Научная статья на тему 'Актуальность инклюзивного образования в современной образовательной системе'

Актуальность инклюзивного образования в современной образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4684
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPECIAL EDUCATIONAL REQUIREMENTS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СОЦИУМ / SOCIETY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПОЛИТИКА / INCLUSIVE POLICY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раимбекова Улжан Кеттешкызы, Мамраимов Серик Даулетович

В статье рассматриваются проблемы внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в обычной школе, готовность педагогов к реализации программы в условиях массовой школы. Рассмотрены аргументыв пользу интегрированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раимбекова Улжан Кеттешкызы, Мамраимов Серик Даулетович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность инклюзивного образования в современной образовательной системе»

Topicality of inclusive education in the modern educational system 1 2 Raimbekova U. , Mamraimov S. (Republic of Kazakhstan)

Актуальность инклюзивного образования в современной

образовательной системе 12 Раимбекова У. К. , Мамраимов С. Д. (Республика Казахстан)

1Раимбекова Улжан Кеттешкызы /Raimbekova Ulzhan - заместитель директора, Коммунальное государственное общеобразовательное учреждение Школа-гимназия «Туран»;

2Мамраимов Серик Даулетович /Mamraimov Serik - кандидат педагогических наук, доцент,

проректор по учебной работе, кафедра истории и права, Частный университет «Сырдария», г. Жетысай, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в обычной школе, готовность педагогов к реализации программы в условиях массовой школы. Рассмотрены аргументы в пользу интегрированного обучения.

Abstract: the article considers the problems of implementation of inclusive education at comprehensive secondary schools, education and training of children with disabilities at regular schools, readiness of teachers to implement the program under the conditions of public schools. The arguments in favor of integrated education are taken into consideration.

Ключевые слова: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, интеграция, социум, социализация, инклюзивная политика, адаптация. Keywords: inclusive education, special educational requirements, integration, society, socialization, inclusive policy, adaptation.

Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определены новые концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками [1]. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития» [2].

Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями. Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах. Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, в жизни дети с ОВЗ нередко лишены возможности реализовать это право. Основная задача — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе [3]. Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и

независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям. Сегодня в республике свыше 16 тысяч детей с ОВЗ интегрированы в среду их нормально развивающихся сверстников, из них свыше 3000 детей дошкольного возраста посещают 395 детских садов, более 12 000 детей школьного возраста обучаются в 769 общеобразовательных школах.

Термин «инклюзивное образование» принес в Казахстан Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики. В 1999 году Центр совместно с ЮНЕСКО реализовал проект по инклюзивному образованию, а в 2002 году при поддержке Фонда Сорос—Казахстан провел научно-практическую конференцию по инклюзивному образованию. Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя лат. Include - заключаю, включаю) — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку. На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику. Основные принципы инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивная школа - это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем. Субъект инклюзии -это ребенок с ОВЗ здоровья и особыми образовательными потребностями. Основной причиной продвижения идеи посещения школы детьми с ОВЗ или из неблагоприятных условий является предоставление им как можно больше возможностей обучаться посредством общения с окружающими и обеспечение их участия в общественной жизни. Очень часто эти дети исключены из общества. Они могут прятаться дома, если они как-то по-другому выглядят из-за страха или суеверий своих родителей. Либо нищета заставляет их семьи жить в городских трущобах с лишь немногими удобствами. Часто их нужды не замечаются, их вклад в общество видится мизерным и несущественным. Но такие исключения из общества лишают детей возможности учиться, расти и развиваться. Посещение местных школ является одним из важных факторов, доказывающих включение детей в общество. Обучение детей происходит не только в стенах школы. Они учатся в семье, контактируя со своими сверстниками и друзьями, участвуя в различной социальной деятельности своего сообщества. Посещение же школы оказывает поддержку других форм обучения. Учителя несут исключительную ответственность в том, чтобы все

учащиеся принимали деятельное участие в предоставлении всем равных возможностей обучения.

Актуальность осуществления инклюзивного образования в современной образовательной системе не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ОВЗ здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а также в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления - инклюзии. Но необходимо отметить, что с процессом включения детей с ОВЗ в развитии в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, которые для нашей страны на данный момент являются непреодолимыми. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.

Ценность инклюзивного образования - в смешении учеников. Учителя должны выступать за внедрение повсеместного инклюзивного образования, т. к. опыт показывает, что детей со специальными нуждами часто изолируют из школьной жизни. Учителя должны объяснять другим ученикам причины того, что некоторые ученики не умеют или не могут говорить, по-другому себя ведут и т. д. Различия должны быть установлены и к ним необходимо проявлять уважение. Подобная работа должна быть проведена и на родительских собраниях. Родителей необходимо привлекать, а не отторгать от общественной жизни школы. Наибольшим препятствием к инклюзиву обычно является негативное отношение. Дети не привыкли видеть рядом с собой других детей, которые выглядят и ведут себя по-другому. Родители также могут излишне волноваться о «снижении стандартов», в случае, если дети с отклонениями или другими специальными нуждами будут включены в обычные классы. Учителя должны сыграть роль проводников в изменении отношения к лучшему среди учеников, их родителей и, конечно же, других учителей [4].

Трудности, встречающиеся на пути построения образования для всех, не могут быть преодолены только одной школой. Это требует активного сотрудничества и участия всех образовательных учреждений. По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:

- некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями;

- отсутствие специально подготовленного педагогического состава;

- недостаточная материально-техническая оснащенность учебных заведений;

- барьер физического доступа;

- жесткие требования государственного стандарта [5].

Наибольшей опасностью в медицинском представлении является то, что «проблемой» считается только ребенок. Именно поэтому дети с ОВЗ были исключены из обычных школ и отправлены в специальные школы. Все основывалось на убеждении в необходимости «лечения». У детей могут быть разные отклонения, влияющие на процесс мышления. Но у всех детей есть свои основные нужды - это любовь и тепло, безопасность, богатая витаминами пища, здоровое окружение и дом,

187

свой кров. Если какой-либо из этих элементов отсутствует или представлен в недостаточном количестве, тогда рост и развитие ребенка могут пострадать. Жизнь учеников не может быть просто поделена на «школьную жизнь», «жизнь дома» и «общественную жизнь». Проблемы в одном из аспектов жизни влияют на состояние других сфер их жизни. Школа - это всего лишь один из периодов жизни ребенка. Должны быть установлены связи между школой и услугами для детей и семьей в дошкольные годы. Так, школы должны готовить учеников к взрослой жизни, которая ожидает их после окончания школы.

«Посредством образования для всех необходимо позволить всем людям, включая людей с ограниченными возможностями, развивать свой потенциал, внести свой неповторимый вклад в общество, которое может за счет этого только обогатиться. В нашем полном различий мире не лица с ограниченными возможностями, а общество по большому счету нуждается в специальном обучении для того, чтобы стать подлинным обществом для всех», - писал Федерико Майор, бывший Генеральный директор ЮНЕСКО [6].

Литература

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011— 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118 // Казахстанская правда. - 2010. - № 153-154. - С. 10-12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118. (дата обращения: 20.02.2016).

2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008, No, АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» «Вестник образования».

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747 (дата обращения: 21.03.2016).

4. Нормативно-правовая база интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания.

5. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011. с. 67. [Электронный ресурс]. URL: http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-373/ (дата обращения 24.03.2016).

6. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями, Федерико Майор, 07-10.1994 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.