Научная статья на тему 'Монастыри и монашеская жизнь на Западе в v - XII вв'

Монастыри и монашеская жизнь на Западе в v - XII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1541
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монастыри и монашеская жизнь на Западе в v - XII вв»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 2410-700Х

Ирландские монахи приняли активное участие в движении за христианизацию Германии в VII - VIII вв., главной чертой которого была опора на монашество.

При монастырях ирландских монахов обязательным было наличие гостиницы, школы, в которой обучали арифметике, греческому и латыни, а также была больница. Отличительной особенностью Ирландии было то, что там не было городов. Поэтому епископы вынуждены были селиться в монастыре. Однако епископы не пользовались уважением у народа, поэтому сельские жители, включая и глав кланов, почитали больше не их, а местных подвижников, чью духовную власть они предпочитали власти епископа.

Ирландские монахи были очень гостеприимны, милосердны, целеустремлены в образовании [2]. Кельтские монахи оказали существенное влияние на развития христианской практики покаяния. Именно благодаря им, практически, весь христианский мир практикует индивидуальную исповедь.

Усилиями ирландских, а затем и англосаксонских миссионеров, монашество занимает особое место в структуре Западной Европы. Именно оно надолго становится инициатором всевозможных реформ, проводимых в церкви в целом. Оно активно воздействует на массовое сознание и определяет повседневную жизнь западноевропейского населения.

Список использованной литературы

1. Иванов К.А. Средневековый монастырь и его обитатели. СПб., 1910.

2. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: «Высшая школа», 1992. 428 с.

3. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб, 2001. 349 с.

© Чичко Т.В., Гумеров Р.И., 2017

УДК 94

Чичко Т.В.,

к.и.н., доцент кафедры «Всеобщей истории и философских дисциплин»

Гумеров Р.И., студент 3 курса исторического факультета Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

г. Стерлитамак

МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ НА ЗАПАДЕ В V - XII ВВ.

Монастыри и монашество появляются в средневековую эпоху, практически, с того самого момента, когда государственной религией становится христианство. Возникнув в средние века, монастыри и монашество являются самыми устойчивыми церковными учреждениями до настоящего времени, несмотря на кризисные явления, политические режимы и пр. Кроме того, очень часто именно в периоды кризиса и переломные периоды в истории того или иного государства или Церкви, монастыри становятся оплотами стабильности, а количество монахов в них возрастает. Монастыри, как правило, возникали на удаленном расстоянии от мира, но именно это обстоятельство всегда делало их привлекательными и загадочными для общественности. Общество всегда интересовали причины, побуждавшие людей отказаться от мирской жизни, и встать на путь аскезы[1].

Зародившись на Востоке, монашество стало главной формой жизни религиозных людей, и явилось результатом аскетического понимания христианства. Монашество заняло особое положение в западноевропейском средневековом обществе, наряду с клиром и мирянами, и вскоре потеряли первичную однородность своего состава в христианских общинах, а затем, и в церкви. Западные аскеты очень энергично выступали за свое видение христианства. Благодаря усилению аскетических настроений и созданию идеалов, они сумели добиться признания и распространить на территории Западной Европы те формы жизни, которые были характерны для восточного монашества [2]. Церковь и общество, главным образом, представители

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_

высших сословий, приняли аскетизм, как высшую форму христианства, и во-многом способствовали распространению монашества на Западе, и оказывали всяческую поддержку. В среде самого монашества происходила замена его различных, сложившихся исторически жизненных форм, единообразием. Это выразилось в появлении обобщающих трудов Кассиана и устава святого Бенедикта. Именно устав святого Бенедикта был положен церковью в основу преобразующей и организующей деятельности монашества. Тем самым церковь надеялась на то, что сможет добиться безраздельного господства и достигнуть своих целей.

Достигнув определенных успехов в достижении аскетических идеалов с одной стороны, и внутреннего экономического развития монастырей - с другой, церковь так и не смогла разорвать своей связи с миром, что вызвало, в конечном итоге, ослабление монастырской дисциплины, падения аскезы, и привело к обмирщению монашества. Понимая это, церковь стремилась к тому, чтобы удержать монастырский идеал на прежней высоте, сохранить организацию монашества, и видело это не иначе, чем в форме реформирования. Все усилия светской и духовной власти не приводили к длительным и прочным результатам. Такая ситуация складывалась до тех пор, пока социальные и политические неурядицы не привели к новому расцвету крайних форм аскетизма. Сочетание идеи реформирования с мощным монашеским течением привело к обновлению значительной части монашества и возникновению первой влиятельной конгрегации Клюни, и возникновению целого ряда мелких монашеских объединений. Однако, монашеское движение X - XI вв. не являлось повторением более ранних движений. Оно было более тесно связано с общецерковной, общественной и политической жизнью. Церковное монашество встало в один ряд с белым духовенством.

Таким образом, был создан прочный фундамент для поддержки папства, заявлявшего о своем универсалистском господстве [3]. С другой стороны, идея объединения всего монашества, идея создания единого вселенского монашеского ордена оказалась неосуществимой и не осуществленной. По мере того, как распространялась клюнийская конгрегация, появлялись новые монашеские объединения, что, в конечном итоге проявилось в возникновении цисцерцианского ордена. Идея единого монашеского ордена так и не успела достигнуть своего выражения, и вылилась в идею создания единого монашества, представленного иерархическим рядом орденов.

Список использованной литературы

1. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства.- М., 1936. 489 с.

2. Лозинский С.Г. История папства. Л., 1944 // Монашеские ордена: власть над душами. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005. С. 648 с.

3. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: «Высшая школа», 1992. 428 с.

© Чичко Т.В., Гумеров Р.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.