Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной компетентности в условиях заочной формы обучения'

Особенности формирования профессиональной компетентности в условиях заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRAMURAL (CORRESPONDENCE) TRAINING / COMPETENCY / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / SYLLABUS / ACADEMIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыгулева Маргарита Викторовна

Обосновывается необходимость применения компетентностного похода к обучению студентов заочного отделения. Предпринимается попытка выявить основные трудности подготовки компетентного специалиста в рамках заочной формы обучения. Особое внимание уделяется психофизиологическим особенностям данной категории обучающихся. Подчеркивается, что эффективность подготовки компетентного специалиста, обучающегося заочно, напрямую зависит от учета личностно-индивидуальных особенностей обучающихся, организационных аспектов учебной деятельности и методической организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCY FOR EXTRAMURAL STUDENTS

The paper justifies the necessity of competency approach in teaching correspondent students. The author makes an attempt to identify major difficulties in the process of extramural training of competent specialists. Particular attention is paid to psychophysiological features of this category of students. It is emphasized that the training efficiency of competent specialists being trained extramurally is in direct relationship to students' personal and individual features, organizational aspects of academic work and methodological organization of training activities.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной компетентности в условиях заочной формы обучения»

сложилась целостная система, позволяющая обеспечить непрерывный процесс развития научной коммуникации на разных этапах обучения в вузе.

Кроме того, несмотря на необходимость формирования общекультурных и базовых компетенций, все же не все студенты, с одной стороны, способны, с другой - мотивированы на то, чтобы повышать свой уровень коммуникативной культуры. Поэтому именно сту-

денты-исследователи могут стать пионерами и первичными объектами для реализации системы развития научных коммуникаций в техническом вузе. В перспективе технологии и методики развития научных коммуникаций могут применяться как к аспирантам, так и ко всем студентам вуза, носить либо факультативный, либо обязательный характер в зависимости от курса обучения, специальности и пр.

Библиографический список

1. Вдовин К.Н. Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2011. №10. С. 63-70.

2. Завьялов А.М., Воробец Т.А. Знание иностранного языка -залог конкурентоспособности специалиста // Вестник СибА-ДИ. 2010. № 1 (15). С. 60-64.

3. Завьялов А.М., Федорова М.А. Система подготовки студента технического вуза к научной деятельности: обоснование и предложения // Омский научный вестник. 2011. № 1. C. 89-92.

4. Коммуникация научная // Мир словарей [Электронный ресурс]. Социологический словарь. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_soc/KOMMUNIKACIJA-NAUCHNAJA-6311.html (дата обращения: 12.10.2011).

5. Микешина Л.А. Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности [Электронный ресурс]. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с. -URL: http://www.alleng.ru/d/phil/phil036.htm (дата обращения: 14.01.2011 г.).

6. Слесаренко И.В. Направления подготовки по иностранным языкам для сотрудников современного технического вуза // Успехи современного естествознания. 2010. №3. С. 9798. - URL:

http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article _id=7784467 (дата обращения: 05.04.2012 г.)

7. Степанов Б.Е. Коммуникативное измерение науки в преподавании академического письма // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 123-127.

8. Орлова Г.А. Практическая аналитика: анализ дискурса в университетском спецкурсе // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 127- 133.

9. Перлов А.М. «Чего хотеть» и «как объяснить»: эволюция курса по основам академической работы // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 133-140.

10. Федорова М.А. Создание реферативной среды как условие развития научной коммуникации // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. Омск: СибАДИ, 2011. № 1(19). С. 96-99.

11. Фролов А.В. Фролов // Alma mater. 24 ноября 2011. -Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/favorite/ (дата обращения: 25.01.2012).

12. Carley K., Wendt K.. Electronic mail and scientific communication. a study of the soar extended research group // Science communication. - 1991 - № 4 - p.406-440.

13. Hurd J. M. Transformation of scientific communication: a model for 2020 // Journal of the American society for information science. 51 (14):1279-1283, 2000.

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

М.В.Цыгулева2

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Обосновывается необходимость применения компетентностного похода к обучению студентов заочного отделения. Предпринимается попытка выявить основные трудности подготовки компетентного специалиста в рамках заочной формы обучения. Особое внимание уделяется психофизиологическим особенностям данной категории обучающихся. Подчеркивается, что эффективность подготовки компетентного специалиста, обучающегося заочно, напрямую зависит от учета личностно-индивидуальных особенностей обучающихся, организационных аспектов учебной деятельности и методической организации учебной деятельности. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: компетентность; заочное обучение; психофизиологические особенности; содержание обучения; учебная деятельность.

SOME PECULIARITIES OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCY FOR EXTRAMURAL STUDENTS M.V. Tsyguleva

Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI), 5 Mir Av., Omsk, 644080.

1Цыгулева Маргарита Викторовна, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89136306082, e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com

Tsyguleva Margarita, Associate Professor of the Foreign Languages Department, tel.: 89136306082, e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com

The paper justifies the necessity of competency approach in teaching correspondent students. The author makes an attempt to identify major difficulties in the process of extramural training of competent specialists. Particular attention is paid to psychophysiological features of this category of students. It is emphasized that the training efficiency of competent specialists being trained extramurally is in direct relationship to students' personal and individual features, organiz a-tional aspects of academic work and methodological organization of training activities. 16 sources.

Key words: competency; extramural (correspondence) training; psychophysiological characteristics; syllabus; academic work.

Непрерывность и постоянное совершенствование

- основа образования в современном мире. Современный специалист должен не только уметь создавать социально значимые ценности, но и понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, быть способным к выбору, сотрудничеству, быть динамичным, профессионально мобильным, уметь обновлять свои знания, умения, навыки, быть открытым, конструктивным, нравственным, толерантным, готовым к международному сотрудничеству.

Ставя перед собой задачу подготовить компетентного специалиста, высшие учебные заведения ориентируются на компетенции, закрепленные в федеральных государственных стандартах, объявляемых в качестве требований к результатам освоения основных образовательных программ. Освоение компетенций в конечном итоге сводится к овладению профессиональной компетентностью, т.е. способностью и готовностью человека к профессиональной деятельности, которая осуществляется с пониманием сути задач и проблем, знанием имеющегося опыта, активным овладением достижений, умением выбирать адекватные средства и способы достижения цели, осознанием социальной значимости, чувством личной ответственности за результаты, ориентацией на профессиональную успешность и способностью к самосовершенствованию [1].

Если цель высшего образования одна - подготовка компетентного конкурентоспособного специалиста,

- то формы организации процесса обучения для достижения данной цели достаточно разнообразны. Получить высшее образование можно очно, заочно, дистанционно, по очно-заочной, вечерней форме обучения или экстерном. Заочное обучение, являясь частью системы непрерывного обучения, представляет собой такую форму организации учебного процесса, при которой возможно сочетание получения образования с профессиональной трудовой деятельностью. Эта форма обучения реализуется на основе единого государственного стандарта и предполагает «самостоятельное прохождение учащимися отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателями специализированного учебного заведения, и очную сдачу в нем установленных экзаменов» [2].

По данным статистики Российского образования социальная значимость обучения без отрыва от производства (заочное обучение) возрастает. Если в 1985

г. количество выпускников-заочников в России составляло 127,3 тысяч человек, то в 2010 г. - более двух миллионов [3, 4]. Студентами данной формы обучения являются люди в возрасте от 17-19 до 50 лет. Исследования показали [5], что в настоящее время под эту категорию учащихся попадают: желающие обрести новую специальность; люди, испытывающие нехватку современных знаний и умений; работающие не по специальности (в связи со случайным выбором профессии или отменой обязательного государственного распределения, а также тем фактом, что количество выпускаемых специалистов по ряду специальностей превысило спрос на них со стороны предприятий и организаций), но стремящиеся сохранить свое рабочее место; выпускники школ, зависящие от уровня дохода семьи. С одной стороны, адаптация к жизни в современных условиях - это неизбежный процесс для людей от 35 лет. Многим приходится искать способы, позволяющие наиболее эффективно использовать свои знания и опыт. С другой стороны, как показало исследование, большинство студентов не может позволить себе успешно завершить достаточно длительный процесс обучения на дневном отделении в вузе, а некоторые даже и начать его. Вместе с тем, современные условия развития общества требуют от человека профессионализма и компетентности. На предприятиях требуются высококвалифицированные работники, так как темпы развития науки и техники очень высоки.

Существует мнение [6], что заочное обучение никогда не могло соперничать с очным по качеству приобретаемых знаний, тем самым эти две формы сравниваются как более качественная и более массовая. Причины столь негативного отношения к заочной форме обучения усматриваются в использовании неэффективных форм и методов обучения, поскольку заочная форма обучения имеет свои особенности в подборе содержания обучения по ряду дисциплин (в том числе и дисциплины «Иностранный язык»).

Характерными особенностями заочной формы обучения, вызывающими определенные трудности в достижении цели обучения, являются следующие:

- психофизиологические особенности студентов;

- разновозрастный состав академической группы;

- соотношение видов и форм учебной деятельности и т.д.

Заочное обучение дает возможность получать образование в любом возрасте, поскольку позволяет учиться без отрыва от производства, что является не только преимуществом, но и определенной проблемой, поскольку организация совместного обучения студентов разных возрастных категорий (20 - 25 и

старше 25), которые бы могли не только выполнять определенные задания с целью получения информации, но и развиваться, становиться профессионально компетентными благодаря обучению в вузе, требует тщательной проработки. С целью выявления психофизиологических особенностей студентов-заочников, игнорирование которых отрицательно сказывается на качестве обучения, нами был проведен сравнительный анализ психолого-педагогической литературы. Особое внимание хотелось бы уделить той категории обучающихся, которая не попадает под традиционное понимание «студенческий возраст».

Если студентов в возрасте до 25 лет отличает высокий уровень способности к учению на основе ассоциативной, конкретной, логической памяти и оптимальное развитие интеллектуальных функций вне зависимости от рода деятельности, то общие характеристики интеллекта студентов старше 25 лет, по данным В. Овенса и Л. Шоенфельдта, напрямую зависят от одаренности и образования [7]. Возраст от 25 лет характеризуется максимальным развитием физических и умственных сил, основательностью знаний и навыков, уравновешенностью, чувством долга, высокой чувствительностью к общественной оценке и духом соревнования. К этому возрасту окончательно определяются как основные, так и побочные интересы. У людей этого возраста отмечается заниженная или завышенная самооценка [8]. Большой объем внимания и хорошая переключаемость обеспечивают возможность осуществлять разнообразные виды деятельности. Взрослые люди стремятся немедленно реализовать полученные знания, умения, навыки и качества, стремятся решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей при помощи учебной деятельности.

В процессе формирования профессиональной компетентности данной категории студентов возникает проблема учета сформированных психологических барьеров и стереотипов [9]. М. Кноулз, занимаясь проблемами обучения взрослых, пришел к выводу, что «неофициальное обучение», т.е. гибкое обучение, проходящее в дружелюбной и свободной обстановке, с опорой на опыт и энтузиазм, является наиболее эффективным в данном случае. Он подчеркивает, что основные проблемы взрослых людей возникают в рамках человеческих отношений.

Являясь формой психической активности, обучение - это процесс, который происходит постоянно. Поэтому говорить о том, что с возрастом обучение осуществлять намного труднее, было бы не совсем правильно. Хотя не все ученые долгое время верили в возможности взрослого человека успешно учиться. Проблемы обучения человека в зрелом возрасте долго оставались за пределами внимания наук об образовании. Ананьев Б.Г. отмечал парадоксальность того, что в центре психологического познания развития человека оказывался ранний и поздний онтогенез, а на «периферии» те этапы жизни, когда человек живет наиболее творческой, активной и продуктивной жизнью, хотя в рассматриваемый возрастной период психическое развитие человека не прекращается, а,

напротив, наиболее интенсивно развиваются психические функции, востребованные профессиональной деятельностью [11].

Движущей силой развития является личная деятельность обучаемого [12]. Психическая активность зависит от индивида, его побуждений, жизненного тонуса, проявляющихся во взаимосвязи с действительностью. Чем выше психическая активность обучаемого, тем выше качество обучения. С психологической точки зрения обучение постоянно направлено на достижение целей, формируемых самим человеком в реальных жизненных ситуациях. По достижении какой-либо одной цели индивид ставит перед собой новые задачи, требующие решения и т.д. Если эти цели, а также методы и средства, необходимые для их достижения, соответствуют уровню развития, состоянию здоровья, возрасту и т.д., то процесс обучения происходит эффективно. При соответствующих условиях успех в воздействии на личность может быть гарантирован на любом этапе развития человека.

Следует четко понимать, что копирование содержания, форм и методов дневного обучения для заочного, пусть и в усеченном виде, недопустимо. Поскольку заочное обучение основывается на самостоятельной работе, следует рассмотреть особенности организации данной формы учебной деятельности для данной категории студентов. Рассматривая дисциплину «Иностранный язык», мы выяснили, что самостоятельная работа сводится у студентов заочной формы обучения к выполнению контрольной работы и заучиванию текста по теме (причем все это выполняется в большинстве случаев во время сессии), что не соответствует современным стандартам. Традиционные лекции с последующим заучиванием и воспроизведением обучаемым материала определенного конкретного объема в устной или письменной форме остаются неизменными, а отбору содержания не уделяется должного внимания, поскольку рабочие программы по иностранному языку для студентов заочных отделений ряда вузов, как показал анализ, содержат стандартный, из года в год повторяющийся набор тем. На практике оказывается, что результатом обучения данному предмету является формирование умений и навыков чтения и перевода специальных текстов со словарем, а планирование самостоятельной работы студентов в основном заключается в том, чтобы указать перечень грамматических и разговорных тем, которые студенты должны проработать и подобрать литературу, содержащую лексико-грамматические упражнения по данным темам. Показательным является, например, учебно-методическое пособие для студентов-заочников, изданное в 2009 г., когда вопросам модернизации системы российского образования уделялось большое внимание [13], в котором указано, что студентам «нужно усвоить лексико-грам-матический материал основного курса рекомендуемого базового учебника для технических вузов». Анализ же рекомендуемого учебника для инженеров показал, что, несмотря на достоинства данного издания, студентам, работающим без непосредственного руководства преподавателя, использовать его в самостоя-

тельной работе достаточно сложно. Поэтому данный учебник может быть использован студентами-заочниками в качестве грамматического справочника и сборника текстов для чтения.

У взрослых людей оперативная память работает хуже и легче нарушается [9], следовательно, лекционная форма подачи материала для студентов данного возраста не подходит. Несмотря на то, что многие преподаватели считают лекцию наиболее экономичной формой обучения, а в современных условиях развития информационных технологий видео-лекцию -одной из наиболее привлекательных, по сути, данная форма не отвечает основному требованию - помогать людям учиться.

Тем не менее, по мере взросления развитие человека происходит за счет внутренних условий [14]. Саморазвитие, самовоспитание, самоформирование занимают всё большее место, и при грамотном управлении и организации процесса обучения заочная форма также может успешно решать задачи по подготовке конкурентоспособного компетентного специалиста, что подтверждают исследования Вяликовой Г.С., Поповой Т.П., Скворцовой О.В., Деркач И.И., Цыгулевой М.В. и др.

В настоящее время многие педагоги видят осуществление заочного обучения через дистанционное, ссылаясь на то, что заочной формы обучения больше нет ни в одной стране мира, называют ее несовременной и устаревшей [15]. Мы полностью разделяем точку зрения Атанова Г.Н. о том, что дистанционными

могут быть только информационные системы, поскольку обеспечивают доступ к информации (во-первых, систем, в которых предполагаются тьюторы, очень мало, а, во-вторых, основой в работе с такими системами является письменная речь), а реальной деятельности по развитию обучающегося не организуют, поэтому могут быть дополнительными (видеоконференции, чаты), но не базовыми [16].

Итак, организация заочной формы обучения имеет свою специфику. Необходимо принимать во внимание, что эффективность формирования профессиональной компетентности у студентов данной формы обучения напрямую зависит от учета следующих особенностей:

1) личностно-индивидуальные особенности обучающихся:

- опыт обучения;

- психологические барьеры и стереотипы;

- базовые знания;

2) организационные аспекты учебной деятельности:

- ограничение в аудиторном и личном времени;

- формирование студенческих групп с учетом психофизиологических особенностей обучающихся;

3) методическая организация учебной деятельности:

- соотношение форм и методов организации процесса обучения;

- учебная литература, отвечающая современным требованиям.

Библиографический список

1. Цыгулева М.В. Определение профессиональной компетентности инженера // Материалы общероссийской электронной научной конференции на основе интернет-форума «Актуальные вопросы современной науки и образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zaochno.forum24.ru/71 -2-100-00000009-000-0-0.

2. Российская Педагогическая Энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.p hp.

3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия. 1971. Т.5. 640 с.

4. Агранович М. Цена результата: Норматив и качество образования // Народное образование. 2002. № 10. С. 29 -31.

5. Шиляева В.И. Заочное высшее профессиональное образование в малых городах в условиях перехода к рыночным отношениям // Вестник Удмуртского университета. 2006. №3 С. 82 - 87.

6. Ильин Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России. 2000. № 1 С. 64- 69.

7. Schoenfeldt L., Owens W. Age and Intellectual Change [Текст] : a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Труды XVIII Международного психологического конгресса. - 1966. -

Вып. 29.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб. : Речь, 2007. 656 с.

9. Rogers, J. Adults learning - Berkshire: Open University Press, 2007. - 287 p.

10. Smith, M. K. (2002) 'Malcolm Knowles, informal adult education, self-direction and anadragogy', the encyclopedia of informal education. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.infed.org/thinkers/et-knowl.htm.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 : Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

13. Шляхова В.А., Любимова Т.Д. Английский язык. Контрольные задания для студентов технических специальностей. М.: Высшая школа, 2009. 144 с.

14. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.

15. В СПбГУ больше не будет заочников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/news/SPbSU-Closes-Extra-Mural-Department.

16. Атанов Г.Н. Возрождение дидактики - залог развития высшей школы. Донецк: ДОУ, 2003. 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.