Научная статья на тему 'Психология и педагогика социального воспитания: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция в Костромском государственном университете'

Психология и педагогика социального воспитания: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция в Костромском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / SOCIAL UPBRINGING / ANATOLIY LUTOSHKIN / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / А.Н. ЛУТОШКИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна, Рассадин Николай Михайлович, Румянцев Юрий Викторович

В тексте представлена информация о III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Психология и педагогика социального воспитания», посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Сообщается об основных мероприятиях конференции, докладах на пленарном заседании, работе дискуссионных площадок, круглого стола, тематике панельной дискуссии, открытых лекций, мастер-классов. Приведены положения резолюции, принятые участниками научного собрания и направленные на развитие социального воспитания в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна, Рассадин Николай Михайлович, Румянцев Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogy of social upbringing: all-Russia scientific and practical conference at Kostroma State University

The text provides information on the III All-Russia (with international participation) scientific-practical conference "Psychology and pedagogy of social upbringing", dedicated to the 85th anniversary since the birth of Anatoliy Lutoshkin. The main events of the conference, reports at the plenary session, the work of discussion platforms, a round table, the topics of panel discussions, open lectures, and master classes are reported. The provisions of the resolution adopted by the participants of the scientific meeting and aimed at the development of social upbringing in Russia are given.

Текст научной работы на тему «Психология и педагогика социального воспитания: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция в Костромском государственном университете»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-216-222 УДК 159.9:316.6 ; 37:316.6

Тихомирова Елена Викторовна

Костромской государственный университет Рассадин Николай Михайлович

Костромской государственный университет Румянцев Юрий Викторович

Костромской государственный университет

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: ВСЕРОССИЙСКАЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В КОСТРОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В тексте представлена информация о III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Психология и педагогика социального воспитания», посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутош-кина. Сообщается об основных мероприятиях конференции, докладах на пленарном заседании, работе дискуссионных площадок, круглого стола, тематике панельной дискуссии, открытых лекций, мастер-классов. Приведены положения резолюции, принятые участниками научного собрания и направленные на развитие социального воспитания в стране.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, психология, педагогика, социальное воспитание, А.Н. Лу-тошкин.

Информация об авторах: Тихомирова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия.

E-mail: kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

Рассадин Николай Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия.

E-mail: kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

Румянцев Юрий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия.

E-mail: kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

Дата поступления статьи: 06.03.2020.

Для цитирования: Тихомирова Е.В., Рассадин Н.М., Румянцев Ю.В. Психология и педагогика социального воспитания: Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция в Костромском государственном университете // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 216-222. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-216-222.

Yelena V. Tikhomirova

Kostroma State University

Nikolay M. Rassadin

Kostroma State University

Yuriy V. Rumyantsev

Kostroma State University

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SOCIAL UPBRINGING: ALL-RUSSIA SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE AT KOSTROMA STATE UNIVERSITY

The text provides information on the III All-Russia (with international participation) scientific-practical conference «Psychology and pedagogy of social upbringing», dedicated to the 85'h anniversary since the birth of Anatoliy Lutoshkin. The main events of the conference, reports at the plenary session, the work of discussion platforms, a round table, the topics of panel discussions, open lectures, and master classes are reported. The provisions of the resolution adopted by the participants of the scientific meeting and aimed at the development of social upbringing in Russia are given.

Keywords: scientific-practical conference, psychology, pedagogy, social upbringing, Anatoliy Lutoshkin.

Information about the authors: Yelena V. Tikhomirova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

Nikolay M. Rassadin, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

Yuriy V. Rumyantsev, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

Article received: March 6, 2020.

For citation: Tikhomirova Ye.V., Rassadin N.M., Rumyantsev Yu.V. Psychology and pedagogy of social upbringing: all-Russia scientific and practical conference at Kostroma State University. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 216-222 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1216-222.

216

Вестник КГУ 2020

© Тихомирова Е.В., Рассадин Н.М., Румянцев Ю.В., 2020

3-4 марта 2020 года на базе Института педагогики и психологии Костромского государственного университета состоялась III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Психология и педагогика социального воспитания», посвященная 85-летию со дня рождения ученого-психолога и педагога-практика Анатолия Николаевича Лутошкина, развитию его идей, осмыслению современных реалий, актуальных проблем и способов их решения.

Непосредственным организатором конференции выступил Костромской государственный университет при участии администрации Костромской области, департамента образования и науки Костромской области, комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Российской Федерации.

Конференция стала уникальным пространством для представления инновационных разработок, оригинальных результатов исследований, интересных практик в области социального воспитания, а также для реализации плодотворного взаимодействия и сотрудничества специалистов в сфере психологии и педагогики социального воспитания. Живой обмен мнениями ученых, практиков, представителей органов государственной власти позволил наметить пути развития института социального воспитания в российском обществе в условиях больших вызовов современности: расщепления культуры, цифровизации, индивидуализации и др. Атмосфера, которой была проникнута конференция, может быть охарактеризована, на наш взгляд, как плодотворно-деятельностная романтика.

Яркие воспоминания о жизни, творчестве и научном вкладе Анатолия Николаевича Лутошкина наполнили событийное поле конференции особым смыслом, сделали его одухотворенным и эмоционально насыщенным. 1970-е годы костромского историко-педагогического факультета и областной лагерь актива «Комсорг», бестселлер «Как вести за собой» и научная монография «Эмоциональные потенциалы коллектива», методики «Цветопись» и «Самоаттестация», традиционные «Диалоги в колизее», клуб «Ювента», фестиваль «Лето в красном галстуке», конкурсы «Замечательный вожатый» и «Товарищ песня», педотряд деревенского назначения «Альтаир» и методический центр «Товарищ», агитационно-методические походы в районы области, работа «на полную выкладку», все то, что ассоциируется с именем А. Н. Лутошки-на, на конференциии нашло отражение в дискуссионном поле пленарного и секционных заседаний, заиграло новыми красками в рамках проведенных гостями конференции мастер-классов.

В состав участников конференции вошли представители ведущих научных школ в области социального воспитания, органов государственной власти и местного самоуправления, представи-

тели Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат, практикующие педагоги и психологи, преподаватели вузов, молодые педагоги. География участников конференции была обширна. Наряду с Костромой и районами Костромской области представлены российские города и регионы: Москва и Московская область, Белгород, Брянск, Волгоград, Воронеж, Казань, Красноярск, Курск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ульяновск, Ярославль и др., а также дальнее и ближнее зарубежье: Германия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Украина.

Важными и полноправными участниками конференции стали дети - 116 учащихся педагогических классов г. Костромы и Костромской области. Специально для них в рамках конференции студентами - представителями школы профессионального вожатого КГУ при методической поддержке ее руководителей М. А. Сомкиной и А. А. Корсаковой -была организована серия коллективных творческих дел, позволяющих ребятам познакомиться с профессией вожатого и попробовать себя в этой роли.

На торжественном открытии конференции с приветственным словом выступил губернатор Костромской области С. К. Ситников, выпускник историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института имени Н. А. Некрасова. Сопричастный жизни и творчеству А.Н. Лутошкина, глава региона отметил актуальность и созвучность идей и разработок ученого изменившимся времени и укладу жизни, подчеркнул необходимость прививать взрослеющему поколению социальную ответственность и инициативность, формировать умение участвовать в общественном самоуправлении, используя при этом информационные технологии, воспитательные потенциалы сетевой коммуникации. Особое внимание губернатор заострил на воспитании гражданственности, патриотизма, необходимости сохранения памяти об истории Великой Отечественной войны.

Приветственные слова в адрес участников форума направили заместитель министра просвещения РФ В.С. Басюк и руководитель Федерального агентства по делам молодежи А.В. Бугаев. Заместитель директора департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ С. Д. Ермакова отметила, что главное, зачем приехали сюда многочисленные участники конференции, это распространение и продвижение методик и практических рекомендаций в сфере социального воспитания детей и подростков. В ее выступлении обращено внимание на необходимость развития вожатского движения в Российской Федерации, позволяющего организовать воспитание молодого поколения не поучениями, а личным примером и опытом тех, кто ведет за собой. На ее взгляд, у Костромского

госуниверситета есть тот опыт, который может лечь в основу выработки рекомендаций для субъектов РФ с целью вывести воспитательную работу на высокий уровень.

Участников конференции поприветствовали также представители ректората принимающего университета, департамента образования и науки Костромской области, отметившие несомненную практическую значимость научного собрания.

На пленарном заседании, состоявшемся в первый день конференции, были представлены 6 содержательных докладов, которые обозначили дискуссионное поле конференции и послужили опорными точками дальнейших секционных заседаний.

Осмыслению педагогического наследия А.Н. Лутошкина были посвящены доклады кандидата психологических наук, профессора Костромского государственного университета А.Г. Кирпичника и доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания РАО М.И. Рожко-ва (Москва).

А.Г. Кирпичник в докладе «Личностное измерение потенциалов социального воспитания в научном творчестве и практике А.Н. Лутошкина» отметил немемориальный характер конференции, обозначив, что Лутошкин, его научное наследие и известная практика - отправные точки для размышлений и поисков. Докладчик обратил внимание участников конференции на сущность научных, учебно-методических работ и практики А.Н. Лутошкина, заключающуюся в создании условий для развития и самореализации воспитанников. Одним из примеров этого является определение потенциалов для реализации интересов и способностей личности развивающейся группы как коллектива. В связи с этим, подчеркнул А.Г. Кирпичник, фактический отказ от управляемого коллективообразования в массовой воспитательной практике последних десятилетий - явно не на пользу эффективности воспитания той самой личности, индивидуальности, о развитии которой мы так беспокоимся. Отмечена в докладе и высокая значимость разработанного А.Н. Лутошкиным диагностического инструментария, раскрывающего инструментальную значимость эмоциогенных ситуаций для личности. Общая оценка научной, педагогической и сугубо практической деятельности А.Н. Лутошкина, по мнению докладчика, может быть определена как созидание междисциплинарной области знания и обеспечение основными ее положениями практики, несколько позже названной социальное воспитание.

Доклад М.И. Рожкова на тему «Ориентиры социального воспитания в педагогическом наследии А.Н. Лутошкина» продолжил тематику предыдущего выступления. В нем отмечено, что наиболее важными для современной практики социального

воспитания являются отраженные в творчестве А.Н. Лутошкина проблемы формирования социальной одаренности, социальной ответственности, стимулирования социальной активности и развития коллектива как пространства социального воспитания.

В докладах последующих выступающих были отражены современные тенденции и проблемы социального воспитания, наиболее остро звучащие в условиях современного социокультурного контекста.

Доктор педагогических наук, профессор Ульяновского государственного педагогического университета С. Д. Поляков описал возможные сценарии развития российского социального воспитания под условными названиями «бег на месте», «сдвиг», «максимум», «жесть», которые отражают как позитивные, так и негативные особенности организации социального воспитания. Ученый отметил, что реальный процесс развития социального воспитания будет вбирать черты различных вариантов сценирования, и то, какие особенности данного процесса станут ведущими, зависит от целой совокупности факторов: экономико-политических предпосылок; образовательной политики Министерства просвещения; образа воспитания и школы в целом в СМИ; наличия лидеров развития, готовых «держать удар». и многого другого. Но при реализации любого сценария воспитания у работников будет шанс на выбор своей позиции и способа своих действий.

Неподдельный интерес аудитории вызвали созвучные доклады заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке, профессора, ректора Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова А.И. Русакова и доктора педагогических наук, профессора Новосибирского государственного педагогического университета Т. А. Ромм.

В условиях глобальной цифровизации, охватившей все социальные институты и их субъектов, наиболее злободневными и значимыми становятся темы, позволяющие переосмыслить значение виртуального коммуникативного пространства и найти его воспитательные потенциалы. Так, А.И. Русаков охарактеризовал новый феномен «цифровое воспитание» в отечественной педагогике и обозначил задачи по созданию среды в условиях цифровой трансформации, которая будет востребована подрастающим поколением.

Т.А. Ромм, в свою очередь, отметила высокий развивающий и социализирующий ресурс социальной сети, в том числе и в виртуальном пространстве. Рассмотрев социальное воспитание в контексте сетевого подхода, она пришла к выводу, что необходимо не защищаться от цифровиза-ции, не препятствовать этому процессу, а находить пути рационального использования сетевого эффекта в процессе воспитания современных детей.

Завершал пленарное заседание доклад «Среда и свобода в педагогическом измерении» доктора педагогических наук, профессора, руководителя Центра научных инвестиций в воспитание средой Ю.С. Мануйлова (г. Нижний Новгород). «Игнорировать среду, - подчеркнул докладчик, - невозможно, именно она формирует образ жизни, опосредует развитие личности, типизирует ее. При этом для полноценного развития личности, проявления ее активности необходима свобода, динамичность, позволяющая обеспечить устремленность, интенции, импульсы».

С разнообразным опытом и глубокими размышлениями о современном социальном воспитании участники конференции познакомились, участвуя в работе демонстрационных и четырех дискуссионных площадок, в рамках которых были заслушаны 43 выступления.

На секционном заседании «Воспитательное пространство и воспитательная среда» ученые и практики обсудили разнообразные проблемы, связанные с особенностями воспитательной среды современной школы (А.А. Евстегнеева), говорили о потенциалах и тенденциях ее развития (Л.Р. Уварова), обозначив несомненную значимость событийного насыщения не только непосредственно школьной жизни, но и внеурочного, в том числе каникулярного, времени (И.И. Фришман). Участники пришли к мнению, что важным ресурсом здесь может выступать дополнительное образование с его многообразием форм организации детского досуга (Т.Ф. Асафова, Ю.С. Мануйлов). Коллеги из Луганска поделились опытом реализации воспитательного потенциала историко-краеведческой деятельности молодежи и школьников (Т.Ю. Анпилогова). Ученые и практики были едины в оценке важности средового подхода при рассмотрении процесса воспитания, а также значимости использования знаний по психологии (Н.Р. Апреликова).

В рамках тематической секции, посвященной инновационным технологиям и эффективным практикам социального воспитания, выступали преимущественно представители Костромской научной школы и практики, тем самым обозначив региональный контекст рассмотрения обозначенной проблемы. Само название секции задало дискуссионный характер площадки. Участники пытались ответить на вопросы: что такое инновация в воспитании, какова грань между традицией и инновацией, какую технологию можно считать инновационной. В ходе оживленной полемики участники секции пришли к выводу о том, что инновационной может становиться традиционная технология в процессе ее преломления через современную контекстуализацию, а также пришли к мнению о неизбежной рутинизации инновационных технологий, которая в условиях интенсивно текучей современности происходит настолько быстро, что

уловить момент инновационности становится затруднительно. В рамках секции был представлен региональный опыт работы с молодежью в рамках Российского движения школьников (Д.В. Фираго), авторских лагерей (Е.М. Хандурова), разновозрастных отрядов в системе дополнительного образования (Е.В. Девятерикова), обсудили особенности воспитания детей, требующих особых условий организации среды (О.Н. Веричева, С.В. Бойцова) и другие вопросы.

Третья секция - «Подготовка кадров для социального воспитания подрастающего поколения» -приобрела ключевое значение на конференции и вызвала наибольший интерес не только у педагогической общественности, но и у представителей органов государственной власти. В ходе обсуждения проблем подготовки кадров был представлен уникальный опыт Костромского государственного университета по внедрению проектного управления процессом модернизации педагогического образования (А.В. Воронцова), новой модели формирования готовности бакалавра к осуществлению функции социального воспитания в загородном детском оздоровительном центре, опыт системной подготовки вожатых на всех профилях 44-й группы направлений подготовки (М. А. Сомкина), опыт подготовки кадров для осуществления воспитания в условиях инклюзивного образования (С.А. Ха-зова, Т.Н. Адеева). Коллеги из других регионов, в свою очередь, поделились практиками подготовки кадров для социального воспитания детей с инвалидностью и ОВЗ (В. А. Фокин), профессиональной подготовки вожатых к реализации социально-воспитательной деятельности (С.С. Рунов, А.М. Вавилов). Все участники секции подчеркнули важность внедрения новых программ обучения на уровне магистратуры для подготовки кадров социального воспитания на качественно ином уровне.

На секции, посвященной освещению ценностных оснований и ориентиров социального воспитания, были обозначены проблемные вопросы как на уровне теоретического осмысления, в историческом ракурсе, так и на эмпирическом, внедренческом уровне. В докладах Е.М. Скрыпниковой, Е. С. Громовой, А. В. Малиновского и других участников секции нашли отражение вопросы, связанные с особенностями формирования ценностных ориентаций обучающихся в современной реальности, для которой свойственно расщепление культуры, утрата культурного ядра. Участники секции пришли к выводу о ресурсности включения детей в особую воспитательную развивающую среду детских общественных объединений, отдельных видов деятельности, сопряженных с принятием решений по улучшению социальной действительности, сопровождающихся высоким уровнем моти-вационной включенности детей в преобразование мира, в котором они живут.

В рамках конференции состоялся круглый стол по вопросам влияния цифровой среды на различные аспекты социального воспитания при участии комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Российской Федерации -модераторы профессор А.И. Русаков (Ярославль), профессор Л.В. Дудова (Москва), профессор Н.М. Рассадин (Кострома). Отмечая как негативные, так и позитивные аспекты влияния интернет-пространства на процесс социализации молодежи, участники дискуссии акцентировали внимание на необходимости более активного, целенаправленного и профессионального использования потенциала цифровых технологий и социальных сетей. Организационно-деятельностному потенциалу было посвящено выступление Л.В. Дудовой, о необходимости глубокого и постоянного социологического, социально-педагогического и психологического изучения и мониторинга цифровой среды говорил А.И. Русаков. Н.М. Рассадин вынес на обсуждение вопрос специальной подготовки к работе в социальных сетях для учителей, социальных педагогов и организаторов детских объединений. В выступлении С.Д. Полякова дан анализ причин крайне слабого распространения лучших практик работы по социальному воспитанию с помощью цифровых технологий. С опытом использования сетевого пространства в профориентационной, организационно-методической и педагогической практике выступили С. А. Фоминых, О.В. Щеко-чихин, П.А. Смирнов, Н.А. Степанова и другие. По окончании круглого стола принято решение, включенное в итоговый документ конференции.

Не менее интересным и животрепещущим событием конференции стала панельная дискуссия «Социальное воспитание в образовательных организациях разного типа», модератором которой выступила Л. И. Тимонина, проректор по учебно-методической работе Костромского государственного университета. В дискуссии приняли участие представители разных образовательных и общественных организаций, в том числе директор школы М.Г. Яблокова, руководитель ресурсного центра Дворца творчества Т.Ф. Асафова, руководитель авторского лагеря «Кентавр» О.В. Миновская, заместитель исполнительного директора Российского движения школьников К.Г. Митрофанов, которые определили специфику воспитательной деятельности в своих организациях. Все усилия, как можно было понять из их выступлений, направлены на развитие личности конкретного ребенка. Важно понимать, насколько эти усилия ценностно- и це-леориентированы, системны. Участником дискуссии стала Л. С. Ручко, которая является не только заведующей кафедрой Костромского областного института развития образования, но и мамой троих детей. С позиции родителей она отвечала на вопросы о том, что думают сегодня родители о воспита-

нии, о собственной роли в этом процессе, о трудностях, которые возникают, и о месте социальных институтов в воспитании. Участники дискуссии пришли к заключению о необходимости диалога, сотрудничества между всеми субъектами воспитательной деятельности.

Также участникам конференции были предложены открытые лекции и интересные мастер-классы. С открытыми лекциями выступили почетные гости конференции. Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО М.И. Рожков (Москва) предложил разговор о развитии социальной одаренности как о компоненте социального воспитания; кандидат психологических наук, доцент, профессор Московского гуманитарного университета О.В. Лунева анализировала научное наследие А.Н. Лутошкина; доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета Т.А. Ромм познакомила гостей конференции с основными положениями сетевого подхода к социальному воспитанию и отметила константу социальности в изменяющемся воспитании; доктор педагогических наук, профессор Ульяновского государственного педагогического университета С. Д. Поляков предложил искать ответ на вопрос о том, существует ли поколение Z; а доктор исторических наук, профессор Костромского государственного университета В.А. Кудинов размышлял о социальном воспитании в детских общественных объединениях с позиции историка. Каждая лекция в итоге превратилась в продуктивный диалог слушателей и ведущих.

Гости конференции смогли стать участниками большого количества разнообразных интерактивных площадок, мастер-классов: «Новые методы социального воспитания «Story telling»» (д. п. н. И.Ю. Тарханова, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского); «Медиация как инновационный инструмент разрешения конфликтов» (д. пол. н. О.А. Коряковцева, к. псх. н. М.А. Юфе-рова, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского); «Технологии развития субъектности обучающихся» (к. п. н. Е.Б. Кириченко, к. п. н. К.М. Царькова, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского); «Интерактивность как фактор социального воспитания» (к. псх. н. О.В. Лунева, Московский гуманитарный университет); «Работа с эмоциями группы в группе: активные методы действия (ролевой тренинг и психодрама)» (д. псх. н. Т.Л. Крюкова, Костромской государственный университет); «Формы воспитательной работы: для кого?» (к. п. н. Е.М. Карпова, Костромской государственный университет); «О ведущих за собой» (к. п. н. О.Б. Скрябина,

Костромской государственный университет); «Все идет по плану, или 7 отличных идей для совместного планирования» (И.П. Зинькевич, Мосгортур); «Управляемое коллективообразование (по А.Н. Лу-тошкину)» (к. п. н. А.А. Евстегнеева, Костромской государственный университет).

Обсудив состояние и проблемы современного социального воспитания в ходе пленарных и секционных заседаний, пленарной дискуссии, круглого стола, открытых лекций и мастер-классов, участники Всероссийской научно-практической конференции приняли резолюцию. В ней отмечается, что задачи консолидации российского общества, дальнейшего укрепления национальной и государственной идентификации объективно требуют решительного поворота всех структур, всех направлений, уровней и сфер в сторону действенного участия в социальном воспитании населения, всех его возрастных, социальных и профессиональных групп. Только сплоченному, объединенному вокруг национальных, идейно-нравственных ценностей народу под силу решение поставленных задач.

В качестве первостепенных действий для развития социального воспитания в стране необходимы:

- разработка нового блока законов и нормативно-правовых актов по проблемам социального воспитания, консолидации воспитательной среды и целевого блока воспитательной работы;

- принятие нового закона «Об образовании», предусматривающего более четкую целевую направленность деятельности школы, установление характера зон взаимоответственности с социумом, нормализующего сферу трудовых отношений и оплаты труда в педагогических коллективах;

- скорейшая разработка концепции социального воспитания в РФ, предусматривающей активное и деятельное участие в процессе воспитания всех субъектов государственной, экономической, общественно-политической, информационной и социально-педагогической сфер влияния на гражданское и личностное развитие молодежи;

- акцентирование внимания на развитии научно-исследовательской работы, затрагивающей проблемы личностного развития, социального становления, особенностей возраста современных детей, подростков и молодежи, изучение среды их жизнедеятельности;

- проведение регулярного мониторинга, направленного на выявление компьютерной зависимости молодежи, нейтрализацию асоциального и иного разрушающего влияния сетевого контента на личность подрастающего поколения;

- активизация работы по созданию сайтов, направленных на решение задач социального воспитания для всех субъектов воспитательного процесса; цензирование и популизация лучших практик, существующих в стране и регионе;

- инициирование и поддержка деятельностей, направленных на включение молодежи в социальную, социально и личностно значимую работу государственными и общественными структурами, институтами гражданского общества, включенными в процесс социального воспитания;

- стимулирование разработки методик и технологий для использования контента информационных ресурсов интернета в организации общественно-значимой деятельности учащихся, общественных объединений и организаций;

- продолжение работы по пропаганде и внедрению безопасного интернета для работы с педагогами, родителями и учащимися;

- изменения в структуре учебных планов подготовки учительских кадров в направлении значительного усиления дисциплин, формирующих готовность к реализации воспитательных функций;

- разработка стандартов подготовки школьных учителей, социальных педагогов для работы в информационных сетях;

- внесение изменений в правила приема абитуриентов на педагогические направления подготовки в высших профессиональных учебных учреждениях, предусмотрев специальные возможности для поступления выпускников школ, участников довузовской подготовки в классах педагогического профиля;

- доукомплектация педагогических коллективов школ специалистами в области сетевых коммуникаций, социальными педагогами и школьными психологами, организаторами внешкольной воспитательной работы;

- разработка критериев результативности социального воспитания, а также критериев оценки деятельности его субъектов, не допускающих бюрократизации и формализма в организации воспитательного процесса.

Материалы научной конференции - 113 текстов научных сообщений - представлены в издании: Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина ( Кострома, 3-5 марта 2020 г.) / сост. А.Г. Кирпичник, Е.В. Тихомирова; под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. - Электронные текстовые, граф. дан. (4,0 Мб). - Кострома: Костромской государственный университет, 2020. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Список литературы

Анатолий Николаевич Лутошкин: (его жизнь, работа, идеи в воспоминаниях коллег, друзей, учеников) / сост. и ред. А.Г. Кирпичник. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. 108 с.

Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика.

Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. 2010. Т. 16, № 2. (Юбилейный выпуск, посвященный А.Н. Лутошкину).

Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. 40 с.

Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 128 с.

Психология и педагогика социального воспитания: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / под общ. ред. Н.М. Рассадина, А.И. Тимонина; сост. А.Г. Кирпичник. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 188 с.

Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина (Кострома, 3-5 марта 2020 г.) / сост. А.Г. Кирпичник, Е.В. Тихомирова; под ред. А. Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой [Электронные текстовые, граф. дан. (4,0 Мб)]. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Психология и педагогика социального воспитания: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / редкол.: Н.М. Рассадин (председатель) и др.; ред. и сост. А.Г. Кирпичник. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. 524 с.

Уманский Л. И., Лутошкин А. Н. Педагогика и психология работы комсорга. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1984. 206 с.

References

Anatolii Nikolaevich Lutoshkin: (ego zhizn', rabota, idei v vospominaniiakh kolleg, druzei, uchenikov) [Anatoly Nikolaevich Lutoshkin: (his life, work, ideas in the memoirs of colleagues, friends, students)], comp. and ed. A.G. Kirpichnik. Kostroma, KGU im. N.A. Nekrasova Publ., 2005, 108 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova: Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Nekrasov Kostroma

State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2010, vol. 16, № 2. (Iubileinyi vypusk, posviashchennyi A. N. Lutoshkinu).

Lutoshkin A.N. Kak vesti za soboi: Starsheklassnikam ob osnovakh organizatorskoi raboty [How to lead: High school students about the basics of organizational work]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986, 208 p.

Lutoshkin A.N. Emotsional'naia zhizn' detskogo kollektiva [The emotional life of the children's team]. Moscow, Znanie Publ., 1978, 40 p.

Lutoshkin A.N. Emotsional'nye potentsialy kollektiva [The emotional potentials of the team]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988, 128 p.

Psikhologiia i pedagogika sotsial'nogo vospitaniia: materialy 2-i Vseros. nauch.-prakt. konf., posviashch. 75-letiiu so dnia rozhdeniia A.N. Lutoshkina [Psychology and pedagogy of social education: materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 85th anniversary of the birth of A.N. Lutoshkina], ed. by N.M. Rassadin, A.I. Timonina, comp. A.G. Kirpichnik. Kostroma, KGU im. N.A. Nekrasova Publ., 2010, 188 p.

Psikhologiia i pedagogika sotsial'nogo vospitaniia: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posviashch. 85-letiiu so dnia rozhdeniia A.N. Lutoshkina (Kostroma, 3-5 marta 2020 g.) [Psychology and pedagogy of social education: materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 85th anniversary of the birth of A.N. Lutoshkina], comp. A.G. Kirpichnik, E.V. Tikhomirova, ed. by A.G. Kirpichnik, A.G. Samokhvalova. Kostroma, Kostromskoi gosudarstvennyi universitet Publ., 2020. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).

Psikhologiia i pedagogika sotsial'nogo vospitaniia: materialy nauch.-prakt. konf., posviashch. 70-letiiu so dnia rozhdeniia A.N. Lutoshkina [Psychology and pedagogy of social education: materials scientific.-practical. Conf. 70th birthday of A.N. Lutoshkina], ed. by N.M. Rassadin et al., comp. A.G. Kirpichnik. Kostroma, KGU im. N.A.Nekrasova Publ., 2005, 524 p.

Umanskii L.I., Lutoshkin A.N. Pedagogika i psikhologiia raboty komsorga [Pedagogy and psychology of the work of the Komsomol]. Moscow, Molodaia gvardiia Publ., 1984, 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.