонович Карсавин, «сжигаемые аскетическим порывом, ирландцы не отвернулись от галло-римской культуры. У них не было того ужаса перед язычеством римских писателей, который сквозит в каждой строке бессильных побороть его отщепенцев римской культуры, увлеченных христианством. Ирландцам внутренне чужда греко-римская мифология; она не кажется им опасной, как не кажется опасным увлечение пронизанной ею римской литературой. И в монастырях «зеленого острова» находит себе надежный приют римская образованность» [2, 66]. Однако, чтобы вести разговор о данной проблеме, нам следует определить значение понятия «римская образованность». Впервые данное словосочетание упоминается в отношении к ученому-энциклопедисту Марку Теренцию Варрону (116-27 гг. до н. э.), который считается «отцом римской образованности». Следует понимать, что это «звание» он заслужил благодаря созданию учебного пособия «Disciplinae» (33 г. до н. э.), в котором изложил содержание обязательных к изучению в римской образовательной системе дисциплин (грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия, медицина и архитектура). Стоит отметить, что в будущем первые семь предметов составили так именуемые «тривиум» и «квадривиум», которые и сформировали основу раннесредневекового образования - «семь свободных искусств». Однако, в нашем понимании, «римская образованность» в ирландской монашеской традиции выходила за рамки общепринятого понятия, охватывая также и другие дисциплины, в частности, историю, географию.
Монастырская модель воспитания в ирландских обителях ориентировалась на всестороннее умственное развитие личности послушника. Подтверждением данного тезиса служит тот факт, что островным монахам, в отличие от послушников континентальной Европы, в большой мере была доступна не только христианская литература, но и античные знания римских и греческих авторов. Из известных нам источников, мы можем точно сказать, что ирландским анахоретам V-VI веков были знакомы произведения Вергилия, Горация, Овидия, Стация, Ювенала, Евсевия, Аристотеля, Сократа и многих других. В целом, изучение литературного наследия занимало видное место в системе монашеского интеллектуального воспитания. И это утверждение, в первую очередь, касалось литературных достижений христианских авторов. Среди них большой популярностью пользовались Августин, Иероним, Пахомий, Фортунат Венанций, Иоанн Кассиан, Мартин Турский. Однако главным приоритетом оставалось изучение Священного Писания и трудов святых Отцов христианской Церкви.
Следуя примеру римской образованности, ирландские монахи не только изучали труды известных богословов, философов и ученых, но и были создателями собственных литературных произведений. В частности, они первыми в Европе обратились к художественным произведениям на родном языке. Именно они записали саги, жившие в древней устной традиции. Производилась некоторая цензура и изменения текста, но в целом уважение к древней литературной традиции и любовь к родному языку взяли верх над осуждением. Собственно, монахи были сами
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
67
бикультурными, принадлежа отчасти к древней поэтической традиции. Благодаря этому они смогли создать такие поэтические шедевры, которые были просто немыслимы в современной им Европе [3, 167].
Стоит отметить, что на очень высокий уровень было поставлено изучение словесности. Помимо родного огамического ирландского языка, монахи знали латынь и греческий. Отдельным курсом усваивалась и древнееврейская словесность. Эти знания нашли хорошее практическое применение в переводческом деле.
Активно практиковалась учебно-просветительская деятельность. Подобно школьной программе кассиодоровского Вивария, ирландскими монахами упорядочивались учебники по орфографии, логике, риторике и другим свободным наукам.
В гибернских обителях создавались собственные книги в скрипториях. Многие из них были уникальными произведениями церковного искусства. К таким экземплярам мы можем причислить «Книгу Келлс» и «Книгу Дарроу», которые были обрамлены тяжелыми переплетами из кожи, украшены драгоценными камнями и металлами. По свидетельствам В. И. Уколовой, «некоторые ирландские рукописи напоминали цветущие зеленые луга Ирландии из-за особой страсти переписчиков и иллюминаторов (художники, которые украшают рукописи - В. Г.) к зеленому цвету и растительным мотивам» [4, 174]. Большие скрипторские центры создаются при монастырях Инишмора, Бангора и Клонарда.
Островная ученость выходила за рамки образовательных раннесредневековых стандартов, что сложились вокруг естественных наук - астрономии и географии. Сохранились свидетельства о поразительных знаниях из этих наук у ирландских монахов. Более того, интеллектуальный опыт, заимствованный из этих дисциплин, активно применялся не только в чисто религиозных целях, как это было в обители Бенедикта (например, астрономия использовалась для определения пасхалий), но и для других нужд. В частности, в мореплавании. Известен случай с монахом Бренданом, который, оставив берега Ирландии, отправился с миссионерской миссией в семилетнее плавание по Атлантике. И вполне возможно, что задолго до Колумба (1492 г.) Брендан и его спутники прибыли к берегам Северной и Центральной Америки. Без элементарных знаний по географии и астрономии такое путешествие было бы невозможным.
Подобно римской традиции образованности, в монастырских школах Ирландии воспитанники усваивали исторические знания. Настольной книгой для них был труд христианского святого Гильдаса Мудрого «О гибели Британии», где в риторической форме была изложена история Британских островов І-VI веков. Следует отметить, что своим произведением автор оказал большое влияние на модель монашеского воспитания в Ирландии. В частности, Колумбан в послании к папе Григорию Великому ссылался на Гильдаса и как на авторитета по вопросам церковной дисциплины.
Неоспоримым в ирландских обителях был факт практики эстетического воспитания, находившийся под полным запретом в монастырях континентальной Европы. Любовь к прекрасному монахи черпали не только через художественные образы и латинскую поэзию, но и через музыку. Последняя занимала и важное место среди образовательных дисциплин, поскольку была поставлена на «службу» Г осподу. Яркий пример этому существовал в Бангорской обители, где ее настоятель разделил всех монахов на семь хоров (по триста человек), которые поочередно и днем, и ночью восхваляли Бога и молились за ирландский народ.
Однако, апеллируя к вышеизложенному, нам нужно критически оценивать уровень и место римской образованности в системе монастырской педагогики. Интеллектуальная составляющая занимала важное, но не главное место в иноческой модели воспитания (рисунок). В подтверждение этого аргумента В. И. Уколова указывает, что «основным занятием послушников оставался физический труд, сбор и переписывание рукописей» [4, 173]. А это, согласитесь, трудно назвать образовательными дисциплинами. Монахи занимались ручным трудом, постоянно имея на устах слова Священного Писания, а в сердце - памятование о Боге. Иным аспектом этого вопроса было и то, что интеллектуальное воспитание в Ирландии имело элитарный характер. В стране существовал значительный «контраст образованных учителей и довольно дикого народа, который привел к тому, что образованные монахи замкнулись в своих монастырях-крепостях» [4, 173].
68
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Рисунок - Основные составные части и модели европейского монашеского воспитания IV-VI веков
Однако, несмотря на отдельные проблемы развития монашеской учености, в целом римская образованность в обителях Ирландии выполняла важную роль. Признавая данное утверждение, Виктория Уколова отмечала и то, что в отдельных аспектах научноисследовательской деятельности островные монахи были первопроходцами. В частности, ирландские послушники стояли у истоков искусного применения возможностей ритма и рифм для составления стихотворных загадок, процветало искусство «глосс» (объяснение непонятных слов и выражений - В. Г.) [4, 174].
Рассуждая о проблемах преемственности римской образованности в средневековом ирландском монашеском обществе, мы не должны упускать тот факт, что в основе воспитательной системы послушников находилось христианское вероучение и жесткая дисциплина, что было обозначено в первых ирландских монашеских «Уставах» и «Пенитенциалиях». Первым писаным правилом гибернских послушников был «Устав» святого Колумбы. Этот документ полностью определял распорядок жизни в обители. В частности, регулировал и занятия отдельными дисциплинами. К примеру, в «Уставе» указывалось монахам, что они должны «демонстрировать усердие» на занятиях с пения. Пенитенциалий же, определял формы и меры наказания за непослушание. Согласно этому предписанию, «болтуна следовало наказывать молчанием, неуемного - кротостью, прожорливого - постом, сонливого - бодрствованием, гордого -темницей, покидающего - отвержением; пусть каждый претерпевает точно по своим заслугам, чтобы надлежаще продолжало жить благочестие» [8, 228-229].
Примечательно то, что ирландским монахам удалось совместить культурную и религиозную составляющие воедино даже в миссионерской деятельности. Как отмечает А. Милкова, «для ирландца разлука с соплеменниками и родной землей, добровольное изгнание на чужбину было испытанием более суровым, чем, скажем, пост. Это был особо трудный христианский подвиг во славу Господа. Другими словами, ирландцы отправлялись на чужбину -как отшельники или как миссионеры - именно потому, что сильно любили родину» [3, 163].
Не стоит забывать, что монашеское образование продолжало традиции и кельтских народов, не отрицая культурные традиции этих сообществ. Кельтская школа «закона, права
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
69
и сказителей» переосмысливалась и приспосабливалась ирландскими монахами как к учению христианства, так и к античной образованности.
Подытоживая педагогические достижения монашеской учености «зеленого острова» IV-VI веков, отметим и значимость деятельности первых ирландских учителей, - «peregrimtio pro Christo», -перед которыми стояла задача просвещать Европу в течение нескольких веков, вплоть до конца «каролингского возрождения» [6, 100]. Кстати, положительные отзывы островные христианские обители получили и от наиболее почитаемого в Ирландии праведника - святого Патрика, который особо позитивно отметил их миссионерско-просветительскую деятельность [7, 3].
Выводы
Подводя итоги, нам следует отметить, что:
- преемственность опыта римской образованности в ирландской монашеской традиции стала во многом возможной благодаря тому, что на острове не сложилась сильная церковная организация, имевшая сильное влияние на монашескую жизнь, как это было в континентальной Европе. В Ирландии ситуация сложилась совсем иным образом. Местные обители сами были средоточием церковной власти, и поэтому они определяли пути и приоритеты воспитания своих послушников;
- традиция римской образованности занимала особое место в системе монашеского раннесредневекового воспитания. Она вместе с христианским вероучением создала уникальную для того времени педагогическую модель. В отличие от других обителей Европы и Азии здесь античные знания получили новое дыхание, а литературное греко-римское наследие избежало забвения;
- большая заслуга ирландских монахов состоит не только в том, что они сохранили научно-образовательное достояние античной эпохи, но и в том, что путем широко организованной миссионерской деятельности популяризировали его в среде европейского варварского общества. Таким образом создав важные предпосылки для первого интеллектуально-культурного «взрыва» средневековья - «каролингского возрождения».
Литература
1. Иванова, Е. А. Христианизация Британских островов в І-VII вв. [Текст] / Е. А. Иванова // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. -М. : изд-во ПСТБИ, 2000. - С. 234-239.
2. Карсавин, Л. П. Монашество в Средние века / Лев Платонович Карсавин. - М. : Высшая школа, 1992. - 191 с.
3. Милкова, Е. Крещение Ирландии и ирландская Церковь / Е. Милкова // Альфа и омега. - 1995. -№ 4. - С. 155-172.
4. Уколова, В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V - начало VII века) / Виктория Ивановна Уколова. - М. : Наука, 1989. - 320 с.
5. Усков, Н. Ф. Монашество [Текст] / Н. Ф. Усков // Словарь средневековой культуры. -М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - С. 320-331.
6. Усков, Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III - середины ХІ вв. / Николай Феликсович Усков. - СПб. : Алетейя, 2001. - 506 с.
7. Вахабов, Х. На земле святого Патрика [Текст] / Христофор Вахабов // Православное Приднестровье. - 2011. - № 11 (216). - С. 3.
8. Пенитенциалий св. Колумбана [Текст] / вступ. ст., пер. и коммент. В. Г. Безрогова // Средние века. -1997. - Вып. 59. - С. 224-232.
Summary
The article deals with the problems of continuity of the Roman tradition of education in the Irish early medieval monastic education system. The role and importance of the Christian teaching of Irish monasteries contribution to the preservation and promotion of ancient heritage are identified.
Поступила в редакцию 15.04.13