Научная статья на тему 'Джон Виклеф и европейская реформация'

Джон Виклеф и европейская реформация Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
706
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАЦИЯ / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЛЮТЕРАНСТВО / КАЛЬВИНИЗМ / АНГЛИКАНИЗМ / ПАПСКАЯ КУРИЯ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПАПСКИЕ БУЛЛЫ / ПОНТИФИК / ЕПИСКОПАТ / ТАИНСТВА / АНАФЕМА / ЕРЕТИКИ / ЛОЛЛАРДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркова Светлана Петровна

Статья посвящена анализу роли английского теолога реформатора Джона Виклефа в борьбе за реформу католической церкви Англии XIV в., определению его места в общеевропейской Реформации XVI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джон Виклеф и европейская реформация»

УДК 94

ББК 63.3 (4 Англ.) 4 М 26

С.П. Маркова

Джон Виклеф и европейская реформация

Аннотация:

Статья посвящена анализу роли английского теолога - реформатора Джона Виклефа в борьбе за реформу католической церкви Англии XIV в., определению его места в общеевропейской Реформации XVI в.

:

Реформация, протестантская церковь, лютеранство, кальвинизм, англиканизм, папская курия, секуляризация, папские буллы, понтифик, епископат, таинства, анафема, еретики, лолларды.

Западная Европа знала всякие времена Пожалуй, самым бурным и сложным в ее истории было XVI столетие, когда уходило средневековье, уходил феодализм, делала первые шаги капиталистическая общественная сис-. -

, .

Разрушаются феодальная форма собственности на землю и средневековое цеховое ремесло, возникают капитали, -

, , расцветает всеми цветами культура Ренессанса и ее идеологический фундамент - ренессансный гуманизм, стремительно и эффективно идут Великие географические от, , , , она земля. XVI столетие - это век Реформации, которая затронула каждого жителя западноевропейского конти,

создала новую христианскую, так называемую, протес. -го варианта христианства стали существовать лютеранст-, , , , -во. Изменялась европейская идеология, менялся менталитет европейского человека

, , -

рой родилась и победила Реформация, стали все обозначенные выше процессы. Но истоки реформа-ционных учений XVI в. следует искать в более . ,

сформулировавшим концепцию преобразования

католицизма и его церкви, были ни Л. Лютер, ни Ж. Кальвин, ни У. Цвингли, деятели XVI в., а английский ,

Bию^i^o^®^B]ИlИIeфXíVш.cкpипция и написание фамилии не устоялись, есть варианты: Виклиф, Уиклиф, Уиклеф; английское написание тоже неоднозначно - Wycliffe, Wy-сЩ Wiclif) (р. между 1320 и 1330 г. - умер 31 декабря 1384 г.) родился, как полагают его биографы, в семье не,

Йоркшире. В 16 лет он поступил в Оксфордский универ,

жизнь, сначала в качестве студента, затем преподавателя.

После обучения на обязательном для всех студентов

- -

Виклеф прошел длительный курс занятий на богослов, -

, . -

метки и ссылки в работах Виклефа позволяют утвер-, -ных наук - физике, математике, астрономии, законы которых он использует для объяснения нравственных и ре.

,

лучших университетов Европы, кафедра теологии, на которой Виклеф был оставлен как преподаватель и - , . Виклеф-теолог становится политиком и реформатором. И тому были причины - особенности исторического развития Англии в XIV в.

Консолидирующаяся английская нация, централизи-,

- -

венно рождала оппозицию в лице аристократии, баронст-. -

- , -сти, заключение их под стражу, убийства и как итог - в конце XIV в. смена династии.1 В наполненном внутриполитическими дворцовыми кризисами XIV столетии особое место заняло движение за реформу церкви. В Англии, начиная с середины XI в. были свои особенные отношения с церковью и папством, непохожие на отношения светской власти и Рима на континенте Европы. С началом Столетней войны эти отношения резко обострились. Парадоксом в середине XIV в. выглядела традиция, шедшая с начала XIII в. от Иоанна Безземельного, выплаты в папскую курию ежегодной дани в 1000 фунтов стерлингов. К тому же с 1307 г. папы жили уже не в Риме. Их новая ре-

- - -ции, с которой Англия начала войну. Король Эдуард III принимает три радикальных решения: было объявлено, что Англия больше не является папским леном; что она отказывается платить папе дань; запрещалось переносить рассмотрение дел английских подданных в папскую ку-.2 .

хотели секуляризации земельных владений церкви. Парламент с неудовольствием смотрел на то, что церковь, обладая огромными богатствами, не платит налоги, ложившиеся тяжелым бременем на всё остальное население .

XIV в. были очень сильными при дворе. Рупором антипап-ских настроений стал Джон Виклеф, сформулировавший программу преобразования католицизма и его церкви.

Свою общественную деятельность Виклеф начал с формулировки следующей идеи: «Папе не следует платить ренты и подати, так как он должен быть последова-

,

имуществом, светской властью». Проповеди и лекции

70- .

был вовлечен в королевскую церковную политику. К этому времени относится первый политический трактат Виклефа «Определение прав господства».3 В конце 70-х гг. он создает два больших трактата «О господстве божьем» и «О господстве гражданском»,4 которые давали ответ на актуальный вопрос: какая власть выше - светская . 1377 . , -

дая в церковных проповедях богатство, роскошь, светскость высшего клира.

Реакция из Рима на действия богослова последовала незамедлительно: папа издает пять булл против реформа. -, . случае подтверждения авторства теолога понтифик предписал арестовать его, добиться письменного отречения от ереси, держать в тюрьме до дальнейших указаний. Позднее папа распорядился, чтобы в трехмесячный срок Виклеф лично предстал перед ним для суда. В Оксфордский университет была направлена булла, предложившая запретить Виклефу проповедовать свое учение под страхом потери учебным заведением его привилегий. Теологи Оксфорда были возмущены стремлением папы распространить инквизицию в Англии, но поскольку они боя, -шению университета привилегий, остановились на компромиссном решении - ректор предложил Виклефу не .

арест.5

, -

ковное преследование богослова Второй суд, затеянный епископатом страны в начале 1378 г., закончился его пол:

Ламбетского дворца и прекратили судебное разбирательство. Епископы вынуждены были вынести осуждение, носившее формальный характер. В нем говорилось, что Виклеф не должен был проповедовать свои воззрения во избежание дурного влияния на мирян.6 Через несколько дней после суда умер папа Григорий XI, новый понтифик был поглощен собственными делами, в церкви начался , . влиянием общеевропейских церковных событий уточняет .

церкви он критиковал отдельных пап, то теперь в тракта-« » . Он пишет проповеди против монахов и монашества. В « » , -, -дям жизни против и законов Христа, они живут в роско-

7

, , .

Живя в Оксфорде, Виклеф формулирует свое понимание таинства причастия, одного из наиболее дискуссионных обрядов в христианстве, публикует проведи, трак, .

« »8 -гает идею о том, что Библия - закон Божий и, как всякий

закон, допускает лишь буквальное понимание. Еретическими Виклеф считает представление клира о наличии в Священном Писании темных мест, нуждающихся в ин-

. -щенного Писания только священниками ставит духовенство в исключительное положение в европейском мире. Виклеф формулирует постулат о том, что интерпретация Библии затемняет истинный смысл Слова Божьего. Так, своим учением реформатор выбивал почву из-под ног католического духовенства в его утверждении своего преимущественного положения в земном мире. Доктрина Виклефа поставила вопрос о необходимости перевода Библии с латинского на английский язык, которым он занимался с 1380 по 1384 гг. вместе со своими привержен.

Перевод Священного Писания делал доступным его текст любому грамотному англичанину, который теперь становился самостоятельным толкователем этой великой .

- , -средственный контакт с богом без вмешательства церкви и ее представителей - духовенства Следует заметить, что подобная идея была одним из главных положений в ре-формационных учениях XVI в.

В мае 1382 г. по требованию папы английские прелаты попытались предать реформатора еще раз анафеме. Получив 6 мая 1382 г. буллу из Рима,9 они собрали в доминиканском монастыре Лондона собор, на котором бы-

24- -

жений доктрины Виклефа Под давлением Кентерберийского архиепископа Оксфордский университет был вынужден признать эти положения ошибочными и еретическими. Последователи ученого, как и он сам, были изгнаны из университета, а затем отлучены от церкви.

После нескольких безрезультатных попыток доставить Виклефа на суд папы в Рим его оставили в покое. В конце жизни он переехал в Люттерворт, где написал свое « ».10 -них лет жизни Виклеф был разбит параличом, писать не , -ками. 31 декабря 1384 года Виклеф умирает.

Констанцский католический собор 1415 г., рассмотрев учения Виклефа и чеха Яна Гуса, осудил их как еретиков. Гус, как известно, был сожжен. Сожжению подлежали и труды Виклефа Кости его были извлечены из , , . -

гила реформатора была осквернена в 1428 г., останки выкопаны, сожжены и брошены в реку.11

Но учение Виклефа не было забыто. Он имел учеников и последователей, прежде всего, в лице странствую-

- ( ),

вышедших их стен Оксфорда В длинных красных грубых одеждах они двигались по городам и селам Англии и учили народ виклефианству. Католическое духовенство . -ментировал ситуацию: «Виклеф сделал Священное Писание для мужчин и женщин, умеющих читать, более дос, , что бисер Священного Писания разметан перед свиньями ».12 -страняли не только антицерковные и антипапские идеи,

они формулировали программу социальных преобразований в стране. С началом XV в. несколько особенно упорных лоллардов были сожжены на костре инквизиции, а само движение превратилось в секту, которая существовала весь XV в.. С началом реформации в Европе и в Англии, в XVI в., лолларды с радостью встретили своих , -, , -. , реформы католицизма легла в основу реформационных учений европейских протестантов. Для У. Цвингли, для М. Лютера, для Ж. Кальвина Виклеф был учителем, наставником, поводырем в бурях кипучего XVI столетия.

Примечания:

1 Маркова С Л. Англия эпохи средневековья и раннего нового времени. - Майкоп, 2005. - С. 88-144.

2 Т ам же. - Гл. II, III, IV.

3 Илларионова Е.В. Жизнь и литературная деятельность Джона

Виклефа // Из истории западноевропейского средневековья. -М., 1973. - С. 211.

4 Городцов П.Д. Предшественник реформации Джон Виклеф.

. - ., 1917. - . 42.

5 Маркова С Л. Указ. соч. - С. 97.

6 Там же.

7 Илларионова Е.В. Указ. соч. - М., 1973. - С. 225.

8 Г иббенс Г. Английский реформатор. - М., 1898. - С. 7.

9 Поулсен Ч. Английские бунтари. - М., 1987. - С. 81.

10 Маркова СП. Указ. соч. - С. 99.

11 Илларионова Е.В. Указ. соч. - М., 1973. - С. 236.

12 О лоллардах см. работу Е.В. Кузнецова «Двмсение лоллардов в Англии в XГV-XVвв. - М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.