УДК 159.99
ИНФОРМАЦИОННО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ -РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ВОПРОСАХ ВНЕДРЕНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билоус О.Н.
КГУ «Общеобразовательная школа с. Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области» (Целиноградский р-н, с. Жанаесиль, Рекспублика Казахстан)
Аннотация. Статья посвящена анализу значения информационно -просветительского направления в работе психологической службы общеобразовательной школы в качестве ресурса организации просвещения в вопросах внедрения инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: информационно-просветительская деятельность психолога, формы, методы и приемы информирования
Информационно-просветительская деятельность психолога в школе является важным направлением работы специалиста в образовательном учреждении и направлена на повышение психологической грамотности всех участников
образовательного пространства.
Актуальные и разнообразные формы психологического просвещения: авторские статьи и методические пособия, лекции, беседы, семинары, стендовая печать, выставки, подборка литературы, распространение памяток и рекомендаций, организация информационной площадки посредством групп социальных сетей, активных форм сетевого взаимодействия, специальную организацию свободного времени в течение и вне регламента учебных занятий, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное
моделирование в образовательном учреждении, онлайн конференции, ставшие реалиями в рабочих буднях специалистов -психологов, личные страницы в социальных сетях информационного характера,
содержащие необходимый минимум актуального контента для каждой возрастной группы воспитанников. Следует отметить, что правильно организованная информационно - просветительская работа психологической службы вносит существенный вклад в повышение эффективности образования, а также может служить в качестве ресурса организации просвещения в вопросах внедрения инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействию психолога со всеми участниками образовательной среды также уделяется важное место в системе указанного направления работы. Психолог, как специалист, в образовательных учреждениях Республики Казахстан осуществляет профессиональную
деятельность достаточно продолжительное время. И именно направление информационно - просветительской деятельности восполняет дефицит психологических знаний, являясь по - сути приемом психологического ликбеза,
общедоступным, в идеале понятным, рационально организованным в
соответствии с актуальностью запроса образовательного пространства.
Информационно - просветительская деятельность, кроме того, формирует адекватный запрос на деятельность, просвещая, в каких случаях и при каких условиях необходимо обращение к психологу или психологическую службу образовательного учреждения, в дальнейшем обозначающий координаты и формирующий на их основе продуктивное взаимодействие, а так же формирующий фонд знаний, умений и навыков в области психологических знаний детей, родителей, специалистов, в том числе и детей с ООП, обучающихся в школе, их родителей или законных представителей.
Психологическое просвещение
педагогов направлено на создание условий, для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые необходимы педагогам в решении следующих задач: организовать
эффективный процесс обучения
школьников; построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах; осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий. Просветительская работа с педагогами организуется психологом таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания, избегая формальных лекций и семинаров, заимствованных в том числе. Организация живого общения, или интерактивного диалога в социальных сетях, на сайте, помогают психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы. Ежегодно выступая на педагогическом совете с различной тематикой: «Результаты психолого-педагогической диагностики, мониторинг»,
«Реализация плановых мероприятий психолога, работа по запросу», «Психологические особенности детей возрастных групп», «Психологические основы взаимодействия с учащимися с ООП и их родителями», участвуя в работе методических объединений школы, проводя просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с обучающимися, разрабатывая и внедряя памятки для педагогов, являясь наставником молодых специалистов, начинающих свою педагогическую деятельность, психолог получает своевременную обратную связь, тем самым отслеживая и корректируя тематику актуального запроса на информирование и просвещение в педагогическом коллективе и администрации. Просвещение
педагогического коллектива и
администрации в вопросах организации инклюзивного образования является одним из актуальных в настоящее время.
Психологическое просвещение
родителей, в том числе родителей учащихся инклюзивного образования, направлено на ознакомление с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. Психолого-педагогическое
просвещение родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой -по инициативе психолога. Одной из функций рассматриваемого направления работы с родителями является информирование родителей о школьных реалиях ребенка, целью может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения психологических проблем у ребенка либо в
связи с личными эмоциональными переживаниями и событиями или же семье обучающегося, в результате методов и приемов семейного воспитания, а так же, как крайность, ненадлежащих условий жизни, взаимодействия членов семьи или нарушения прав и свобод
несовершеннолетнего. Реализуя
мероприятия информационно -
просветительского направления
посредством страницы школьного сайта, а так же через news board, взаимодействие в социальных сетях, лично и в группе, тематической подборкой статусов, публикаций на личной странице, в ходе психологических бесед на классных родительских собраниях, в специальные дни, как «Час семьи» (посещение по запросу), или отведенное регулярно время для индивидуальных и семейных консультаций «Родительский час» психолог освещает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения, приемы
бесконфликтного взаимодействия в условиях реализации семейного
воспитания, психолог имеет неоценимую возможность личного контакта с получением более полной картины информированности об условиях жизни и развития ребенка в семье. Тематика информационно - просветительских мероприятий разнообразна и зачастую с тенденцией повторяемости в возрастных группах «Возрастные особенности психологии детей», «Самореализация личности», «Профессиональная
пригодность», «Характер и темперамент».
Психологическое просвещение
школьников реализуется как во время индивидуального консультирования, так и через организацию групповых форм работы (лекции, консультации, беседы, встречи), кружковой работы и факультативных занятий по психологии, содействия в личностном росте, самоопределении и профессиональной ориентации, повышая уровень толерантного сознания,
психологических компетенций,
эффективность в овладении ЗУН в процессе обучения. Особенно актуальными эти вопросы остаются именно в заявленной группе учащихся - детей с ООП. Организация работы с детьми отличается эффективностью отработанных
классических методов, форм и приемов: участие психолога в классных часах: «Правила коллектива», «Качества личности. Самооценка», «Эмоционально -психологический настрой...», организация тематических выступлений для учащихся средних и старших классов: «Телефон доверия», «Самоценность», «Найти себя», просвещение и информирование учащихся посредством социальных сетей, памяток, стендовой информации.
Рассматривая направление
информационно - просветительской работы психолога образовательного учреждения, как ресурса организации просвещения в вопросах внедрения инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями,
необходимо отметить и ряд моментов, требующих особого внимания, доступность информации в интернет ресурсах не всегда имеет положительный эффект, никого не удивишь постами о предоставлении услуг недельной курсовой подготовки психолога - консультанта или детского психолога «с нуля», размещение в популярных пабликах заведомо сомнительной информации с рекомендациями о воспитании детей, маркерами психического и
психологического здоровья детей с возраста новорожденности, экспресс - методик диагностики в широком доступе, с моментальной интерпретацией, в
завершении хотелось бы акцентировать и на том, что информационно -
просветительская работа психолога, как ресурса организации просвещения в вопросах внедрения инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями,
позволит получать всем категориям
участников учебно - воспитательного процесса качественную, достоверную информацию от специалиста в области психологических знаний.
Библиографический список
1. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. «Генезис». - М., 2007
2. Билоус О.Н. Ранняя профессиональная ориентация учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. // Наука и реальность. - 2020. - № 4.2 - с. 67-
69. Режим доступа
https://zhurnalnir.ru/doc/publ/Inklyziv.pdf
3. Галкина Т.И., Н.В. Сухенко. Организация и содержание методической работы в современной школе. /«Феникс», Ростов - на - Дону. - 2006
4. Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы. // Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 1988
5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Москва, 2003.
Билоус Оксана Нурулловна, педагог - психолог, категория «Педагог -исследователь», КГУ «Общеобразовательная школа с. Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области» (Целиноградский р-н, с. Жанаесиль, Рекспублика Казахстан).
е-mail: pgyurza@mail.ru
Дата поступления статьи: 30.07.2021
© Билоус О.Н., 2021