Научная статья на тему '"формирование успешности ребенка - целевая функция дополнительного образования" - межрегиональная научно-практическая конференция в Костромском госуниверситете'

"формирование успешности ребенка - целевая функция дополнительного образования" - межрегиональная научно-практическая конференция в Костромском госуниверситете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ / UPBRINGING / ADDITIONAL EDUCATION / NETWORK PARTNERSHIP / PERSONALISED FINANCING / TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Румянцев Юрий Викторович, Тихомирова Елена Викторовна, Сомкина Мария Александровна

Статья посвящена проведенной 21 мая 2019 года на базе Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кост ромской государственный университет» межрегиональной научно-практической конференции «Формирование успешности ребенка целевая функция дополнительного образования». Конференция была посвящена осмыслению значения исторического наследия Костромской школы социального воспитания, демонстрации передовых, инновационных практик и современного опыта по формированию успешности ребенка, обсуждению рычагов изменений качества и конкурентоспособности дополнительного образования. Участники конференции выразили уверенность, что совместная работа науки и практики, органов образования, молодежной политики, общественных организаций будет способствовать обновлению содержания воспитания, внедрению инновационных моделей, обеспечивающих доступность и качество дополнительного образования, ведущего ребенка к успеху. При этом важными условиями развития современного дополнительного образования являются формирование системы совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров данной сферы, сетевое взаимодействие и социальное партнерство, внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования и сохранение традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Румянцев Юрий Викторович, Тихомирова Елена Викторовна, Сомкина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interregional scientific and practical conference "Child Success Formation as the Target Function of Additional Education" at Kostroma State University

The article is devoted to the interregional scientific-practical conference "Child Success Formation as the Target Function of Additional Education" held on May 21, 2019 at Pedagogy and Psychology Institute of Kostroma State University. The conferencewas devoted to understanding the significance of the historical heritage of Kostroma school of social upbringing, demonstrating advanced, innovative practices and modern experience in building a child’s success, discussing the levers of changes in the quality and competitiveness of additional education. The conference participants expressed confidence that the joint work of science and practice, authorities of education and youth policy, public organisations will contribute to updating the content of upbringing, the introduction of innovative models that ensure the accessibility and quality of additional education, leading the child to success. At the same time, important conditions for the development of modern additional education are the formation of a system for improving the professional skills of pedagogues and managers in this area, networking and social partnership, the introduction of personalised funding for additional education and the preservation of traditions.

Текст научной работы на тему «"формирование успешности ребенка - целевая функция дополнительного образования" - межрегиональная научно-практическая конференция в Костромском госуниверситете»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-226-228 УДК 371.4

Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, доцент

Румянцев Юрий Викторович

кандидат педагогических наук, доцент

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук, доцент

Сомкина Мария Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет a_samohvalova@ksu.edu.ru, rum_kpn@mail.ru, nauka.ipp@mail.ru, mariasomkina@ksu.edu.ru

«ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА -ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» -МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В КОСТРОМСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ

Статья посвящена проведенной 21 мая 2019 года на базе Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» межрегиональной научно-практической конференции «Формирование успешности ребенка - целевая функция дополнительного образования». Конференция была посвящена осмыслению значения исторического наследия Костромской школы социального воспитания, демонстрации передовых, инновационных практик и современного опыта по формированию успешности ребенка, обсуждению рычагов изменений качества и конкурентоспособности дополнительного образования.

Участники конференции выразили уверенность, что совместная работа науки и практики, органов образования, молодежной политики, общественных организаций будет способствовать обновлению содержания воспитания, внедрению инновационных моделей, обеспечивающих доступность и качество дополнительного образования, ведущего ребенка к успеху. При этом важными условиями развития современного дополнительного образования являются формирование системы совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров данной сферы, сетевое взаимодействие и социальное партнерство, внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования и сохранение традиций.

Ключевые слова: воспитание, дополнительное образование, сетевое партнерство, персонифицированное финансирование, традиции и инновации.

21 мая 2019 года на базе Института педагогики гогического творчества и инноваций: экспери-

и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государ- мент по созданию сводных пионерских дружин,

ственный университет» прошла межрегиональная организация работы по месту жительства, работа

научно-практическая конференция «Формирование ученических производственных бригад, движе-

успешности ребенка - целевая функция дополни- ние «С аттестатом зрелости - на вторую целину»

тельного образования». Организаторами конфе- и многие другие. Глубинные изменения в воспи-

ренции стали Департамент образования и науки тательных процессах, характерных для Костром-

Костромской области, ФГБОУ ВО «Костромской го- ской области, связаны с именами талантливых

сударственный университет», ГБУ ДО Костромской педагогов С.М. Миценгендлера, Л.И. Уманского,

области «Дворец творчества», ФГБНУ «Институт А.Н. Лутошкина и др. На всю страну известна де-

изучения детства, семьи и воспитания», ФГБОУ ДО ятельность профильных лагерей актива Костром-

«Федеральный центр детско-юношеского туризма ской области «Комсорг», «Соколенок», «Кентавр»,

и краеведения», ОГБОУ ДПО «Костромской инсти- «Мир людей» и др. И сегодня педагоги региона,

тут развития образования», Костромское региональ- находясь в состоянии педагогического поиска, ре-

ное отделение Российского движения школьников, ализуют инновационные модели, обеспечивающие

Региональный модельный центр развития дополни- доступность и качество дополнительного образо-

тельного образования Костромской области. вания, ведущего ребенка к успеху.

Уникальность конференции в том, что она де- Конференция вызвала большой интерес. В ней монстрирует глубокую заинтересованность и тес- приняли участие свыше 200 человек из г. Костро-ное взаимодействие науки и практики, различных мы и Костромской области, а также из Ярослав-организаций и ведомств, управленческих структур. ской, Ивановской, Владимирской, Кировской, МоИ это тоже добрая традиция региона, формирую- сковской областей, республики САХА (Якутия), щая позитивное отношение к любым инновациям Пермского края.

и переменам. Основные направления для дискуссий на

Педагогическое сообщество Костромской об- конференции были заданы докладами на пле-

ласти имеет богатые традиции социально-педа- нарном заседании. Директор департамента об-

226

Вестник КГУ 2019

© Самохвалова А.Г., Румянцев Ю.В., Тихомирова Е.В., Сомкина М.А., 2019

«Формирование успешности ребенка - целевая функция дополнительного образования»..

разования и науки Костромской области И.Н. Морозов обозначил основные стратегические идеи, реализуемые в регионе, в докладе «Успех каждого ребенка - стратегическая задача современного дополнительного образования». Доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» В.М. Басова предложила участникам экскурс в «Социальное воспитание: история и современность». Аргументацию по проблеме «Внедрение системы персонифицированного финансирования Костромской области: за и против» представил А.А. Костин, руководитель ООО «Государство детей», кандидат юридических наук (г. Москва). По теме: ««Активность подростков в общественных объединениях» размышляла И.И. Фришман, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва). «Успешность как цель саморазвития» раскрыл в своем выступлении М.И. Рожков, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», доктор педагогических наук, профессор (г. Москва). «Подготовка компетентного педагога - ресурс формирования успешности ребенка» - стало темой сообщения Н.М. Рассадина, профессора кафедры педагогики и акмеологии личности ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», кандидата педагогических наук. Главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», доктор педагогических наук, профессор В.П. Голованов (г. Москва) выступил с докладом: «Личностно-персонифицированная парадигма современного дополнительного образования».

Во время проведения конференции осуществлялась работа демонстрационных площадок: выставка «Костромская школа социального воспитания: как вести за собой!», «Российское движение школьников - пространство социальной практики детей и подростков», «Успех каждого ребенка -стратегическая задача современного образования», «Ориентиры современного дополнительного образования», «Перспективы развития школы профессионального вожатого в КГУ», «Социокинетика детства - система научных знаний о детском общественном движении», «Школа современного лидера - формы, методы и технологии формирования социальной инициативности подростков».

С разнообразным опытом и глубокими размышлениями о современном дополнительном образовании участники конференции познакомились, участвуя в работе мастер-классов, дискуссионных и демонстрационных площадок. 53 выступления на дискуссионных площадках, мастер-классах, панельных дискуссиях вызвали неподдельный интерес у участников конференции.

Особое внимание было привлечено к опыту Костромского областного «Дворца творчества», представленного его директором С.П. Иноземцевой и педагогами Е.В. Девятириковой, Е.М. Хандуро-вой, Е.М. Шибаевой, Т. Ф. Асафовой, Е.В. Сухенко, Д.В. Фираго. Свои размышления об успешности современного ребенка подготовили обучающиеся ГБУ «Дворец творчества», а также студенты ИПП КГУ что создало условия для обеспечения единения науки и практики, преемственности опыта.

Дискуссионные столы были посвящены обсуждению уроков Костромской школы социального воспитания, анализу целевых ориентиров, педагогических технологий, образовательных результатов современного дополнительного образования, постановке приоритетных задач, осмыслению возможностей обновления содержания и технологий социально-педагогической направленности.

В ходе конференции было отмечено, что дополнительное образование, деятельность детских общественных организаций, профильных лагерей актива становится сегодня важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни. В связи с этим необходимо сохранять и развивать лучшие региональные традиции воспитания и социализации детей Костромской области, создавать условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме. Вовлечение в их реализацию образовательных организаций всех типов, в том числе средних профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики, что позволит расширить возможности детей и молодежи для самореализации и профессионального самоопределения.

Педагоги г. Костромы и Костромской области выразили и продемонстрировали в рамках проведенных мастер-классов и презентационных площадок готовность внедрять новые формы практи-ко-ориентированного образования, современные практики работы с детьми, модели интеграции и обновления программ дополнительного образования. Последние, в свою очередь, направлены на формирование профессионального и жизненного успеха подрастающего поколения, развитие социальной активности детей в образовательных организациях, в профильных авторских лагерях и сменах, в деятельности детских общественных организаций, Российского движения школьников.

Участники конференции выразили уверенность, что совместная работа науки и практики, органов образования, молодежной политики, общественных организаций будет способствовать обновлению содержания воспитания, внедрению инновационных моделей, обеспечивающих доступность и качество дополнительного образо-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3

227

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

вания, ведущего ребенка к успеху. При этом условием развития современного дополнительного образования, на их взгляд, является формирование системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров данной сферы, в том числе специалистов-практиков, студентов, аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ. Кроме того, в качестве не менее важных условий развития дополнительного образования участники конференции отметили мероприятия по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, свободный обмен информацией в региональном педагогическом сообществе, систематическое представление результатов работы на научно-практических конференциях с участием представителей деловых кругов региона, общественности, ветеранов. Исключительное значение, на их взгляд, имеет безотлагательное осуществление процесса по выравниванию доступности дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, за-

просам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями как неотъемлемого направления развития современного дополнительного образования.

Участники конференции приняли решение ходатайствовать перед Министерством науки и высшего образования о выделении бюджетных мест на подготовку педагогов дополнительного образования, перед администрацией Костромской области - о реализации системы персонифицированного финансирования, разработке гибкой системы стимулирования педагогов дополнительного образования, учитывающей их реальные достижения и достижения их воспитанников. Приняли на себя ответственность за внедрение системы сетевого взаимодействия в региональном педагогическом сообществе и развитие инновационных практик профессиональной ориентации детей, социального лидерства, формирования успешности личности в деятельности детских общественных организаций, Российского движения школьников, волонтерской деятельности, в профильных авторских лагерях и сменах.

Вестник КГУ Л 2019

228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.