Научная статья на тему 'Учебная программа по Истории западного богословия для 4-го курса'

Учебная программа по Истории западного богословия для 4-го курса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Истории западного богословия для 4-го курса»

Учебная программа по Истории западного богословия для 4-го курса

Составитель: А. В. Ворохобов, кандидат богословия, доцент

- X -

РАЗДЕЛ I. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО И ЗАПАДНОЕ БОГОСЛОВИЕ ДО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА

Силлогическо-диалектическое богословие Тертуллиана. Экклесиология свт. Киприана Карфагенского. Иларий Пиктавийский, Викторин Ритор, Руфин Аквилейский, Блаженный Иероним. Свт. Амвросий Медиоланский, Марий Викторин.

РАЗДЕЛ II. БОГОСЛОВИЕ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА

Учение о Боге. Антропология. Экклесиология. Историософия.

РАЗДЕЛ III. ЖИЗНЬ И БОГОСЛОВИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА

Учение об искуплении. Учение о таинствах. Развитие учения о папской власти.

РАЗДЕЛ IV. РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Характеристика состояния Римской Церкви в IX-XI веках. Идея светской власти Римского папы.

Donatio Contfantini — происхождение документа, его содержание, идейная направленность, первые попытки использования, авторитетность в Средние века. «Клюнийское движение». Основные положения реформы.

Папа Григорий VII Гильдебрант (1073—1085). Идеал теократии и борьба за него. Идейные положения программы и используемые образцы. Борьба за инвеституру.

Реформа Церкви: введение целибата и борьба с симонией. Безусловность авторитета в Церкви: «Римский епископ как единственный вселенский епископ». Борьба папы Григория с императором Генрихом IV. Применение интердикта.

Поражение папства в его борьбе за светскую власть при папе Бонифации VIII (1294—1303). Конфликт Бонифация с королем Франции Филиппом IV Красивым. Вовлечение в спор Парижского университета. Вопрос о приоритете власти в Церкви: папа или Собор? Unam Canctam (1301—1302) — понимание власти папы в Церкви и обществе. Оскорбление и смерть Бонифация. Конец эры великой теократической реформы, начатой Григорием VII.

РАЗДЕЛ V. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МОНАШЕСТВА

Св. Бенедикт Нурсийский как отец западного монашества: его жизнь и деятельность, устав св. Бенедикта. Бенедиктинские монастыри. Ирландские монахи и их роль в распространении христианства на Западе. Цисцерцианский орден. Рыцарские ордена.

Нищенствующие ордена: францисканцы и доминиканцы. История создания орденов.

Основные монашеские ордена Католической Церкви в Средние века. Распространение монашеского идеала на Западе. Литературная и практическая деятельность Руфина и Иеронима. Монастырский устав св. Василия Великого и его авторитет на Западе. Первые монастыри.

Идеал христианской бедности в Средневековье.

РАЗДЕЛ VI. СХОЛАСТИКА

Основания средневекового мышления и начало схоластики. Основные посылки: universalia ante rem; universalia in re; universalia pott rem. Споры «реалистов» и «номиналистов» и преложения различия данных подходов в Богословии. Средневековые университеты. Зарождение. Основные университеты Средневековья. Университеты как центры богословия.

Ансельм Кентерберийский: отношение веры и разума; онтологическое доказательство бытия Божия; учение об искуплении — удовлетворение правды Божией за оскорбление. Фома Аквинский и расцвет схоластики. Summa Theologiae. Учение о таинствах. Евхаристия: учение о пресуществлении; месса как жертвоприношение; причащение под одним видом для мирян — решение Латеранского собора 1215 г. Учение о чистилище. Средневековая мистика в ее основных представителях: Бернард Клервосский; Бонавентура.

РАЗДЕЛ VII. ЗАПАДНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЕРЕСИ

Ересь «катаров», или «альбигойцев» в Ланседоке. Источники сведений о вероучении еретиков. Дуализм как основа верований альбигойцев. Нормы жизни и нравственности. Организация секты: иерархия и дисциплина. Отношение к христианству и Церкви. Крестовый поход против альбигойцев. «Вальденцы». История появления секты. Роль Священного Писания в учении секты. Проповедь. Отношение к Церкви и таинствам. Отличие от «нищенствующих» орденов.

РАЗДЕЛ VIII. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ РЕФОРМАЦИИ В XIV И XV ВЕКАХ

Джон Виклеф. Взгляд на Евхаристию и отрицание догмата о пресуществлении. Работа над переводом Священного Писания на английский язык. Авторитетность Св. Писания. Учение о первородном грехе. Сотериология и учение о предопределении. Экклесиология и взгляд на церковную иерархию. Требование реформы Церкви. Институт странствующих проповедников. Осуждение учения Виклефа Лондонским собором 1383 г. Посмертная участь Виклефа: осуждение Констанцким собором; сожжение останков Виклефа в 1428 г.

Проникновение идей Виклефа в Чехию. Бракосочетание короля Ричарда и чешской принцессы Анны. Связь Оксфордского и Пражского университетов. Иоанн Гус и его становление как реформатора. Знакомство с учением Дж. Виклефа. Роль в университетском конфликте 1408 г. и удаление из Пражского университета немецкой профессуры. Конфликт между архиепископом Пражским и университетом по поводу сочинений Виклефа. Сожжение в Праге сочинений Виклефа. Апелляция университета и Гуса к папе Иоанну XXIII. Неподчинение Гуса решению архиепископа и его отлучение в 1411 г. архиепископом Пражским. Выступление Гуса против продавцов индульгенций и вызванные этим беспорядки. Интердикт на Гуса со стороны папы Иоанна XXIII и оставление им Праги. Приглашение Гуса на Констанцкий собор и охранная грамота императора Сигизмунда. Заключение Гуса под стражу. Разбирательство дела Гуса на соборе. Приговор и сожжение 6 июля 1415 г. Гусистское движение.

РАЗДЕЛ IX. ИСТОРИЯ РЕФОРМАЦИИ

Мартин Лютер — жизненный путь реформатора. Детские и юношеские годы: семья, школа, годы учения в Магдебурге и Эйзенахе. Университет и ученая степень. Вступление на монашеский путь. Годы в монастыре: духовный настрой и душевные терзания. Выход из душевного кризиса через идею оправдания верой. Влияние Штаупица. «Возвращение» в мир. Приглашение в Витенбергский университет (1508). Путешествие в Рим (1510). Деятельность в качестве проповедника и профессора. Разрыв

с Римом: история с Тецелем и индульгенциями. 95 тезисов Лютера (31 окт. 1517 г.). Письмо к папе Льву X. Аугсбургский сейм (окт. 1518) и переговоры с Лютером. Лейпцигский диспут и его результат. Разрыв с Церковью. Лютер в роли реформатора. Политические сторонники Лютера. Лютер как национальный вождь. Программные работы: «Послание к христианскому дворянству», «О Вавилонском пленении Церкви», «О свободе христианина». Сожжение папской буллы. Настроение в обществе. Вормский сейм (1521). Осуждение Лютера. Лютер в Вартбурге. Работа над переводом Библии и его значение. Реформа в богослужении. Разрыв с гуманистами. Великая крестьянская война в Германии (1524—1525). Томас Мюнцер и анабаптисты. Отношение Лютера к крестьянской войне. Союз с князьями. Непримиримость высказываний и оценок. Работы Лютера в области богословия. Учение об оправдании одной верой. Полемика с Эразмом. Учение о несвободе воли и предопределении. Учение о Евхаристии. Расхождение с Цвингли.

Успехи Реформации в Германии. Шпейерский сейм 1526 г. Шпейерский сейм 1529 г. и протестация лютеран — наименование «протестанты». Аугсбургский сейм и аугсбургские исповедание (25 июня 1530 г.). Шмалькальденская война. Пассауский договор и Аугсбургский религиозный мир (1552—1555). Германия после религиозного мира в Аугсбурге. Реформация и контрреформация. Тридцатилетняя война и Вестфальский мирный договор 1648 г. Общие результаты Реформации в Германии.

Реформация в Швейцарии. Ульрих Цвингли и реформация в немецкой Швейцарии. Жизненный путь Цвингли: юность; изучение древних писателей; священническая деятельность. Изучение Нового Завета. Проповедь против наемничества. Деятельность в монастыре св. Марии в Эйнзидельне (1516—1518). Призвание в Цюрих. Реформация в Цюрихе (1519—1525). Проповеди Цвингли в соборной церкви. Постановление Совета 1520 г. 67 членов 1523 г. Ход реформ. Реформированный Цюрих и Швейцария 1526—1531 гг. Жан Кальвин и реформация во французской Швейцарии. Жизненный путь Кальвина. Церковное государство в Женеве: образование (1536—1538) и позднейшие успехи (1541—1564). Церковная и нравственная дисциплина. Учение Кальвина. Кальвин и Сервет.

Реформация в Англии. Первоначальное отношение Генриха VIII к Лютеру и реформации. История с разводом Генриха и отношения

со Святым Престолом. Признание в 1531 г. Генриха со стороны конвокации (общее собрание духовенства) и парламента главой Церкви Англии. Акт 1534 г. об исключительности и единственности главенства короля над Английской Церковью. Судьба епископа Иоанна Фиуера и Томаса Мора. Схизма Генриха VIII и реформация в Англии при Эдуарде VI (1547—1553). Борьба с монастырями и иконами, отказ от учения о пресуществлении, от целибата духовенства, тайной исповеди, совершение литургии на английском языке, причащение мирян под двумя видами. Династическая ситуация и судьба реформы после Эдуарда VI: попытки католической реставрации при Марии Тюдор (1553—1558); 39 членов англиканского вероисповедания при Елизавете (1558—1603). Суперматия короля над Церковью. «Пороховой заговор» 1605 г. Отстранение католиков от государственных должностей и преследование за веру. Закон 1700 г.

РАЗДЕЛ X. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

Основные вероучительные документы: Большой и малый катехизис Лютера (1529); аугсбургское исповедание (1530); апология аугсбургского исповедания (1532). Шмалькальденские члены (1536). Формула согласия (1580). Тридцать девять членов англиканского вероисповедания (1562).

Учение об оправдании верой. Искупление через Иисуса Христа. Концепция благодати. Доктрина оправдания. Природа оправдывающей веры. Различия взглядов реформаторов на оправдание. Доктрина о предопределении. Цвингли о Божественном суверенитете. Кальвин о предопределении. Предопределение в позднем кальвинизме. Учение о таинствах. Таинства и обещание благодати. Учение о Евхаристии. Взгляды Лютера на «реальное присутствие». Конфликт с Цвингли. Взгляды Цвингли на Евхаристию. Цвингли о крещении младенцев. Взгляд на священство. Кальвин о таинствах. Суммирование и оценка различий между взглядами реформаторов. Современные подходы.

Место Св. Писания. Авторитет Писания. Роль Предания. Методы и право толкования. Перевод Лютером Библии на немецкий язык. Значение перевода. Взгляд на канон. Доктрина Церкви. Лютер о природе Церкви. Кальвин о Церкви. Контекст реформационных взглядов

на Церковь. Основные доктрины протестантизма в определяющем вероучительном документе Англиканской Церкви.

РАЗДЕЛ XI. ОЧЕРК ДАЛЬНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ПРОТЕСТАНТИЗМА. ВАЖНЕЙШИЕ ДЕНОМИНАЦИИ

Отношения внутри протестантского движения в Германии. Поиск богословского согласия и попытки унии между лютеранами и реформаторами. Духовные движения внутри протестантизма. Пиетизм. Обновление приходской жизни («Коллегии благочестия» Шпенера). «Богословие сердца» Франке и «актуализация» христианства. Пиетистские споры.

Англия. Кальвинизм в Англии и Шотландии. Пуритане и Англиканская Церковь — характер и история отношений. Пресвитерианская Церковь. Движение методистов и методистская церковь. Англиканская Церковь: High Church and Low Church.

РАЗДЕЛ XII. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ

Начало католической реставрации. Игнатий Лайола и братство Иисуса. Организация ордена и направление деятельности. Последующая история. Тридентский собор (1545—1563). Деяния и определения собора. Значение Тридентского собора. Политическая ситуация. 1854 г. — провозглашение учения о «непорочном зачатии Божией Матери» догматом Католической Церкви. SiUabus Пия IX — 80 заблуждений века. I Ватиканский собор (1869—1870). Принятие собором догмата о «непогрешимости папы». Прерывание собора. «Ватиканский узник». Неприятие догмата о «непогрешимости папы» частью католических богословов. Критика Деллингера. Конгрессы в Мюнхене (1871) и Кельне (1872). «Старокатолики» — организация Церкви. Последующие организационные определения: отмена целибата, причастие под двумя видами, месса на современных языках... Межцерковные и межконфессиональные диалоги. Взаимное допущение к причастию с Англиканской Церковью. Диалог с Русской Православной Церковью. Папа Пий XI

(1922—1939)- Поиск правовой основы для отношений Ватикана с другими государствами — установление конкордатов. Латеранские соглашения 1929 г. 1932 г. — открытие Кизвюиш. Папа Пий XII (1939—1958). 1950 г. — провозглашение догмата о «телесном взятии Девы Марии в Небесную Славу». Папа Иоанн XXIII (1958—1963) и созыв II Ватиканского собора. II Ватиканский собор (1962—1965) — курс на «аджорнаменто». Ход собора. Основные соборные решения и документы. «Декрет о Восточных Католических Церквах». Постановление «Об экуменизме». Папа Павел VI (1963—1978). Снятие взаимных анафем от 1054 г. папой Павлом VI и патриархом Константинопольским Афинагором — 7 дек. 1965 г. Характер церковной политики. Католическая Церковь восточного обряда в России и экзарх Леонид Федоров.

Рекомендуемая литература

1. Алистер Маграт. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

2. Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.

3. Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. Т. 1—2. М., 1909.

4. Бемер Г. Иезуиты. М., 1915.

5. Бецольд. История Реформации в Германии. Т. 1—2, СПб., 1990.

6. Бронзов А. А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1907.

7. Брук К. Возрождение XII в. // Богословие в культуре Средневековья. К.,

1992.

8. Виппер Р. Церковь и государство в Женеве в XVI в. М., 1894.

9. Вязигин А. С. Личность и значение Григория VII в исторической литературе. СПб., 1892.

10. Гассе Ф. Р. Церковная история. Т. 1—2. Казань, 1869—1870.

11. Гаустрат А. Средневековые реформаторы. СПб., 1900.

12. Гейссер. История Реформации. М., 1882.

13. Герье В. Западное монашество и папство. М., 1913.

14. Он же. Расцвет западной теократии. М., 1916.

15. Он же. Франциск, апостол нищеты и любви. М., 1908.

16. Городцев П. Предшественники Реформации. Джон Виклеф; его жизнь и реформаторская деятельность. Пг., 1917.

17. Декрет «О Восточных Католических Церквах». Брюссель, 1975.

18. Жебар Э. Мистическая Италия. Очерк из истории возрождения религии в Средних веках. СПб., 1900.

19. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. К., 1992.

20. Иннокентий (Павлов), иг. Ферраро-Флорентийская Уния: взгляд из Москвы // Символ. Париж, 1989. № XXII.

21. Казем Бек А. После Ватиканского Собора // ЖМП. 1966. № 4.

22. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1990.

23. Констанцкий Собор 1414—1418 гг. СПб., 1847.

24. Корелин М. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901.

25. Курганов Ф. Борьба папы Бонифация VIII с французским королем Филиппом IV Красивым. Казань, 1882.

26. Лебедев А. С. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. (От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453). М., 1902.

27. Лепорский П. Тридцать девять членов Церкви английской. СПб., 1904.

28. Ли Г. У. История инквизиции в Средние века. Т. 1—2. СПб., 1911; М.,

1994.

29. Лучицкий И. Католическая лига и кальвинисты во Франции. К., 1877.

30. Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. Брюссель,

1990.

31. Михайловский В.Я. Англиканская церковь и ее отношение к православию. СПб., 1864.

32. Он же. Сервет и Кальвин. М., 1883.

33. Налимов Т. Вопрос о папской власти на Констанцком соборе. СПб., 1890.

34. Нечаев П. Пиетизм и его историческое значение. М., 1873.

35. Никольский В. Лионская уния // Православное обозрение. 1867. № 5—9.

36. Новиков Е. Гус и Лютер. М., 1859.

37. Огицкий Д.П. Декрет Второго Ватиканского Собора «Об экуменизме» // ЖМП. 1967. № 8.

38. Осокин Н. История альбигойцев. Казань, 1869.

39. Он же. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. Казань, 1871.

40. Остроумов И. История Флорентийского собора. М., 1847.

41. Пальмов И. Гусистское движение. СПб., 1881.

42. Позоровская Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. М., 1898; СПб., 1994.

43. Постановление Ватиканского Собора «Об экуменизме». Брюссель,

1975.

44. Потехин А. Очерки по истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550—1603). Казань, 1894.

45. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 1983.

46. Робертсон Дж.С., Герцог И. И. История Христианской Церкви. Т. 1—2. Пг., 1916.

47. Садов А. Виссарион Никейский; деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе и значение в истории гуманизма. СПб., 1883.

48. Смирнов Е. История Христианской Церкви. Пг., 1915.

49. Соколов В., проф. Иерархия англиканской епископальной церкви. СПб.,

1904.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Соколов В. А. Реформация в Англии (Генрих VIII и Эдуард VI). М., 1881.

51. Средневековое папство и его представители. Пг., 1915.

52. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1992.

53. Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898.

54. Тальберг Н. История Христианской Церкви. М., 1991.

55. ТрубецкойЕ.Н. Религиозно-общественный идеал Западного Христианства в XI в. Идея Божеского Царства в творениях Григория VII и публицистов, его современников. К., 1897.

56. Фроссар. Соль земли. Брюссель, 1980.

57. Функ Ф. К. История Христианской Церкви (от времен апостольских до наших дней). М., 1911.

58. Хольц Л. История христианского монашества. СПб., 1993.

59. Чанышев А. Н. Протестантизм. М., 1969.

60. Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.

61. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб.,

1907.

62. Эко У. Имя розы. Минск, 1993; СПб., 1993.

63. Ян Гус; Мартин Лютер; Жан Кальвин; Торквемада; Лойола: Биографические очерки. М., 1995.

64. Янус П. Папа и собор. СПб., 1870.

65. Янышев И. Л., протопр. Об отношениях старокатоличества и православия // Церковный вестник. 1890. № 44—46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.