Научная статья на тему 'Факторы, детерминирующие контрабанду наркотических средств и психотропных веществ'

Факторы, детерминирующие контрабанду наркотических средств и психотропных веществ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
397
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, детерминирующие контрабанду наркотических средств и психотропных веществ»

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОЛОГИИ

Абдуллаева У. А.,

соискатель Дагестанского государственного университета

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ КОНТРАБАНДУ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Детерминация — это понятие, производное от слов «детерминант», «детерминировать». Латинское слово determinare означает «определять существование и развитие другого явления». Детерминант соответственно означает «определитель», детерминировать — «определять, обуславливать», а детерминация — «процесс обусловливания, определения».

Когда говорят о детерминизме, то имеют в виду признание всеобщей взаимосвязи, взаимодействия всех вещей, объектов, явлений и процессов1. Именно в таком значении слово «детерминизм» вошло в русский язык.

Одной из наиболее употребляемых в криминологии категорий является «причина». Ее можно определить как «явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление — следствие»2.

На наш взгляд, причинность хоть и представляет лишь одну из форм детерминации, однако ее роль, по сравнению с другими факторами, влияющими на преступность, значительно выше. Как отмечает В. Н. Кудрявцев, «причинность есть внутреннее содержание детерминации, ее сущность»3.

Профессор Н. А. Стручков писал, что «преступность лишь в главном, в основном, в конечном итоге обусловлена определенными причинами. Между тем действие этих причин зависит от целого ряда обстоятельств»4.

Позднее в учебниках указывалось, что криминология изучает причины преступности и условия, ей способствующие5. Н. Ф. Кузнецова при этом

1 Криминология / Под общ. ред. А. И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «НОРМА», 2002. С. 231.

2 Криминология / Под общ. ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 180.

3 Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С. 10.

4 Стручков Н. А. Изучение обстоятельств, обусловливающих преступность в СССР // Советское государство и право. 1971. № 12. С. 98—99.

5 Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 1995. С. 22.

указывает, что причины и условия объединяются родовым понятием «криминогенные детерминанты»1.

Действительно, нельзя ограничиваться лишь указанием на причины. Важны и условия. Условие — это то, что само по себе не порождает преступность или преступление, но влияет на процессы порождения, участвует в детерминации преступности2.

Таким образом, под общим термином детерминации преступности объединяются причины преступности и условия, ей способствующие.

Определение криминогенных факторов, детерминирующих контрабанду наркотиков, имеет большое практическое значение, ибо может способствовать улучшению работы по организации мер профилактики данного вида преступности, осуществлению целенаправленных мероприятий по устранению и нейтрализации криминогенных факторов, а также позволит обеспечить дифференцированный подход в подборе средств, направляемых на предотвращение формирования криминогенных факторов.

Географическое положение России предопределяет ее статус наркотрафика «Восток-Запад» № 1 и обеспечивается огромной по своим размерам сетью транспортных коммуникаций, эффективный контроль над которыми сегодня практически невозможен. Если основываться на данных ВНИИ МВД России, то в конце XX в. 64% всех выявленных правоохранительными органами поставок наркотиков в России осуществлялось автомобильным транспортом; 29% — железнодорожным транспортом; 6% — авиатранспортом3.

Республика Дагестан — это южный форпост России и, соответственно, ее связующее звено с евроазиатскими и среднеазиатскими странами. Через Дагестан следуют транзитные грузы из Турции, Ирана, Арабских Эмиратов и Азербайджана. Махачкалинский торговый порт принимает суда из Ирана, Казахстана и Туркменистана. По железнодорожным путям ежедневно проходят грузовые и пассажирские поезда из Баку и обратно. И более чем затруднительно уследить за этим бесконечным грузопотоком. Естественно, что этими же путями стараются воспользоваться и наркоторговцы.

Прохождение государственной границы Республики Дагестан с государствами с наркоопасной ситуацией, такими, как Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Исламская Республика Иран оказывает серьезное влияние на криминогенную обстановку в Республике. На сегодняшний день пере-

1 Криминология / Под ред. Б. А. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1994. С. 7.

2 Криминология / Под общ. ред. А. И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «НОРМА», 2002. С. 232.

3 Организованные преступные группировки в российском наркобизнесе на рубеже XXI в. / Под ред. В. Я. Кикотя. СПб., 2000. С. 20.

численные страны являются источником поступления героина и опия в Российскую Федерацию.

По данным международного центра стратегических исследований против мирового терроризма «Банк-Информация», г. Баку, Каспий, начиная с 90-х гг., был активным звеном в контрабандной цепи. В 2001—2003 гг. объем транзитных перевозок наркотических средств из Средней Азии в Южный Кавказ и Европу составил более 400 тонн. Согласно исследованиям упомянутого Центра, в Каспийском бассейне функционируют 19 больших групп, промышляющих контрабандой наркотических средств, преимущественно опия-сырца. Эти группы содействуют друг другу в вопросах транспортировки наркотиков из Ирана, Пакистана и Афганистана. Каждая наркогруппа действует исключительно в рамках сектора одного государства. Например, в российском секторе, в основном, активны 3 большие наркогруппы — «Карантин-полковник», «Игла» и «Элита». В качестве транспортных средств для транзита наркотиков используются не только корабли, лодки, военные катера, но даже пограничные вертолеты. В Азербайджане главенствует группа «Мулла Бекр», уходящая корнями в иранскую Астару. Эта группа получает свои проценты от маршрутов, берущих начало с территории Ирана. Главным маршрутом является Астара—Баку—Сумгаит—Дербент .'

Немало случаев, когда сотрудники госнаркоконтроля задерживали наркокурьеров, доставлявших наркотики в Дагестан из Средней Азии, Чечни, Ингушетии, Ставропольского края и Украины.

И если еще недавно в Республике преобладало употребление наркотиков растительного происхождения, проще говоря, марихуаны, то сейчас наблюдается пугающая тенденция. Наркодельцы все больше стараются подсаживать дагестанцев на так называемые «тяжелые» наркотики, такие, как героин и опий. Производство синтетических наркотиков в Дагестане не известно. Практически все они привозятся или из-за рубежа, или из других регионов страны. Отслеживается систематическая поставка опия из Азербайджана в приграничные районы Республики, а оттуда уже и по всему Дагестану, и в другие регионы страны. Сотрудниками наркоконтроля и дагестанскими таможенниками неоднократно задерживались лица, которые после пересечения государственной границы России с Азербайджаном пытались сбыть опий в особо крупных размерах. В основном в роли наркокурьеров выступают представительницы слабого пола. Особо пугающе, когда женщина 40—45 лет, мать нескольких детей, провозит на себе пояс с 2—3 килограммами опия.

1 Бамматова А. Р. Коррупция в правоохранительной системе: причина развития нарко-и террористической сети в Республике // Новое дело. 2006, 14 апр.

Однако о том, что в Дагестане продаются лишь завозные наркотики, к сожалению, пока говорить рано. Например, в июне 2006 г. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках операции «Мак-2006», сотрудниками Дербентского межрайонного отдела наркоконтроля были обнаружены огромные посевы опийного мака. В Дербентском районе, недалеко от селения Верхний Джалган, на четырех делянках в лесном массиве общей площадью более 1200 кв. м росло около 110 тыс. кустов опийного мака. По оценкам экспертов, с этих полей можно было собрать более 400 килограммов высококачественного опия.

Одной из причин роста нелегального поступления наркотиков и снижения выявленных фактов контрабанды является коррумпированность отдельных сотрудников органов, осуществляющих контроль на участках государственной границы и на транспорте. Многочисленные факты коррупции, как выявленные правоохранительными органами, так и латентные, о которых стало известно оперативным путем, свидетельствуют о том, что для нелегального поступления наркотиков имеется благоприятная почва.

Картину дополняет невысокая эффективность пограничного и таможенного контроля. В связи с тем, что в последнее время увеличился поток граждан и транспортных средств, пересекающих государственную границу в обоих направлениях, этими органами производится лишь выборочный досмотр.

Еще одним фактором, способствующим возможному проникновению наркотиков в Республику через государственную границу, является низкая эффективность досмотра судов, входящих в Международный торговый порт г. Махачкала. По объективным причинам, провести полный досмотр большого судна не представляется возможным. Как правило, на таких судах имеется множество потайных мест, где можно спрятать наркотики, а если судно перевозит пахучие вещества (нефть, дизтопливо), то выявить наличие наркотиков не представляется возможным даже с помощью специально обученных собак1.

Сегодня можно говорить о двух основных маршрутах поступления наркотиков опийной группы в Республику Дагестан, а значит, и в Россию.

Первый, наиболее популярный в среде контрабандистов, — это транспортировка героина и опия из Республики Азербайджан автомобильным и железнодорожным транспортом (это к тому же один из основных путей поставки ранних овощей, фруктов и зелени в Центральную Россию, вместе с которыми часто поступают и наркотики). Важно еще и то, что эта трасса проходит по региону с самым высоким в России уровнем коррумпированности

1 Османов М. Х. Проблемы организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков (по материалам Республики Дагестан): Дис. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 29.

всех властей, включая правоохранительные органы. По пути наркотрафика вовлекаются в торговлю наркотиками не только азербайджанцы (хотя они самые многочисленные из всей кавказской группы), но и представители многих других народов, например, лезгины, аварцы, ногайцы, калмыки.

Второй, менее используемый, но также реально существующий — это транспортировка героина и опия из Ирана, Казахстана и Туркменистана морским транспортом через Махачкалинский международный торговый порт.

Так, 12 мая 2006 г. сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Дагестанской таможни был произведен осмотр груза, прибывшего из Ирана на теплоходе «Рыбинск», в ходе которого в коробках из под фиников было обнаружено и изъято наркотическое вещество гашиш, массой 2119,1 гр., и опий, массой 22,3 гр.

Не исключается также еще один канал поступления наркотиков из-за границы морским транспортом. Суда, входящие на территорию судоремонтного завода, не проходят пограничный и таможенный досмотр, так как они не пересекают государственную границу, а находятся в пределах территориальных вод. При этом передача наркотиков на эти суда может осуществляться при их нахождении в открытом море с судов, прибывающих из-за границы.

Основная масса лиц, задержанных за попытки перемещения контрабанды наркотиков, как и в прошлые годы, прибывала в нашу страну из государств со сложной и нестабильной социально-экономической обстановкой. Низкие доходы населения, безработица, нравственная деградация при преступном содействии со стороны организованной системы наркобизнеса — вот те основные и главные условия, которые продолжают формировать ряды новых контрабандистов, в числе которых сегодня чаще всего можно встретить представителей стран ближнего зарубежья, в том числе СНГ, наркоситуация на территории которых складывается весьма остро и непредсказуемо.

Другие факторы, способствующие контрабанде наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся наличие в Республике Дагестан безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения — около 80% населения составляют малообеспеченные граждане. Трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе — осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести наркоторговлю и т. д., становясь зачастую единственным источником получения дохода.

Одно из наиболее криминогенных следствий глубокого экономического кризиса, охватившего Россию, выражается в формировании теневого сектора, составляющего на сегодня, по разным оценкам, от 40 до 70% всей

российской экономики. Именно развитый теневой сектор является объективной приманкой для наркобизнеса, создавая почти безграничные и плохо контролируемые условия для отмывания доходов от преступного оборота наркотических средств.

Сегодня в России более 8 млн официально зарегистрированных безработных, около 7 млн так называемых свободно занятых, и свыше 14 млн частично занятых. Среди привлекаемых в последние годы к уголовной ответственности за преступления, связанные с оборотом наркотических средств, лица, не имеющие постоянного источника дохода, составляют около двух третей1. Если в среднем в России сегодня около 25% населения имеет доходы ниже так называемой черты бедности, то в отдельных субъектах РФ эта часть населения достигает 90% .

На совещании по проблемам экономической безопасности в Южном федеральном округе глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков крайне низко оценил работу правоохранительных органов юга России в борьбе с «теневыми» деньгами». Более 50 тыс. преступлений на 56,5 млрд рублей выявлено в Южном федеральном округе2.

По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд рублей. Из них только доля Республики Дагестан составляет 100 млрд рублей, наблюдается устойчивая тенденция роста этой доли в общероссийском обороте наркобизнеса3. Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией. Особенно это актуально для Дагестана, где деньги от наркоджихада подпитывают джихад террористических групп различного экстремистского толка.

Контрабанда наркотиков принадлежит к наиболее доходным видам криминального бизнеса. В связи с этим перед субъектами этого вида преступной деятельности встает проблема отмывания грязных денег. Это, в свою очередь, связано с иными видами преступной деятельности, в том числе с организованной преступностью4. В специальных исследованиях

1 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2001 года. С. 15.

2 Сумеречная экономическая зона // Новое дело. 2006. 27 янв.

3 Валиева Х. А., Асабова А. Б. Незаконный оборот и потребление наркотиков. Ситуация в Дагестане и по России. ЦСИПТ (последнее посещение — 29 апреля 2006 г.).

4 Кравченко О. О. Контрабанда наркотических средств: актуальные вопросы ответственности // Материалы Всеукраинской научно-практической конференции «Борьба с наркобизнесом: проблемы и пути их решения». Одесский юридический институт Национального университета внутренних дел. 17-18 октября 2002 г. С. 102-107.

утверждается, что именно из системы экономических отношений начинаются истоки современной организованной преступности, а последняя существенно влияет на дальнейшую стабилизацию экономической и политической сфер жизни.

Таким образом, как показывает анализ, круг основных причин и условий контрабанды наркотиков включает:

— системный экономический кризис, который выразился почти в полной трансформации легальной экономики в теневую с отсутствием эффективного контроля за вовлечением в нее сверхприбыли, полученной в результате преступного оборота наркотических средств, в том числе и контрабанды;

— достижение критически высокого уровня безработицы, означающего,

помимо прочего, отсутствие весомых легальных альтернатив занятию наркобизнесом для значительной части населения;

— высокую степень организованности и оснащенности криминальных структур, чья деятельность связана с распространением и нелегальной доставкой наркотиков;

— существенное превышение доходности преступного наркобизнеса над доходностью легального сектора экономики;

— фактическое снижение эффективности правоприменительной практики в целом и самого механизма уголовного преследования;

— особенности географического расположения Республики Дагестан;

— достижение критического уровня наркотизации населения, когда популяция наркоманов превратилась в самовоспроизводимую;

— невысокую эффективность пограничного и таможенного контроля;

— слабую техническую оснащенность таможенных органов, особенно тех, которые непосредственно осуществляют борьбу с контрабандой наркотиков;

— имеющиеся неурегулированные пограничные вопросы, в частности, по делимитации границ;

— коррумпированность отдельных сотрудников органов, осуществляющих контроль на участках государственной границы и на транспорте;

— отсутствие системного подхода в плане разоблачения преступных группировок, специализирующихся на нелегальном обороте наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.