Научная статья на тему 'Основы технологии адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин при обучении в вузе по заочной форме'

Основы технологии адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин при обучении в вузе по заочной форме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF STUDENTS'' TRAINING / ADAPTATION / TECHNOLOGY / COMPETENCES / EXTERNAL DEGREE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаравина Ирина Артемьевна

Адаптация учебного материала гуманитарных дисциплин направлена на повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения и реализуется посредством технологии, которая включает в себя содержательный и процессуальный компоненты. Технология выстраивается поэтапно, на каждом из этапов решаются определённые задачи по формированию необходимых выпускнику заочного отделения вуза компетенций. Успешное функционирование технологии возможно при соблюдении определённых организационных и психолого-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаравина Ирина Артемьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF ADAPTATION TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL MATERIAL OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF EXTERNAL DEGREE PROGRAM

Adaptation of humanitarian teaching material is aimed at improving the quality of distance learning students training and is implemented through technology which includes informative and procedural components. The technology is constructed in stages; at each stage certain tasks are achieved for the formation of competencies necessary for correspondence department university graduates. Successful functioning of the technology is possible under certain organizational and psycho-pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Основы технологии адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин при обучении в вузе по заочной форме»

ББК 74.58 YAK 378

И.А. ЖАРАВИНА

I.A. ZHARAVINA

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАУИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСУИПЛИН ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

BASES OF ADAPTATION TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL MATERIAL OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF EXTERNAL DEGREE PROGRAM

Адаптация учебного материала гуманитарных дисциплин направлена на повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения и реализуется посредством технологии, которая включает в себя содержательный и процессуальный компоненты. Технология выстраивается поэтапно, на каждом из этапов решаются определённые задачи по формированию необходимых выпускнику заочного отделения вуза компетенций. Успешное функционирование технологии возможно при соблюдении определённых организационных и психолого-педагогических условий.

Adaptation of humanitarian teaching material is aimed at improving the quality of distance learning students training and is implemented through technology which includes informative and procedural components. The technology is constructed in stages; at each stage certain tasks are achieved for the formation of competencies necessary for correspondence department university graduates. Successful functioning of the technology is possible under certain organizational and psycho-pedagogical conditions.

Ключевые слова: адаптация, технология, компетенции, качество подготовки студентов, заочная форма обучения.

Key words: adaptation, technology, competences, quality of students' training, External Degree Program.

Заочное образование в настоящее время находится в довольно шатком положении: недовольство качеством обучения студентов-заочников высказывается повсеместно. Однако решить проблему качества образования заочников путём его полного изживания всё же нельзя, принимая во внимание его огромную востребованность среди широких слоёв населения. Как в нашей стране, так и за рубежом необходимость в заочном образовании испытывают люди, не привязанные к определённому месту жительства, чья работа связана с командировками, молодые мамы, спортсмены, артисты, военнослужащие и даже те, кто отбывает наказание в местах заключения. Лишить их возможности получить достойное образование значит снизить уровень грамотности общества в целом, потерять его возможных созидателей и устроителей, не дать кому-то возможности обрести новый, позитивный взгляд на жизнь.

Необходимо отметить, что заочная форма обучения имеет место в современном образовании только при условии включения в неё элементов дистанционной формы, поскольку претендует на полноценное, сопоставимое с очным обучением образование посредством её умелой организации и привлечения новейших обучающих и развивающих методик при поддержке информационных технологий.

Обучение на заочном отделении, основанное на 75% на самостоятельной работе студентов, реализуется в большей мере посредством учебного материала. Учебный материал разрабатывается и внедряется одним преподавателем или творческой группой преподавателей и рассматривается в педагогической среде как подготовленная для усвоения информация.

В рамках наличествующей проблемы низкого качества подготовки студентов учебный материал в силу своей значимости на заочном отделении был исследован нами на наличие потенциальных возможностей для получения качественного образования по заочной форме: присутствия мотиваци-онного, информационного, воспитательного и развивающего компонентов; взаимосвязи теории с практикой и т.д. Было сделано заключение, что в соответствии с современными требованиями высшего образования учебный материал гуманитарных дисциплин нуждается в адаптации, что означает в нашем понимании осуществление приспособления, приведение к пригодности для обучения на заочном отделении. То есть адаптированный учебный материал - это уже не просто подготовленный, а пригодный для усвоения, соответствующий всем предъявляемым к нему требованиям как со стороны органов образования, студентов, так и со стороны их потенциальных «покупателей» - предприятий, фирм и другого рода организаций, занимающихся профессиональной деятельностью.

Путь, выбранный для достижения намеченной цели, - повышения качества подготовки студентов-заочников с помощью адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин - был предложен нами исходя из интерпретации понятия «технология», поскольку в самых общих чертах технология - это выстраивание процесса прохождения от поставленной цели к желаемому результату. Технология, как отмечает ВП. Беспалько, «противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции» [1, с. 5].

В современной педагогике существуют понятия «технология обучения» и «педагогическая технология», различия между которыми показывают исследователи Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева в своём трактате о педагогическом исследовании [12]. Под технологией обучения они понимают педагогическую технологию, отражающую путь освоения конкретного учебного материала в рамках определённого предмета, дидактической темы или вопроса. В понимании педагогической технологии учёные придерживаются точки зрения Б.Т. Лихачёва, который считал, что технология представляет собой систему технологических единиц, ориентированных на конкретный педагогический результат, определяет совокупность психолого-педагогических установок, характеризующих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов и воспитательных средств [6].

В отечественной науке к проблемам педагогических технологий обращались В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Г.А. Бордовский, М.Б. Волович, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, М.В. Кларин, М.М. Левина, В.М. Монахов, В.Ю. Питюков, В.А. Пятин, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и другие.

Современные дидакты отмечают различные направления в применении педагогической технологии:

1) управление образовательным процессом (Левина М.М.). М.М. Левина видит в технологии предписание, некий императив, инструкцию о содержании, составе и порядке педагогических действий по управлению учебной деятельностью [5, с. 15];

2) содержательное наполнение учебно-познавательной деятельности (В.П. Беспалько). В.П. Беспалько называет педагогическую технологию «содержательной техникой реализации учебного процесса» [1, с. 5];

3) методологическое моделирование образовательного процесса. В Педагогическом словаре педагогическая технология определяется как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [10, с. 191];

4) планомерная и последовательная организация педагогической деятельности (В.А. Сластёнин). В.А. Сластёнин понимает технологию обучения как «последовательную и взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педаго-

гического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [8, с. 20];

5) обеспечение результативности образовательного процесса (А.Я Найн). А.Я Найн предлагает определение педагогической технологии как «способа получения положительного педагогического результата, заданного нормами обучающих или управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования» [7, с. 41];

6) траектория индивидуального развития студентов (Э.Ф. Зеер). Э.Ф. Зеер понимает педагогическую технологию как «совокупность способов, приёмов, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности» [4, с. 293].

Г.К. Селевко предлагает следующий состав методологических требований к реализации технологии:

• концептуальность (опора на научную концепцию, включающую разностороннее обоснование достижения образовательных целей);

• системность (соответствие всем признакам системы);

• управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования);

• эффективность (оптимальность по затратам, гарантированность определённого стандарта обучения);

• воспроизводимость (возможность применения в однотипных образовательных учреждениях) [11].

Е.В. Гнатышина относит к признакам педагогической технологии результативность, проектируемость, воплощаемость, воспроизводимость, нормативность, целенаправленность, конструктивность, опосредованность [2, с. 37].

Традиционно педагогическую технологию описывают в виде следующей модели: цель —► средства —► гарантированный результат.

В своём исследовании мы придерживаемся точки зрения В.С. Куку-шина, который понимает под педагогической технологией, с одной стороны, «совокупность методов и средств обработки, представления и изменения учебной информации», с другой - «науку о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств» [9, с. 5]. То есть педагогическая технология, по нашему мнению, - это комплексная деятельность по организации педагогического процесса, состоящая из содержательного и процессуального компонентов.

С учётом того, что мы вкладываем в понятие адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин, и принимая во внимание представленное выше толкование «педагогической технологии», мы намерены рассматривать технологию адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин как поэтапную (последовательную) деятельность преподавателя по приспособлению содержания учебного материала к интегративно-нормативным педагогическим требованиям (стандарты ГОС ВПО, национально-региональные образовательные стандарты, определяющие, каково содержание образования и в каком объёме оно необходимо обучающимся), а также к личностным (психолого-педагогическим) и организационным (формы обучения) особенностям обучения студентов.

Последовательность действий педагога по адаптации учебного материала для студентов ЗФО была выработана и предложена нами исходя из задач образования (обучающих, воспитательных и развивающих) и в соответствии с определённым нами комплексом компетенций, необходимых выпускнику ЗФО для его успешной трудовой деятельности. Эта последовательность может быть представлена в виде следующей схемы:

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Для обеспечения результативности любой педагогической технологии необходимо выявить определённые условия, при которых она будет успешно функционировать.

В философской литературе категория «условие» рассматривается как отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева понимают под педагогическими условиями совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности [12, с. 265].

Несмотря на то, что невозможно представить полный спектр условий, влияющих на эффективность педагогического процесса на заочном отделении, мы постарались выявить наиболее существенные, на наш взгляд, условия, при которых предложенная нами технология адаптации учебного материала может успешно реализоваться.

Таблица 1

Условия эффективности технологии адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин

Психолого-педагогические

в отношении студентов в отношении преподавателя

Наличие соответствующего уровня обученности студентов (предусмотренного требованиями к общеобразовательной подготовке), необходимого для самостоятельного изучения учебного материала Готовность преподавателя к адаптации учебного материала для оптимизации учебного процесса на заочном отделении

Самостоятельность в изучении учебного материала, выражающаяся в личностном освоении, осмыслении и оценке усваиваемой информации, находящая подтверждение в ходе зачётных мероприятий (собеседования, экзамена и т.д.) Сформированность методологической компетентности преподавателя, позволяющая адаптировать учебный материал

Привлечение к учёбе на заочном отделении преимущественно тех студентов, у которых уже имеется какой-либо опыт работы по выбранному ими направлению. Наличие личного практического опыта позволяет образно представлять возможности решения профессиональных задач, быстрее и успешнее осваивать учебный материал Наличие сформированной специальной (относящейся к данному конкретному гуманитарному предмету) компетентности преподавателя, дающей возможность определить основную суть в содержании учебного материала для осуществления его адаптации

Окончание табл.1

Организационно-содержательные

Определение содержания гуманитарной дисциплины и осуществление его адаптации в соответствии с образовательными стандартами

Информационно-техническая поддержка преподавателя в адаптации учебного материала, оказываемая в рамках разрешения трудностей на междисциплинарном уровне, а также при программировании учебного материала

Обеспечение саморефлексии учебной деятельности студентами на этапах решения ими учебных и профессиональных задач

Педагогическая поддержка (контроль и предоставление справочной информации) при усвоении учебного материала студентами-заочниками путём проведения регулярного консультирования студентов преподавателем

Достаточные для усвоения учебного материала временные рамки, позволяющие студентам с различными психологическими темпераментами самостоятельно усвоить информацию в полном объёме. Ограниченность объёма учебного материала в соответствии с временными возможностями

Предложенная технология адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин при соблюдении указанных выше условий позволяет последовательно, органично включить студентов заочной формы обучения в образовательную деятельность, обогатить знаниями, пополнить умения и навыки; способствует накоплению профессионального опыта, о чём свидетельствуют данные по верификации этой технологии в Сургутском филиале ОмГТУ [3] и показатели эффективности её применения в Сургутском филиале ТУСУР.

Литература

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Бес-палько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Гнатышина, Е.В. Технология формирования информационной культуры будущего специалиста в процессе самостоятельной работы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Гнатышина. - Челябинск, 2005. - 164 с.

3. Жаравина, И.А. Интенсификация учебного процесса на заочном отделении вуза на основе адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин [Текст] / И.А. Жаравина // Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№ 4 [23]. - Ч. II. - С. 121-124.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. -М. : Изд-во Московского психолог.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. -480 с.

5. Левина, М.М. Технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / М.М. Левина. - М. : Академия, 2001. - 272 с.

6. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачёв. - М. : Прометей, 1996. - 452 с.

7. Найн, А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования [Текст] / А.Я. Найн. - Челябинск : Чел. Фил. ИПО МО РФ, 1994. - 61 с.

8. Педагогика [Текст] / В.А. Сластёнин [и др.]. - М. : Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

9. Педагогические технологии [Текст] / под ред. В.С. Кукушина. - М. : МарТ, 2004. - 336 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

12. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.