УДК 378
И.А. Жаравина, преп. Сургутского филиала ОмГТУ, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ОУЗА НА 0СН00Е АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Статья посвящена проблеме интенсификации учебного процесса на заочном отделении вуза с целью улучшения качества профессионального образования студентов данной формы обучения. Указывая на большой педагогический потенциал учебного материала гуманитарных дисциплин в подготовке студентов, автор отмечает необходимость его адаптации к условиям обучения на заочном отделении и предлагает проводить её с учётом обозначенных им требований.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, заочное обучение, качество профессионального образования, учебный процесс, самостоятельная работа, интенсификация, учебный материал, адаптация, гуманитарные дисциплины.
Интенсификация - от лат. intension - означает напряжение, усиление действенности. В отношение к учебному процессу интенсификация, в первую очередь, рассматривается как усиление результативности обучения, повышение качества образовательного продукта.
Являясь насущной потребностью современного высшего образования, интенсификация учебного процесса обусловлена необходимостью усвоения большого объема информации за время обучения, и направлена на поиск новых педагогических приемов, позволяющих повысить учебную мотивацию, самостоятельность обучающихся, их общекультурный уровень, а также предоставляющих возможность углублённого усвоения изучаемых дисциплин.
Интенсификация учебного процесса на заочном отделении вуза имеет свою специфику - она может осуществляться ввиду ограниченного количества аудиторного времени, в основном, за счёт приспособления, то есть адаптации учебного материала к самостоятельной работе по его усвоению.
Адаптация учебного материала гуманитарных дисциплин, как дисциплин с боль-шим образовательным, развивающим и воспитательным потенциалами, на наш взгляд, наиболее эффективно влияет на повышение качества подготовки студентов-за-очников, способствует интенсификации заочного обучения. Согласно проведённому нами анализу педагогической литературы, именно учебный материал гуманитарных наук позволяет вызвать у студентов-заочников (благодаря культивированию образованного, разностороннего человека нового поколения) интерес к получению знаний, мотивируя их на постановку учебных целей; открывает перед студентами перспективы их достижения; формирует базу для дальнейшего самостоятельного разностороннего развития сту-дентов на основе использования опыта поколений и методов научного исследования, используемых в гуманитарных дисциплинах; искореняет у студентов потребительское отношение к природе, прививает им ответственность за судьбу человечества и учит пониманию того, что свобода творчества неразрывно связана с ответственностью учёного, специалиста, инженера и тому подобное.
Адаптация учебного материала гуманитарных дисциплин, которую мы рассматриваем как приспособление учебного материала, с одной стороны, к современным тенденциям образовательной политики, отражающим квинтэссенцию развития науки, техники и культуры общества в данное время, с другой стороны, к специфическим формам обучения и психолого-педаго-гическим характеристикам учащихся [1], в целях интенсификации учебного процесса на заочном отделении, должна происходить с учётом ряда требований.
1. Объективность учебного материала при условии избегания абсолютного, положительного, а также законченного знания, которое бы лишало студента "пищи" для самостоятельного мышления.
В силу того, что "подготовка кадров, ориентированных на исследования и разработки, предполагает достаточно гармоничное развитие будущего специалиста, формирование не только аналитических (строгое математически фундированное мышле-
ние), но и синтетических (продуктивное воображение) способностей" [2], учебный материал должен содержать не целиком готовое знание, а элементы незавершённости. Как заверяет М.К. Мамардашвили , "завершённая мысль вообще не передаётся" [3, с. 164]. "Передаётся только незавершённая мысль и незавершённое знание. Незавершённость же знания состоит в том, что оно требует понимания: его нужно нарастить, напитать собственным опытом сознания, который невоспроизводим, нетран-слируем, который уникально событиен и в этом плане незавершён" [Там же, с. 150] А, по словам Н.В. Громыко именно включение, активизация сознания обеспечивают то, что человеку открывается "...видение жизни внутри знания, видение "сущностей" внутри знаковой системы." [Там же, с. 197] Он делает вывод о том, что завершённое знание, в которое отлита "завершённая", "до конца контролируемая" мысль, мертво.
В.А. Попков, А.В. Коржуев [4] призывают в свою очередь к "критической насыщенности информации" и считают, что "в информации для студентов должны в разумных количествах присутствовать наряду с формально утверждающими и смыслопоисковые фрагменты, побуждающие их не принимать на веру, а критически оценивать предлагаемые утверждения".
2. Наличие предпосылок в учебном материале для развития творческого мышления.
В содержании учебного материала гуманитарных дисциплин целесообразно наличие своеобразных противоречий, требующих нахождения студентами истины. В.А. Попков, А.В. Кор-жуев [4] предлагают включение в учебный материал гуманитарных дисциплин познавательных барьеров, которые они рассматривают как средство мотивации студентов к самостоятельному учению, преобладающему на заочном отделении, как метод "разжигания" внутреннего азарта к преодолению трудностей, желания в определённой мере изжить собственную лень и пассивность, победить себя, достигнув цели, казавшейся ранее недостижимой.
3. Диалогический характер учебного материала.
Учебный материал, также как и любой объект преподавательской деятельности пропитан субъектным отношением, исповедует личностные взгляды на тот или иной предмет изучения. Возможно, этот взгляд и является единственно верным, но преподносить его не следует в готовом виде, нельзя, по мнению В.Г. Кузнецова [5] превращать интерпретируемый текст в "чисто свой". Абсолютизация субъективного фактора ведет к релятивизму и, в конце концов, к агностицизму, выхолащивает понятие объективной истины и делает его неприменимым в гуманитарных науках. При формировании содержания учебного материала гуманитарных дисциплин необходимо включение различных точек зрения по одной проблеме с той целью, чтобы студенты сами делали выводы из всей полноты и многообразия учебного материала.
И.И. Ашмарин, Е.Д. Клементьев [6] делают акцент на максимально возможное использование в учебном материале разномыслия, плюрализма концепций, подходов, трактовок, суждений, на целенаправленное вовлечение студентов в атмосферу перманентного . диалога, в границах которого допустимы
и правомерны самые разнообразные, даже взаимоисключающие позиции, ни одна из которых при этом не обладает монополией на истину. Такого рода включение в живое, наполненное разными голосами гуманитарное знание, заявляют они, - предельно значимый фактор культивирования самостоятельного мышления.
4. Сочетание доступности и достоверности учебного материала.
Учебный материал должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для студентов, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он не должен быть перегружен различного рода терминами, должен содержать только те определения, которые могут быть поняты однозначно. А, как отмечают В.А. Попков, А.В. Коржуев [4], в гуманитарном учебном материале "часто имеют место две крайности: либо язык изложения содержит огромное количество самых разнообразных трудно воспринимаемых терминов, за каждым из которых необходимо обращаться к специальным словарям, либо наоборот, информация представляется обычным бытовым языком, и у того, кто берёт учебный текст в руки, создаётся иллюзия априорного понимания и знания того, что ещё только будет изложено, - так называемый эффект отсутствия информации". Облачение содержания учебного материала гуманитарных дисциплин в правильную речевую форму облегчит усвоение его студентами, позволит познать суть изложенного автором.
5. Генерализация учебного материала гуманитарных дисциплин, его группировка вокруг ряда "стержневых", основополагающих идей при отсутствии сильной обобщённости теоретического материала.
Представление учебного материала в виде, удобном для его усвоения студентами предполагает то, что он должен быть в меру объёмен, но также и не слишком сжат, так как студентам заочной формы обучения также трудно самостоятельно подобрать нужную информацию по теме, как и прочесть её в свёрнутой форме. Студентам-заоч-никам лучше всего не предъявлять учебный материал в обобщённом виде, а дать им возможность самостоятельно "сепарировать", устанавливая связи между семантическими элементами учебного материала.
6. Идейная направленность, следование учебного материала моральным установкам, принятым в обществе.
В начале 1990 годов в период перехода России к рыночной экономике была искоренена советская идеология, страна пошла по принципу деидеологизации образования, в частности высшего, создался "идейный вакуум", учебный материал гуманитарных дисциплин был очищен от морали. Исходом всего этого явились утеря гуманности и прочих нравственно-этических личностных качеств студентов, появление равнодушия к жизни общества, своего трудового и учебного коллектива, а также безразличие к людским судьбам. Поэтому мы обязаны, по мнению Л.И. Ольштынского [7], опираясь на опыт того, что разрушение СССР началось с идеологического развала, рассматривать идеологию не как нечто устаревшее и ненужное, а в её действительной роли как мировоззренческого обоснования коренных интересов общества. Учебный материал гуманитарных дисциплин, пропитанный идеями гуманизма, нравственных отношений в обществе обогатит студентов социальным опытом, позволит приобрести социально - значимые компетенции.
7. Воспитание студентов посредством внешних нравственных установок, направление их деятельности в нужное русло.
По сути, речь идёт здесь о той же моральной насыщенности учебного материала. Однако, как известно, студенты, обучаясь в вузе, одновременно изучают один и тот же учебный материал, приобретают в процессе обучения такие необходимые качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость в достижении цели и так далее. Но, как замечает В.В. Краевский [8], "всё зависит от того, для чего и в какую сторону будут направлены эти качества. Настойчивость, трудолюбие, тщательность проработки деталей нужны и для успешного достижения не вполне достойных, а то и преступных целей.". Придерживаясь та-
кого мнения, что каждый взрослый человек, не ребёнок (а речь идёт здесь о вполне вышедших из этого, да и подросткового возраста студентах-заочниках) сам в праве решать - принимать ему лекарства от болезни или ожидать, когда организм сам справится с ней, мы, как и О.В. Немирович относим к высшей форме направленности личности студентов заочной формы обучения убеждение, которое может быть выражено воздействием на личность грамотно адаптированного учебного материала. С той целью, чтобы студенты делали правильные выводы, изучая учебный материал гуманитарных дисциплин, помимо информативной, необходимо включить в учебный модуль практическую или операционно-деятельностную часть учебного материала, которая способна взять на себя бремя нравственной "обработки" полученной информации, дать правильную оценку тех или иных исторических событий, различных суждений, развить у студентов адекватные аналитические способности.
8. Адресность (термин Берсенёва А. И.), то есть направленность на адресата.
Адресатом в учебном процессе является не кто иной, как студент. Поэтому под адресностью учебного материала гуманитарных дисциплин следует понимать учёт возрастных, специфических и индивидуально-психологических особенностей студентов. К возрастным особенностям студентов заочной формы обучения относится разновозрастность, к специфическим - совмещение учебной деятельности с трудовой, сессионное обучение и так далее, которые указывают на необходимость принятия их во внимание при формировании учебного материала гуманитарных дисциплин.
9. Уход от дескриптивного характера изложения учебного материала, ведущего просто к описанию разнообразных явлений и объектов, наличие предпосылок в нём к выработке у студентов критического мышления.
Гуманитарный учебный материал должен иметь потенциал к критическому осмыслению его студентами, над ним должна произойти своего рода ревизия, содержащая личностно-смысловые переживания субъекта, изучающего учебный материал. Необходимость этого требования состоит в том, чтобы студенты с помощью данного выработанного на основе изучения учебного материала гуманитарных дисциплин умения, научились выносить оценку тем или иным явлениям действительности, проводить в дальнейшем нравственно-этическую экспертизу своей профессиональной деятельности с позиции пользы - вреда, опасности - безопасности её результатов.
10. Направленность учебного материала гуманитарных дисциплин на нахождение учащимися смысла жизни, удовлетворение их личных и профессиональных интересов.
Иллюстрация его конкретного применения. Осознание важности и значимости жизни как таковой (жизни отдельных людей, стран и народов, жизни планеты в целом) посредством учебного материала гуманитарных дисциплин, восприятие человека как наивысшей ценности поможет смягчить негативные эффекты технократизма, воспитает у студентов уважение к созидательной деятельности и отвращение к агрессии и жестокости. Отражение в учебном материале ценностных аспектов излагаемого научного знания, иллюстрирующих студенту, какое конкретно отношение к его жизни в самых разнообразных её аспектах и проявлениях имеет излагаемый учебный материал, повысит интерес к нему у студента, позволит подойти к любому тексту как способу пополнения собственного опыта.
11. Содержание в учебном материале гуманитарных дисциплин не столько знаний, сколько своего рода интеллектуальных инструментов - методов их получения.
В настоящее время главной задачей подготовки студентов-заочников становится не столько передача знаний, сколько формирование базовых компетенций, универсальных способов деятельности, умений в течение всей жизни совершенствовать полученные знания. Будущий специалист призван быть в современном обществе не только образованным, но и мобильным, способным саморазвиваться. Этому должен и способствовать учебный материал. "Учебные материалы" должны являться "не столько носителями определённой учебной информации, сколько
организаторами мыслительной работы, мыследеятельности обучающихся" [9]. Пользуясь ими, студент научится осуществлять самостоятельный поиск решения тех проблем, которые предлагает ему сначала вузовское, а затем и то профессиональное сообщество, в котором он собирается реализовать себя. Любое научное знание требует, при наблюдении за исследуемым объектом, описания тех или иных явлений, происходящих с ним, анализирования, синтезирования полученной информации, прогнозирования результатов, и наконец, изложения теории. Учебный материал гуманитарных дисциплин, обучающий таким умениям - хорошее подспорье для успешной научной, а также трудовой деятельности.
12. Наличие смысловых связей между элементами учебного материала.
Смысловые связи играют определяющее значение в запоминании учебного материала, так как объединяют его в смысловое целое, создавая у студентов обобщённую образную картину изучаемого объекта. Учебный материал, построенный в виде цельной системы взаимосвязанных и развивающихся элементов, представляющих собой небольшие логически законченные отрезки информации, даёт возможность провести анализ изучаемого материала, извлечь из него главное, сделать соответствующие выводы, выразить по отношению к нему субъективное мнение, установить вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию.
13. Активизация теоретического материала путём поэтапного формирования умственных действий.
Демонстрация теоретической части учебного материала в гипотетической профессиональной ситуации с вовлечением в неё студентов приводит к непроизвольному запоминанию студентами объектов учебной деятельности, их активному отношению к изучаемому материалу. "Любое психическое образование, писал П.И. Зинченко [10], - ощущение, представление и т.п. -является не результатом пассивного, зеркального отражения предметов и их свойств, а результатом отражения, включённого в действенное, активное отношение субъекта к этим предметам и их свойствам. Субъект отражает действительность и присваивает любое отражение действительности как субъект действия, а не субъект пассивного созерцания".
Усвоение учебной информации, по В.П. Беспалько, имеет несколько уровней.
0. Понимание, которое свидетельствует о способности обучающегося к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости при отсутствии опыта (знаний) в конкретном виде деятельности.
1. Узнавание, при котором обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие).
2. Воспроизведение, когда обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.
3. Применение, во время которого проявляется способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается уже как продуктивное.
4. Творчество, в котором обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.
А.Л. Бердичевский даёт следующее определение обозначенным выше уровням усвоения учебного материала: осознанное восприятие, запоминание (воспроизведение), применение знаний по образцу, творческое применение знаний.
Учебный материал, ориентированный на достижение студентами четвёртого наивысшего уровня, должен быть построен с учётом предоставления студентам возможности постепенного перехода от одного уровня усвоения учебного материала к другому, позволяя организовать на основе теории поэтапного формирования умственных действий рациональный самостоятельный поиск решения учебно-познаватель-ных проблем заочниками.
14. Соответствие учебного материала гуманитарных дисциплин всеобщим стандартам - ФГОС ВПО, обеспечивающее преемственность ступеней образования, регулирующее соотношение частей образовательных программ и их объём, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.
Соблюдение данного требования даст студентам заочной формы обучения, во-первых, гарантии в получении ими достойного образования, а, во-вторых, уверенность в объективной оценке накопленного ими опыта деятельности.
Эффективность адаптации учебного материала, проводимая при условии соблюдения перечисленных требований, была проверена нами на материалах иностранного языка и философии как наиболее распространённых представителей гуманитарных дис-циплин, изучаемых в вузах. Количество испытуемых (102 человека), проходящих обучение по заочной форме обучения на втором курсе Сургутского филиала Омского государственного
Таблица 1
Результаты итогового анкетирования студентов по дисциплине "Иностранный язык"
Номер вопроса Количество правильных ответов I
контрольная группа экспериментальная группа
1а Зб 41 77
2а 37 40 77
За 34 Зб 70
4а 35 37 72
1б 32 37 б9
2б 31 35 бб
I 205 22б 431
Таблица 2
Результаты итогового анкетирования студентов по дисциплине "Философия"
Номер вопроса Количество правильных ответов но дисциплине I
контрольная группа экспериментальная группа
1а 42 48 90
2а 42 4б 88
За 41 43 84
4а 40 43 83
1б 48 50 98
2б 4б 51 97
технического университета, отобранных по результатам предварительного тестирования по указанным предметам исходя из примерно одинакового уровня подготовки, в целях эксперимента было поделено на две группы.
Каждой группе предложили самостоятельно вне аудитории изучить темы "Advantages and disadvantages of using computers" по английскому языку и "Философия культуры" по философии. Первая группа, контрольная, получила широкий выбор всевозможных средств для изучения предложенных тем - ресурсы Интернет, различные учебные и учебно-методические пособия, доступные в библиотечном университетском и городском каталогах. Второй группе, экспериментальной, помимо всего прочего, пре-доставили адаптированный учебный материал по темам, разработанный с учётом перечисленных выше требований. Мотивацией для выполнения студентами данной работы послужило представление предложенных преподавателем тем в качестве зачётных единиц. Через определённое количество времени, достаточное для усвоения двух тем - одну неделю - каждой группе было предложено ответить на вопросы по изученным темам. Первый блок вопросов, отмеченный литером "а", был направлен на контроль усвоения учебного материала, приобретение умений применить его в практической деятельности, второй, отмеченный литером "б" - содержал вопросы на размышление по теме, осуществлял контроль за направленностью обучения. По окончании опроса была составлена следующая матрица ответов, показанная ниже.
Из данной таблицы видно, что группа, изучавшая темы с использованием адаптированного учебного материала показала лучшие результаты, как в усвоении тем, так и в получении практического опыта их использования, а также подверглась воспитательному воздействию. На разницу между показаниями первой и второй таблицы повлияло, вероятнее всего, отсутствие практики употребления иностранного языка студентами заоч-
Библиографический список
ной формы обучения, сказавшееся на восприятии данного учебного материала, а также на его воспроизведении и активизации. Однако, в целом, можно сделать вывод, что качество подготовки студентов заочной формы обучения улучшается благодаря применению адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин, а значит, происходит интенсификация учебного процесса на заочном отделении.
1. Жаравина, И.А. Адаптация учебного материала по гуманитарным предметам с целью повышения качества подготовки студентов заочной формы обучения // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 10.
2. Громыко, Н.В. Как возможна трансляция знания? // Высшее образование в России. - 2009. - № 1.
3. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке / М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорс-
кий. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1999.
4. Попков, В.А. Теория и практика высшего профессионального образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Академический проект, 2004.
5. Кузнецов, В.Г Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
6. Ашмарин, И.И. Гуманитарная составляющая университетского научно-технического образования / И.И. Ашмарин, Е.Д. Клементьев // Высшее образование в России. - 2009. - № 1.
7. Ольштынский, Л.И. Место гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном стандарте высшего образования третьего поколения. / Л.И. Ольш-тынский // Высшее образование сегодня. - 2008. - №4.
8. Краевский, В.В. "Человеческий фактор" в жизни и в педагогике // http: // bim-bad.reability.ru
9. Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, Ф.Г Чернявская,
М.Я. Беньковский, А.А. Вербицкий, Е.Л. Гаврилова, А.Д. Ишков, Е.С. Комраков, Н.Г Милорадова, М.В. Моисеева, А.М. Орел, Т.А. Сергеева. -М.: Дрофа, 2006.
10. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо , 2000.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 378
О.Г. Усанова, доц. ЧГАКИ, канд. пед. наук, г. Челябинск, Е-mail: kpl967@ mail.ru
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
Речевая культура личности педагога как результат коммуникативного образования, как ценностная структура, входящая в систему ценностей и целей образования, представлена в статье в рамках образовательно-педагогической аксиологии, отражаю-щей единство целевого содержательного и процессуального аспектов широко понимаемой образовательной деятельности.
Ключевые слова: культура речи, профессиональная коммуникативная культура, профессиональная культура речевого общения, культурообразующие компоненты.
Сегодня российское образование переживает радикальные изменения, суть которых - переориентация традиционного общества к современному обществу, или его модернизация. Меняется не только общество, но и человек. Основными чертами, отличающими современного человека от человека традиционного общества, являются следующие: интерес ко всему новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов; ориентация на смысловую значимость информации, на ее понимание, а не только на усвоение и автоматическое запоминание; эффективность в смысле рациональной экономичности, планирование времени; личное достоинство и др.
Среди носителей русского языка есть две категории лиц: одни считают, что приобретенная с детства возможность общаться с помощью ограниченного количества языковых средств
- это и есть совершенное владение языком, и сохраняют это свое заблуждение на всю жизнь; другие понимают, что свободное и целесообразное владение всем богатством национального языка есть результат образования и воспитания лингвистического вкуса.
Образование, являющееся частью и отражением культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога, т.к. только Личность может воспитать Личность. Такого уровня преподаватель достигает в результате профессиональной подготовки и самообразования с учетом специфики педагогической деятельности. А специфика эта состоит в том, что результат её всегда есть следствие совместной деятельности педагога и обучаемого. Важнейшим фактором этой деятельности является речевое общение, руководить которым должен педагог. В пос-
ледние годы широко и серьезно освещаются вопросы не только культуры педагогического общения, но и педагогической риторики, которая предполагает следующее:
- общую культуру речи;
- владение терминологией преподаваемой области знаний;
- умение строить монологическую научную речь;
- организовать профессиональный диалог и управлять им [1].
Общая культура речи связана с качествами речи, её норми-
рованностью, точностью, выразительностью, чистотой, богатством, уместностью. Владение терминологией науки предусматривает знание фактов, усвоение основных понятий этой науки, понимание взаимоотношений между ними, умение устанавливать связи между известными и новыми фактами и понятиями, а также умение использовать их в практическом анализе, в организации профессионального диалога. Умение строить монологическую научную речь, безусловно, связано с овладением речевой системой построения научного текста. Основным путем формирования этих умений следует назвать наблюдение и анализ образцов научной речи, которые могут служить основой построения и совершенствования самостоятельных высказываний в научном стиле. При рассмотрении вопросов профессионального педагогического мастерства обсуждают, как правило, не ин-дивидуальную культуру личности, а профессиональную коммуникативную культуру, которую можно рассматривать через совокупность следующих культурообразующих компонентов.
Первый из них - эмоциональная культура, культура чувств, которая представляет собой адекватное реагирование на воздей-