Б.К. ОМАРОВА
начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства РК, кандидат юридических наук
М.К. БАЙГЕЛОВ
старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства РК, магистр права
КАЗАХСТАН КАК «ТРАНЗИТНЫЙ КОРИДОР» ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ
На сегодняшний день одной из негативных и неразрешенных проблем всего человечества являются наркомания и наркопреступность. Следствием данных проблем глобального характера являются развитие терроризма и экстремизма, коррупция, отмывание нелегальных денег, распространение СПИДа.
Аналитические исследования международных организаций и различных специализированных центров говорят о том, что в последнее время транснациональные преступные сообщества и группировки активно развиваются, «завоевывая» новые территории для культивирования и производства наркотиков, совершенствуются маршруты и способы наркотрафика. На сегодня в этот преступный бизнес вовлечены не только различные слои населения, но и целые этнические группы. Проблема незаконного оборота наркотиков не признает расовых, половых, религиозных, национальных границ, и все чаще из-за применения наркотиков под угрозу ставится одна из самых главных ценностей - человеческая жизнь.
Только по приблизительным подсчетам, в мире свыше двухсот миллионов человек употребляют наркотики различного вида, причем это количество постоянно увеличивается. Самое страшное, что наиболее уязвимой частью населения становится молодежь.
По оценкам специалистов, годовой оборот мировой торговли наркотиками в отдельные годы превышает оборот вместе взятых мировых рынков
автомобилей и черных металлов.
Наркоиндустрия неуклонно совершенствуется, повышая технический, финансовый потенциал, адаптируя новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям. Транснациональные преступные группировки для обеспечения своей криминальной деятельности закупают самые современные средства вооружения и боеприпасы, системы электронного оснащения, постоянно совершенствуют методы обеспечения собственной безопасности и внедряют новейшие наработки в этой области.
Растительные наркотики, производство которых в основном приходится на беднейшие страны, делают их еще беднее. Культивирование наркотикосодержащих растений отрицательно сказывается на экономическом росте. Наркоиндустрия зачастую является причиной дестабилизации государства и ослабления политической системы вследствие коррупции. Подавляющая часть доходов от незаконного оборота наркотиков приходится не на страны, их производящие, а на те страны, где готовая наркопродукция находит незаконный сбыт и становится предметом потребления.
Ярчайшим примером дестабилизации страны вследствие незаконной торговли наркотиками является Афганистан. Повсеместное расширение производства опия в начале 90-х годов способствовало
разжиганию гражданской войны, привело к замедлению экономического роста и падению уровня жизни. В двух соседних с Афганистаном странах, Пакистане и Иране, которые значительно сократили или искоренили культивирование опийного мака, положительный экономический рост наблюдался как в 80-е, так и в 90-е годы.
Распад бывшего Советского Союза предоставил продавцам наркотиков альтернативу их традиционным и тщательно управляемым маршрутам перевозки через Пакистан и Иран. Менее жесткий пограничный контроль, политическая и экономическая нестабильность, коррупция и развивающиеся наркотические рынки в этом регионе сделали Центральную Азию все более важной транзитной зоной для перевозки героина из Афганистана.
Не будет преувеличением назвать Афганистан одним из мировых монополистов наркотического рынка. Десятки лет войны разорили Афганистан. Развал экономики, неопределенность в политике, отсутствие возможностей для заработка возвели опийный мак в ранг идеальных культур для многих афганских крестьян, живущих за счет натурального хозяйства. В 1993 году в Афганистане было произведено 685 метрических тонн наркотиков, в 1994 - уже 950, в 1995 - 1250, в 1996 был совершен качественный рывок и Афганистан выдал почти 2 100 тонн опиума, в 2000 году - уже 3 667 тонн. Кроме опиумного мака, афганские земледельцы активно занимаются выращиванием конопли (марихуаны), в Афганистане также производится гашиш.
В соседних с Афганистаном странах резко возросло число наркоманов. К примеру, по данным ООН, в Пакистане их число увеличилось на 30 процентов и достигло 2 млн. человек, а в Иране -1,25 миллионов. За десятилетие число наркоманов в республиках бывшей советской Средней Азии, по разным оценкам, возросло в 3-7 раз.
О масштабах афганского наркотрафика свидетельствуют экспертные оценки аналитиков управления ООН по преступности и наркотикам, согласно которым, свыше 70 процентов опиума и почти 100 процентов героина, нелегально поставляемых в страны Евросоюза, имеют афганское происхождение.
Большая часть опиума и героина, проходящая по Центральной Азии, попадает из Афганистана прямо в Туркменистан или Таджикистан. Продавцы пользуются своими связями с местным населением, чтобы облегчить свои операции.
Наркотики обычно перевозятся через пункты таможенного досмотра, спрятанные в грузовиках, или перевозятся через отдаленные участки пешком или на плотах. Некоторая часть героина также перевозится воздухом из Афганистана в страны Центральной Азии на частных самолетах или коммерческими авиалиниями, чьими владельцами являются враждующие фракции.
Попав в Центральную Азию, наркотики отправляются на запад по суше на транспорте под охраной или на поездах через Центральную Азию. Оттуда их переправляют через Каспийское море, через Кавказские горы, и затем в Турцию. Каждый год этим маршрутом проходит примерно 1,5 миллиона грузовиков, 250 000 пассажирских поездов и 4 миллиона частных автомобилей. Наиболее простой путь для транспортировки героина - это сравнительно небольшими партиями по 20-50 килограммов, спрятанных в грузовиках. Беря во внимание объем наземных перевозок по этому маршруту и тот факт, что для обследования грузовика требуется от нескольких часов до целого дня, практически невозможно реально противодействовать контрабанде по этому маршруту. Подсчитано, что 75% героина, ввозимого в Европу, перевозится этим путем.
Из Турции героин следует по южнобалканскому маршруту (Турция - Югославия -Албания - Западная и Северная Европа), спрятанный в запечатанных коммерческих грузовиках. Героин также перевозится по северобалканскому пути через Черное море в порты Украины, затем перекладывается в автомобили или грузовики и отправляется в Польшу.
Проблема наркотрафика из Афганистана для евразийского региона и, прежде всего, для Казахстана, крайне актуальна. Это связано с тем, что в силу своего геополитического положения Республика Казахстан является своеобразным «транзитным коридором» между Европой и Азией.
Казахстан одним из первых встречается с наркоугрозсй, исходящей с территории Афганистана, и входит в так называемый «северный маршрут», проходящий через Таджикистан, Туркменистан, Киргизию, Узбекистан, Казахстан и Россию.
Следует сказать, что данный маршрут все чаще используется наркодилерами для поставок героина и опия в европейские страны. Также российскими специалистами было высказано мнение, согласно которому не исключено появление еще одного маршрута транспортировки
афганских наркотиков через стык границ Таджикистана, Китая и Афганистана и далее по территориям Китая, Казахстана и России в страны западной и восточной Европы.
Активность незаконного оборота наркотиков в Казахстане и через его территорию в последние годы значительно выросла, о чем свидетельствуют увеличение попыток контрабандного перевоза наркотических средств через государственную границу Казахстана для дальнейшей транспортировки в Россию и Европу, а также переориентация преступных группировок на распространение наркотиков на территории Казахстана.
Для транзита наркотиков через российско-казахстанскую границу активно используются воздушные, железнодорожные и автомобильные маршруты из Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. В основном наркокурьеры пытаются провозить наркотические средства в пригородных поездах и автобусах местного назначения, мелкими партиями с сокрытием в одежде, личных вещах, в конструктивных элементах транспортных средств или внутриполостным способом.
На границе Казахстана за 2006-2007 годы Комитетом таможенного контроля было задержано и изъято около 600 килограммов наркотиков. Естественно, это лишь небольшая часть наркотиков, провозимых через границу, и этому есть свои объективные причины. С одной стороны, ежегодно возрастают объемы грузопассажирских перевозок через казахстанскую границу. С другой -пограничная служба государства не располагает на этом направлении необходимой инфраструктурой и оборудованием для организации соответствующего противодействия контрабанде наркотиков. Кроме того, до настоящего времени ни один пункт пропуска через государственную границу по своему техническому оснащению не соответствует предъявляемым требованиям.
По оценкам экспертов, в настоящее время Казахстан является не только территорией для транзита наркотиков, но и их производителем. Значительная сырьевая база для производства наркотиков имеется в Чуйской долине, где произрастает в диком виде индийская конопля, из которой можно производить ежегодно до 5-6 тысяч тонн марихуаны. В приграничных с Узбекистаном районах Южно-Казахстанской области отмечаются отдельные факты возделывания опийного мака.
Но, несмотря на принимаемые меры, уровень противоправной деятельности трансграничных преступных группировок через границу остается высоким. Контрабанда опиатов из Афганистана в страны Центральной Азии, Россию и далее в Западную Европу, США и Канаду приобретает все более широкий и организованный характер, принося международным террористическим группировкам высокую прибыль, а также создает угрозу мировой экономической и социальной стабильности.
Наркотики можно без преувеличения отнести к оружию террора и духовного порабощения. Нетрудно себе представить те последствия, с которыми бы столкнулись государства Евросоюза, если, к примеру, весь этот наркопоток хлынул бы в страны Европы.
С учетом последних тенденций развития ситуации в регионе Центральной Азии приняты дополнительные меры по усилению охраны таджикско-афганской и российско-казахстанской границ.
Следует сказать, что ни одному государству не под силу в одиночку справиться с проблемой наркотрафика, так как он стал частью международного, транснационального нелегального бизнеса.
В этой связи необходимо отметить высокий уровень взаимодействия, налаженный между правоохранительными органами Средней Азии, Российской Федерации и Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности.
Помощь Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в технической оснащенности позволила прицельно и оперативно работать по конкретным наркогруппировкам, своевременно и надежно перекрывать маршруты переправы наркотиков через границы.
Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан - яркое тому подтверждение. По нашему глубокому убеждению, реализация проекта взаимодействия ООН со странами бывшего Советского Союза не должна предусматриваться как одноразовая акция. Чтобы успешно продолжать борьбу с небывалым по своим масштабам наркобизнесом в Центрально-Азиатском регионе, в том числе с наркоконтрабандой, необходимо постоянно наращивать антинаркотический
потенциал сил, противостоящих этому злу. Однако только этими усилиями здесь не обойтись. Необходимо коренным образом изменить отношение мирового сообщества к проблеме контрабанды афганских наркотиков через таджикско-афганскую, российско-казахстанскую границу в Россию и далее европейские государства.
Признавая огромные масштабы незаконного оборота наркотиков, ряд стран-доноров считает, что контрабанда этих через территорию нашей страны не представляет угрозы их государствам и мировому сообществу. Однако действительность такова, что трансграничные преступные группировки уже давно установили необходимые им транснациональные связи и активно их развивают. Поэтому нереально ожидать, что любое государство в состоянии в одиночку противостоять наркоугрозе. С учетом той роли, которую выполняет пограничная служба России в предотвращении наркоконтрабанды, напрямую угрожающей безопасности европейских государств, укрепление оперативных и технических возможностей ее антинаркотических подразделений является приоритетной задачей, на решение которой европейскому сообществу необходимо обратить особое внимание.
С учетом этого, важной составляющей комплексного подхода к борьбе с наркоугрозой, исходящей с афганской территории, является работа по реализации решения международного сообщества о создании дублирующего «пояса безопасности» вокруг Афганистана (март 2002 г., резолюция 45-й сессии Комиссии по наркотическим средствам 1.16 о необходимости укрепления «поясов безопасности» вокруг Афганистана). Среди первоочередных задач на этом направлении должно стать создание надежного барьера афганскому наркотрафику на рубеже российско-казахстанской границы и дальнейшее укрепление антинаркотического потенциала пограничных групп Таджикистана.
Пока же практических шагов со стороны международного сообщества по созданию антинаркотических поясов вокруг Афганистана, к сожалению, явно недостаточно.
Между тем собранная Управлением ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности информация свидетельствует, что из общего объема опиатов афганского происхождения, конфискованных в 2002 году во всем мире, порядка 70% было изъято в странах, граничащих с
Афганистаном и расположенных на путях транзита наркотиков (Иран, Пакистан, Турция, Таджикистан, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Россия). Для сравнения: в Европе было изъято около 12%, а на американском континенте -3%. Эти данные об изъятиях красноречиво свидетельствуют о том, что основные объемы конфискаций осуществляются в непосредственной близости от Афганистана, т.е. при первичной транспортировке крупных партий наркотиков к рынкам сбыта. Как только эти партии достигают рынков сбыта, они дробятся на множество более мелких партий, которые значительно труднее выявлять и задерживать. Очевидно, что чем дальше наркотик продвигается от страны-производителя, тем труднее бороться с его незаконным распространением.
Изымая из незаконного оборота значительные партии наркотиков, именно страны транзита несут огромные финансовые издержки по созданию специальных антинаркотических подразделений, их комплектованию, материально-техническому и информационному обеспечению, подготовке кадров. Но самую высокую плату за свои успехи в борьбе с наркосиндикатами эти страны вносят жизнями сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, пограничников.
Изложенная информация и анализ противодействия распространению наркотических средств, поступающих из Афганистана, приводит к однозначному выводу о том, что мер, предпринимаемых каждым государством на национальном уровне внутри своей страны, явно недостаточно. Нужна совместная практическая и эффективная программа мирового сообщества, осуществление которой поставило бы реальный заслон на пути афганского наркотрафика.
В настоящее время прорабатывается проект «Укрепление таджикско-афганской границы», предусматривающий существенное наращивание антинаркотического потенциала подразделений российской пограничной службы, дислоцированных на границе с Афганистаном и таджикских правоохранительных органов.
Ведется активная работа по усилению второго, наиболее важного «пояса безопасности» - на российско-казахстанской границе, где, по нашему убеждению, нужно сосредоточить основные усилия.
Ориентировочная стоимость реализации этих проектов составляет несколько десятков миллионов
долларов США, и здесь требуется неотложная и реальная помощь со стороны мирового сообщества. В этом случае программа создания и укрепления «пояса безопасности» начнет осуществляться в короткие сроки. За счет относительно невысоких финансовых издержек для каждой из заинтересованных стран Сообщества -путем оказания прямой финансовой помощи, предоставления информации и оборудования, обучения кадров - объемы и процент конфискаций наркотических средств уже в ближайшее время могли бы быть значительно повышены.
Таким образом, эффективность борьбы с распространяющейся наркоугрозой сегодня в определяющей степени зависит от интегрированности и согласованности усилий мирового сообщества. Только объединив наши действия, мы сможем значительно продвинуться в решении общей для нас проблемы - борьбы с незаконным оборотом
наркотиков.
Эта проблема совершенствования законодательной базы, цель которой - создание условий для более тесных и плодотворных связей компетентных органов для осуществления более эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью.
Странам Центральной Азии для адекватной борьбы с наркотрафиком следует активнее и эффективнее использовать региональные международные институты, прежде всего Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Необходимо ужесточение наказания, увеличение санкции статей 259, 261-264 Уголовного кодекса РК, создание антинаркотических центров, аналогичных антитеррористическим структурам, работающим в рамках данных организаций, усиление взаимодействия между странами Центральной Азии.
Использованная литература
1. Конвенция ООН «О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств» 1961 г.
2. Единая конвенция ООН «О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г.
3. Кадыров М.М. Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ, Т., Узбекистан, 1993 г.
4. http://www.interpol.org - официальный WWW сервер Интерпола
5. Crime.vl.ru
6. Источник: voitenko.ru
7. Александр Зеличенко. История афганской наркоэкспансии 1990-х WWW: http://zhurnal.lib.ru/z/ zelichenko_a_l/
*****
Мацалада ecipmKi цауШне muiMdi курес белгш децгейде элемЫк цауымдастыцтыц кушт 6ipiKmipyze байланысты, мацсаты - цылмыспен куpecmi жузеге асыру ушт K,y3bipemmi органдардыц нeгypлым mhiehi3 жэне eHiMdi байланысына жагдай жасау бoлаmын зацнамалыц базаны жemiлдipy цажemmiгi mypалы айmылады.
In the article it is spoken that today the efficiency of struggle with drug treat in a determining degree depends on a coordination of efforts of world community, about necessity of perfection of the legislative base, which purpose is - creation of conditions for closer and productive relations of competent bodies for realization of struggle with crime.