Научная статья на тему 'Формирование положительного отношения родительского сообщества, общеобразовательных школк системе инклюзивного образования'

Формирование положительного отношения родительского сообщества, общеобразовательных школк системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3038
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ / ДЕФЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / СРЕДСТВА / СРЕДА И ДИСФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — (гориславец А. И)иеромонах Михей

В статье рассматривается проблема педагогического просвещения родителей в ходе реализации программы нравственного воспитания на основе традиционных ценностей в условиях инклюзивной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — (гориславец А. И)иеромонах Михей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного отношения родительского сообщества, общеобразовательных школк системе инклюзивного образования»

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема педагогического просвещения родителей в ходе реализации программы нравственного воспитания на основе традиционных ценностей в условиях инклюзивной школы.

Ключевые слова: парадигмы воспитания, цели воспитания, ценности воспитания, дефекты воспитания, стратегия, средства, среда и дисфункции воспитания.

Иеромонах Михей (А. И. Гориславец)

Курский

государственный

университет

e-mail:

[email protected]

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитания всем категориям обучающихся, в том числе и детям, испытывающим разного рода трудности в процессе школьного обучения в связи с состоянием здоровья. Причины ухудшения состояния здоровья детей от неблагоприятной экологии до ускорения ритма жизни всё расширяются, а потому и растёт число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В силу этого всё острее встаёт проблема организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычной образовательной школы.

В настоящее время в нашей стране идёт организация такого образования, которое получило название инклюзивного образования. Под инклюзивным образованием подразумевается включение нетипичного ребёнка в среду нормально развивающихся сверстников в условиях общеобразовательной школы.

Сегодня уже понятно, что педагогическая инклюзия - это важная линия развития российского образования. 24 сентября 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях». Подписание этой конвенции позволяет системно организовать это образование в нашей стране, позволяет определить механизмы финансирования и создать необходимые условия для создания образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Вместе с тем, проблема инклюзивного образования дискуссионна и имеет в нашей стране как сторонников, так и противников. Так, Л. В. Годовникова отмечает, что: «очевидным плюсом» инклюзивного образования является то, что «в процессе совместного образования обычных и нетипичных детей в одном классе массовой школы устанавливаются более тесные взаимоотношения между детьми разных групп и категорий. Условия массовой школы, без сомнения, развивают круг и направленность общения нетипического ребенка, приучают его к жизни в среде нормально развивающихся детей» [1].

К проблемной стороне интегрированного обучения можно отнести ограниченность возможности специального интегрированного обучения, которая обусловлена «недостаточностью подготовки кадров к работе с особыми учащимися, психической несовместимостью разных групп детей, неготовностью обычных детей к взаимодействию с детьми с особыми нуждами, неподготовленностью учащихся с особыми образовательными потребностями к условиям массового учебного заведения» [1].

Осознавая всю противоречивость и важность создания инклюзивного образования, следует исходить из понимания, что внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с инвалидностью, - это часть более общей проблемы неравенства в образовании. Поэтому проблема инклюзивного образования не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей. В силу этого инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для развития всего образования в целом - процесса, актуального во всем мире.

Развивая инклюзивные подходы в образовании, учителя, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Создается прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки оригинальных концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития педагогов.

Первый опыт организации инклюзивного образования показывает, что совместное обучение много дает как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Детям с недостатками в здоровье такое образование даёт прежде всего опыт социальной жизни. Это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире, потому что он находится в изоляции от социума. Напротив, дети с особыми потребностями в общеобразовательных школах адаптируются к жизни лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно благотворно обычная школа сказывается на приобретении такими детьми социального опыта, потому что совместное обучение формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует приобретению навыков адекватного социального поведения, позволяет полнее реализовать потенциальные возможности развития и обучения.

В свою очередь, у здоровых детей формируются многие важные нравственные качества. Интеграция способствует формированию у здоровых детей активности, самостоятельности и толерантности к физическим и психическим недостаткам одноклассников, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный мир, совершенствует коммуникативные навыки, т. е. дети становятся более зрелыми в личностном плане, более гуманными, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей. В совместной учебной и внеклассной деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются по возможности их разрешить.

Поскольку огромная работа по реализации инклюзивных подходов в образовании начата в России относительно недавно, опыт показывает, что у всех, кто работает над задачей развития инклюзивного образовательного пространства, есть немалое количество проблем.

Одной из самых сложных проблем, связанных с инклюзивным образованием является непринятие у некоторых родителей обычных детей ситуации совместного обучения их детей и детей с особыми образовательными потребностями. А поскольку родители играют важную, если не ключевую, роль в образовании детей, прежде всего, потому, что они родители - со всеми правами и обязанностями и они партнеры при разработке и осуществлении образовательных программ с участием их детей, то эта проблема требует специального изучения и практического решения.

В то же время родители «особых» детей хотят, чтобы их дети были включены в обычное детское сообщество. Желание родителей обучать детей с проблемами в развитии по месту жительства, их активное участие в процессах воспитания и обучения

является важным фактором создания инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Поэтому встаёт важная проблема сформировать положительное отношение родителей обычных детей к детям с ограниченными возможностями в развитии, которые учатся с их детьми.

В настоящее время в специальной литературе [1; 2; 3] разрабатывается эта проблема. Например, доктор Дэвид Митчелл в своей книге «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования» выделяет пять уровней вовлеченности родителей в образовательный процесс школы:

1. Информированность. Школа информирует родителей о существующих программах, а родители, в свою очередь, запрашивают информацию;

2. Участие. Родители в ограниченной степени вовлечены в деятельность школы. Например, их приглашают в определенные моменты учебного и вне учебного процесса;

3. Диалог и обмен мнениями. Родителей приглашают, чтобы они могли понять цели и потребности школы и класса;

4. Участие в принятии решений. Спрашивают мнения родителей, когда необходимо принять решение, которое повлияет на их ребенка. Пример такого уровня вовлеченности - встреча для разработки индивидуального учебного плана;

5. Полноправное участие в образовательном процессе. Это самый высокий уровень вовлеченности, когда родители принимают решения совместно со школой, они вовлечены как в планирование, так и в оценку школьной программы [6].

Мы считаем, что указанные доктором Митчеллом уровни вовлеченности родителей необходимо учитывать и применять в современном инклюзивном образовании.

Ценными, по нашему мнению, являются слова доктора Митчелла и о школьной культуре: «Создание школьной культуры - этоса - включает разработку и воплощение концептуальных целей школы. Эти цели отражают общие ценности, взгляды, традиции и нормы поведения всех членов школьного сообщества. Для инклюзивных школ это означает прежде всего идею принятия и поддержки разнообразия и чувствительности по отношению к особым потребностям» [6].

Опираясь на теоретические разработки учёных [1; 2; 6 и др.), мы провели собственное исследование отношений учащихся 1-9 классов и их родителей к обучению детей с ограниченными возможностями развития. Исследование проводилось в общеобразовательных школах Золотухинского района Курской области.

Изучение родителей, чьи дети должны были быть включены в эксперимент, показало, что из 100 % опрошенных - 85 % положительно относятся к обучению де-тей-инвалидов в условиях специальных классов, а 60 % - к совместному обучению в условиях одного класса.

Более конкретно ответы родителей выглядят так. Примерно 80 % родителей нормально развивающихся школьников считают возможным совместное обучение своих детей с детьми, имеющими нарушение слуха (слабослышащие), зрения (слабовидящих), и с детьми с задержкой психического развития; 65 % - с детьми, имеющими речевую патологию; 45 % - с нарушениями общения; 25 % - с нарушениями опорнодвигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Всего 5 % родителей учащихся массовых общеобразовательных школ считают возможным обучение своих детей и детей с ОВЗ следующих категорий: с нарушением слуха (не слышащие), с нарушением зрения (незрячих), с нарушением интеллектуального развития. Обучением детей с тяжёлыми (выраженными) ограниченными возможностями и со сложными (комбинированными) нарушениями с нормально развивающимися сверстниками почти все родители обычных школьников считают невозможным.

Таким образом, результаты проведённого исследования продемонстрировали неоднородность позиции респондентов по вопросу интеграции. И хотя имеет место перевес в сторону положительного отношения к этой сложной и неоднозначной про-

блеме, но есть и те родители, которые по тем или иным причинам не хотели бы, чтобы с их детьми учились дети с ограничениями в здоровье.

Как выяснилось в ходе дальнейших исследований, главной причиной негативного отношения родителей обычных детей к детям с проблемами в здоровье является то, что родители учащихся массовых общеобразовательных школ зачастую не владеют информацией о детях с ОВЗ, а также их негативное отношение к детям, имеющим проблемы в развитии: они опасаются, что такие дети создадут проблемы для успешного обучения их собственных детей.

Поэтому одним из существенных направлений работы в инклюзивной школе стала работа по формированию позиции родителей. «Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка - важная задача школьного сообщества» [2]. Важно донести до сознания родителей обычных детей, что нормально развивающимся ребятам от общения со сверстниками, имеющими особые образовательные потребности, больше пользы, чем последним.

Для этого прежде всего необходимо организовать необходимую просветительскую работу, позволяющую преодолевать многие опасения и барьеры у родителей, имеющих здоровых детей.

Важнейшим путём решения проблемы педагогического просвещения родителей, чьи дети учатся в общеобразовательной инклюзивной школе, является создание системы нравственного воспитания всех субъектов образовательного процесса на основе традиционных нравственных ценностей.

Нравственное воспитание на основе традиционных ценностей - это долгосрочная стратегия, требующая системного подхода к организации деятельности школы по всем направлениям её функционирования в целом. Нравственное воспитание в инклюзивной школе касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей, т.е. всего образовательного сообщества в целом.

В процессе изучения и анализа литературы [5; 8; 9 и др.] о духовно-нравственном воспитании были определены сущностные аспекты духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными физическими возможностями. Этот педагогический процесс направлен на коррекцию вторичных недостатков путем формирования духовных потребностей, освоение духовных ценностей, нравственных норм, которые, реализуются в социальном поведении. Процесс является двуединым и сочетает педагогическое воздействие с внутренним стремлением к самосовершенствованию.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовнонравственного повышение педагогической культуры родителей учащихся.

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания была основана на следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе и в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

В ходе организации процесса духовно-нравственного воспитания детей с ООП и повышения его эффективности, учитывались базовые принципы, лежащие в основе инклюзии, которые необходимо донести в первую очередь до родителей нормальных детей: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека; знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Важнейшим условием успешности нравственного воспитания является его оптимальное содержание, в основе которого должна лежать система традиционных нравственных ценностей.

В Программе нравственного воспитания в инклюзивной школе мы выделяем особый раздел, направленный на воспитание родителей. Для этого нами разработано тематическое планирование выступлений на родительских собраниях. На наш взгляд, наиболее целесообразными представляются такие темы как: «Адаптация учащихся к условиям обучения в инклюзивной школе: проблемы и задачи», «Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка», «Ориентация подростка на социально-значимые ценности», «Детская агрессивность и ее причины. Пути преодоления» и др.

Реализация содержания достигается следующими способами:

• проведение родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов с участием родителей; организации родительского лектория; выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год; собрание-диспут; семейная гостиная; встреча за круглым столом; вечер вопросов и ответов.

• совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т. п.).

• расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы.

Изучение результатов проведенной работы показало, что из 100% опрошенных - все 100 % родителей стали положительно относиться к совместному обучению детей в условиях одного класса. Почти 100 % родителей нормально развивающихся школьников стали считать возможным совместное обучение своих детей с детьми, имеющими нарушение слуха (слабослышащие), зрения (слабовидящих), и с детьми с задержкой психического развития; 85 % - с детьми, имеющими речевую патологию; 66 % - с нарушениями общения; 44 % - с нарушениями опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.

В то же время практически не изменилось число родителей учащихся массовых общеобразовательных школ, считающих невозможным обучение своих детей и детей с ОВЗ со значительными формами нарушения здоровья: неслышащих, незрячих, имеющих нарушение интеллектуального развития. И особенно со сложными (комбинированными) нарушениями.

Таким образом, для создания эффективно действующей инклюзивной школы необходимо изменение мировоззрения всех субъектов педагогического процесса, прежде всего родителей. А для этого необходимо создание целостной системы нрав-

ственного воспитания всех субъектов образовательного процесса, где особое место должно занять педагогическое просвещение родителей. В случае успешной работы -отношение родителей к ситуации совместного обучения должно существенно изменяется в лучшую сторону.

1.Годовникова Л. В. Интегрированное обучение в массовой школе: психологопедагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - С. 56.

2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга». - 2010. - С. 9.

3. Инклюзивное образование в России. - М.: РООИ «Перспектива». - 2010.

4. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. - 2006. - № 3.

5. Меньшиков В. М. Воспитание в Западной Европе и России: смыслы и направления развития. - Курск: Курск.гос.ун-т, 2008.

6. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Вовлечение родителей. Перевод с английского И. Аникеева // Здоровье детей. - 2011. - № 3. - С.32.

7. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Школьная культура. Перевод с английского А. Аникеева // Здоровье детей. -2011. - № 4.

8. Ожиганова Г. В. Психологические аспекты духовности. Часть I. Духовный интеллект // Психологический журнал. Т. 31. - 2010. - № 4.

9. Пашков С. В. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Курск, 2010.

10. Шемшурина А.И. Ценностно-смысловая основа воспитания: история и современность / Воспитание школьников. - 2011. - № 5.

Список литературы

FORMATION OF POSITIVE ATTITUDE OF THE PARENTAL COMMUNITY AND OF SECONDARY SCHOOLS TO A SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

Priest Mihei (A. I. Gorislavetz)

The article discusses the problem of moral education of students on the basis of traditional values in an inclusive school.

Kursk State University

Keywords: Paradigms of Education, Aims, Values, Shortcomings, Strategies, Means, Environment and Dysfunctions of Education.

e-mail:

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.