Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

УДК 614.2(47):34

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР

И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗДРАВООХРАНЕНИИ

%

Заместитель главного санитарного врача СССР

Д. Н. Лоранский

Министерство здравоохранения СССР, Москва

, §

За годы Советской власти в нашей стране здравоохранение достигло значительных успехов. Советское государство, взяв в первые послереволюционные годы на себя заботу об охране здоровья трудящихся, ежегодно увеличивает ассигнования на развитие здравоохранения. Эти расходы в 1970 г. превысят 9 млрд. руб. Сейчас более 600 тыс. врачей и около 2 млн. работников со средним медицинским образованием оберегают здоровье советских людей., . , т . ;

Неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни народа, улучшение условий его труда и быта, проведение широких оздорси вительных и санитарно-гигиенических мероприятий привели к укреплению здоровья населения Советского Союза. Еще в первые годы Советской власти, в сложный и тяжелый для страны период, были ликвидированы такие опао? ные инфекции, как оспа, чума, холера, возвратный тиф. Затем список ликвидированных пополнился малярией и другими инфекциями. Только за последние 10 лет заболеваемость полиомиелитом снижена почти в 156 раз, дифтерией —в 56 раз, коклюшем —в 7 с лишним^раз.Имеются успехи в снижении заболеваемости и другими болезнями/пхтране значительна сократилась как общая смертность, так и особенно детская. Резкое снйже^' ние инфекционной заболеваемости, общей и детской сортности обес^леч^ло увеличение в 2 с лишним раза средней продолжительности жизни; уже в 1965—1966 гг. она составила 70 лет.

Совместные усилия партийных и советских органов, санитарно-эпиде-миологической службы, различных министерств, ведомств и общественности привели к оздоровлению внешней среды, улучшению санитарного состояния населенных мест и планировочной структуры городов, выводу из зон жилой застройки отдельных цехов, агрегатов и промышленных предприятий. Введены и вводятся в эксплуатацию новые водопроводы.

За последние годы значительно улучшено благоустройство наших городов и сел, внутрипланироЕочное решение жилых и общественных зданий, что вместе с другими мероприятиями обеспечивает более благоприятные условия для восстановления трудоспособности, отдыха и укрепления здоровья населения. Уменьшена запыленность и загазованность воздуха во многих городах.

Введение в стране системы государственного санитарного надзора позволяет обеспечивать действенный контроль за предупреждением загрязнения внешней среды, за условиями труда, обучения, быта и питания населения. Достаточно указать, что под контролем санитарно-эпидемиологической службы страны ежегодно находятся строительство и реконструкция более 3000 городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов, нескольких тысяч совхозов и РТС, десятков тысяч промышленных предприятий, жилых домов, школ, общественных зданий, предприятий пищевой

Г

3

промышленности и общественного питания, водопроводов и канализаций, нескольких тысяч газо-,золо-, пылеулавливающих и рекуперационных сооружений по очистке промышленных выбросов в атмосферу и большое ^количество других объектов.

В Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) отмечено повышение уровня государственного санитарного надзора, осуществляемого органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Это связано с улучшением подготовки кадров для ее учреждений. В последние годы заметно окрепла материальная база санитарного надзора. Несколько сот санэпидстанций получили новые помещения. На санэпидстанциях созданы новые структурные подразделения, внедрены новые методы исследования и экспериментальное изучение физических, химических и биологических факторов внешней среды и рабочих помещений. Учреждения службы располагают значительным количеством различного вида автотранспорта, включая передвижные лаборатории; многие из них оснащены новейшим лабораторным оборудованием. Постоянно совершенствуются формы и методы работы учреждений. Все это позволило увеличить объем и улучшить качество не тслько предупредительного, но и текущего санитарного надзора.

Улучшение качества санитарного надзора связано и с тем, что за последние годы расширено санитарное законодательство. Только в распоряжении промышленно-сан.итарных врачей имеется свыше 120 санитарно-законодательных актов. Установлены нормативы содержания более 500 вредных веществ в рабочей зоне промышленных предприятий. Нормированы многие физические факторы. В настоящее время все отрасли санитарного надзора располагают значительным числом санитарно-законодательных актов. В этом большая заслуга наших гигиенистов, работающих в тесном содружестве со специалистами санитарно-эпидемиологических учреждений.

Наличие научно обоснованных гигиенических норм, санитарно-гигие-нических и санитарно-противоэпидемических правил позволяет осуществлять широкий лабораторный контроль за состоянием воздушной среды в производствах и в жилых районах населенных мест, за качеством питьевой воды и воды водоемов, пищевых продуктов, а также определять эффективность вентиляционных установок, уровни освещенности, громкости шума, вибрации, напряженности лучистой энергии, радиоактивного облучения и др. Ежегодно в стране проводится несколько миллионов лабораторных исследований.

Постоянное совершенствование и укрепление санитарно-эпидемио-логической службы обусловлены тем, что обеспечению санитарно-эпидеми-ческого благополучия населения неуклонное внимание уделяют Коммунистическая партия и Советское правительство. Забота о благе народа лежит в основе всех их мероприятий. Об этом свидетельствуют издаваемые законы и другие правовые акты, а также проведенные, проводимые и намеченные к осуществлению мероприятия, достигнутые успехи в деле охраны здоровья населения.

Непосредственным выражением заботы о нуждах народа являются Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» (1960), Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» (1963), Постановление Верховного Совета СССР «О состоянии медицинской помощи населению и мерах по улучшению здравоохранения в СССР» (1968), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968). Новым проявлением повседневного внимания Советского государства к здоровью советского народа как самому главному общественному богатству служит принятие Верховным Советом СССР Закона «Об утверждении Основ законо-

дательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». Этот закон принят 19/XII 1969 г. на седьмой сессии Верховного Совета СССР. В статье 1 Закона указано, что «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик» вводятся в действие с 1/VII 1970 г.

Необходимос-fь подготовки и утверждения законопроекта о здравоохра" нении была вызвана тем, что действовавшее законодательство в этой области не было кодифицировано. Наличие многочисленных правовых актов, принятых в разное время, создавало трудности в практическом их применении. В то же время законодательство, относящееся к здравоохранению, призвано способствовать проведению в жизнь решений Коммунистической партии, направленных на дальнейшее улучшение охраны здоровья народа. Опубликование законопроекта в печати вызвало широкий отклик всего советского народа. Законопроект обсуждался на собраниях коллективов трудящихся промышленных предприятий, колхозов, совхозов, в учреждениях, научной и медицинской общественностью, на страницах центральной и местной печати. Население страны восприняло законопроект с чувством глубокого удовлетворения и одобрило его. Иного решения не могло быть, так как все содержание «Основ законодательства» подтверждает записанное в его преамбуле: «Охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства...»

Задачи советского законодательства о здравоохранении изложены в статье 1 первого раздела «Основ», где указано: «Законодательство Союза ССР и союзных республик о здравоохранении регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения...» В статье подчеркивается, что регулирование этих отношений необходимо «...в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, здоровья, высокого уровня трудсспособности и долголетней активной жизни граждан; предупреждения и снижения заболеваемости, дальнейшего сокращения инвалидности и снижения смертности; устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан».

Законодательством закреплено важнейшее положение, характерное только для социалистического общества, а именно: охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов и общественных организаций (ст. 3). Одновременно установлено, что долгом гражданина является бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества. В статье 5 изложены основы организации здравоохранения в СССР; при этом отмечено, что охрана здоровья населения в СССР осуществляется путем проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий.

В I разделе .законодательства четко отражены основные положения о компетенции Союза ССР (ст. 6) и союзных республик (ст. 7), о руководстве здравоохранением (ст. 8) и ряд других положений, регулирующих сферу деятельности в этой области Союза ССР и союзных республик. «Основы» закрепляют такие важные вопросы, как порядок занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, профессиональные права, обязанности, льготы и ответственность медицинских и фармацевтических работников, а также вопрос подготовки и повышения квалификации медицинских кадров (раздел II, ст. 12—17).

В специальных разделах «Основ» отражены вопросы лечебно-профилактической помощи населению (раздел IV, ст. 32—37), охраны материнства и детства (раздел V, ст. 38—43), санаторно-курортного лечения, а также организации отдыха, туризма и физической культуры (раздел VI, ст. 44—49), медицинской экспертизы (раздел VII, ст. 50—51), лекарственной и протезной помощи (раздел VIII, ст. 52—54). Раздел IX «Основ» посвящен международным договорам и соглашениям.

Характерно, что практически во всех разделах, помимо специальных медицинских вопросов, рассмотрены сзд )ровительные и профилактические мероприятия. Например, в разделе IV «Лечебно-профилактическая помощь

населению» (ст. 32) записано: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности». В разделе V «Охрана материнства и детства» отражены вопросы гигиены детей и подростков.

Оздоровительные и профилактические мероприятия широко изложены в разделе III «Основ», посвященном обеспечению санитарно-эпидемическо-го благополучия населения. Этот раздел самый большой в «Основах» (ст. 18— 31). В нем регламентируются обязанности государственных органов, кооперативных и общественных организаций в области охраны внешней среды, оздоровления условий труда и быта населения (ст. 18), регламентируются полномочия органов санитарного надзора (ст. 19).

Известно, что длительное время продолжались дискуссии о названии службы, осуществляющей государственный санитарный надзор. Одни высказывались за название «государственная санитарная инспекция», а другие — за название «санитарно-эпидемиологическая служба». Принятие «Основ» положило конец этим дискуссиям. В статье 19 четко указано, что «государственный санитарный надзор за проведением санитарно-проти-воэпидемических мероприятий, соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик». Подчеркнуто, что «полномочия органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор, определяются законодательством Союза ССР». . <

Наша страна —это большая стройка. Достаточно отметить, что органами санитарного надзора только за последние 10 лет было выдано более 1 млн. 273 тыс. заключений на отвод участков под различное строительство, рассмотрено значительное количество проектов строительства, расширения и реконструкции объектов. Строительство в стране не прекращается. Поэтому важно, что в «Основах» нашли отражение санитарные требования, едъявляемые к планировке и застройке населенных пунктов (ст. 20). Вместе с тем указано на необходимость получения обязательного заключения органов санитарно-эпидемиологической службы при предоставлении земельных участков под строительство, утверждении норм проектирования, проектов планировки и застройки населенных пунктов, вводе в эксплуатацию жилых домов, зданий культурно-бытового аазнанед и я, щюмышлен-

ятил и сооружений.(Согласно статье 20, порядок согласования с^органами санитарно-эпидемиологической службы проектов ! \ строительства и реконструкции предприятий, зданий и сооружений опре-еляется законодательством Союза ССР.

"Для обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения требуется осуществление мер по очистке и обезвреживанию как промышленных, так и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов (ст. 21). Запрещается ввод новых и реконструированных предприятий, цехов, участков, установок и иных объектов, не обеспечивающих эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных выбросов, отходов и отбросов. Реализация указанных требований будет способствовать защите воздушного бассейна, водных бассейнов и почвы от загрязнения.

Обеспечение санитарных требований к заселению жилых помещений (ст. 22), соблюдение санитарных правил содержания производственных помещений, жилых и иных зданий и территорий (ст. 23), санитарных тре-

бований к хозяйственно-питьевому водоснабжению (ст. 25), а также предупреждение и устранение шума (ст. 24) позволят создать здоровые условия труда и быта трудящихся. Этому будет способствовать обязательное согласование с органами здравоохранения всех стандартов и технических условий на новые виды сырья, продукты питания, промышленные изделия, новые строительные материалы, тару и упаковочные материалы, полимерные и синтетические материалы и изделия из них (ст. 26).

В целях охраны здоровья населения «Основами» регламентируются производство, хранение и транспортировка продуктов питания, технологического оборудования для изготовления и последующей кулинарной обработки продуктов, производство тары, упаковочных материалов и посуды для продуктов питания, а также реализация продуктов питания, применение различных химических веществ (ст. 27), производство, применение, хранение и транспортировка радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ (ст. 28). Все это допускается только с разрешения и под контролем органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил. Таким образом, в «Основах» подчеркивается, какая большая роль отводится органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы в охране здоровья советских людей, а также значение, которое приобретают гигиенические исследования в области нормирования факторов внешней среды.

В целях охраны здоровья населения «Основами» подтверждается необходимость обязательных медицинских осмотров лиц, занятых в различных производствах (ст. 29). Обязательность своевременного проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также обязанности Министерства здравоохранения СССР и учреждений здравоохранения в этом отношении определены'в статье 30.

Практика здравоохранения показывает, что успехи в охране здоровья населения возрастают, когда обеспечивается пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди различных возрастных и профессиональных групп населения. Поэтому важной является статья 31 «Основ» под названием «Санитарное просвещение населения». В статье подчеркнуто, что распространяться среди населения должны только научно обоснованные медицинские и гигиенические знания: «Органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и других общественных организаций призваны обеспечивать пропаганду научных медицинских и гигиенических знаний среди населения».

Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы в стране связано с ростом всех отраслей народного хозяйства, особенно химической промышленности, расширением энергетической базы, усилением промышленного, жилищного и других видов строительства, внедрением в производство новых технологических процессов, оборудования и инструментария, а также широким применением продуктов химии в промышленности, строительстве, сельском, лесном хозяйстве и в быту. Все это определяет деятельность службы, ее структуру, формы и методы работы, требует обеспечить на высоком уровне широкий государственный санитарный надзор и дальнейшее творческое развитие гигиенической науки во всех ее разделах.

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) к числу первоочередных задач в области охраны здоровья населения отнесены проведение профилактических и оздоровительных мер, направленных на снижение общей и инфекционной заболеваемости, оздоровление внешней среды, улучшение условий труда и быта, повышение санитарной культуры населения и совершенствование работы санитарно-эпидемиологических учреждений. Пути реализации этих задач изложены в основных установках к составлению плана развития здравоох-

ранения на 1971—1975 гг., разработанных Министерством здравоохранения СССР (1968).

Введение в действие принятых Верховным Советом СССР «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» будет способствовать успешному выполнению задач, стоящих перед органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Поступила 16/П 1970 г.

УДК 613/614:92 «Ленив»

Ф

В. И. ЛЕНИН И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

СОВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Член-корр. АМН СССР профессор И. Я. Беляев

Горьковский медицинский институт

Организатор и руководитель первого в мире государства рабочих и крестьян В. И. Ленин стоял у колыбели советского здравоохранения. Теоретические взгляды Владимира Ильича, его практическая деятельность на посту председателя Совнаркома помогли создать основы здравоохранения нашей страны. Отличительной чертой советского здравоохранения является его профилактическая направленность. Правда, история свидетельствует о том, что стремление предупреждать болезни уходит к истокам народной медицины. Большой вклад в развитие идей профилактики внесла отечественная медицина. Д. С. Самойлович и С. Г. Зыбелин, М. Я. Мудров и Н. И. Пирогов, В. А. Манассейн и С. П. Боткин, А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман и другие выдающиеся ученые и практические деятели России пытались решать задачи предупреждения болезней.

Часто в их трудах подчеркивалась мысль о зависимости здоровья от состояния внешней среды. Однако «следует признать, что они, говоря о воздействии внешней среды на человека, полностью не раскрывали самого понятия внешней среды... не раскрывали самого главного и существенного, определяющего эту среду фактора—способа общественного производства1». Эта задача была решена В. И. Лениным и его соратниками врачами-боль-шевиками, развивавшими теорию и практику медицины на основе ленинских идей. Поэтому можно говорить о ленинском этапе в развитии профилактического направления в медицине.

Совершив Октябрьский переворот, пролетариат России, ведомый партией Ленина, заложил основы строительства новой жизни, свободной от лишений и болезней, создал условия для творческого созидательного труда, для гармонического развития всех способностей человека. Лишь такое коренное преобразование общества могло открыть путь для подлинной профилактики.

Буржуазные социал-гигиенисты далеки от понимания неизбежности этого пути. Пытаясь определить причины широкого распространения в капиталистических странах «болезней, цивилизации», к которым они относят сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования и нервно-психические расстройства, большинство социал-гигиенистов Запада правильно полагают, что виной этому служит неблагоприятный образ жизни. Однако в трактовке понятия образ жизни «забываются» такие

свойственные лишь буржуазному строю факторы, как социальное неравенство людей, неуверенность в завтрашнем дне, военный психоз, огромное

1 М. И. Барсуков. Советское здравоохранение, 1962, № 3, с. 7—8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.