Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛОННОСТИ / ТАЛАНТ / ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жантасова Ольга Николаевна, Третьяк Вера Константиновна, Шадрина Надежда Михайловна, Билоус Оксана Нурулловна

Статья рассматривает теоретические основы, практические приемы, методы рационализации работы, опыт практической работы в условиях общеобразовательной школы с учащимися в направлении выявления и сопровождения академической одаренности, накопленные методические приемы в условиях организации работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жантасова Ольга Николаевна, Третьяк Вера Константиновна, Шадрина Надежда Михайловна, Билоус Оксана Нурулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 159.99

Научная статья

ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Жантасова О.Н.

КГУ «Рузаевская средняя школа» КГУ «Отдел образования района имени Габита Мусрепова» КГУ «Управление образования акимата Северо - Казахстанской области»

(с. Рузаевка, Республика Казахстан)

Третьяк В.К.

КГУ «Денисовская общеобразовательная школа № 1 отдела образования Денисовского района» УО акимата Костанайской области

(с. Антоновка, Республика Казахстан)

Шадрина Н.М.

КГУ «Денисовская общеобразовательная школа № 1 отдела образования Денисовского района» УО акимата Костанайской области

(с.Некрасовка, Республика Казахстан)

Билоус О.Н.

КГУ «Общеобразовательная школа с. Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому

району управления образования Акмолинской области» (с. Жанаесиль, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья рассматривает теоретические основы, практические приемы, методы рационализации работы, опыт практической работы в условиях общеобразовательной школы с учащимися в направлении выявления и сопровождения академической одаренности, накопленные методические приемы в условиях организации работы.

Ключевые слова: склонности, талант, детская одаренность, психологическое выявление и сопровождение одаренности.

Для цитирования:

Жантасова, О.Н. Основы выявления педагогического и психологического сопровождения академически одаренных и талантливых детей в условиях общеобразовательной школы / О.Н. Жантасова, В.К. Третьяк, Н.М. Шадрина, О.Н. Билоус // Наука и реальность. - 2022. - № 3 (11). - С. 23-27.

Детская одаренность - это комплексная категория, объединяющая объекты разных научных дисциплин. Основными и наиболее важными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, так же, как никогда ранее, актуальны проблемы профессиональной подготовки специалистов - учителей - предметников, психологов, администрации для работы с одаренными детьми, личной готовности к работе с заявленной категорией учащихся. Специалистам психологической службы образовательного учреждения отводится существенная роль в вышеуказанной деятельности. Взаимодействуя

с каждым специалистом общеобразовательной школы и со всем педагогическим коллективом, специалист - психолог призван обеспечить необходимые условия для личностного развития, оказания своевременной психологической помощи одаренным учащимся в профессиональном и личностном самоопределении, укрепления и охраны психического здоровья детей, адаптации к жизни в обществе. Учителя - предметники - это те специалисты, которые выявляют одаренных детей на ранних стадиях обучения в школе, а также осуществляют педагогическую поддержку на протяжении всего обучения.

Основной целью педагогического и психологического сопровождения одаренности является содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, всемерном самоопределении, поддержании и сохранении психологического и физического здоровья.

Исходя из заявленной цели, солидарно специалистами общеобразовательной школы прорабатываются следующие задачи:

1) определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута развития, обучения (с привлечением и совместно с другими специалистами учреждения образования, с педагогами);

2) содействие формированию позитивной Я-концепции. Одной из задач психологов системы образования является организация профилактики и преодоления обучающимися школьной, а в дальнейшем и социальной дезадаптации [1, с. 3];

3) формирование навыков саморегуляции, развитие эмоциональной устойчивости и применения навыков эффективных приемов преодоления стресса (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах). Основы психологического здоровья личности закладываются с раннего детства в условиях семьи и школы. Не менее актуальна указанная проблема в период вхождения ребенка в социум, взросления. [2, с. 136];

4) сопровождение профессионального роста и содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Обозначив весьма актуальные и масштабные к реализации задачи, педагогический коллектив, специалисты, взаимодействующие с талантливыми учащимися, должны неукоснительно придерживаться ряда нижеследующих принципов в организации работы с одаренными учащимися.

Первое: характер оценки одаренности учащегося должен быть комплексным и рассматриваться с разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации о ребенке и охватывать более широкий спектр его способностей.

Второе: оценивание одаренности ребенка как талантливого не должно стать самоцелью педагога, а призвано служить стимулом дальнейшего развития и продвижения успехов воспитанников. Необходимо связывать выявление одаренных детей исключительно с рабочими задачами оказания психологической помощи и педагогической поддержки, что является наиболее экологичным и гуманным принципом.

Третье: длительность идентификации обязательна и предполагает развернутое наблюдение за поведением талантливого, одаренного ребенка в разных ситуациях, в течение нескольких лет, в ситуации учебных занятий, в ситуации быта, коммуникации и т.п.

Четвертое: непременно организовать и проводить анализ деятельности учащегося в видах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам.

Пятое: своевременная коррекционно - развивающая работа с типичными для талантливых детей психологическими запросами (комплексы, «звездность», неполноценности) через плановые тренинговые занятия.

Шестое: применение в практике деятельности на выявление склонностей и одаренности экологически валидных методов психодиагностики, с оценкой реального поведения воспитанника в конкретной ситуации (экспертные оценки, анализ, наблюдение, беседы, измерения выраженности и структуры креативности, выраженности и структуры интересов познавательной деятельности и общих способностей или невербального интеллекта, измерение выраженности и структуры обучаемости и структуры обученности, социометрические исследования, характерологические опросники, оценка

коммуникативных навыков.

Особо необходимо отметить документирование проводимых работ с одаренными учащимися, а именно создание индивидуальных карт школьника, создание и включение талантливых воспитанников в информационную базу общеобразовательной школы, района, области, с внесением данных выявленных одаренных детей, аналитические отчеты по результатам диагностических исследований и непременный регулярный мониторинг данных.

Помимо специальных мероприятий, целесообразно использовать так же методы выявления через наблюдение, анкетирования, беседы с учащимися (не секрет, что сегодня дети приходят в школу с «набором психокомплексов», синдромом гиперактивности, негативными особенностями физического и психологического здоровья. Все это создает клубок противоречий и сложностей, как у специалистов, работающих с детьми, так и у родителей [3, с. 3]), учителями, работающими с талантливым ребенком.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые необходимы педагогам в решении следующих задач: организовать эффективный процесс обучения школьников; построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах; осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий. Просветительская работа с педагогами организуется таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания, избегая формальных лекций и семинаров, заимствованных в том числе. Организация живого общения, или интерактивного диалога в социальных сетях, на сайте, помогают специалисту собрать

наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы [4, с. 23]. Взаимодействие с родителями, систематическое отслеживание в процессе образовательной деятельности воспитанников результатов олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференции на местном уровне в частности, как один из достоверных показателей учебной активности и выражения склонностей ребенка.

Особо необходимо отметить повсеместное сотрудничество учителя - предметника, работающего с одаренным учащимся, с психологической службой школы, умело организованное через консультирование и реализацию психологических программ по развитию одаренных учащихся, следственно и идентификацию интеллектуально одаренных детей, психологическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными учащимися посредством информационно-образовательной работы, психологическое сопровождение одаренных учащихся способствует формированию у воспитанников качеств, которые для личностной самореализаци необходимо развивать в комплексе: уверенность в себе, творческое мышление, адекватная самооценка, инициативность, умение сотрудничать, работоспособность, мотивацию достижения.

Системность работы, анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение реальных перспектив - три столпа организации эффективного педагогического и психологического сопровождения одаренных учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Библиографический список

1. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: практическое пособие / Т. Н. Гущина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2008. - 117 с.

2. Билоус О.Н., Байжуманова А.А., «Родительская школа» в организации просвещения родителей в условиях обновленного содержания образования: сборник статей межд. научно - практической конференции «Актуальные проблемы общества, образования, науки и технологий: состояние и перспективы развития» - Актобе - 2022. - 216 с.

3. Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. Ростов н/Д. : Феникс, 2009. 283 с.

4. Билоус О.Н. Информационно - просветительская деятельность психологической службы общеобразовательной школы - ресурс организации просвещения в вопросах внедрения инклюзивного образования// Наука и реальность. -2021. - № 2(6). 1. -С. 23-26.

Жантасова Ольга Николаевна, педагог - психолог, КГУ «Рузаевская средняя школа» КГУ «Отдел образования района имени Габита Мусрепова» КГУ «Управление образования акимата Северо - Казахстанской области» (с. Рузаевка, Республика Казахстан).

: ola_alo@mail.ru

Третьяк Вера Константиновна, учитель математики, КГУ «Денисовская общеобразовательная школа № 1 отдела образования Денисовского района» УО акимата Костанайской области (с. Антоновка, Республика Казахстан).

: veratretyak72@mail.ru

Шадрина Надежда Михайловна, учитель математики, КГУ «Денисовская общеобразовательная школа № 1 отдела образования Денисовского района» УО акимата Костанайской области (с.Некрасовка, Республика Казахстан).

: kolmakova85@mail.ru

Билоус Оксана Нурулловна, магистр педагогики и психологии, педагог - психолог, КГУ «Общеобразовательная школа с. Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области» (с. Жанаесиль, Республика Казахстан).

: pgyurza@mail.ru

Дата поступления: 31.08.2022

© Жантасова О.Н., Третьяк В.К., Шадрина Н.М., Билоус О.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.