стно-профессионального саморазвития; создание условий для активного доформировывания и развертывания субъектной позиции специалиста как системы его взглядов и установок в отношении собственного жизненного и профессионального пути.
Роль учащегося: инициатор акмеологических проектов по своей будущей специальности, мультипликатор.
Роль учащего: коучер студенческих инициатив.
Содержание
Этап целеполагания (тренинг целеполагания): преобразование среды НКО для наиболее полного профессионального саморазвития.
Когнитивный этап (когнитивный тренинг): методология неформального образования: как обучить команду и стать менеджером, коучем инициатив, проектирование профессионального пути.
Этап рефлексии (рефлексивный тренинг): самоанализ деятельности в организации, формирование дальнейшей образовательной траектории, создание образа профессионала.
Разработанная нами модель развития инициативности студентов апробируется в рамках подготовки волонтеров Че-
лябинского областного педагогического отряда. Проводя промежуточный итог эксперимента, в котором участвуют порядка 150 студентов Челябинского государственного педагогического университета, Южно-Уральского государственного университета, Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского государственного университета, Челябинской государственной медицинской академии, мы можем констатировать, что на сегодняшний день на субъектном уровне находятся порядка 20% студентов, которые реализуют либо готовят к реализации инициативы из области своей профессиональной деятельности: педагогики, психологии, журналистики, хореографии, информационных и РЯ-тех-нологий. До начала эксперимента реализовывалось не более 45 проектов в год, тогда как на этот год в рамках этапа целепо-лагания запланировано порядка 20 проектов различного масштаба. Это говорит о том, что субъектно-деятельностный подход является средством, позволяющим выстроить модель, усовершенствующую процесс развития инициативности студентов в условиях некоммерческих организаций.
Библиографический список
1. Волков, А.Е. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики: материал для обсуждения / А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л.И. Якобсон // Образовательная политика. - 2008. - № 8 .
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Логос, 1997.
4. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное педагогическое образование. - № 1. - 1999.
5. Хуторской, А.В., Хуторская, Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1.
Статья поступила в редакцию 11.12.09
УДК 378
А.Н. Гладышев, соискатель НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА ЭЛЕКТРОННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Совершенствование учебного процесса студентов заочного обучения вуза возможно при условии создания педагогами авторских методических разработок, отражающих дидактическое состояние вузовской дисциплины и современную профессиональную деятельность, практику обучения взрослых, преобразующую деятельность студентов до самостоятельного образовательного процесса.
Ключевые слова: заочное обучение, преподаватель, студент, самостоятельная работа, учебное пособие, информационные технологии.
Проводимые в России рыночные реформы самым непосредственным образом затронули различные стороны социально-экономической жизни общества, обострили проблему занятости взрослого населения. Сейчас экономика остро нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания и самостоятельно овладевать новыми навыками. Важное место в решении этих вопросов принадлежит системе образования и в первую очередь высшей школе, которая определяет степень развития общества, так как ее выпускники после окончания вуза занимают ведущее положение во всех отраслях хозяйства. Высшие учебные заведения призваны создавать образовательное пространство, в котором будет развиваться умение по восполнению и коррекции профессиональных знаний в режиме учебного процесса. Высшая школа должна способствовать становлению и развитию личности, ее адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию способности специалиста к переориентации в профессиональной сфере с постоянно усложняющимися требованиями.
Социально-экономические особенности нынешнего времени сделали наиболее приемлемой для большинства взрослых заочную форму обучения, которая значительно сокращает разрыв между наукой и ее приложением. В решении стоящих перед образованием задач в заочном обучении студентов
имеются наибольшие трудности в силу специфических особенностей: необходимость самостоятельного усвоения знаний и недостаточный уровень выработки умений и навыков самостоятельного учебного труда, низкая адаптация к данной форме обучения; отрыв от практики производственной работы, ограниченный ресурс времени для самостоятельной учебной работы.
Исследованию отдельных аспектов вузовского заочного обучения посвящены работы А.Н. Варнавского, Б.А. Грицюка, М.Т. Громковой, Г.В. Овдиенко, Г.И. Спижанкова, И.Г. Шам-сутдиновой и многих других. Занимаясь разработкой вопросов заочного обучения, М.Т. Громкова [1] установила, что, во-первых, содержание заочного обучения определяется общими со стационарной формой квалификационными характеристиками. На основании этого ею сделан вывод о том, что оно должно иметь другую последовательность, членение, композицию, быть более доступным, адекватным для условий заочного обучения. Во-вторых, реализация содержания обучения осуществляется в педагогическом процессе, который также характеризуется значительной специфичностью. Его организация, по мнению М.Т. Громковой, определяется условиями отрасли и региона, особенностями учебного заведения, специальности, группы и индивидуальными возможностями каждого студента.
Одновременно с этим И.Г. Шамсутдинова [2] отмечает такую существенную особенность заочного обучения как большая доля самостоятельной работы по сравнению с объемом аудиторных занятий. Это вызывает необходимость решения проблемы совместно-разделительной деятельности студента заочного отделения и преподавателя, то есть распределения предметного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой, определение последовательности его изучения в сочетании с консультациями, согласования самоконтроля студента и контроля преподавателя и др.
В педагогической науке продолжает оставаться актуальным вопрос о совершенствовании высшего заочного обучения. Существует ряд мнений: так, В.В.Чамов [3] связывает его решение с разработкой учебных пособий, Т.М. Корчуга-нова [4] - с методами обучения, Б.А. Грицюк [5] - с более рациональным использованием студентами учебного времени, Г.В. Овдиенко [6] - с готовностью студентов к самостоятельной работе. Н.В. Путилина [7] предлагает совершенствовать содержание подготовки будущих специалистов путем создания соответствующих методических материалов (программ, учебников, учебных пособий и т.п.), а также процесса подготовки, т. е. поиска и использования средств, методов, обеспечивающих повышение эффективности и качества усвоения знаний и их использования в практической деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова [8], приоритетное значение необходимо уделять содержанию учебного плана, который должен быть ориентирован на интересы и особенности конкретного студента, учитывать возможности учебного заведения.
Ряд исследователей в вопросе совершенствования заочного обучения первостепенное значение уделяют его психо-лого-педагогической основе. Так, Б.Г. Матюнин [9] в качестве значимых факторов процесса обучения взрослых называет психологический настрой на творческо-познавательную деятельность, формирование установки на самообразовательную деятельность.
Педагогической наукой установлено, что фактором, стимулирующим, активизирующим и направляющим учебную деятельность, являются мотивы. Мотивация учебной деятельности непосредственно связана с конечной целью обучения. От цели, которую ставит себе взрослый, зависит достижение того или иного результата в обучении. Именно цель позволяет обучающемуся организовать свою деятельность, направленную на ее достижение. Исследованиями ученых установлено, что активизирует обучение взрослых интерес: сформирован-ность профессионального интереса, считает В.Г. Вершловский [10], способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность.
А. М. Дорошевич [11], признавая значимость положительной мотивации и познавательного интереса, связывает совершенствование заочного обучения в высшей школе с более широким внедрением в учебный процесс активных методов обучения. В настоящее время к таким методам в профессиональной педагогике относится проблемное обучение, развивающее обучение, метод погружения, метод мозгового штурма и др. Активизации учебного процесса способствует использование структурно-логических схем в процессе предоставления обучаемым учебной информации, а так же модульное обучение.
Важные дидактические выводы по вопросу средств обучения содержатся в публикациях И.Г. Шамсутдиновой [2], которая считает, что заочное образование в вузе в силу своих специфических особенностей в наибольшей степени усиливает значение учебных пособий в самостоятельной работе студентов. По ее мнению никакой самый хороший учебник (даже специальный для студентов заочных отделений) не может отразить специфику применения излагаемого материала в приобретаемой специальности. Учебник рассчитан на широкий круг специальностей и даже профилей. В этой связи только методические пособия могут оптимально дополнить общие для всех форм обучения учебники недостающей спецификой заочной подготовки, учетом специальности, призваны обеспечить доступность, профессиональную пригодность предмет-
ных знаний, расположить их в наиболее рациональной последовательности, дать собственно «указания» для самостоятельной работы.
Некоторые вопросы, связанные с учебной литературой, порождают ряд специфических проблем современного вузовского образовательного процесса. В этой связи П.К. Гречко [12] отмечает такой негативный момент последнего времени, как значительное увеличение объема учебников. О перегрузке содержания учебников менее значимыми материалами говорит И.П. Товпинец [13]. На ухудшение обеспеченности библиотек учебниками и учебными пособиями обращает внимание З.И. Гура [14]. На снижение количества выпуска учебной литературы указывает В.Д. Бердоносов [15]. Данные социологического исследования, проведенного Н.Г. Бабиной [16], показывают, что только около 40% студентов удовлетворены книгообеспеченностью учебного процесса, а без решения этого вопроса, отмечает Р. А. Казакова [17], невозможна подготовка высококвалифицированных специалистов в вузах.
В. Л. Грузов [18] констатирует факт, что сроки издания (до 4-5 лет) не соответствуют требованиям новизны и опережающей подготовки студентов.
Подобное явление установлено в нашем исследовании.
В результате проведенного в 2001-2007 гг. исследования на базе Сибирского Независимого института, Новосибирского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, Новосибирского филиала Московского института предпринимательства и права по проблеме наличия печатной учебной литературы по дисциплине «Хозяйственное право» на заочном отделении, было установлено:
1. Проблему с обеспечением учебной литературой отмечают 93% опрошенных студентов, а чрезмерную объемность ее содержания - 98%.
2. В связи с принятием за этот период 16 федеральных законов в новой редакции и внесением более 60 поправок в действующую законодательную базу хозяйственной деятельности перестали соответствовать действующему законодательству целые разделы учебной литературы, например, несостоятельность (банкротство) субъектов хозяйственной деятельности; правовое регулирование качества товаров, работ, услуг. Многие разделы частично потеряли свою актуальность.
3. Учебная литература содержит достаточно объемный теоретический материал и предназначена для студентов экономического профиля без учета различных специальностей, индивидуальных особенностей обучаемых, форм обучения. Во всех анализируемых печатных источниках отсутствуют задачи и упражнения, позволяющие вырабатывать необходимые умения и навыки. Проверка усвоения знаний предусмотрена только в виде контрольных вопросов после изучения каждой темы.
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что студенты получают морально устаревшее, не соответствующее современному уровню учебно-методическое обеспечение.
Высокий уровень информатизации современного общества вплотную затронул систему образования. Изменения в технологии образования вызываются не только технической необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос.
В качестве факторов, вызывающих необходимость ускоренной компьютеризации в сфере образования, Б. С. Гершун-ский [19] называет:
1) повышение качества подготовки специалистов;
2) овладение навыками пользования компьютером;
3) внутренние потребности самой системы образования.
Ряд педагогов, ведя речь об информационно-компьютерных технологиях в образовании, обращают внимание на важный момент их значимости для студентов, как будущих специалистов. Так, по мнению Л.Л. Горбуновой [20], выпускник вуза должен знать о существовании доступных для него источниках информации и уметь ими квалифицированно пользоваться при решении стоящих перед ним профессиональных задач. Умение пользоваться персональным компьютером се-
годня является частью профессиональной и общей культуры специалиста.
В связи с этим компьютеризация учебного процесса является актуальной проблемой высшей школы в современных условиях. Совершенствование процесса обучения, как считает А.М. Косолапов [21], может быть обеспечено в современных условиях только при использовании новейших информационно-компьютерных технологий, которые приобретают первостепенное значение в заочном образовании в силу его специфических особенностей.
К дидактическим преимуществам информационно-компьютерных средств обучения, по мнению большинства исследователей (Б.С. Гершунский, О.Б. Болбат, В.Я. Сквирский, И.Ю. Лобанов, С. Л. Левонисова, И.В. Роберт), можно отнести: интенсификацию и оптимизацию учебного процесса; индивидуализацию и организацию деятельностного подхода к процессу обучения; освобождение студента от выполнения рутинных операций; возможность самостоятельно получать требуемую информацию; проведение контроля за результатами учебной деятельности при помощи электронного тестирования. Создание и применение новых компьютерных образовательных технологий - это один из путей решения проблемы подготовки специалистов современного, международного уровня. Исходя из этого, вузовский образовательный процесс должен строиться на основе максимального использования компьютерных средств обучения и электронных учебных материалов. Современное развитие информационных технологий в сфере высшего образования дает возможность подготовки различных программированных учебных пособий, тестов, контрольных заданий. На сегодняшний день в образовательном процессе используются разнообразные виды информационно-компьютерных технологий, например: компьютерные обучающие системы, электронные учебники, энциклопедии, справочники, учебные пособия.
Широкое использование в образовании информационных технологий, по мнению А.И. Долинер [22], требует от профессорско-преподавательского состава компьютерной грамотности. Одновременно ученый обращает внимание на неподготовленность значительной части профессорско-преподавательского состава к освоению таких технологий и введению их в практику преподавания. Подобное мнение имеет Б.С. Гершунский [19], указывая на то, что одна из проблем, препятствующая внедрению компьютерных технологий - это неподготовленность значительной части преподавательского состава к освоению таких технологий и введению их в практику преподавания. Причина этого кроется в наличии у некоторых преподавателей, не работающих с компьютерной техникой, определенного психологического барьера, возникающего к самой идее компьютеризации, и связанной с этим необходимостью приложить немалые усилия для овладения новой, весьма сложной и своеобразной техникой. Как считает
Библиографический список
Б.С. Гершунский, проблема психолого-педагогического обеспечения использования компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения поднимает и ряд других вопросов, а именно:
- целеполагания и реализации задач компьютерного обучения по разным учебным дисциплинам;
- поиск и обоснование эффективных способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях компьютерного обучения - формирование мотивации и познавательного интереса, установление рационального и педагогически оправданного диалогового общения учащихся с компьютером и др.
В ходе диссертационного исследования был изучен вопрос компьютерного обеспечения учебного процесса студентов заочного обучения. Были опрошены 38 педагогов профессорско-преподавательского состава Новосибирского филиала Российского государственного торгово-экономического университета и Сибирского Независимого института по вопросу использования ими компьютерного обеспечения. Установлено следующее:
1. Компьютерной грамотностью не обладают 8% преподавателей;
2. Используют электронные материалы при обучении студентов заочной формы - 58%;
3. Используют электронные материалы авторской разработки - 34%. В содержательном плане эти материалы касаются отдельных направлений учебного процесса, например, теоретических вопросов курса, практикумов, методических указаний по выполнению контрольных работ и т.п.
Приведенные данные свидетельствуют, что электронные учебные материалы не получили достаточно широкого применения в заочном обучении студентов вузов.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что заочная форма обучения имеет ярко выраженные специфические особенности, на современном этапе развития высшего образования требует совершенствования учебного процесса студентов. Совершенствование учебного процесса студентов заочного отделения вуза возможно электронным моделированием содержания учебной дисциплины. Возникшая ситуация предъявляет дополнительные требования к профессорско-преподавательскому составу вуза:
а) уметь не только пользоваться компьютером и компьютерной техникой, но и проектировать учебный процесс с учетом достижений науки профессиональной педагогики и анд-рагогики, современной практики вузовского обучения и производства;
б) уметь дидактически преобразовывать содержание учебной дисциплины, знать сущность программированного обучения, разрабатывать и внедрять учебно-методические материалы, обеспечивающие повышение качества подготовки специалистов.
1. Громкова, М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных: учебное пособие. - М.: ВЗИИТ, 1991.
2. Чамов, В.В. Задачи совершенствования электротехнической подготовки студентов-заочников / В.В. Чамов, В.Т. Песня, Т.В. Зенкевич // Проблемы совершенствования высшего заочного образования: Тезисы докладов межвуз. научно-метод. конференц. / Российский заоч. ин-т текстил. и лег. промышл-ти. - М., 2003.
3. Корчуганова, Т.М. Применение компьютерных методов обучения в преподавании химии // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тезисы докладов межвуз. научно-метод. конференц. Российский заоч. ин-т текстил. и лег. промышл-ти. - М., 2003.
4. Грицюк, Б.А. Совершенствование организации заочного обучения в педагогических институтах: автореф. дисс...кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Грицюк Богдан Антонович. - Киев, КГПИ, 1977.
5. Овдиенко, Г.В. Учет знаний как средство активизации познавательной деятельности учащихся-заочников: автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Овдиенко Галина Владимировна. - Тбилиси, НИИ педагогических наук Министерства просвещения Грузинской ССР, 1981.
6. Путилина, Н.В. Информационное обеспечение подготовки будущих учителей общеобразовательных школ в условиях непрерывного образования Информационное обеспечение прогнозирования развития системы непреревного образования: сб. науч тр. под ред. Б.С. Гершунского. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
7. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательная политика. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
8. Матюнин, Б.Г. Нетрадиционная педагогика // - М.: Школа-Пресс, 1994.
10. Вершловский, В. Г. Рабочая книга андрагога. - СПб, Знание, 1998.
11. Дорошевич, А.М. Психология компьютерной игры. - М.: Знание, 1988.
12. Гречко, П.К. Учебник по философии - каким бы хотелось его видеть // Проблемы теории и методики обучения. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003. - №8.
13. Товпинец, И.П. К дидактической характеристике функций учебника: сб. науч. трудов / отв. редакторы: И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989.
14. Гура, З.И. Разработка информационно-методической базы для проектирования конструкций из дерева и пластмасс // Информационные технологии обучения в условиях реформы высшей школы. Материалы научно-методической конференции. - Братск: БрИИ, 1998.
15. Бердоносов, В. Д. Концепция компьютерного учебника и «теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) // Проблемы и пути развития и внедрения новых образовательных технологий. Материалы научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 21-26 сент. 1998 г.) Редкол.: Ю.Г. Кабалдин (отв. ред.) и др. - Комсомольск-на-Амуре: Гос. тех. универ., 1999.
16. Бабина, Н.Г. Качество российского высшего образования: социологический анализ. / Н.Г. Бабина, Л.С. Онокой // Педагогические науки. -М.: Изд-во ООО «Компания Спутник», 2004. - №1.
17. Казакова, Р.А. Современные проблемы обеспечения вузов учебной литературой // Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: НИИВО, 2001. - Вып. 10.
18. Грузов, В.Л. Проблемы учебника в региональном техническом вузе в условиях рыночной экономики // Проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Вологда: ВОПИ, 1997.
19. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987.
20. Горбунова, Л. Л. Информационные технологии образования взрослых / Образование в жизни взрослого человека. Материалы научно-практической конференции. Часть 1 под ред. Онушкина и др. - СПб: Изд-во Российской Академии образования, 1997.
21. Косолапов, А.М. Пути повышения эффективности управления процессом обучения / А.М. Косолапов // Актуальные проблемы университетского образования. Материалы межвузовской научно-методической конференции 5 февраля 2003 г. - Самара: СамГТУ, 2003.
22. Долинер, Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
Статья поступила в редакцию 11.12.09
УДК 616.89+159.923
М.Г. Чухрова, д-р. мед. наук, профессор НГПУ, г. Новосибирск; И.О. Бадыргы, главный врач Реснаркодиспансера;
Ударцева Т.Л., психолог Реснаркодиспансера, соискатель НГПУ; Ч.К. Монгуш, зам. гл.врача Реснаркодиспансера, г.
Кызыл; В.В. Гафаров, д-р. мед. наук, профессор МЛЭ ССЗ СО РАМН, ГУ НИИ терапии СО РАМН E-mail:[email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ КУЛЬТУРАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Излагаются основные принципы профилактической работы по предупреждению пьянства и алкоголизма среди коренного населения Восточного, Северного и приравненных к ним регионов России. Принципы профилактики основаны на результатах многолетних психофизиологических, психологических и медико-биологических исследований коренных малочисленных народов.
Ключевые слова: алкоголизм, психологические факторы алкоголизма, профилактика алкоголизма у коренного населения.
Проблема алкоголизма в современной России не теряет своей актуальности, несмотря на многочисленные научные исследования, направленные на ее решение, и заинтересованное участие различных социальных институтов. Особую значимость проблема алкоголизма приобретает среди коренных малочисленных народов России и приравненных к ним, становясь в ряде случаев депопуляционным фактором. Многолетними исследованиями, проведенными на базах научноисследовательских институтов Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук, в частности, НИИПЗ СО РАМН, НИИ физиологии, НИИ терапии, были определены специфические особенности формирования и клинического течения алкоголизма у тувинцев, ненцев, бурят, чукчей, коряков, ительменов, хантов, манси, селькупов, удегэ-нанайцев и других коренных жителей Восточного региона России [1; 2;
3].
Обобщающий социально-психологический анализ употребления алкоголя коренными малочисленными народами России показал, что до 80% мужчин и до 50% женщин имеют проблемы, связанные с употреблением алкоголя, при этом алкоголь играет универсальную роль в качестве группообразующего и транквилизирующего средства, несмотря на то, что лица, систематически употребляющие алкоголь, отмечают ряд неприятных психосоматических последствий после его приема. Выявлены сниженные адаптационные возможности коренных народностей в плане употребления алкоголя, по сравнению с русскими. Основные симптомы алкоголизма - абстинентный синдром и симптомы утраты количественного и ситуационного контроля формируются у них в среднем в 2-3 раза быстрее, чем у русских. Большинство среди обследованных представителей коренных народностей не знакомы с национальными ограничительными традициями в отношении употребления алкоголя или не придерживаются их. Стереотипы алкоголизации формируются у них в основном с помощью ближайшего окружения, чаще всего русских. Несмотря
на некоторые представления о вреде употребления алкоголя, их фактическая алкоголизация свидетельствует о полной безграмотности по этому вопросу.
Облегченное формирование алкогольной физической зависимости у коренного населения обусловлено нейрофизиологическими особенностями. Психофизиологические и элек-трофизиологические исследования свидетельствуют о преимущественной дезорганизации правого полушария и изменении межполушарных функциональных соотношений при злоупотреблении алкоголем. При изучении функциональной сен-сомоторной асимметрии выявилось, что среди коренного населения Сибири и Севера достоверно чаще, чем среди русских, обнаруживаются левши и амбидекстры. Так, в популяции тувинцев более 70% синистралов (т.е. правополушарных личностей) и лиц со склонностью к синистрии, среди русских таких в том же регионе не больше 14%. Аналогичная картина на Чукотке, таймыре, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском национальных округах. У синистралов представительство большинства вегетативных функций расположено в правом полушарии мозга. В этом случае алкогольная интокси-
кация у синистральных личностей в большей степени сможет затрагивать функциональную активность дофаминэргической системы, что приводит к ускоренному формированию алкогольной зависимости.
Нейропсихологические особенности синистральных личностей сами по себе предрасполагают к повышенной готовности к различного рода поведенческим девиациям, в том числе к потребности в измененном состоянии сознания, и они же способствуют ускоренному формированию различного рода аддикций.
Личностные особенности представителей коренного населения, связанные с их правополушарностью, чаще всего благоприятствуют быстрому формированию алкогольной зависимости. Прежде всего, это антиципационная несостоятельность, или прогностическая некомпетентность: отсутст-