Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРАКТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Ирина Павловна, Полторак Мария Сергеевна, Билоус Оксана Нурулловна

Статья рассматривает теоретические основы, практические приемы, методы организации работы психологической службы общеобразовательного учреждения, опыт практической работы педагога - психолога сельской школы с учащимися в направлении сопровождения социализации, накопленные методические приемы в условиях организации работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Ирина Павловна, Полторак Мария Сергеевна, Билоус Оксана Нурулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 159.99

Научная статья

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Колесникова И.П.

КГУ «Денисовская общеобразовательная школа № 1 отдела образования Денисовского

района» Управления образования акимата Костанайской области

(с. Денисовка, Республика Казахстан)

Полторак М.С. КГУ «Долматовская основная школа» (Кызылжарский район, с. Долматово, Республика Казахстан)

Билоус ОН.

КГУ «Общеобразовательная школа с. Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому

району управления образования Акмолинской области» (с. Жанаесиль, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья рассматривает теоретические основы, практические приемы, методы организации работы психологической службы общеобразовательного учреждения, опыт практической работы педагога -психолога сельской школы с учащимися в направлении сопровождения социализации, накопленные методические приемы в условиях организации работы.

Ключевые слова: социализация, конкурентоспособность, самореализация личности, психологическое сопровождение в практике.

Для цитирования:

Колесникова, И.П. Формирование конкурентоспособности учащихся в образовательном пространстве / И.П. Колесникова, М.С. Полторак, О.Н. Билоус // Наука и реальность. - 2022. - № 3 (11). - С. 18-22.

Стремительные преобразования современного мира, возрастание темпов экономического и научно-технологического развития по-новому ставят вопросы социальных отношений, определяют, в том числе, социальный заказ в частности, на деятельность системы образования и образовательной организации, обеспечивающей подготовку выпускников, формирование личности, способной успешно действовать, принимать ответственные решения, нести ответственность за себя и общество в целом.

Образовательная среда - важнейший социальный институт, являющийся основным в жизни растущего ребенка, посредством которого можно и необходимо организовывать, и осуществлять управляемую социализацию молодых людей, готовить к решению стратегических задач социально-экономического развития, тем самым формировать навыки конкурентоспособности. Образование, как значимый механизм культуры является веду -щим источником формирования у подрастающего поколения уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности в разрешении

личностно значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности, а также способствует развитию базовой культуры личности, через успешную социализацию на самых ранних стадиях формирования личности гражданина общества [1, с. 90].

Социализация личности - это совокупность образцов и норм поведения, материальных и духовных ценностей, знаний, значимых и реализуемых в практической деятельности. Таким образом, четко обозначается взаимосвязь успешной социализации и конкурентоспособности, как основных социальных потребностей учащегося, воспитанника, выпускника. В современной науке специфику социальных потребностей человека рассматривают А.Т. Заславская, И.С. Кон, А.К. Уледов. В рамках концепции жизненных стратегий личности исследуют Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. Проблемам социализации и адаптации посвящены исследования О.И. Волжиной, И.Ф.Дементьевой, P.M. Рахимовой. Психология рассматривает самореализацию, как объективную нужду организма в определенных условиях внешней среды, обеспечивающих его жизнь и развитие (B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн). Вместе с тем, тенденции культурного развития современности несут в себе такие позитивные изменения, как создание благоприятных условий для расширенного диалога культур, формирования толерантности, роста информационных и образовательных ресурсов [2, с. 73]. Таким образом, возникла необходимость в психологическом образовании подрастающих поколений в образовательном пространстве.

Под образованием предполагаются механизмы и результат усвоения обучающимися знаний, выработки умений и навыков, воспитания чувств разумного социального поведения, успешности личности и конкурентоспособности. Механизмы формирования конкурентоспособной личности - это привитие социально значимых ценностей, получение знаний, норм и образцов поведения, понимания разумного сочетания материального и ду -ховного, что соответствует менталитету через целенаправленный, систематический педагогический процесс. Основы формирования культуры личности, как одного из аспектов социальной культуры человека является отражением перехода к личностно ориентированному образованию, которое обеспечивает единство и связь социокультурного пространства и развивающейся личности. Конкурентоспособность в образовательном пространстве - это основы представлений о взаимосвязях явлений социальной жизни, опыта и нравственно-ценностной мотивации деятельности, позволяющих личности самоопределиться и самореализоваться, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогнозируемые социальные условия с учётом морально-нравственных установок общества. Образование сегодня отождествляется в качестве одного из первостепенных механизмов в решении многочисленных проблем, в том числе и глобального характера. Современная система образования несет определенную ответственность перед обществом и государством. Изменить усвоенные человеком в юности нормы весьма трудно, личность развивается и формируется в деятельности.

В практической деятельности педагога - психолога школы имеются достаточно действенные инструменты педагогического воздействия и психологического

сопровождения социализации и формирования конкурентоспособности личности воспитанников. Одним из положительно зарекомендовавших себя в практике является направление информационно - просветительской деятельности. Актуальные и разнообразные формы психологического просвещения: авторские статьи и методические пособия, лекции, беседы, семинары, стендовая печать, выставки, подборка литературы, распространение памяток и рекомендаций, организация информационной площадки посредством групп социальных сетей, активных форм сетевого взаимодействия, специальную организацию свободного времени в течение и вне регламента учебных занятий, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование в образовательном учреждении, онлайн конференции, ставшие реалиями в рабочих буднях специалистов - психологов, личные страницы в социальных сетях информационного характера, содержащие необходимый минимум актуального контента для каждой возрастной группы воспитанников. Следует отметить, что правильно организованная информационно - просветительская работа психологической службы так же вносит существенный вклад в повышение эффективности образовательного процесса.

Взаимодействию психолога со всеми участниками учебно - воспитательного процесса также уделяется важное место в системе указанного направления работы. Психолог, как специалист, в образовательных учреждениях Республики Казахстан осуществляет профессиональную деятельность достаточно продолжительное время. И именно направление информационно - просветительской деятельности восполняет дефицит психологических знаний, являясь по - сути приемом психологического ликбеза, общедоступным, в идеале понятным, рационально организованным в соответствии с актуальностью запроса образовательного пространства. Так же справедливо указать, что на данном этапе в результате деятельности МОН, управления образования, администрации школ и самих специалистов - психологов сформирован желаемый образ психолога, имеющий эмоциональный статус и авторитет. Вышеуказанное, кроме того, формирует адекватный запрос на деятельность, просвещая, в каких случаях и при каких условиях необходимо обращение к психологу или психологическую службу образовательного учреждения, в дальнейшем обозначающий координаты и формирующий на их основе

и 1 и 1 и

продуктивное взаимодействие, а так же формирующий фонд знаний, умений и навыков в области психологических знаний всех участников учебно - воспитательного процесса, а так же естественно профилактирует асоциальные явления в поведении детей и подростков, тем самым повышая шансы полноценного вхождения в социум и здоровой конкурентоспособности.

Немаловажным этапом в рассматриваемой деятельности является отлаженное взаимодействие психологической службы с педагогическим коллективом образовательного учреждения, через реализацию мероприятий направления информационно -просветительской деятельности. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, для получения необходимых психолого-педагогических знаний и

навыков, которые необходимы педагогам в решении следующих задач: организовать эффективный процесс обучения школьников; построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах; осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий. Просветительская работа с педагогами организуется психологом таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания, избегая формальных лекций и семинаров, заимствованных в том числе. Организация живого общения, или интерактивного диалога в социальных сетях, на сайте, помогают психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы [3, с. 23].

Все этапы работы психологической службы между собой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, и оптимальная реализация их в целостном рабочем процессе способствует достижению результата - повышение конкурентоспособности выпускника, позволяющей ему наиболее полно самореализоваться в жизни.

Библиографический список

1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

2. Галкина Т.И., Н.В. Сухенко. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча / Галкина Т. И., Сухенко Н. В. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 (Ростов н/Д: Книга). - 318 с.

3. Билоус О.Н. Информационно - просветительская деятельность психологической службы общеобразовательной школы - ресурс организации просвещения в вопросах внедрения инклюзивного образования// Наука и реальность. -2021. - № 2(6). 1. -С. 23-26.

Колесникова Ирина Павловна, педагог-психолог, КГУ «Денисовская общеобразовательная школа № 1 отдела образования Денисовского района» Управления образования акимата Костанайской области (с. Денисовка, Республика Казахстан).

: arpine.k@mail.ru

Полторак Мария Сергеевна, педагог-психолог, Северо-Казахстанская область Кызылжарский район село Долматово КГУ «Долматовская основная школа» (с. Долматово, Республика Казахстан).

: Poltorakm@list.ru

Билоус Оксана Нурулловна, магистр педагогики и психологии, педагог-психолог, КГУ «Общеобразовательная школа с. Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области» (с. Жанаесиль, Республика Казахстан).

: pgyurza@mail.ru

Дата поступления: 31.08.2022

© Колесникова И.П., Полторак М.С., Билоус О.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.