Научная статья на тему 'Святые основатели раннесредневековых монастырей Ирландии и кельтские культурные традиции'

Святые основатели раннесредневековых монастырей Ирландии и кельтские культурные традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
713
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДСКОЕ МОНАШЕСТВО / КЕЛЬТСКИЕ ТРАДИЦИИ / ОСНОВАТЕЛИ МОНАСТЫРЕЙ / IRISH MONASTICISM / CELTIC TRADITIONS / MONASTERY FOUNDERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Екатерина Юрьевна

Статья посвящена малоизученной в российской научной литературе теме основания раннесредневековых монастырей в Ирландии и личностям их святых основателей, внесших значительный вклад в историю христианской культуры и заложивших основы традиций ирландского монашества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLY FOUNDERS OF EARLY MEDIEVAL MONASTERIES IN IRELAND AND CELTIC CULTURAL TRADITIONS

The article is dedicated to the little-studied in the Russian scientific literature subject of the foundation of early medieval monasteries in Ireland and their holy founders who contributed a lot to the history of the Christian culture and established the basis of traditions of the Irish monasticism.

Текст научной работы на тему «Святые основатели раннесредневековых монастырей Ирландии и кельтские культурные традиции»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МИРА

Иванова Е. Ю., старший преподаватель РГСУ

Святые основатели раннесредневековых монастырей Ирландии и кельтские культурные традиции

В Ирландии христианство начинает распространяться в первой половине V в. Многие основатели ранних ирландских монастырей получили своё образование либо в Шотландии в монастыре Кандида Каза, либо в Уэльсе. Монастырь Кандида Каза был основан епископом Нинианом в 395 г. по поручению Папы Сириция. Его название происходит от лат. Candida Casa — «Белый дом», так называли монастырскую церковь св. Мартина Турского, сложенную из белого камня. Монастырь Кандида Каза сыграл важную роль в формировании ирландской монашеской традиции. Так, например, один из основателей этой традиции — святой Энда (Enda) прошёл формацию 1 в Кандида Каза. Свой собственный монастырь он основал в Иниш-мор, на самом крупном из трёх Аранских островов около 484 г. Энда происходил из военного рода, хотя и был сыном торговца. Известно, что до принятия монашества он был воином. Монастырь Энды был знаменит суровостью монашеского правила и многочисленными святыми монахами, которые прошли формацию в монастыре на острове Аран. Это были святые: Финниан — основатель Клонарда, Брендан — основатель Клонферта, Ярлат — основатель Туама, Киаран — основатель Клонмакнойса и Колум Килле — основатель Ионы (о. Айона) 2. Именно святой Энда дал общее направление монашеской жизни, которая должна проводиться в уединении и аскезе. Такая направлен-

1 Формация — термин, обозначающий обучение и воспитание, «формирование» монаха в монастыре, данный термин является характерным для западного монашества и употребляется до сих пор. Как правило, формация состоит из нескольких этапов: постулат, новициат, принесение монашеских обетов («постриг»).

2 John R. Walsh and Thomas Bradley. A History of the Irish Church 400-700 AD. The Columba press, 2005. P. 82-83.

ность определила путь развития всего ирландского монашества 3.

Ещё одним основателем раннего ирландского монастыря является святой Буйте (БцИе или Боэций). Он основал около 500 г. монастырь Монастербойс — один из самых древних монастырей в Ирландии. Этот монастырь станет значительным религиозным и научным центром, тесно связанным с аббатством Арма 4. Интересно отметить, что именно в Монастербойсе проживал один из крупнейших ирландских поэтов Средневековья — Фланн Майништрех (англ.; др.-ирл.— Flann Ма1ш81гесЬ, +1056).

Буйте был членом ирландского клана Кин-нахта из Мюнстера (следует отметить, что Буйте происходил из того же самого ирландского клана, что и св. Энда). Родившись в Мюнстере и обучавшись в Британии, Буйте основал свой монастырь на земле, принадлежавшей его семье на севере от современного города Дрохеда. По традиции считается, что святой умер в 521 г., будучи пожилым человеком. Родился он, вероятно, в середине V в. Это предположение подтверждается легендой о том, что его родителям пришлось проделать долгий путь для того, чтобы крестить его, так как священников в то время в Ирландии было очень мало. Время его рождения в V в. может подтвердить и тот факт, что он был как епископом, так и аббатом, а такая ситуация типична только для раннего этапа развития ирландской Церкви. Джон Райн указывает, что имя Монастербойс является ирландской версией топа81епит (монастырь), и, вероятно, нет совпадения и в том, что современное ирландское слово тшпйг (хозяйство, семья, сообщество, товарищество) берёт своё начало от того же самого латинского корня 5. Важным аспектом жизни ирландских монахов была община, и это ещё одна отличительная черта ирландской монашеской традиции. В период раннего средневековья, вплоть до скандинавского нашествия, Монастербойс процветал. До наших дней от монастыря сохранились высокие кресты, круглая башня и руины церквей. Надо отметить, что до сих пор среди руин монастыря проходят церков-

3 The Celtic Monk. Rules and writings of early Irish monks / Translated by Uinseaan O Maidin. Copiright, Cistercian Publications Inc., 1996. P. 7.

4 Аббатство Арма — крупный религиозный центр средневековой Ирландии, основанный, по преданию, святым Патриком.

5 John R. Walsh and Thomas Bradley. A History of the Irish

Church 400-700 AD. The Columba press, 2005. P. 82.

ные богослужения как память и дань уважения собственной истории.

Святой Энда и святой Буйте стояли у истоков монашества в Ирландии. Их деятельность предшествовала деятельности Финниана, оказавшего огромное влияние на аскетический дух ирландской религиозной традиции. С именем Финниана связан расцвет ирландского монашества. В переводе с ирландского его имя означает «светловолосый». Он родился в конце V в. на территории современного графства Мит (Со МеаШ) и был наставлен в монашеской жизни Кадоком (Саёос) в Лангарване Ща^а^ап) в Уэльсе. Здесь он познакомился с известным воспитанником Кадока — Гилдесом. Гилдас был уверен, что монашеская жизнь — это совершенный путь следования Христу. Эта мысль явилась движущей силой, которая, в конечном итоге, а также благодаря поддержке Финниана, возвысила институт монашества в Ирландии. Финниан основал свой собственный монастырь Клуань-Эрард (С1иат-Егагё), ныне называемый Клонард (С1опагё), на берегу реки Бойн (современное графство Мит). Здесь, в аббатстве Клонард возникла одна из величайших монашеских школ Ирландии. Некоторые учёные приходят к выводу, что через монашескую формацию в Клонарде прошли более 3000 монахов, среди которых в VI в. здесь учились выдающиеся личности ирландского христианства. Следует отметить, что Финниан внёс большой вклад в развитие ирландского монашества. Прежде всего, он сосредоточил своё внимание на ценности образования и также настаивал на том, чтобы его самые усердные ученики уходили из его монастыря и основывали свои собственные монастыри. По всей Ирландии, Британии и Западной Европе можно найти остатки монастырей основанных учениками Финниана и их последователями. Финниан умер от чумы скорее всего в 549 г. 6 Считается, что он явился наставником многочисленных учеников, среди которых 12 апостолов Ирландии. Двенадцать апостолов Ирландии (также известных как Двенадцать Апостолов Эрин) были святыми монахами VI в. Следует отметить, что их список на самом деле состоит не из 12, а из 14 имён, так как в средневековых рукописях, из которых происходит этот список, существуют определённые разногласия о том, кого из этих 14 святых причислять к 12 апостолам Ирландии. Путаница

6 Ibid. P. 83-84.

59

возникает отчасти из-за схожести имён некоторых святых. Перечислим их имена:

1. Святой Финниана (Finnen) из Клуань-Эрард (Cluain-Eraird), теперь Клонарда (Clonard) в графстве Мит. Умер либо в 522 г., либо (по другой версии) в 549 г.

2. Святой Киаран (Ciarán) из Сэйгира (Saighir или Сеир-Киран).

3. Святой Киаран (Ciarán) из Клуань-Нойс, ныне называемый Клонмакнойс. Умер в 549 г.

4. Святой Брендана (Brenainn) из Бирр (Birra). Умер 29 ноября 571 г.

5. Святой Брендана (Brenainn, сын Finnloga) из Клуань-Фярта (Cluain Fearta), ныне называемый Клонфертом (Clonfert). Родился в 484 г., умер в 577 г. в возрасте 94 лет.

6. Святой Колумба (Colum Mac Crimthainn), был настоятелем Тир-да-Глас, теперь Терригласс, в графстве Типперэри (Terryglass). Умер в 552 г.

7. Святой Колумба Старший (Colum Cille) — основатель монастыря Иона (остров Айона). Родился в 519 г., умер в 596 г. в возрасте 77 лет. Колумба был выдающимся деятелем, прославившимся как монах-миссионер, считается, что он распространил христианство среди пиктов.

8. Святой Мобхи (Mobhí) из Гласнэйдхен (Glasnaidhen), современное название Гласневин (Glasnevin), около Дублина. Умер 12 октября 545 г.

9. Святой Руэдхэйн (Ruadhain) из Лотра (Lothra), современное название Лорха (Lorrha), графство Типперэри. Умер 15 апреля 584 г.

10. Святой Сенэн из Инишкатаи (Iniscathay, остров Scattery).

11. Святой Ниннид (Ninnidh), живший близ озера Лох-Эрн, его называют Ниннид Благочестивый и считают покровителем Инис Муйг Сэмх (Inis Muighe Samh), теперь Инишмаксайнт (Inismacsaint), на северо-западе графства Ферма-на. Умер после 530 г.

12. Святой Ласериан (Lasserian Mac Nadfraech) был братом Энгуса (Aengus) — первого христианского короля Мюнстера. Умер в 570 г.

13. Святой Кэнис из Ахабоэ (Aghaboe) в современном графстве Лиишь. Умер в 599 г. в воз-

60 расте 84 лет.

14. Финниан (Finnen) из Мовилля (Movilla), в современном графстве Даун. Умер в 576 г.

К сожалению, сохранилось недостаточно информации, чтобы попытаться воссоздать биографии всех апостолов Ирландии, так как мы имеем лишь отрывочные сведения об их жизни и деятельности. Но сам факт наличия данного

средневекового списка имён святых, говорит о том, что они были действительно выдающимися личностями в истории ирландского христианства.

Одной из интересных особенностей раннего этапа развития Церкви в Ирландии является наличие монастырей, где на одной территории проживали и монахи, и монахини. В таких смешанных монастырях обитель возглавляли аббат-епископ и настоятельница. Монастырь в Кил-даре был наиболее известной обителью такого типа. Его основательницей была святая Бриги-та — монахиня, жившая в V-VI вв. По преданию, она была крещена самим святым Патриком и вопреки воле родителей. Влияние кельтской языческой традиции чувствуется в легендах о святой Бригите. Само имя Бригитта является именем языческой кельтской богини, почитавшейся филидами, дочерью Дагда — одного из главных божеств языческого пантеона. Древнейшее житие святой составлено в конце VII в. Святая Бригита основала монастырь близ г. Килдара, располагавшийся, вероятно, на месте языческого святилища, а само название СШ Dara означает «храм из дуба». В главном храме монастыря проводились общие службы для монахов и монахинь. Однако сам храм был разделён на две части. Слева от алтаря размещались монахини, а справа монахи. К причастию также подходили каждый строго со своей стороны. Как отмечает Г. В. Бондаренко, монастырь в Килда-ре, несмотря на «совмещённый» характер, особенно интересен своими женскими практиками, которые могли сохранить какие-то элементы дохристианских женских культов. Надо отметить, что память о матриархате была ещё жива в кельтском этносе. В конце XII в. Гиральд Камбрий-ский в своей «Топографии Ирландии» описывает среди чудес острова неугасимый огонь святой Бригиты, который поддерживали монахини в монастыре. Бесспорно, Гиральд рассматривал особенности ирландской жизни как чужак, зачастую не понимая их значения или неверно интерпретируя их, но порой он замечал те черты жизни, которые самим ирландцам казались обыденными и не требующими внимания. Так Гиральд описывает огонь Бригиты в Килдаре: «В Килдэре лагенском, который славная Бриги-та сделала знаменитым, достойны упоминания многие чудеса. Среди них первым явился огонь Бригиты, о котором говорят, что он неугасимый: не потому, что его нельзя погасить, но потому,

что столь заботливо, столь тщательно монахини и святые жёны сохраняют и питают огонь имеющимся в изобилии топливом, что со времён девы (святой Бригиты) все годы он постоянно оставался неугасимым. И хотя за это время здесь такая куча дров истрачена, однако пепел не прибавляется.

Тогда как во времена Бригиты здесь служили Господу двадцать монахинь, и сама Бригита была двадцатой, после славной её кончины их всегда остаётся лишь девятнадцать и число их не увеличивалось. И хотя каждую ночь каждая из них по порядку следит за огнём, на двадцатую ночь последняя монахиня, положив дрова, говорит: «Бригита, стереги свой огонь. Ибо эта ночь выпала на долю тебе». И так огонь оставляют. Утром же оказывается, что огонь не угас, а топливо израсходовано, как обычно.

Этот огонь окружён некоей плетёной из прутьев круглой изгородью, в которую не заходит мужчина. А если случайно окажется самонадеянным и войдёт, что испытали некогда иные безрассудные, не избежит божественной кары. Также одним женщинам позволено раздувать огонь, и не дуновением уст, но только мехами и ручными веялками» 7.

Бондаренко Г. В. отмечает, что весь приведённый здесь фрагмент не содержит никаких христианских реалий, исключая собственно связь со святой Бригитой. Культ негасимого огня восходит к древнейшим индоевропейским традициям. Его аналогом в Древнем Риме был культ богини Весты. Огонь Бригиты горел ещё в 1220 г., когда его потушил архиепископ Дублинский Генрих (родом из Лондона). Однако затем огонь вновь разожгли, и он горел вплоть до закрытия монастыря во время реформ Генриха VIII.

Согласно легенде, над головой святой вместо нимба вздымался огромный огненный столб, возможно подобный тому, что вздымался над головой самого знаменитого из ирландских героев Кухулина. Почитание св. Бригиты быстро распространилось в Ирландии, а затем и во всей церкви.

Надо отметить, что большое значение для проповеди христианства в Ирландии имели женские монастыри, так как социальный и культурный уровень аббатис нередко был очень высоким. Как пишет П. Н. Евдокимов, «монастыри Англии и Ирландии в VI и VII вв. становятся

7 Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь кельтов. М.: Молодая гвардия, 2007. С. 307-309.

центрами подготовки эрудированных женщин: они осведомлены в богословии, каноническом праве и пишут латинские стихи. Св. Гертруда переводит с греческого Священное Писание» 8.

Ещё одним прославленным ирландским святым был Брендан Мореплаватель, известный своими путешествиями. Он родился около 486 г. Возможно, он был воспитанником святой Иты, аббатисы, возглавлявшей школу для мальчиков, а затем был учеником святого Ярлата. Брендан основал ряд британских монастырей, в том числе (около 561 г.) крупный ирландский монастырь в Клуань-Фярта (С1иат Fearta), который ныне именуют Клонфертом, где он был аббатом, и откуда совершал свои прославленные плавания.

Святой Брендан стал главным героем ирландского сказания Ыа^айо запсй Вгепёаш АЬЬайз (Плавание святого Брендана аббата), возникшего не ранее 800 г., в котором повествуется о том, как Брендан, плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками (по другой версии с 12 спутниками), достиг Земли Обетованной и через 7 лет вернулся. Принято считать, что Плавание — христианская обработка переосмысленной Одиссеи при явном влиянии ирландских мифов 9. Сложившееся в Ирландии повествование о путешествии святого Брендана было чрезвычайно популярно на протяжении всех средних веков, благодаря чему сохранилось большое количество рукописей, повествующих об этом. А с началом книгопечатания появились и печатные образцы этого произведения (в XV в. его издавали более 10 раз).

Говоря об Ирландии, необходимо отметить, что здесь бытовала литургическая практика, называемая «кельтским обрядом». Одной из отличительных черт кельтского обряда является иное исчисление пасхалии, чем в римском. Целостная реконструкция кельтского обряда представляется весьма проблематичной ввиду неполноты и спорности данных. Сведения, которые содержатся в письменных памятниках, крайне фрагментарны. Кельтский обряд сохранялся в течение нескольких веков. В Ирландии он был отменён после собора в Кашеле (1172 г.), который окончательно ввёл римский обряд. Но даже в XIV в. общины кельтских монахов продолжали существовать в шотландских горных

8 Евдокимов П.Н. Женщина и спасение мира. Минск: Лучи Софии, 2009. С. 171.

9 Католическая энциклопедия. М.: Изд. Францисканцев,

2002. Т. 1. С. 750.

61

62

районах и на островах. Путешествуя по Шотландии в XIX столетии, шотландский клирик Александр Кармайкл обнаружил традицию молитвы, передаваемой из уст в уста и имеющей удивительное сходство с тем древним образом молитвы, который оставили кельтские святые 10.

Основными отличиями кельтского обряда от римского были: иное время празднования Пасхи, иное облачение и причёска, а также отличалась практика покаяния (превращение древнецерков-ного публичного покаяния в частную исповедь, где особое значение придаётся определению соответствующей епитимьи). Часто повторяющаяся тайная исповедь (между кающимся и исповедующим священником) была введена в VI в. в церквях Уэльса, и особенно, Ирландии. Вероятно, стимулом к перемене явились письменные работы и учение св. Цезаря из Арля, а церкви Уэльса и Ирландии в VI в. явились плодородной почвой, в которой это учение укоренилось и разрослось. Вместе с ирландскими паломниками частная исповедь распространялась на континенте. С XI в. отпущение грехов осуществлялось при исповеди и перед завершением акта искупления грехов, т.е. как происходит сегодня.

Основные черты практики покаяния в ирландской церкви были следующие:

1. Наказание налагал священник, выбранный самим кающимся.

2. Большинство наказаний было ограничено во времени, поэтому таинство можно было принять повторно.

3. Наказания различались по степеням, в соответствии со статусом грешника и в соответствии с видом греха.

4. Грехи в помыслах, как и грехи делами нужно было исповедовать и получать соответствующее наказание.

5. Более длительные наказания часто исполнялись в монастырях, в которые кающиеся миряне удалялись на время.

6. Существовала система «замены» для изменения более длительного наказания более умеренным.

7. Обычные наказания состояли из периодов поста (часто на хлебе и воде), чтения псалмов и телесных наказаниях. Но в случае немощи могли быть послабления. Так пост можно было заменить раздачей милостыни.

10 Секачев В. Кельты: новые святые в наших святцах? // «Нескучный сад». Православный журнал о делах милосердия. Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/kelty-novye-svyatye-v-nashih-svyatcah.

Чтобы распространить и облегчить использование этой пенитенциальной системы, вошли в употребление пенитенции — новый жанр религиозной литературы. Эти работы отражали и поддерживали практику частного наказания. В них основной акцент приходился на описание грехов и соответствующего наказания за каждый совершённый проступок, также прописывались наказания за специфические грехи 11. По всей вероятности, эти книги предназначались для частного использования. Они представляли профессиональный интерес для священников, а кроме того являлись руководством и настольными книгами для тех, кто исповедуется.

Ирландские раннесредневековые монастыри создали собственную самобытную культуру аскетической религиозной жизни. Они внесли существенный вклад в развитие христианской покаянной практики. Во многом благодаря им важнейшим элементом таинства покаяния почти во всём христианском мире стала частная исповедь.

Ирландское монашество было чрезвычайно консервативно и упорно держалось за свои традиции, что приводило к конфликтам с Римом. Кроме того в Ирландии примат духовного начала над юридическим удерживался дольше, чем в других регионах Запада. Монастырская культура Ирландии с раннего времени достигает необычайной высоты, от чего Ирландию называют «Островом святых». Ирландское монашество окажет влияние как на церковную историю, так и на культуру Европы в целом. Здесь мы видим образец христианского синтеза интеллектуальной культуры и религиозного аскетизма, представляющего большой интерес для изучающих историю и культуру Средневековья. Ирландские монастыри играли уникальную роль в сохранении и дальнейшем развитии греко-римской культуры. Интеллектуальное превосходство ирландского монашества по сравнению с другими регионами Западной Европы проявилось, например, в знании забытого другими греческого языка, а также трудов платоников и неоплатоников. Надо отметить, что многие учёные Средневековья имели кельтское происхождение и были непосредственно связаны с ирландской культурной традицией, что подчёркивает родство их фамилий: Скот Эриуген (+877), Седулий Скот (+858), Мариан Скот (+1082), Дунс Скот (+1308). Ирландцем был и высокообразованный епископ Виригил Зальц-бургский.

11 John R. Walsh and Thomas Bradley. A History of the Irish Church 400-700 AD. P. 141-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.