Научная статья на тему 'Основые факторы, детерминирующие контрабанду транспортных средств'

Основые факторы, детерминирующие контрабанду транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / КОНТРАБАНДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / CRIMINALITY / DETERMINANTS TO CRIMINALITY / REASONS AND CONDITION TO CRIMINALITY / CONTRABAND OF THE TRANSPORT FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арчая Игнат Валерьевич

В статье раскрывается понятие "детерминанты преступности". Рассматриваются основные факторы, детерминирующие контрабанду транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основые факторы, детерминирующие контрабанду транспортных средств»

Арчая Игнат Валерьевич

аспирант кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89182440255)

Основые факторы, детерминирующие контрабанду транспортных средств

Аннотация

В статье раскрывается понятие "детерминанты преступности". Рассматриваются основные факторы, детерминирующие контрабанду транспортных средств.

Annotation

The notion "determinants opens In article to criminality". They Are Considered main factors, determined contraband of the transport facilities.

Ключевые слова: преступность,детерминанты преступности,причины и условия преступности, контрабанда транспортных средств.

Key words: criminality determinants to criminality, reasons and condition to criminality, contraband of the transport facilities.

Анализ причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления, позволяет ответить на вопрос, почему именно данный человек совершил преступное деяние, что способствовало его осуществлению.

Факторы обусловливающие совершение контрабанды транспортных средств весьма многочисленны и разнообразны. В их числе:

1. Экономически факторы: состояние экономического кризиса как основы непрерывной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей. Для России конца ХХ - нала ХХ! в. характерно состояние циклического экономического кризиса 2; с. 464 ;

Заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения. Легальный доход не соответствует реальному уровню жизни. Лишь 5,1% населения считают, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть 3; с. 201 ;

Реальная безработица, охватывающая свыше 10 % населения и создающая объективную основу массового получения средств к существованию преступным путем, поскольку уровень социальной защищенности безработных фактически соответствует границе абсолютной нищеты. Изучение более 100 уголовных дел показало, что практически половина лиц, совершающих контрабанду транспортных средств не имеют постоянного источника дохода;

Необоснованно завышенный уровень таможенных платежей, взимаемых за ввоз транспортных средств, с одной стороны, являющийся заградительной мерой, призванной поддержать отечественный "автопром", на деле выливается в получение огромных прибылей контрабандистами, занимающимися незаконным ввозом иностранных автомобилей. Контрабанда всегда относилась к числу наиболее прибыльных видов нелегального бизнеса, несмотря на огромные издержки, которые контрабандисты вынуждены нести для защиты своего нелегального бизнеса от преследования со стороны государства, а также для преодоления средств контроля над контрабандой.

2. Коррумпированность сотрудников таможенной, пограничной и иной правоохранительной сферы.

По мнению ряда экспертов, от 30 до 50% своих доходов контрабандисты тратят на подкуп чиновников таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов 4; с.47 . Как свидетельствуют официальные данные и результаты исследований ведущих специалистов 5; с. 22 , таможня длительное время является одним из коррумпированных элементов государственной службы. Средний размер взятки таможеннику оценивается в 4000 долларов США 6; с. 22 .

Высокопоставленные должностные лица таможенной службы нередко являются не только пособниками контрабандистов, но и

63

организаторами и руководителями организованных групп и даже преступных сообществ, занимающихся контрабандой. Именно коррупция является основной причиной того, что в сфере таможенных отношений выявление случаев создания организованных групп контрабандистов, а также создания преступных сообществ с целью совершения контрабанды носит исключительный характер. Коррупция также является главной причиной исключительно высокого уровня латентности контрабанды 7; с. 87 .

3. Недостатки организационно-правового характера:

низкий уровень программного обеспечения борьбы с контрабандой транспортных средств. Несмотря на то, что каждый субъект РФ сегодня имеет комплексную программу борьбы с контрабандой в целом, эффективное планирование борьбы с контрабандой транспортных средств, как правило, отсутствует. Так, функции разработчика проекта программы, исполнителя и контроля зачастую совпадают; не определяются конкретные цели и задачи борьбы с преступлениями во внешнеэкономической сфере; не составляется криминологический прогноз в части, относящейся к контрабанде транспортных средств; система мер борьбы с контрабандой в основном состоит из мер обеспечения уголовной ответственности за контрабанду транспортных средств, а меры профилактики контрабанды либо вовсе не планируются, либо ограничиваются

обеспечением мер административной ответственности за таможенные правонарушения;

отсутствие эффективного механизма материальной заинтересованности сотрудников таможни и сотрудников органов внутренних дел в пресечении максимального числа случаев контрабанды транспортных средств;

отсутствие в системе таможенных органов и органов внутренних дел специальных подразделений по профилактике контрабанды и иных таможенных преступлений;

отсутствие системы гражданского контроля за деятельностью таможенных органов, а также органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности по расследованию контрабанды транспортных средств;

4. Несовершенство таможенного

законодательства.

К числу основных недостатков таможенного законодательства, которые в наибольшей степени способствуют росту объемов и опасности контрабанды, относятся: большое число источников таможенного права; нестабильность

таможенного законодательства, выражающаяся, прежде всего, в чрезмерно высоких темпах его обновления; несбалансированность системы таможенного законодательства, выражающаяся в абсолютном преобладании запретительных и ограничивающих нормативных положений для субъектов экономической деятельности над разрешительными; крайне незначительное количество запретов и ограничений для должностных лиц, применяющих таможенное законодательство, нарушение которых связано с наступлением юридической ответственности; недостаточность правовых гарантий "прозрачности" процедур принятия решений должностными лицами, наделенными полномочиями в сфере таможенного регулирования.

5. Безнаказанность деятельности

организованных групп, обусловленная, в частности, их структурной организованностью, разветвленностью системы, четким распределением ролей 8; с. 45 . В таких "организациях" сами организаторы, как правило, не выполняют исполнительных функций по непосредственному перемещению

контрабандных товаров, обеспечивая тем самым свою скрытность от правоохранительных органов и дальнейшую "живучесть".

6. Несовершенство механизма таможенного контроля.

Федеральная таможенная служба принимает меры направленные на эффективность таможенного контроля с целью оперативного реагирования на таможенные преступления и правонарушения. В свою очередь контрабандисты "совершенствуют" свои действия, "изучают" все тонкости технологии таможенного контроля на каждом конкретном участке, углубляясь вплоть до изучения методики работы и возможностей каждого сотрудника таможни. Поэтому действия органов таможенной службы должны быть адекватны сложившейся действительности и носить упреждающий и своевременный характер. Однако, меры и решения на практике оказываются запоздалыми, что непосредственно сказывается на криминогенной обстановке.

7. Недостаточно эффективная деятельность правоохранительных и таможенных органов.

Работа ГТК не координируется с другими правоохранительными и контролирующими органами. Недостаточно отработана система обмена информацией относительно юридических и физических лиц, уклоняющихся от подачи таможенных деклараций, оперативно не запрашиваются подтверждения о регистрации

_______________________________________64

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4

декларантов в качестве юридических лиц. Пропускная способность таможенной системы влияет на показатели уголовной статистики, которая формируется в результате переработки данных о совершаемых преступлениях в установленном законом порядке. Также, низкий уровень квалификации работников правоохранительной деятельности и взаимодействия российских таможенных органов и органов внутренних дел с соответствующими органами зарубежных стран (прежде всего Украина, Казахстан) существенно снижает эффективность борьбы с контрабандой транспортных средств. Как правило, взаимодействие данных органов не носит системного характера и не базируется на взаимном интересе, несмотря на наличие достаточно развитой правовой базы для такого взаимодействия 9; с. 49 .

8. Международные соглашения России с иностранными государствами, в том числе ближнего зарубежья (об ослаблении таможенного контроля, его отмене, об экономическом сотрудничестве и т.д.), можно рассматривать двояко. С одной стороны, прозрачность границ свидетельствует о реализации демократических, гуманистических принципов, а с другой - это означает, по существу наличие ослабленных звеньев в системе организации контроля в условиях оживленного регулярного пассажиропотока железнодорожным, морским и автомобильным транспортом. Отсутствие таможенной границы, например, с Республикой

Беларусь предоставляет широкий спектр возможностей по применению разнообразных схем незаконного перемещения транспортных средств. Часто контрабандисты используют Республику Беларусь как перевалочный пункт между Россией и другими государствами.

Литература

1.Клейменов М. П. Криминология. М.: Норма,

2008. С. 65.

2.Кудрявцева В. Н., Эминов В. Е. Криминология. М.: Юристъ, 2007. С. 464.

3.Богушь Г.Т. Криминология. М.: Проспект,

2009. С. 201.

4.Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией.: Материалы конференции. Тверь, 1995. С. 47.

5.Максимов С. В. Коррупция в России. Уфа, 2000. С. 17; Диагностика российской коррупции. Социологический анализ. М.: Фонд ИНДЕМ, 2002. С. 22.

6.Диагностика Российской коррупции. Социологический анализ. С. 22.

7.Лунеев В. В. Коррупция, учтенная и неучтенная //Государство и право. 1996. №8. С. 87.

8.Галанжин Е. Ф. Предупреждение контрабанды (по материалам Государственного таможенного комитета Российской Федерации). Дис. канд. юр. наук. М., 1995. С. 45.

9.Цепелев В. Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 49.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.