Научная статья на тему 'Научная школа психологии в Костромском государственном университете: семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века'

Научная школа психологии в Костромском государственном университете: семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ КОЛЛЕКТИВА / ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ / PSYCHOLOGY / SCIENTIFIC SCHOOL / INVESTIGATIONS / PARAMETRICAL CONCEPT / COLLECTIVE SYSTEMIC-STRUCTURAL MODEL / PERSONALITY IN GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирпичник Анатолий Григорьевич

В статье рассматривается начальный этап становления научной школы психологии в Костромском госуниверситете, показаны организационные формы объединения психологов, преобразование Л.И. Уманским параметрической в системно-структурную модель коллектива, прослежены основные направления научных исследований костромских психологов в 1970-1980 гг. и их результаты, названы основные специалисты, работавшие в то время. Автор отмечает конструктивное воздействие первых десятилетий развития научной школы на современное состояние психологической науки в Костроме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific school of psychology at Kostroma State University: the initial stage (1970-1980)

The initial stage of formation of scientific school of psychology at Kostroma State University is considered in the article; organisational forms of psychologists' association, transformation of parametrical model of collective into systemic-structural one by Lev Umanskiy have been shown; the main directions of scientific investigations of Kostroma psychologists in the 1970s-1980s and their results have been tracked; the main experts who worked at that time have been named. The author notes constructive impact of the first decades of development of the scientific school on the current state of a psychological science in Kostroma.

Текст научной работы на тему «Научная школа психологии в Костромском государственном университете: семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века»

УДК 159.9

Кирпичник Анатолий Григорьевич

кандидат психологических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected]

НАУЧНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ В КОСТРОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СЕМИДЕСЯТЫЕ-ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА

В статье рассматривается начальный этап становления научной школы психологии в Костромском госуниверситете, показаны организационные формы объединения психологов, преобразование Л.И. Уманским параметрической в системно-структурную модель коллектива, прослежены основные направления научных исследований костромских психологов в 1970-1980 гг. и их результаты, названы основные специалисты, работавшие в то время. Автор отмечает конструктивное воздействие первых десятилетий развития научной школы на современное состояние психологической науки в Костроме.

Ключевые слова: психология, научная школа, исследования, параметрическая концепция, системно-структурная модель коллектива, личность в группе.

Кострома стала приобретать статус города, где ведутся социально-психологические исследования в 1973 году. В это время организационно отделившуюся от педагогов кафедру психологии Костромского педагогического института возглавил профессор Лев Ильич Уманский, приехавший сюда вслед за Анатолием Николаевичем Лутошкиным из Курска. Научный руководитель известной уже в то время параметрической концепции группы как коллектива, Л.И. Уманский перенес в Кострому центр разработки своей концепции, оставив в Курске, созданный им же, квалифицированный научный коллектив, до сих пор успешно работающий под руководством профессора Алексея Сергеевича Чернышова.

В Костроме вокруг Л.И. Уманского, в созданной при кафедре социально-психологической лаборатории объединились кандидаты психологических наук А.Н. Лутошкин, В.С. и В.Д. Сапоровские, И.М. Чернышова, К.А. Воронина, другие психологи и педагоги.

Тогда же, в 1973 году, была создана полевая лаборатория - областной лагерь школьного актива «Комсорг» [4], на базе которого кроме костромичей проводили исследования сотрудники лаборатории академика А.В. Петровского, аспиранты кафедры социальной психологии МГУ, аспиранты, тесно сотрудничающей с социальными психологами, лаборатории воспитательных проблем школьного коллектива НИИ общих проблем воспитания АПН СССР Л.И. Новиковой. Уже к концу 1980-х гг. по материалам исследований в «Комсорге» было подготовлено и защищено 17 кандидатских диссертаций.

Параметрическая концепция групп и коллективов обогатилась в Костроме новыми идеями, исследовательскими материалами и научными результатами. Прежде всего, в работах Л.И. Уманского было завершено построение системно-структурной модели коллектива. В последней редакции она представлялась как состоящая их отражающих единство сфер жизнедеятельности группы подструктур (направленность, организованность,

подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность) и, выступающих социально-психологическими индикаторами подструктур и проявляющихся через них, общих качеств (сплоченность, микроклимат, референт-ность, лидерство, интра- и интер-групповая активность) [8]. От системно-структурного представления о психологии группы были сделаны шаги к анализу функциональных взаимосвязей и взаимозависимостей между подструктурами, между общими качествами, между подструктурами и общими качествами. В ходе практически направленных, эмпирических исследований, было установлено, что теоретически сконструированная модель носит парциональный характер и в каждом конкретном случае жизни группы имеет свою структурную конфигурацию, всегда состоящую из некоторого «набора» тех или иных подструктур.

Завершение теоретического осмысления целостной социально-психологической характеристики группы как коллектива, оформление функционально-структурного представления, позволило реализовать в эмпирических исследованиях, проводимых Костромской социально-психологической лабораторией в учебных заведениях и на предприятиях более точный диагноз свойств и состояний учебных и трудовых коллективов как целостных общностей, выстраивать дифференцированный прогноз изменений психологии группы, предлагать обоснованные и конкретные рекомендации направленные на укрепление и развитие учебных и производственных подразделений.

Следует отметить характерную для костромских психологов последовательность в изучении группы как целостного, динамичного, развивающегося в деятельности образования. Специалистам-психологам и педагогам-практикам известны, вычлененные и описанные в результате исследований, качественно своеобразные уровни, они же стадии, этапы целостного процесса развития организованной группы: номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия и коллектив

© Кирпичник А.Г., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

253

как высший уровень социально-психологической зрелости группы [9].

Многолетние комплексные, с элементами лон-гитюда, исследования долговременных школьных и производственных, а также временных общностей, позволили костромичам пронаблюдать, проанализировать и описать ход и характер процесса коллективообразования. Выявить внутренние противоречия, выступающие движущими силами этого процесса, определить некоторые механизмы и условия перехода группы с одной стадии развития на другую [3]. Обнаружены и зафиксированы в работах И.М. Чернышовой явления «болезней кол -лектива», причины их возникновения и пути преодоления [12]. В работах Л.И. Бамбуровой изучены детерминанты, вызывающие диссонанс в современной музыкальной деятельности подростковых и юношеских групп [1]. Исследования С.И. Жигулева раскрыли особенности формирования групповых норм, взаимосвязь их социально ценного содержания с уровнями развития коллектива [6, с. 143-179]. Качественные и количественные изменения в проявлении лидерства на разных стадиях коллективообразования выявила Е.М. Зайцева [2]. В.Г. Асафов проследил динамику групповой самооценки в процессе коллективообразования, особенности ее формирования на разных этапах группового развития [6, с. 256-283].

Особое место в творческих результатах социальных психологов Костромы занимают исследования и научно-организационная деятельность А.Н. Лутошкина. Значим его вклад в разработку общей концепции коллектива, развиваемой костромичами, незабываемы его помощь, подсказки, идеи, отразившиеся во многих исследованиях сотрудников лаборатории.

Главной темой, над которой изобретательно работал А.Н. Лутошкин, были групповые эмоциональные явления. Десятки статей, выступлений, книг, итоговая монография «Эмоциональные потенциалы коллектива» вмещают описания оригинальных, под стать предмету изучения, методик, интересных фактов, тонких наблюдений, нетрадиционных интерпретаций, практически значимых выводов. Широкую известность получили, применяемые в исследовательских и практических целях, методики эмоционально-цветовой аналогии (методика цветописи) и эмоционально-символической аналогии для оценивания уровня социально-психологического развития коллектива (с символическими эталонами уровней: «Песчаная россыпь», «мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Поучительны моделирование и экспериментальные ситуации, созданные А.Н. Лутошкиным для изучения социально-психологических феноменов [5; 6, с. 48-80].

Основные результаты его исследований направлены на понимание реального поведения группы

как целого, определения соотношения потенциальной и актуальной сфер жизнедеятельности коллектива, раскрытия природы групповых эмоциональных явлений, их роли в образовании потенциалов коллектива и механизмов их актуализации.

Эмоциональные явления в коллективах продолжают входить в круг интересов костромских психологов. Они изучаются в связи с исследованиями других феноменов групповой жизнедеятельности, учитываются в практике психологической помощи школам и производству, в психотерапевтической деятельности. Некоторые аспекты эмоциональной жизни учебных и трудовых коллективов, в частности состояния монотонии, эмоционального пресыщения, напряженности, утомления, причины их возникновения и пути преодоления успешно исследовались Н.П. Фетискиным [11].

Сказанное выше об основных направлениях исследований костромских психологов в 19701980 гг. может оставить впечатление, которое нынешнее поколение могло бы окрасить выражением апологетики той формы коллективности, которая ассоциируется непременно с муштрой, подавлением личностного начала, нивелировкой индивидуальности.

Подчеркнем специально, что в исследованиях лаборатории коллектив всегда воспринимался как одушевленное явление, образуемое не путем суммирования, но интеграции индивидуальных пси-хологий. В такой интеграции, как убеждали проведенные и проводимые исследования, не бывает «лишних» людей. Даже аутсайдеры и отверженные влияют на целостный облик группы, а отношение к ним является одним из показателей зрелости коллектива. В исследованиях процесса коллекти-вообразования были получены данные о том, что этот процесс не мог бы осуществляться без самореализации и самоутверждения каждой личности в группе, с одной стороны, и без идентификации с группой, с другой. Более того, игнорирование и подавление личностного самоутверждения ведет к задержкам в развитии общности и к движению вспять [3; 6, с. 122-143].

Обобщенные результаты исследований свидетельствуют, что только в развитом коллективе каждый его участник имеет возможность всесторонне проявлять себя как личность, получить необходимую поддержку и стимулы для личностного и индивидуального развития.

Имеют место в исследованиях костромичей и специально направленные на изучение личности. Это изучение самочувствия личности в группе, его динамических особенностей, проведенное О.В. Луневой [6, с. 81-121], исследования личности организатора, организаторской деятельности, организаторских способностей, организаторских умений, подготовки руководителей и лидеров к организаторской деятельности, отраженные в работах

254

Вестник КГУ ^ 2019

Л.И. Уманского [10], В.Д. Сапоровской, Т.Л. Крюковой [6, с. 179-209], Н.В. Гавриловой и других.

В этом ряду следует выделить многолетние исследования В.С. Сапоровского, которые показали влияние индивидуальных, психодинамических особенностей участников групп на психодинамические особенности самих групп, на динамический стиль групповой деятельности, на определение «индивидуальности» группы в совместной деятельности.

Вячеслав Сергеевич Сапоровский был неформальным и длительное время официальным лидером костромских психологов, принявшем эстафету заведующего кафедрой психологии педагогического института после ухода из жизни Л.И. Уманского. Это был обаятельный, общительный человек, профессионал в истинном значении этого слова, оставивший о себе добрую память в сердцах тех, кто его знал. В те годы В.С. Сапоровский работал над методологическими проблемами диагностики первичных коллективов. Функционально-структурной концепции, развития ее в рамках теоретической и парциально-практической психологии контактной группы как коллектива в совместной деятельности, соответствовать, по его логике, должна общая и парциальная концепция социально-психологической диагностики [7].

Внимание к методам исследования: экспериментальным и внеэкспериментальным, аппаратурным и внеаппаратурным, характерно для любой социально-психологической лаборатории. Замысел, вынашиваемый в описываемый период в Костроме, - привести изобретенные здесь, используемые и, возможно, новые методики в определенную систему, соответствующую разрабатываемому представлению о коллективе и его основных характеристиках. Эту задачу на протяжении ряда лет решал В.И. Кашницкий [6, с. 231-256]

По-разному складываются судьбы научных теорий, концепций, и даже школ. Одни завоевывают страницы учебников, научной и популярной периодики. Другие остаются в рукописях авторов. От третьих отрекаются. Концепция и выполненные в ее рамках работы костромичей не вызывали громкого шума, но и недостатка во внимании и отражении в печати особенно не испытывали. Авторская библиотечка социально-психологической лаборатории вмещает монографические работы, десятки учебных пособий и методических рекомендаций, статьи в солидных научных изданиях и тезисы на различных форумах психологов и педагогов, около десятка сборников научных трудов, тома отчетов по хоздоговорным темам. Но главное в том, что накопленные научные знания служили решению практических задач в учреждениях образования, в детских и молодежных организациях, на предприятиях машиностроительной и текстильной промышленности, в сельских хозяйствах.

В Костромское сообщество психологов к концу восьмидесятых вливались новые, молодые, интересные специалисты: И.С. Шемет, В. А. Соловьева, Е.В. Кучинская, И.Г. Самойлова, С.Ю. Румянцев и другие. Рос спрос на психологов и психологические знания в школах города и области. На базе педагогического университета была развернута подготовка школьных психологов из числа учителей практиков. В городе Костроме и области созданы психологические центры в системе социальной службы молодежи (руководитель С.Ю. Румянцев) и психологическая лаборатория в институте усовершенствования учителей (руководитель Л.Н. Винокуров), начинает развиваться служба школьных психологов.

Таков был в общих чертах первый этап научной школы психологии в Костромском государственном университете. Его последствия в наше время отражаются в работе специализированных кафедр общей и социальной психологии, специальной психологии и педагогики, в структурных формах подготовки бакалавров, магистров, аспирантов по психологическим направлениям, в деятельности диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по психологическим наукам, в широко известной научной школе по психологии совладающего поведения.

Библиографический список

1. Бамбурова Л.И. Социально-психологические характеристики совместной музыкальной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1986. - 20 с.

2. Зайцева Е.М. Лидерство в ученическом коллективе. - Кострома, 1978. - 20 с.

3. Кирпичник А.Г. Исследование динамики кол-лективообразования в юношеских группах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1980. - 18 с.

4. Кирпичник А.Г., Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. «Комсорг» - база подготовки комсомольского актива для школ области и объект социально-психологического исследования // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов: Сб. науч. тр. - Ярославль, 1976. - Вып. 45. - С. 167172.

5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

6. Психология малой группы: структура, динамика, организация: сб. науч. тр. / сост. и ред. И.Г. Самойлова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 368 с.

7. Сапоровский В.С. Состояние проблемы диагностики психологии личности в группе и контактной группы как коллектива // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе. Межвуз. сб. науч. тр. - Ярославль, 1984. - Вып. 70. - С. 67-74.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

255

8. Уманский Л.И. Индикаторы уровня социально-психологической зрелости первичного коллектива // Социально-психологические проблемы личности и коллектива: Республиканский сб. тр. -Ярославль, 1977. - Вып. 48. - С. 5-19.

9. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. - М.: Наука, 1975. - С. 77-87.

10. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

11. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. - Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1990. - 108 с.

12. Чернышова И.М. Учителю о «болезнях коллектива». - Кострома, 1988. - 26 с.

References

1. Bamburova L.I. Social'no-psihologicheskie harakteristiki sovmestnoj muzykal'noj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1986. - 20 s.

2. Zajceva E.M. Liderstvo v uchenicheskom kollektive. - Kostroma, 1978. - 20 s.

3. Kirpichnik A.G. Issledovanie dinamiki kollektivoobrazovaniya v yunosheskih gruppah: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1980. - 18 s.

4. Kirpichnik A.G., Lutoshkin A.N., Umanskij L.I. «Komsorg» - baza podgotovki komsomol'skogo aktiva dlya shkol oblasti i ob"ekt social'no-psihologicheskogo issledovaniya // Social'no-psihologicheskie problemy

lichnosti i kollektiva shkol'nikov i studentov: Sb. nauch. tr. - YAroslavl', 1976. - Vyp. 45. - S. 167-172.

5. Lutoshkin A.N. EHmocional'nye potencialy kollektiva. - M.: Pedagogika, 1988. - 128 s.

6. Psihologiya maloj gruppy: struktura, dinamika, organizaciya: sb. nauch. tr. / sost. i red. I.G. Samojlova. -Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2011. - 368 s.

7. Saporovskij V.S. Sostoyanie problemy diagnostiki psihologii lichnosti v gruppe i kontaktnoj gruppy kak kollektiva // Social'no-psihologicheskie aspekty vospitaniya v pervichnom kollektive. Mezhvuz. sb. nauch. tr. - YAroslavl', 1984. - Vyp. 70. -S. 67-74.

8. Umanskij L.I. Indikatory urovnya social'no-psihologicheskoj zrelosti pervichnogo kollektiva // Social'no-psihologicheskie problemy lichnosti i kollektiva: Respublikanskij sb. tr. - YAroslavl', 1977. - Vyp. 48. - S. 5-19.

9. Umanskij L.I. Poehtapnoe razvitie gruppy kak kollektiva // Kollektiv i lichnost'. - M.: Nauka, 1975. -S. 77-87.

10. Umanskij L.I. Psihologiya organizatorskoj deyatel'nosti shkol'nikov. - M.: Prosveshchenie, 1980. - 160 s.

11. Fetiskin N.P. EHmocional'noe obespechenie uchebnoj i trudovoj deyatel'nosti. - Kostroma: KGPI im. N.A. Nekrasova, 1990. - 108 s.

12. CHernyshova I.M. Uchitelyu o «boleznyah kollektiva». - Kostroma, 1988. - 26 s.

Вестник КГУ 2019

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.