Научная статья на тему 'Объективные факторы, обуславливающие совершение контрабанды'

Объективные факторы, обуславливающие совершение контрабанды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1513
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ФАКТОРЫ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CONTRABAND / FACTORS / THE REASONS AND CONDITIONS / THE PREVENTION / CUSTOMS BORDER / THE CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бовкун В. В.

В статье автором на основании результатов собственного проведенного исследования и обобщения результатов исследований ученых-юристов в целях предупреждения контрабанды выявлены и детально проанализированы следующие группы факторов: нравственно-психологические, политические, социально-экономические, организационно-управленческие и правовые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective factors causing fulfilment of contraband

In article the author on the basis of results of own carried out research and generalisation of results of researches of scientists-lawyers with a view of the contraband prevention reveals and in details analyses following groups of the factors determining it: moral-psychological, political, social and economic, organizational-administrative and legal.

Текст научной работы на тему «Объективные факторы, обуславливающие совершение контрабанды»

5.7. ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ

Бовкун В.В., аспирант Современная Гуманитарная Академия Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье автором на основании результатов собственного проведенного исследования и обобщения результатов исследований ученых-юристов в целях предупреждения контрабанды выявлены и детально проанализированы следующие группы факторов:

нравственно-психологические, политические, социальноэкономические, организационно-управленческие и правовые.

Ключевые слова: контрабанда; факторы; причины и условия; предупреждение; таможенная граница; таможенный контроль.

Материалистическая наука определяет причинность как объективную связь между явлением, при котором одно или несколько явлений (причин) порождает другое явление (следствие)1. Исходя из этого, под причинами преступления в криминологии понимают негативные социальные явления, порождающие и воспроизводящие преступность и преступления как свое законное следствие2. При этом наряду с причинами преступности, существуют условия, способствующие совершению преступлений. Под ними понимается наличие явлений реальной действительности, которые сами по себе не могут породить преступность (следствие), но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление3. Следовательно, причины и условия преступности - это «система негативных для соответствующей общественноэкономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие»4.

Касаясь причин и условий экономических преступлений, французский ученый П.М. Годме, среди них выделил моральные, политические, экономические и технические5. Другие ученые выделяют моральные (нравственно-психологические), политические, экономические и технико-юридические причины преступности6. Также выделяются следующие обстоятельства, способствующие совершению преступлений: духовно-нравственного характера; политического характера; экономического характера; социального характера; организационноуправленческого характера; правового характера7.

На наш взгляд в целях проводимого исследования нецелесообразно выделять отдельно причины и условия данного вида преступности. Необходимо проанали-

1 Философская энциклопедия. Т.4. М., 1967.с.370; Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: Юрид. лит., 1968.с.5; Курс советской криминологии. Т.1. М., 1985.с.197.

2 Четвериков В.С. Криминология. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.с.45.

3 Криминология. Учебник. Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.с.76; Четвериков В.С. Указ. соч. с.47.

4 Криминология. М.: Изд-во МГУ, 1994.с.136.

5 Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.с.399-406.

6 Криминология. Под общ. ред. Кваши Ю.Ф. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.с.269.

7 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М.: Эк-

замен, 2001 .с.58-59.

зировать следующие факторы, детерминирующие ее: нравственно-психологические, политические, социально-экономические, организационно-управленческие и правовые.

Нравственно-психологические факторы. Важнейшим фактором, обуславливающим совершение преступлений, является отсутствие государственной идеологии, ориентирующей на правомерное решение проблем, связанных с приобретением собственности. В такой обстановке в сознание россиян внедряется культ обогащения незаконным путем, распространения в жизни общества традиций, правил и иных атрибутов криминальной субкультуры8, т.е. происходит глобальная криминализация сознания и поведения граждан. Можно отметить, что в обществе укоренилась идеология, основанная на стремлении быстрому, в том числе и не совсем законному, материальному обогащению.

Следствием слабости государственной власти среди населения страны широкое распространение получил правовой нигилизм. Государство оказалось неспособным обеспечить соблюдение конституционных и иных юридических прав граждан. В России устойчиво сохраняется в целом отрицательное отношение ко всем ветвям власти (за исключением Президента)9. Адекватный рост правового нигилизма стал ответной реакцией на неспособность государства обеспечить проведение в жизнь принимаемых им законов. Пораженная недугом правового нигилизма часть населения России спокойно игнорирует юридические нормы, в том числе и уголовно-правовые запреты10. При этом, согласно проведенным опросам, около 90% респондентов отметили, что за последние годы обществом полностью потеряно уважение к системе действующего законодательства11.

Лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ провела опрос студентов-юристов на предмет гипотетического отношения респондентов к людям, совершившим преступления, и к возможности самим пойти на преступное деяние. Неоправданно терпимым выглядит отношение студентов к преступлениям в сфере экономики. Так лишь около 15-20% из них не хотят иметь ничего общего с лицами, совершившими преступления в сфере экономики12.

Политические факторы. Политические факторы также оказывают на контрабандную преступность значительное влияние. Распад СССР обострил многие проблемы в сфере таможенного регулирования и контроля. Государства "ближнего зарубежья" с каждым годом все больше выступают главными направлениями контрабанды. В истории России был период (сразу после распада СССР), когда экономика была ориентирована на рыночные отношения (как внутренние, так и внешние), а государственная граница была практически открытой (как юридически, так и практически). Этот период "правового застоя" очень сильно ударил по экономике "молодого" государства. До настоящего времени отдельные вопросы, возникшие в 1991 году, остались нерешенными, что продолжает сказываться на уровне контрабандной преступности.

8 Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД РФ, 1997.с.10-50.

9 По данным ВЦИОМ-А: http://www.vciom-a.ru

10 Верещагин Д.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с мошенничеством: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.с.106-107.

11 По данным ВЦИОМ, полученным в сентябре 2000г.

12 Козлов Ю.М. Кого готовим, господа? Юрист 1998; 7:64.

Международные соглашения России с иностранными государствами, в том числе ближнего зарубежья (об ослаблении таможенного контроля, его отмене, об экономическом сотрудничестве и т.д.) является палкой о двух концах. С одной стороны прозрачность границ свидетельствует о реализации демократических, гуманистических принципов, а с другой - это означает по существу наличие ослабленных звеньев в системе организации контроля в условиях оживленного регулярного пассажиропотока железнодорожным и автомобильным транспортом.

Значительно влияет на данный вид преступности и коррумпированность государственных служащих. «Широко распространенная коррупция сдерживает процесс развития, замедляет экономический рост стран ввиду порождаемой ею инерции и неэффективности»13.

Социально-экономические факторы. Существенно влияют на борьбу с контрабандой обстоятельства экономического характера. Бремя налогов и сборов в России значительно тяжелее, чем в развитых зарубежных странах (например, ставка налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и др.). Поэтому большое число российских предпринимателей уклоняется от уплаты таможенных пошлин. Такая ситуация стимулирует уход многих предпринимателей в нелегальную «теневую» сферу деятельности14.

К обстоятельствам социального характера, способствующим совершению контрабанды относятся ряд факторов. Значительное влияние на быстрые темпы роста экономической преступности оказали поляризация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России. Резкое расслоение вызывает высокий уровень социального напряжения между разными слоями населения. Часть населения считает себя обделенной в ходе приватизации и поэтому отторгает попытки государства ввести экономические правила, закрепляющие сложившееся, на их взгляд, несправедливое положение. В этой связи существует (как адекватная реакция населения на допущенную социальную несправедливость) высокая степень готовности части населения России поправить свое материально-финансовое положение за счет противоправных посягательств15.

Как отмечает И.Н. Соловьев «наиболее деструктивным фактором, влияющим как на состояние общества в целом, так и на криминальную ситуацию в стране, стал неоправданно высокий темп концентрации капиталов и средств производства в руках частных лиц. Он не только усугубил социальное неравенство и антагонизм между отдельными группами населения, но и ожесточил борьбу за сферы влияния между предпринимателями, в значительной мере обладающих криминальным опытом или связями с преступным миром... Сосредоточение значительной доли собственности в частных руках усилило корыстную мотивацию преступлений»16.

Так, 40% населения в ходе проведенного опроса заявили, что их материальное положение является плохим

13 Овчинский В.С., Эминов В.Е. и др. Основы борьбы с организованной преступностью. М.: ИНФРА-М, 1996.с.16-24.

14 Есипов В.М. Теневая экономика. М.: Московский институт МВД России, 1997; Теневая экономика и организованная преступность: Материалы научно-практической конференции. М.: Московский институт МВД России, 1998; Ларьков А., Кесарева Т. Экономическая преступность: характеристика и факторный анализ. Уголовное право 1998; 3:133.

15 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Указ. соч. с.70.

16 Соловьев И.Н. Налоговые преступления: практика работы ор-

ганов налоговой полиции и судов. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.с.259.

или очень плохим, а лишь 5% оценили свое материальное положение, как хорошее или очень хорошее17.

Таким образом, у значительной части россиян сложилась установка: совершая правонарушения, они поступают не хуже, чем поступило с ними государство в период массовой приватизации18. В связи с этим более 80% респондентов усматривают питательную среду для криминализации общества в высоких темпах его имущественного расслоения, в том числе в обнищании значительной части населения, потенциально готовой на нарушение закона ради выживания и обеспечения элементарных средств существования19.

Организационно-управленческие факторы. В числе организационно-управленческих факторов, позволяющих совершать контрабанду, следует указать на тот факт, что контрабандисты имеют ряд преимуществ перед таможенными органами, в число которых входит, например, сложность работы, когда им необходимо принимать быстрые решения по многочисленным ситуациям, связанным с таможенным контролем различных предметов и документов, их сопровождающих. Особую сложность представляют таможенные досмотры пассажирских поездов в период стоянки в ночное время.

Наличие транзитных территорий на пути следования по территории России обуславливает возможность использования "режима транзита" для прикрытия незаконного вывоза товара с территории нашего государства (путем их "оседания" в государствах транзита). В частности, остается актуальной проблема перемещения грузов (и пассажиров) через территорию Украины при следовании в южном направлении, через территорию стран Балтии по пути в Калининградскую область.

Продолжает расти число контрабандных маршрутов (каналов). При этом они все больше совершенствуются, унифицируются. Так, например, основными производителями наркотиков являются: Афганистан, Пакистан, Иран. Затем товар через районы обитания курдов расходится по маршрутам. Одним из маршрутов перемещения "смертельного товара" был "Балканский маршрут": Турция — Болгария - Югославия - Австрия - Германия - Голландия и т.д. Изменения политической ситуации в мире способствовали поиску новых эффективных путей. Так, модернизировались (он был ранее) "Южный маршрут": Стамбул - паром - Греция (Италия) -Амстердам (Париж, Лондон) и "Восточный маршрут": Стамбул - паром - Румыния (Констанца) - Венгрия - Австрия - Германия и т.д.20 В настоящее время налажен маршрут через государства ближнего зарубежья РФ. Это более выгодный для контрабандистов вариант, так как протяженность маршрута сокращена на 15-20%, границы по-прежнему слабые, россияне хороший объект для насаждения употребления наркотиков (часть товара будет оседать в России все в больших масштабах).

Контрабандисты в условиях стабильного режима государственной (таможенной) границы "изучили" все тонкости технологии таможенного контроля на каждом конкретном участке, вплоть до изучения методики работы и возможностей каждого сотрудника таможни. С некоторыми сотрудниками налажены дружественные отношения. Механизм же таможенного контроля не ме-

По данным ВЦИОМ.

18 Верещагин Д.В. Указ. соч. с.112.

19 Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Там же.

20 Галанжин Е.Ф. Предупреждение контрабанды (по материалам Государственного таможенного комитета Российской Федерации): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.с. 89-91.

няется (практически не совершенствуется), что просто не может не привлекать контрабандистов.

Некоторые участки государственной (таможенной) границы не имеют должной охраны; протяженность отдельных маршрутов в зонах патрулирования достигает более пяти километров, что в условиях плохой видимости позволяет беспрепятственно обходить пункты таможенного контроля. На некоторых направлениях таких участков "контрабандного прохода" набирается до 300 (например, на границе с Украиной).

Устойчивость безнаказанной деятельности организованных групп часто обусловлена их структурной организованностью, разветвленностью системы, четким распределением ролей21. В таких "организациях" сами организаторы, как правило, не выполняют

исполнительных функций по непосредственному перемещению контрабандных предметов, обеспечивая тем самым свою скрытость от правоохранительных органов и дальнейшую "живучесть".

Организационно-управленческие обстоятельства выражаются также и в отсутствии должной согласованности правоохранительных и контролирующих органов. В процессе выполнения оперативно-служебных задач уделяется большое внимание координации и организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов. Несмотря на то, что все органы стремятся к интеграции, по-прежнему существует острая проблема получения информации. Так, в ходе проведенного нами исследования 26% сотрудников правоохранительных и контролирующих органов выразили мнение, что уровень их взаимодействия является низким, а 53% - удовлетворительным.

Также можно отметить недостаточную профессиональную подготовку сотрудников правоохранительных органов для расследования указанных преступлений. Этот вывод подтверждается, в частности, данными, полученными в результате опроса следственных и прокурорских работников. Почти половина (47,9%) опрошенных работников правоохранительных органов осознают, что правильному применению норм уголовного законодательства препятствует недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников. Как признают опрошенные, только 21,9% из них знакомы с научной (методической) литературой по обсуждаемой

проблематике. Сотрудники правоохранительных органов (54,1%) напрямую связывают с повышением профессионального уровня активизацию борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере экономической дея-тельности22.

Правовые факторы. Основным правовым фактором, влияющим на совершение контрабанды, является несовершенство таможенного и уголовного законодательства влияет на состояние дел в сфере контрабандной преступности. Проблемам несовершенства правовых норм в таможенной сфере уже не один десяток лет. Разрешается одна проблема, появляется новая. В целом же негативное значение этого выражается в недостаточно эффективной превентивной функции уголовного закона. Потенциальный контрабандист чувствует себя вольготно, не боится наказания, которое в большинстве случаев назначается условно. Кроме того, к этой проблеме гармонично добавляется проблема профессионализма правоприменительных органов. С

Галанжин Е.Ф. Указ. соч. с.45.

22 Состояние законности в Российской Федерации (2000 - 2001

годы). Аналитический доклад. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2002.с.152.

другой стороны можно отметить, что некоторые ученые и практики считают, что с 1994 года таможенные органы получили стабильную правовую базу для осуществления борьбы с контрабандными преступлениями23.

Контрабандную преступность обуславливает сложный комплекс факторов. К числу основных из них относятся: правовой нигилизм и низкий уровень правовой культуры граждан России; низкая эффективность функционирования системы государственной власти, порождающая уход предпринимателей в теневой сектор экономики; нерешенные после распада СССР вопросы таможенного характера (границы, правила пропуска и т.д.); высокий уровень коррупции; недостаточно высокий уровень профессионализма сотрудников таможни и иных правоохранительных органов; плохая координация работы правоохранительных органов (таможенных органов, органов ФСБ, МВД) по пресечению контрабанды; сложность работы таможенных органов, не позволяющая сотрудникам подвергнуть контролю "все перемещаемое" через границу; наличие уникальных зон таможенного досмотра, с наличием дополнительных объективных препятствий для эффективной работы (пассажирские поезда и автобусы, и т.п.); наличие транзитных территорий на пути следования по территории России обуславливающих возможность использования "режима транзита" для прикрытия незаконного вывоза товара с территории нашего государства; низкая превентивная функция уголовного закона, связанная, в том числе, с практикой назначения судами во многих случаях условного наказания за контрабанду; наличие участков государственной (таможенной) границы без должной охраны (большая протяженность, необеспеченность патрульно-постовыми службами таможенного или

пограничного характера) и другие причины.

Список литературы:

1. Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД РФ, 1997.

2. Верещагин Д.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с мошенничеством: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

3. Галанжин Е.Ф. Предупреждение контрабанды (по материалам Государственного таможенного комитета Российской Федерации): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.

4. Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.

5. Есипов В.М. Теневая экономика. М.: Московский институт МВД России, 1997.

6. Козлов Ю.М. Кого готовим, господа? Юрист 1998; 7.

7. Криминология. М.: Изд-во МГУ, 1994.

8. Криминология. Под общ. ред. Кваши Ю.Ф. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

9. Криминология. Учебник. Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.

10. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). М.: Юрид. лит., 1968.

11. Курс советской криминологии. Т.1. М., 1985.

12. Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001.

13. Ларьков А., Кесарева Т. Экономическая преступность: характеристика и факторный анализ. Уголовное право 1998; 3.

14. Овчинский В.С., Эминов В.Е. и др. Основы борьбы с организованной преступностью. М.: ИНФРА-М, 1996.

23 Галанжин Е.Ф. Указ. соч. с.109.

15. Соловьев И.Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

16. Состояние законности в Российской Федерации (2000 - 2001 годы). Аналитический доклад. М.: нИи проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2002.

17. Теневая экономика и организованная преступность: Материалы научно-практической конференции. М.: Московский институт МВД России, 1998.

18. Философская энциклопедия. Т.4. М., 1967.

19. Четвериков В.С. Криминология. Учебное пособие. М., 1996.

Рецензия.

Контрабандная преступность имеет очень сложную многогранную природу и требует глубокого криминологического изучения. При этом необходимо изучить социальную, экономическую, правовую, и другие стороны этого явления. В Российской Федерации особых успехов в вопросе воздействия на контрабандную преступность не достигнуто. Наблюдаются изменения причин и условий совершения преступлений в сфере экономики, изменение качественных характеристик данных преступлений, совершенствование способов их совершения, изменением личности самого преступника, мотивации его противоправного поведения. Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений. В статье автор проанализировал нравственно-психологические, политические, социально-экономические, организационно-управленческие и правовые факторы, детерминирующие контрабанду. Тем самым Бовкун В. В. определил те процессы и явления, которые должны быть объектом воздействия в целях предупреждения контрабанды. Проведенное Бовкуном В. В. исследование содержит целый ряд идей, положений и выводов, отличающихся существенной научной новизной и имеющих большое теоретическое значение. Статья написана последовательно и юридически грамотно. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что научная статья Бовкуна Виталия Вадимовича на тему: «Объективные факторы, обуславливающие совершение контрабанды» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель, заведующий кафедрой уголовного права Современной гуманитарной академии, к.ю.н., доцент Ю.С. Жариков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.