5.7. ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ
Бовкун В.В., аспирант Современная Гуманитарная Академия Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В статье автором на основании результатов собственного проведенного исследования и обобщения результатов исследований ученых-юристов в целях предупреждения контрабанды выявлены и детально проанализированы следующие группы факторов:
нравственно-психологические, политические, социальноэкономические, организационно-управленческие и правовые.
Ключевые слова: контрабанда; факторы; причины и условия; предупреждение; таможенная граница; таможенный контроль.
Материалистическая наука определяет причинность как объективную связь между явлением, при котором одно или несколько явлений (причин) порождает другое явление (следствие)1. Исходя из этого, под причинами преступления в криминологии понимают негативные социальные явления, порождающие и воспроизводящие преступность и преступления как свое законное следствие2. При этом наряду с причинами преступности, существуют условия, способствующие совершению преступлений. Под ними понимается наличие явлений реальной действительности, которые сами по себе не могут породить преступность (следствие), но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление3. Следовательно, причины и условия преступности - это «система негативных для соответствующей общественноэкономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие»4.
Касаясь причин и условий экономических преступлений, французский ученый П.М. Годме, среди них выделил моральные, политические, экономические и технические5. Другие ученые выделяют моральные (нравственно-психологические), политические, экономические и технико-юридические причины преступности6. Также выделяются следующие обстоятельства, способствующие совершению преступлений: духовно-нравственного характера; политического характера; экономического характера; социального характера; организационноуправленческого характера; правового характера7.
На наш взгляд в целях проводимого исследования нецелесообразно выделять отдельно причины и условия данного вида преступности. Необходимо проанали-
1 Философская энциклопедия. Т.4. М., 1967.с.370; Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: Юрид. лит., 1968.с.5; Курс советской криминологии. Т.1. М., 1985.с.197.
2 Четвериков В.С. Криминология. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.с.45.
3 Криминология. Учебник. Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.с.76; Четвериков В.С. Указ. соч. с.47.
4 Криминология. М.: Изд-во МГУ, 1994.с.136.
5 Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.с.399-406.
6 Криминология. Под общ. ред. Кваши Ю.Ф. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.с.269.
7 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М.: Эк-
замен, 2001 .с.58-59.
зировать следующие факторы, детерминирующие ее: нравственно-психологические, политические, социально-экономические, организационно-управленческие и правовые.
Нравственно-психологические факторы. Важнейшим фактором, обуславливающим совершение преступлений, является отсутствие государственной идеологии, ориентирующей на правомерное решение проблем, связанных с приобретением собственности. В такой обстановке в сознание россиян внедряется культ обогащения незаконным путем, распространения в жизни общества традиций, правил и иных атрибутов криминальной субкультуры8, т.е. происходит глобальная криминализация сознания и поведения граждан. Можно отметить, что в обществе укоренилась идеология, основанная на стремлении быстрому, в том числе и не совсем законному, материальному обогащению.
Следствием слабости государственной власти среди населения страны широкое распространение получил правовой нигилизм. Государство оказалось неспособным обеспечить соблюдение конституционных и иных юридических прав граждан. В России устойчиво сохраняется в целом отрицательное отношение ко всем ветвям власти (за исключением Президента)9. Адекватный рост правового нигилизма стал ответной реакцией на неспособность государства обеспечить проведение в жизнь принимаемых им законов. Пораженная недугом правового нигилизма часть населения России спокойно игнорирует юридические нормы, в том числе и уголовно-правовые запреты10. При этом, согласно проведенным опросам, около 90% респондентов отметили, что за последние годы обществом полностью потеряно уважение к системе действующего законодательства11.
Лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ провела опрос студентов-юристов на предмет гипотетического отношения респондентов к людям, совершившим преступления, и к возможности самим пойти на преступное деяние. Неоправданно терпимым выглядит отношение студентов к преступлениям в сфере экономики. Так лишь около 15-20% из них не хотят иметь ничего общего с лицами, совершившими преступления в сфере экономики12.
Политические факторы. Политические факторы также оказывают на контрабандную преступность значительное влияние. Распад СССР обострил многие проблемы в сфере таможенного регулирования и контроля. Государства "ближнего зарубежья" с каждым годом все больше выступают главными направлениями контрабанды. В истории России был период (сразу после распада СССР), когда экономика была ориентирована на рыночные отношения (как внутренние, так и внешние), а государственная граница была практически открытой (как юридически, так и практически). Этот период "правового застоя" очень сильно ударил по экономике "молодого" государства. До настоящего времени отдельные вопросы, возникшие в 1991 году, остались нерешенными, что продолжает сказываться на уровне контрабандной преступности.
8 Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД РФ, 1997.с.10-50.
9 По данным ВЦИОМ-А: http://www.vciom-a.ru
10 Верещагин Д.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с мошенничеством: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.с.106-107.
11 По данным ВЦИОМ, полученным в сентябре 2000г.
12 Козлов Ю.М. Кого готовим, господа? Юрист 1998; 7:64.
Международные соглашения России с иностранными государствами, в том числе ближнего зарубежья (об ослаблении таможенного контроля, его отмене, об экономическом сотрудничестве и т.д.) является палкой о двух концах. С одной стороны прозрачность границ свидетельствует о реализации демократических, гуманистических принципов, а с другой - это означает по существу наличие ослабленных звеньев в системе организации контроля в условиях оживленного регулярного пассажиропотока железнодорожным и автомобильным транспортом.
Значительно влияет на данный вид преступности и коррумпированность государственных служащих. «Широко распространенная коррупция сдерживает процесс развития, замедляет экономический рост стран ввиду порождаемой ею инерции и неэффективности»13.
Социально-экономические факторы. Существенно влияют на борьбу с контрабандой обстоятельства экономического характера. Бремя налогов и сборов в России значительно тяжелее, чем в развитых зарубежных странах (например, ставка налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и др.). Поэтому большое число российских предпринимателей уклоняется от уплаты таможенных пошлин. Такая ситуация стимулирует уход многих предпринимателей в нелегальную «теневую» сферу деятельности14.
К обстоятельствам социального характера, способствующим совершению контрабанды относятся ряд факторов. Значительное влияние на быстрые темпы роста экономической преступности оказали поляризация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России. Резкое расслоение вызывает высокий уровень социального напряжения между разными слоями населения. Часть населения считает себя обделенной в ходе приватизации и поэтому отторгает попытки государства ввести экономические правила, закрепляющие сложившееся, на их взгляд, несправедливое положение. В этой связи существует (как адекватная реакция населения на допущенную социальную несправедливость) высокая степень готовности части населения России поправить свое материально-финансовое положение за счет противоправных посягательств15.
Как отмечает И.Н. Соловьев «наиболее деструктивным фактором, влияющим как на состояние общества в целом, так и на криминальную ситуацию в стране, стал неоправданно высокий темп концентрации капиталов и средств производства в руках частных лиц. Он не только усугубил социальное неравенство и антагонизм между отдельными группами населения, но и ожесточил борьбу за сферы влияния между предпринимателями, в значительной мере обладающих криминальным опытом или связями с преступным миром... Сосредоточение значительной доли собственности в частных руках усилило корыстную мотивацию преступлений»16.
Так, 40% населения в ходе проведенного опроса заявили, что их материальное положение является плохим
13 Овчинский В.С., Эминов В.Е. и др. Основы борьбы с организованной преступностью. М.: ИНФРА-М, 1996.с.16-24.
14 Есипов В.М. Теневая экономика. М.: Московский институт МВД России, 1997; Теневая экономика и организованная преступность: Материалы научно-практической конференции. М.: Московский институт МВД России, 1998; Ларьков А., Кесарева Т. Экономическая преступность: характеристика и факторный анализ. Уголовное право 1998; 3:133.
15 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Указ. соч. с.70.
16 Соловьев И.Н. Налоговые преступления: практика работы ор-
ганов налоговой полиции и судов. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.с.259.
или очень плохим, а лишь 5% оценили свое материальное положение, как хорошее или очень хорошее17.
Таким образом, у значительной части россиян сложилась установка: совершая правонарушения, они поступают не хуже, чем поступило с ними государство в период массовой приватизации18. В связи с этим более 80% респондентов усматривают питательную среду для криминализации общества в высоких темпах его имущественного расслоения, в том числе в обнищании значительной части населения, потенциально готовой на нарушение закона ради выживания и обеспечения элементарных средств существования19.
Организационно-управленческие факторы. В числе организационно-управленческих факторов, позволяющих совершать контрабанду, следует указать на тот факт, что контрабандисты имеют ряд преимуществ перед таможенными органами, в число которых входит, например, сложность работы, когда им необходимо принимать быстрые решения по многочисленным ситуациям, связанным с таможенным контролем различных предметов и документов, их сопровождающих. Особую сложность представляют таможенные досмотры пассажирских поездов в период стоянки в ночное время.
Наличие транзитных территорий на пути следования по территории России обуславливает возможность использования "режима транзита" для прикрытия незаконного вывоза товара с территории нашего государства (путем их "оседания" в государствах транзита). В частности, остается актуальной проблема перемещения грузов (и пассажиров) через территорию Украины при следовании в южном направлении, через территорию стран Балтии по пути в Калининградскую область.
Продолжает расти число контрабандных маршрутов (каналов). При этом они все больше совершенствуются, унифицируются. Так, например, основными производителями наркотиков являются: Афганистан, Пакистан, Иран. Затем товар через районы обитания курдов расходится по маршрутам. Одним из маршрутов перемещения "смертельного товара" был "Балканский маршрут": Турция — Болгария - Югославия - Австрия - Германия - Голландия и т.д. Изменения политической ситуации в мире способствовали поиску новых эффективных путей. Так, модернизировались (он был ранее) "Южный маршрут": Стамбул - паром - Греция (Италия) -Амстердам (Париж, Лондон) и "Восточный маршрут": Стамбул - паром - Румыния (Констанца) - Венгрия - Австрия - Германия и т.д.20 В настоящее время налажен маршрут через государства ближнего зарубежья РФ. Это более выгодный для контрабандистов вариант, так как протяженность маршрута сокращена на 15-20%, границы по-прежнему слабые, россияне хороший объект для насаждения употребления наркотиков (часть товара будет оседать в России все в больших масштабах).
Контрабандисты в условиях стабильного режима государственной (таможенной) границы "изучили" все тонкости технологии таможенного контроля на каждом конкретном участке, вплоть до изучения методики работы и возможностей каждого сотрудника таможни. С некоторыми сотрудниками налажены дружественные отношения. Механизм же таможенного контроля не ме-
По данным ВЦИОМ.
18 Верещагин Д.В. Указ. соч. с.112.
19 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Там же.
20 Галанжин Е.Ф. Предупреждение контрабанды (по материалам Государственного таможенного комитета Российской Федерации): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.с. 89-91.
няется (практически не совершенствуется), что просто не может не привлекать контрабандистов.
Некоторые участки государственной (таможенной) границы не имеют должной охраны; протяженность отдельных маршрутов в зонах патрулирования достигает более пяти километров, что в условиях плохой видимости позволяет беспрепятственно обходить пункты таможенного контроля. На некоторых направлениях таких участков "контрабандного прохода" набирается до 300 (например, на границе с Украиной).
Устойчивость безнаказанной деятельности организованных групп часто обусловлена их структурной организованностью, разветвленностью системы, четким распределением ролей21. В таких "организациях" сами организаторы, как правило, не выполняют
исполнительных функций по непосредственному перемещению контрабандных предметов, обеспечивая тем самым свою скрытость от правоохранительных органов и дальнейшую "живучесть".
Организационно-управленческие обстоятельства выражаются также и в отсутствии должной согласованности правоохранительных и контролирующих органов. В процессе выполнения оперативно-служебных задач уделяется большое внимание координации и организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов. Несмотря на то, что все органы стремятся к интеграции, по-прежнему существует острая проблема получения информации. Так, в ходе проведенного нами исследования 26% сотрудников правоохранительных и контролирующих органов выразили мнение, что уровень их взаимодействия является низким, а 53% - удовлетворительным.
Также можно отметить недостаточную профессиональную подготовку сотрудников правоохранительных органов для расследования указанных преступлений. Этот вывод подтверждается, в частности, данными, полученными в результате опроса следственных и прокурорских работников. Почти половина (47,9%) опрошенных работников правоохранительных органов осознают, что правильному применению норм уголовного законодательства препятствует недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников. Как признают опрошенные, только 21,9% из них знакомы с научной (методической) литературой по обсуждаемой
проблематике. Сотрудники правоохранительных органов (54,1%) напрямую связывают с повышением профессионального уровня активизацию борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере экономической дея-тельности22.
Правовые факторы. Основным правовым фактором, влияющим на совершение контрабанды, является несовершенство таможенного и уголовного законодательства влияет на состояние дел в сфере контрабандной преступности. Проблемам несовершенства правовых норм в таможенной сфере уже не один десяток лет. Разрешается одна проблема, появляется новая. В целом же негативное значение этого выражается в недостаточно эффективной превентивной функции уголовного закона. Потенциальный контрабандист чувствует себя вольготно, не боится наказания, которое в большинстве случаев назначается условно. Кроме того, к этой проблеме гармонично добавляется проблема профессионализма правоприменительных органов. С
Галанжин Е.Ф. Указ. соч. с.45.
22 Состояние законности в Российской Федерации (2000 - 2001
годы). Аналитический доклад. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2002.с.152.
другой стороны можно отметить, что некоторые ученые и практики считают, что с 1994 года таможенные органы получили стабильную правовую базу для осуществления борьбы с контрабандными преступлениями23.
Контрабандную преступность обуславливает сложный комплекс факторов. К числу основных из них относятся: правовой нигилизм и низкий уровень правовой культуры граждан России; низкая эффективность функционирования системы государственной власти, порождающая уход предпринимателей в теневой сектор экономики; нерешенные после распада СССР вопросы таможенного характера (границы, правила пропуска и т.д.); высокий уровень коррупции; недостаточно высокий уровень профессионализма сотрудников таможни и иных правоохранительных органов; плохая координация работы правоохранительных органов (таможенных органов, органов ФСБ, МВД) по пресечению контрабанды; сложность работы таможенных органов, не позволяющая сотрудникам подвергнуть контролю "все перемещаемое" через границу; наличие уникальных зон таможенного досмотра, с наличием дополнительных объективных препятствий для эффективной работы (пассажирские поезда и автобусы, и т.п.); наличие транзитных территорий на пути следования по территории России обуславливающих возможность использования "режима транзита" для прикрытия незаконного вывоза товара с территории нашего государства; низкая превентивная функция уголовного закона, связанная, в том числе, с практикой назначения судами во многих случаях условного наказания за контрабанду; наличие участков государственной (таможенной) границы без должной охраны (большая протяженность, необеспеченность патрульно-постовыми службами таможенного или
пограничного характера) и другие причины.
Список литературы:
1. Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД РФ, 1997.
2. Верещагин Д.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с мошенничеством: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
3. Галанжин Е.Ф. Предупреждение контрабанды (по материалам Государственного таможенного комитета Российской Федерации): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.
4. Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.
5. Есипов В.М. Теневая экономика. М.: Московский институт МВД России, 1997.
6. Козлов Ю.М. Кого готовим, господа? Юрист 1998; 7.
7. Криминология. М.: Изд-во МГУ, 1994.
8. Криминология. Под общ. ред. Кваши Ю.Ф. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
9. Криминология. Учебник. Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.
10. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: Юрид. лит., 1968.
11. Курс советской криминологии. Т.1. М., 1985.
12. Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001.
13. Ларьков А., Кесарева Т. Экономическая преступность: характеристика и факторный анализ. Уголовное право 1998; 3.
14. Овчинский В.С., Эминов В.Е. и др. Основы борьбы с организованной преступностью. М.: ИНФРА-М, 1996.
23 Галанжин Е.Ф. Указ. соч. с.109.
15. Соловьев И.Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
16. Состояние законности в Российской Федерации (2000 - 2001 годы). Аналитический доклад. М.: нИи проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2002.
17. Теневая экономика и организованная преступность: Материалы научно-практической конференции. М.: Московский институт МВД России, 1998.
18. Философская энциклопедия. Т.4. М., 1967.
19. Четвериков В.С. Криминология. Учебное пособие. М., 1996.
Рецензия.
Контрабандная преступность имеет очень сложную многогранную природу и требует глубокого криминологического изучения. При этом необходимо изучить социальную, экономическую, правовую, и другие стороны этого явления. В Российской Федерации особых успехов в вопросе воздействия на контрабандную преступность не достигнуто. Наблюдаются изменения причин и условий совершения преступлений в сфере экономики, изменение качественных характеристик данных преступлений, совершенствование способов их совершения, изменением личности самого преступника, мотивации его противоправного поведения. Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений. В статье автор проанализировал нравственно-психологические, политические, социально-экономические, организационно-управленческие и правовые факторы, детерминирующие контрабанду. Тем самым Бовкун В. В. определил те процессы и явления, которые должны быть объектом воздействия в целях предупреждения контрабанды. Проведенное Бовкуном В. В. исследование содержит целый ряд идей, положений и выводов, отличающихся существенной научной новизной и имеющих большое теоретическое значение. Статья написана последовательно и юридически грамотно. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что научная статья Бовкуна Виталия Вадимовича на тему: «Объективные факторы, обуславливающие совершение контрабанды» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию.
Научный руководитель, заведующий кафедрой уголовного права Современной гуманитарной академии, к.ю.н., доцент Ю.С. Жариков