Научная статья на тему 'Афганский наркотрафик и проблемы региональной безопасности в Центральной Азии'

Афганский наркотрафик и проблемы региональной безопасности в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3641
644
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Афганистан / наркотрафик / Центральная Азия / Талибан / опий / Afghanistan / drug trafficking / Central Asia / Taliban / opium

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аманбекова Ширин

Еще в конце 2007 г. Афганистан вышел на первое место по производству наркотиков. И если раньше там производился сырой наркотик, опиум, то сейчас его там же перерабатывают в героин. Это выгодно с точки зрения наркобизнеса, потому что героин имеет меньшие габариты, что упрощает процесс контрабанды. По оценкам специалистов, в настоящее время доля Афганистана на мировом рынке героина составляет 92%1. По данным UNODC, площадь опиумных плантаций составляет 193 тыс. га. Доходы афганских наркобаронов в 2017 г. превысили 4 млрд. долл. Доля опиума составляет 52% от ВВП Афганистана. Это получило название наркоэкономики. Афганистан уже причисляют к новому типу государств – наркогосударствам. Можно сказать, что именно США и их союзники породили этот специфический вид псевдогосударства. В статье рассматривается проблема наркотрафика в центральноазиатском регионе. Наркотрафик из Афганистана выступает, таким образом, в качестве традиционной угрозы для государств Централькоторые рискуют стать международным центром наркоторговли и наркотрафика. В условиях увеличения посевных площадей опийного мака в южных провинциях Афганистана, географической близости, функционирования разветвленной сети курьеров, процветающей коррупции в странах региона и прозрачности государственных границ, без преувеличения можно сказать, что производство наркотиков в Афганистане и их массовая транспортировка в различные районы материка остается одной из главных угроз для стабильности и перспектив развития, которая уже приобрела характер национальной трагедии как для стран Центральной Азии, так и для России и ряда стран ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFGHAN DRUG TRAFFIC AND REGIONAL SECURITY PROBLEMS IN CENTRAL ASIA

Since the late 2007 Afghanistan came out on top in terms of drug production. And if before there was produced just a crude drug, – opium, – now it is processed in the same place into heroin. This is beneficial concerning the drug business, because heroin has smaller dimensions, which simplifies the smuggling process. According to experts, at present, the share of Afghanistan in the global heroin market is about 92%. According to UNODC data, the area of opium plantations is 193 thousand hectares. Revenues of Afghan drug lords in 2017 exceeded $ 4 billion. Opium accounts for 52% of Afghanistan’s GDP. This is called drug economics. Afghanistan is already ranked as a new type of state drug-states. Today we can point that it was the United States and its allies that gave rise to this specific type of pseudo-state. The article researches the drug trafficking problem in the Central Asian region. Thus, the drug traffic from Afghanistan serves as a traditional threat to the Central Asian states that are at risk of becoming an international center for drug trafficking and drug trafficking. With increasing opium poppy planted areas in the southern provinces of Afghanistan, geographic proximity, functioning of an extensive network of couriers, flourishing corruption in the countries of the region and transparency of state borders, we can state without exaggeration that drug production in Afghanistan and its mass transportation to various parts of the continent remains one of the worst threats to stability and development prospects, which has already acquired the character of a national tragedy for both the countries of Central Asia and Russia and a number of EU countries.

Текст научной работы на тему «Афганский наркотрафик и проблемы региональной безопасности в Центральной Азии»

АФГАНСКИЙ НАРКОТРАФИК И

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ш. Аманбекова

Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына Бишкек, Республика Кыргызстан

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Еще в конце 2007 г. Афганистан вышел на первое место по производству наркотиков. И если раньше там производился сырой наркотик, опиум, то сейчас его там же перерабатывают в героин. Это выгодно с точки зрения наркобизнеса, потому что героин имеет меньшие габариты, что упрощает процесс контрабанды. По оценкам специалистов, в настоящее время доля Афганистана на мировом рынке героина составляет 92%1.

По данным UNODC, площадь опиумных плантаций составляет 193 тыс. га. Доходы афганских наркобаронов в 2017 г. превысили 4 млрд. долл. Доля опиума составляет 52% от ВВП Афганистана. Это получило название наркоэкономики. Афганистан уже причисляют к новому типу государств - наркогосударствам. Можно сказать, что именно США и их союзники породили этот специфический вид псевдогосударства.

В статье рассматривается проблема наркотрафика в центральноазиатском регионе. Наркотрафик из Афганистана выступает, таким образом, в качестве традиционной угрозы для государств Центральной Азии, которые рискуют стать международным центром наркоторговли и наркотрафика. В условиях увеличения посевных площадей опийного мака в южных провинциях Афганистана, географической близости, функционирования разветвленной сети курьеров, процветающей коррупции в странах региона и прозрачности государственных границ, без преувеличения

1 Афганский наркотрафик без границ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://topwar.ru/139375-afganskiy-narkotrafik-bez-granic.html (Дата обращения 19.03.2019)

можно сказать, что производство наркотиков в Афганистане и их массовая транспортировка в различные районы материка остается одной из главных угроз для стабильности и перспектив развития, которая уже приобрела характер национальной трагедии как для стран Центральной Азии, так и для России и ряда стран ЕС.

Ключевые слова: Афганистан, наркотрафик, Центральная Азия, Талибан, опий.

AFGHAN DRUG TRAFFIC AND REGIONAL SECURITY PROBLEMS IN CENTRAL ASIA

Sh. Amanbekova

Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn

Bishkek, Kyrgyz Republic RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. Since the late 2007 Afghanistan came out on top in terms of drug production. And if before there was produced just a crude drug, - opium, - now it is processed in the same place into heroin. This is beneficial concerning the drug business, because heroin has smaller dimensions, which simplifies the smuggling process. According to experts, at present, the share of Afghanistan in the global heroin market is about 92%.

According to UNODC data, the area of opium plantations is 193 thousand hectares. Revenues of Afghan drug lords in 2017 exceeded $ 4 billion. Opium accounts for 52% of Afghanistan's GDP. This is called drug economics. Afghanistan is already ranked as a new type of state - drug-states. Today we can point that it was the United States and its allies that gave rise to this specific type of pseudo-state.

The article researches the drug trafficking problem in the Central Asian region. Thus, the drug traffic from Afghanistan serves as a traditional threat to the Central Asian states that are at risk of becoming an international center for drug trafficking and drug trafficking. With increasing opium poppy planted areas in the southern provinces of Afghanistan, geographic proximity, functioning of an extensive network of couriers, flourishing corruption in the countries of the region and transparency of state borders, we can state

without exaggeration that drug production in Afghanistan and its mass transportation to various parts of the continent remains one of the worst threats to stability and development prospects, which has already acquired the character of a national tragedy for both the countries of Central Asia and Russia and a number of EU countries.

Key words: Afghanistan, drug trafficking, Central Asia, Taliban, opium.

Афганистан на протяжении уже нескольких десятилетий является крупнейшим мировым производителем героина и опия-сырца и тем самым определяет общие тенденции мирового рынка наркотиков. За последние 14 лет на долю этой страны стало приходиться 90% мирового производства опия. Это на 50% больше, чем в период до 2000 г. По этим показателям Афганистан обошел даже Мьянму.

До середины семидесятых годов прошлого века использование опиумного мака осуществлялось в основном хозяйственных и промышленных целях. Употребление опиума в качестве дурманящего средства строго контролировалось на уровне общин. Незначительная часть годового объема афганского опиума экспортировалась в Иран и Турцию. Говорить о наличии наркотического рынка в этот период афганской истории неправомерно. Ситуация изменилась в 1970-е гг., когда ряд военно-политических событий, произошедших на протяжении всего одного десятилетия, нарушил хрупкий баланс, который существовал в Афганистане с 1929 г. Ослабление власти Кабула, как в центре, так и на местах, развязывало руки контрабандистам; крестьяне, обрабатываемые площади которых сократились из-за систематических бомбардировок и артобстрелов, были вынуждены заняться выращиванием более рентабельной культуры, чем традиционные для Афганистана злаковые. В этот период производство наркотических веществ становится основной доходной деятельностью, деньги от которой идут на приобретение оружия, боеприпасов, продовольствия, а также на вербовку наемников. Таким образом, в 1970-х-1980-х гг. были заложены основы нынешней инфраструкту-

ры наркобизнеса на стыке восточных районов Афганистана и северо-западных Пакистана.

После вывода советских войск 15 февраля 1989 г., разгоревшаяся гражданская война окончательно подорвала и без того очень слабую экономику, основу которой составлял рискованный в суровых климатических условиях Афганистана аграрный сектор. Именно в 1990-е гг. Афганистан стал главным производителем опийного мака и поставщиком опиума и героина на мировой рынок, но еще не был в состоянии превратиться безусловного монополиста. До войны 1979-1989 гг. посевы опийного мака на территории Афганистана находились в основном в Бадахшане и составляли в структуре посевных площадей не более 0,15% [Давыдов 2000: 14]. Примерно к середине 1990- х гг. основные плантации опийного мака в Афганистане находятся в Гильменде и Нангархаре, где производится до трех четвертей всего афганского опиума [Комиссина 2000: 122].

С приходом к власти движения «Талибан», активная деятельность по противодействию выращивания опийного мака, привела к тому, что производство упало до 185 т в год [Арунова 1998: 34]. Однако после свержения их войсками Северного Альянса производство наркотиков опять возросло. Всплеск производства опиатов пришелся на годы, последующие американскому вторжению в Афганистан вслед за событиями 11 сентября 2001 г. Начало «контртеррористической» операции США и Великобритании на территории Афганистана 7 октября 2001 г., казалось, должно было решить проблему производства наркотиков в стране, но с момента начала операции «Несокрушимая свобода», мы наблюдаем качественно обратную тенденцию. За время после 11 сентября 2001 г. в 4 раза увеличилось производство наркотиков, о чем свидетельствуют данные различных ведомств. Ни для кого не секрет, что за годы пребывания в Афганистане войск ISAF страна произвела и экспортировала больше героина, чем любая другая страна мира.

Американцы ступили на афганскую землю в тот момент, когда в 2001 г. стране

был произведен наименьший объем опиумного сырья с 1992 г., всего 185 т, под посевы которого было занято менее 8 тысяч га территории. За годы иностранного вторжения производство наркотиков увеличилось почти в 40 раз, достигнув беспрецедентного масштаба. ISAF вывел подконтрольную страну в единоличные лидеры среди наркоторговцев всей планеты, 80% всего мирового урожая опиумного мака снимается в Афганистане. Власти в Афганистане - как в Кабуле, так и на местах - продолжали время от времени декларировать определенную степень решимости прекратить в стране производство наркотических веществ. Однако эта решимость реализовывалась в мерах преимущественно демонстративного характера.

Если обратиться к статистике, опубликованной официальными организациями, в первую очередь ЮНОДК, то в 2001 г., то есть в последний год правления Талибан в Афганистане, производство опиума составило 185 т. Это количество было произведено в предшествующем году и запасено контрабандистами. В начале 2001 г. мулла Мохаммад Омар своим указом объявил запрет на посевы опийного мака. Но насколько эффективны были меры «борьбы» группировки НАТО с производством наркотиков? После вторжения войск США и НАТО производство наркотиков увеличилось в 40 раз (с 2001 по 2014 гг.). По данным из ежегодного доклада Управления по наркотикам и преступности (УНП) ООН, представленным в Вене, размер сельскохозяйственных земель в Афганистане, занятых посевными площадями опиумного мака, достиг рекордного размера в 328 тыс. га, за год увеличившись на 63%. «Этот уровень культивации опиумного мака является новым рекордом с момента начала систематического мониторинга (в 1994 году) и превысил предыдущий рекорд 2014 г. на 104 тыс. га, или на 46%», - говорится в документе1. Как видно из приведенной ниже таблицы, после па-

1 Афганский наркотрафик без границ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://topwar.ru/139375-afganskiy-narkotrafik-bez-granic.html (Дата обращения 19.03.2019)

дения Талибан кривая производства наркотиков в Афганистане пошла вверх.

2014 год должен был стать периодом исключительной важности: прекратил свое действие мандат Международных сил содействия безопасности, после чего последовал вывод основного контингента войск НАТО. Мировое сообщество возлагало как большие надежды на установление политической стабильности в стране, так и большие опасения в связи с тем, что объявленные цели операции не были достигнуты событиями. Одним из важных тем на повестке стоял вопрос касательно наркопроизводства и наркотрафика, как изменится ситуация после ухода НАТО, ведь за те годы, что войска Западной коалиции находились в Афганистане, поток наркотиков не упал, а наоборот вырос.

Таблица №1.

Производство опиумного мака2

оооооооооооооо

(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N

Года

В 2015 г. потенциальный объем производства опия в Афганистане составил 3300 т, таким образом, производство по сравнению с предыдущим годом снизилось на 48% (в 2014 г. было - 6,400 т). Снижение объемов, по мнению экспертов, главным образом произошло из-за неурожая в южных провинциях страны. Тем не менее, на долю Афганистана - 183 тысячи гектар - приходится почти две трети общемировой площади незаконного культивирования опийного мака, которая, к слову, в 2015 г. (по сравнению с 2014 г. ) сократилась на 11% до приблизительно 281 тыс. га. Резкое сокращение производ-

2 UNODC Annual Report [Электронный ресурс] -Режим доступа:

https://www.unodc.org/unodc/en/about-unodc/annual-report.html?ref=menutop (Дата обращения 19.03.2019)

ства опия в главном поставщике героина на мировом рынке - Афганистане, к слову, не привело к сокращению потребления наркотиков этой группы. Компенсировать такие колебания в производстве и поддерживать поставки героина на прежнем уровне удается за счет расходования накопленных за предыдущие урожайные годы запасов опия.

Согласно опубликованным данным, производство опия в стране возросло в 2016 г. на 43 % по сравнению с 2015 г. и составило 4,8 тыс. т. против 3,3 тыс. т. Не исключена и возможность недооценки выращенного урожая, так как при проведении расчётов для ряда, ориентированных на культивирование опийного мака провинций, где ситуация в плане безопасности сложная, использовались усреднённые показатели других провинций. Плачевные итоги нынешнего сезона объясняются рядом факторов. Посевные площади опийного мака увеличились на 10 % (201 тыс. га в 2016 г. против 183 тыс. га в 2015 г.). Так, расположенная на севере страны провинция Джаузджан потеряла статус «свободной от посевов опийного мака», который она имела с 2008 г., и её площади культивирования опийного мака составили 409 га. Как известно, Бюро по международным вопросам борьбы с наркотиками и обеспечению законности Госдепартамента США присуждают премии в размере до 1 млн дол. провинциям, получившим или сохранившим подобный статус, который присваивается, если опийный мак культивируется менее, чем на 100 га. Получатели премий определяются на основе данных о выращивании мака из ежегодного «Обзора производства опия в Афганистане». На эти средства в провинциях разрабатываются и осуществляются проекты в области развития. В настоящее время наркокультура выращивается в 21 из 34 провинций Афганистана. 1 Продолжает ухудшаться ситуация с мероприятиями по выявлению, предупреждению и ликвидации посевов наркосодержащих растений, поскольку правитель-

1 Обзор производства опия в Афганистане в 2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://riss.ru/analitycs/35773/ (Дата обращения 19.03.2019)

ственные отряды встречают всё более жёсткий отпор со стороны населения, что приводит порой даже к гибели сотрудников во время оперативно-профилактических операций. В этом году уничтожение опийного мака проводилось лишь в 7 афганских провинциях (в 2015 г. - 12-ти), причём искоренению посевов подверглись всего 355 га площадей, что является снижением более чем в 10 раз по сравнению с 2015 г. (3 760 га. Но более важным фактором стала высокая по сравнению с предыдущими годами урожайность опийного мака с гектара, составившая в 2016 г. 23,8 кг, что на 30% больше, чем в 2015 г. - 18,3 кг. Этому способствовали более благоприятные погодные условия, а также отсутствие болезней и вредителей, которые прежде нередко поражали растения. 2

Лидером наркопроизводства в стране пока остаётся южный регион (59 %), где только на провинцию Гильменд приходится почти 40 % засеваемых маком в Афганистане площадей. Однако, судя по динамике роста производства, южный регион, по всей видимости, может скоро уступить свои лидирующие позиции западному и северному.

Особенно тревожит взрывной рост производства наркотиков на севере Афганистана, непосредственно граничащем с государствами Центральной Азии. Так, в соседней с Таджикистаном провинции Ба-дахшан наблюдается постоянный рост площадей выращивания наркокультур с 200 га в 2008 г. до 6 298 га в 2016 г., т.е. почти в 32 раза за девять лет. В граничащей с Узбекистаном провинции Балх, потерявшей статус «свободной от посевов опийного мака» только в 2015 г., площадь возделывания мака выросла сразу почти в 10 раз (до 2 085 га). Но наибольшие трудности в 2017 г. ждут, по всей видимости, Туркмению, поскольку началось освоение наркодельцами соседней с ней провинции

2 Доклад Международного Комитета по контролю над наркотиками 2016 год [Электронный ресурс] -Режим доступа:

http://www.incb.org/documents/Publications/AnnualRe ро115/АК2016/Russian/AR2016_R_ebook.pdf (Дата обращения 19.03.2019)

Джаузджан, а две другие приграничные провинции - Фарьяб (ещё в 2012 г. была свободной от посевов опийного мака) и Бадгиз - поражают темпами роста возделываемых площадей, составивших соответственно 2 983 га (увеличение на 152 %) и 35 234 га (увеличение на 184 %).1

Афганистан занимает лидирующее место не только по производству наркотических веществ, но и по экспорту опиатов. Почти все международные маршруты контрабанды опиатов исходят из Афганистана, ключевого мирового производителя. Непосредственные маршруты контрабанды героина из Афганистана на рынки потребления не фиксированы и могут меняться в зависимости от риска обнаружения наркокурьеров. Если раньше, до победы в Иране Исламской революции в 1979 г. традиционным транспортным коридором являлся Афганистан - Иран - Турция - Южная Европа, то на данный момент важными звеньями пути транспортировки героина из районов производства (золотой полумесяц) к потребителям в развитых странах являются постсоветские страны Центральной Азии. Северный маршруты является одним из основных каналов незаконного оборота героина, которые связывают Афганистан с огромными рынками России и Западной Европы.

Соседство постсоветских республик с Афганистаном с его интенсивно развивающимся наркобизнесом приводит к тому, что сами страны этого региона трансформируются из стран-потребителей в страны-производители наркотических веществ. Свидетельством этому являются участившиеся оперативные сводки правоохранительных органов по выявлению и задержанию того, или иного факта преступления в области незаконного оборота и производства наркотиков в разных областях стран региона.

«Северным маршрутом» принято называть экспорт афганских опиатов в Россию и Европу через территорию Цен-

1 Обзор производства опия в Афганистане в 2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://riss.ru/analitycs/35773/ (Дата обращения 19.03.2019)

тральную Азии. Он начал формироваться в начале 1990-х гг., сразу после развала СССР. После вывода Советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 г., развала СССР в конце 1991 г. и ослабления пограничного контроля «северный путь» через страны Центральной Азии стал самым безопасным и дешевым. По данным на середину 1990-х гг. основные маршруты транспортировки наркотиков из Афганистана через страны СНГ были примерно таковы:

- Афганский Бадахшан - Горный Бадахшан

- Ош - Сумгаит, (Азербайджан), переработка; - Босния, Хорватия - Западная Европа;

- Бадахшан - Ош - Поволжье - Москва -

Эстония - Швеция;

- Бадахшан - Душанбе - Бомборы, Кобу-

лети (Грузия), переработка - Аджария -Турция;

- Хорог - Мургаб - Ош - Гянджа (Азербайджан) - Москва - Шауляй (Латвия) -Европа;

- Мазар-и-Шариф - Термез - Шали (Чеченская Республика) - Нахичевань (Нагорный Карабах) - Турция;

- Мазар-и-Шариф - Термез - Самарканд -Гянджа - Дагестан - Шали (ЧР) - Москва

- Шауляй;

- Мазар-и-Шариф - Термез - Самарканд -

Гянджа - Дагестан - Карачаево-Черкессия - Абхазия - Румыния [Ми-лославский 1997: 57]. Ситуация в Таджикистане позволила наркодельцам освоить путь через Горный Бадахшан в южные регионы Кыргызстана, который постепенно превратился в транзитный коридор и перевалочную базу для провоза наркотиков в Центральную Азию и другие страны СНГ, а также в Европу и США. Международные эксперты считают, что «кыргызский коридор» стал одним из шести основных наркотрафиков из Афганистана на рынок Европы.

Общей проблемой многих стран, по которым он пролегает, становятся все возрастающие объемы нелегального транзита и сбыта афганских наркотиков, высокие темпы распространения наркомании, заболеваемости ВИЧ и рост преступности.

Данные Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) свидетельствуют о том, что деятельность международных организованных преступных группировок (ОПТ) по использованию территории центральноазиатских стран в качестве транзитного коридора для наркотиков афганского происхождения активизируется. Благоприятствует этому и наличие развитых трансграничных и трансконтинентальных наземных путей сообщения, воздушных трасс. Часть наркотиков оседает на маршруте, что приводит к вовлечению населения этих стран в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков.

По данным экспертов, в 2016 г. площадь незаконных посевов опийного мака в Афганистане по сравнению с 2015 г., по оценкам, выросла на 10% - до 201 тыс. га. Рост наркопроизводства в Афганистане напрямую связан с ухудшающейся военно-политической обстановкой в этой стране. Причем напряженность растет близ территории стран Центральной Азии. А это создает условия преступным группировкам организовывать свои склады и лаборатории рядом с линией границы. К настоящему времени наркотрафик из Афганистана интенсифицировался, количество произведённых наркотиков возросло. И в том числе отмечается более высокий уровень трафика посредством «северного маршрута».

Помимо негативных социальных последствий, контрабанда наркотиков в Центральной Азии привела к распространению коррупции и созданию теневой экономики в этих странах. В такую экономику входят такие деятельности как взаимовыгодные дела, неопределенные работы, экономическая деятельность вне государственного контроля, которая не отражается в официальной статистике, контрабанда наркотиков также входит в разновидность такой экономики в связи с незаконностью оборота. Теневая экономика находится вне пределов налоговой системы и лишает государство доходов. Это, в свою очередь, способствует усилению экономических проблем в странах Центральной Азии. С другой стороны, с тем, что торговля наркотиками всегда считается выгодной торгов-

лей, привлечение инвесторов к этой торговле предотвращает развитие законных инвестиций в этих странах. Это происходит в то время, как страны Центральной Азии сильно зависят от инвестиций в реализации своих экономических проектов, а инвесторы не заинтересованы в присутствии в экономической деятельности в этих странах из-за нынешней напряженной ситуации. Другими словами, незаконные инвестиции борются с законными. Кроме того, мафиозные группировки, получают крупные доходы от контрабанды наркотиков для террористических группировок в этом регионе, что приводит к укреплению этих группировок, и как следствие, способствует повышению военных расходов государств этого региона в связи с борьбой с террористическими группировками, что подавляет и до того слабые экономики этих стран. Таким образом, наркотрафик из Афганистана через территорию Центральной Азии оказывает все более серьезное негативное воздействие на региональную ситуацию:

1. В него вовлекаются широкие массы, которое вынуждено им заниматься в связи с бедностью и отсутствием перспектив, причем в преступном бизнесе все активнее участвуют женщины и молодежь.

2. За более чем двадцатилетний период транзита афганских опиатов через территорию центральноазиатских стран в них регистрируется высокий уровень наркомании, заболеваемости ВИЧ/СПИД и преступлений на почве наркотиков, что ведет к социальной деградации населения.

3. Развивающаяся на этом фоне теневая экономика препятствует развитию легальных отраслей производства, поскольку отсутствуют побудительные мотивы для капиталовложений в реальную экономику.

4. Для создания оптимальных и безопасных условий транзита в регионе наркотиков наркомафия прибегает к проверенному средству - подкупу должностных лиц, что приводит к коррупции государственных и правоохранительных структур, которая ослабляет государство.

5. Наркомафия ответственна за поддержание региональной нестабильности. Она заинтересована в дестабилизации си-

туации в зоне своих экономических интересов, т.е. там, где пролегают маршруты транзита наркотиков.

6. Наркобизнес в странах Центральной Азии тесно переплетается с экстремистскими исламистскими организациями и в первую очередь ИДУ1.

7. Вторжения отрядов боевиков ИДУ в Киргизию и Узбекистан в 1999-2000 гг., роль наркобизнеса в свержении власти в Киргизии, в событиях в Раштской долине Таджикистана в 2010 г. и беспорядках в казахстанском Жанаозене в 2011 г. показали, что наркомафия имеет серьезные политические амбиции. Она стремится контролировать государственную власть или, по крайней мере, существенно влиять на нее.

На самом деле, государства Центральной Азии тратят за борьбу с этими группировками большие средства, которые должны тратить на социально-экономическое развитие страны и благополучие своих народов. Данные наркокартели пользуются широкими возможностями и финансами, и повышают свою деятельность посредством крупных взяток государственным властям.

Рейтинг международного института «Transparency International» о коррупции в 100 стран мира показывает высокий уровень коррупции среди государственных чиновников стран Центральной Азии.2 Этот процесс способствует ослаблению государств и превосходству частных интересов по сравнению с общественными интересами и приводит к таким последствиям, как снижение способностей правительства, дистанции между народом и элитой, отсутствие уверенности народа в правительстве, радикальные действия со стороны политической оппозиции, изоляция молодежных групп и политических деятелей. Несомненно, каждое из упомянутых последствий может навязывать большие политические и экономические затраты на правительства этих стран. Рост мафиозной

1 Деятельность организации запрещена на территории РФ

2 Corruption perception index 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.transparency.org/news/feature7c orruption_perceptions_index_2016 (Дата обращения 19.03.2019)

деятельности в области наркотиков угрожает также туризму в этих странах, так как присутствие мафии и оппозиционных группировок в любой стране мешает туристам посещать эти страны.

Учитывая сказанное, можно получить такой вывод, что контрабанда наркотиков в Центральной Азии является проблемой, в создании которой играют роль экономические, политические, социальные факторы, а также географические условия. Таким образом, на борьбу с этой проблемой понадобится многосторонняя стратегия. Укрепление гражданских органов, улучшение экономической ситуации, а также назначение в законе жестких наказаний для контрабандистов наркотиками могут способствовать урегулированию этой проблемы. Иначе, в условиях продолжения нынешней ситуации безработные люди будут больше привлечены к транзиту наркотиков, что будет способствовать повышению беспорядков в регионе.

Простого решения проблемы наркотрафика из Афганистана нет, говорим ли мы о его влиянии на здоровье или о теневой экономике, которую он создаёт. Государства Центральной Азии не смогут справиться с проблемой в одиночку. Через них проходят маршруты транзита наркотиков из мест производства в Афганистане к российским и европейским потребителям. В основном центральноазиатские страны ограничены в средствах, которые они способны выделять на борьбу с наркотрафиком, обучение персонала и ведение ответственной политики. Они должны противостоять геополитическому, которое иногда приводит к борьбе между американскими и российскими проектами и превращает НАТО и Управление ООН по наркотикам и преступности в арены, где две державы меряются силами. Так или иначе, эти ограничения не оправдывают ошибочные оценки внешних доноров или применение стратегий, основанных на мифах, которые распространяют власти центральноазиат-ских республик. Эти мифы делают усилия международного сообщества дорогостоящими и во многом бесполезными.

Таким образом, рост геополитической напряженности, и сохраняющийся кризис

в Афганистане способствуют усилению существующих угроз и рисков в системе региональной безопасности. И в ближайшее время негативное влияние афганской проблемы на безопасность государств Центральной Азии будет нарастать на фоне активизации движения «Талибан» в стране. Захват северных провинций может привести к дестабилизации Северного Афганистана, где проживают значительные диаспоры этнических таджиков и узбеков. Это не только создаст негативный фон для безопасности близлежащих государств, но и активизирует деятельность различного рода экстремистских организаций, которые попытаются использовать Афганистан как пристанище для боевиков, мест хранения оружия и боеприпасов. В этих условиях для Центральной Азии усилятся такие угрозы, как религиозный экстремизм, терроризм и незаконный оборот наркотиков, что на фоне сложнейших социально-экономических проблем, неурегулированности межнациональных и межгосударственных отношений и нерешенности вопроса с транзитом власти, особенно в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аманбекова Ш. Влияние афганского кризиса на процесс исламизации Центральной Азии // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1. № 3. С. 318-329.

2. Арунова М. Война и наркобизнес // Афганистан: Война и проблема мира. - М., 1998. - С.34. Данные 1994-2001 гг. -Кыргызстан и наркотики: взгляд сквозь века (краткая история вопроса). Документ Агентства по контролю наркотиков при президенте Кыргызской Республики. — Бишкек, 2003.

3. Давыдов А. Проблемы восстановления экономики // Азия и Африка сегодня. -М., 2000. - № 4. - С. 14.

4. Зия С.А. Взаимодействие России с США и НАТО в борьбе с наркоугрозой в Афганистане // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1. № 1. С. 47-57.

5. Зия С.А. Региональные усилия России по борьбе с афганским наркотрафиком // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2. № 1. С. 845-853.

6. Комиссина И., Куртов А. Наркотическая «заря» над Центральной Азией — новая угроза цивилизации // Центральная Азия и Кавказ. - Лулео, 2000. - № 5 (11). - С.122.

7. Милославский Г. Новый наркоцентр на просторах СНГ // Пограничник Содружества. - М., 1997. - № 1. - С. 57.

Сведения об авторе: Аманбекова Ширин, магистр в области международных отношений, выпускница Сетевого университета СНГ (e-mail: amanbekova.sh@gmail.com).

REFERENCES

1. Amanbekova Sh. Vliyanie afganskogo krizisa na process islamizacii Central'noj Azii // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1. № 3. S. 318-329.

2. Arunova M. Vojna i narkobiznes // Afganistan: Vojna i problema mira. - M., 1998.

- S.34. Dannye 1994-2001 gg. - Kyrgyz-stan i narkotiki: vzglyad skvoz' veka (kratkaya istoriya voprosa). Dokument Agentstva po kontrolyu narkotikov pri prezidente Kyrgyzskoj Respubliki. — Bishkek, 2003.

3. Davydov A. Problemy vosstanovleniya ehkonomiki // Aziya i Afrika segodnya. -M., 2000. - № 4. - S. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ziya S.A. Vzaimodejstvie Rossii s SSHA i NATO v bor'be s narkougrozoj v Afgani-stane // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1. № 1. S. 47-57.

5. Ziya S.A. Regional'nye usiliya Rossii po bor'be s afganskim narkotrafikom // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2. № 1. S. 845-853.

6. Komissina I., Kurtov A. Narkoticheskaya «zarya» nad Central'noj Aziej — novaya ugroza civilizacii // Central'-naya Aziya i Kavkaz. - Luleo, 2000. № 5 (11). - S.122

7. Miloslavskij G. Novyj narkocentr na pro-storah SNG // Pogranichnik Sodruzhestva.

- M., 1997. - № 1. - S. 57.

About the author: Amanbekova Shirin, magister of international relations, graduate of the CIS Net University (e-mail: amanbekova.sh@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.