УДК 377 . 4
А. Ф. Санников, Н. В. Жигинас
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДхОД В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Процесс профессионального и личностного становления студентов включает учебно-образовательную составляющую. Имеется существенное различие в формировании профессиональной идентичности студентов очного и заочного отделений. Применение персонализированного подхода в организации учебно-образовательного процесса студентов заочного отделения способствует повышению качества подготовки будущих пе-дагогов-профессионалов.
Ключевые слова: самомониторинг, персонализированное образование, кризис профессионального самоопределения, образовательная идентичность, учебно-образовательный процесс.
Современная образовательная ситуация профессионального и личностного становления студенческой молодежи со всей остротой ставит вопросы смысла жизни и реализации своего предназначения. Изучение студенчества, адаптирующегося к новым социально-экономическим условиям, чрезвычайно актуально, так как оно несет в себе потенциал здорового развития человека и общества. В этой связи необходимо создание научной основы моделирования организации учебно-образовательного процесса. Особое положение в социальной структуре студенческого общества занимает молодежь, обучающаяся на заочном отделении, она отличается активной жизненной позицией, высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, высокой готовностью к практическому участию в социальных преобразованиях России.
В то же время часть молодежи приходит в высшие учебные заведения с неверными представлениями о правилах заочного высшего вузовского образования, что существенно затрудняет процесс интеграции в учебный процесс. К актуальным проблемам можно отнести также специфику профессиональной мотивации и отсутствие адекватных представлений о будущей трудовой деятельности у части «непрофильных» студентов.
Опыт преподавания в вузе показывает, что для студентов заочного отделения педагогических вузов ситуация многократно осложняется внутренним конфликтом, связанным с личной привлекательностью профессии педагога и ее низким социально-экономическим статусом в обществе. В условиях экономического кризиса огромное количество учащихся заочных отделений вузов имеют больщую внеучебную занятость (вынуждены зарабатывать на жизнь), что принципиально затрудняет учебный процесс.
Сегодня большинство высших образовательных учреждений в той или иной степени учитывают инновационные режимы образования. Однако управление ими, осуществляемое на основе уста-
ревших механизмов, значительно снижает результативность и эффективность анализа новшеств, вводимых в педагогический процесс и его инфраструктуру, тормозит перевод образовательных систем в режим открытого образования [1].
В то же время в современном обществе от педагога востребованы не только его знания как специалиста, удовлетворяющие потребности личности в информации и знаниях, но и как воспитателя личности. В условиях заочного обучения развить в выпускнике определенные социальные потребности: в устойчивом развитии, в достижении гармонии между человеком, обществом и природой, в вере, в саморазвитии, самовыражении и самопро-явлении, в творческом труде, милосердии и т. д. -базовая задача организации учебного процесса и личного профессионального становления студента.
Перед современной педагогикой стоит запрос на разработку системы диагностики и коррекции и внутреннего аудита кризиса профессионального становления, что особенно важно для становления и студентов - будущих профессионалов, и общества в целом [2].
К внутреннему аудиту педагогического вуза могут быть отнесены различные мониторинговые процедуры. Мониторинги выявляют степень удовлетворенности студентов своей учебной деятельностью. На этот принцип как важнейший критерий качества указывал У. Э. Деминг (1900-1993) - творец японского экономического чуда, создавшего теорию эффективности на базе достижения всеобъемлющего качества. В генетических мониторингах обоснована идея коррекции образовательной среды [3]. Идея мониторинга образовательной среды решает те проблемы методологии образования, когда в системе управления качеством образовательного знания требуется осуществление обратной связи. И. М. Кондаков (2002) указывает на то, что мониторинг образования должен быть ориентирован на существенные качества субъектов образовательной среды, являясь основным средством обратной связи при осуществлении управленче-
ских решений по реализации парадигмы образования. На основании мониторинга образовательной среды должен строиться прогноз, касающийся того, каких именно социальных субъектов получит общество после получения ими образования (конформистов или готовых к сотрудничеству автономно мыслящих субъектов) [4]. На личностном уровне каждого выпускника эти качества могут быть репрезентированы в рефлексии над своей будущей педагогической профессией и отражены в результатах самомониторинга.
Самомониторинг — изучение способности презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление. У людей с высокими показателями по самомониторингу установки выполняют функцию социального урегулирования, они помогают им адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям. Низкий самомониторинг - упорная нечувствительность к другим. Каждый человек является в различной степени самомонитором - как общественное создание, он приспосабливает свой мир и свои действия к окружению. Все вышеназванные качества зафиксированы в профессиограм-мах педагогического труда. Рефлексия над своей будущей педагогической профессией может быть отражена в результатах самомониторинга, который может быть представлен как определенный раздел анкеты выпускника.
Этот раздел касается ключевых факторов педагогического профессионализма - личностные умения, рассматриваемые как совокупность профессионально значимых качеств, определяют успешность педагогической деятельности в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионального становления и программой личностного развития. Проблема самомониторинга как личностного компонента экспертной оценки педагогического знания призвана осуществить идею коррекции образовательной среды в субъект-субъект-ном направлении, дифференцированно, согласно личностным проявлениям обучающихся [5]. Эта проблема уже ставится в психологических и педагогических управленческих технологиях, но вместе с тем процедура самомониторинга не является отчетливой в системе оценки качества педагогического знания, она не нашла еще должного отражения в анализе педагогической теории и практики. Критерии самомониторинга формулируются расплывчато, не ясна их взаимосвязь с профессиографическими показателями метода экспертной оценки качества педагогического знания, составляющими технологии управления качеством преподавания, не обоснованы критерии образовательной идентичности в модели самомониторинга. Для методологического обоснования поставленных задач выбраны:
1. Персонологический подход и идея персонализированного образования как процесса субъек-тивации личного опыта и реализации смыслов студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности.
2. Деятельностный подход к проблематике профессионального становления, так как он рассматривает ее как направленную на понимание окружающего мира.
Отдельный аспект проблемы становления профессиональной идентичности - ее формирование у студентов заочного отделения, которые имеют совершенно иную мотивационную и личностную направленность при обучении в вузе, которая в настоящее время серьезными научными разработками не представлена. Все это делает тему данного исследования актуальной. Наконец, актуальность исследования кризиса профессионального становления у студентов-заочников обусловливается также отсутствием его систематического изучения в отечественной педагогике, что проявляется в сравнительно небольшом количестве работ, имеющих постановочный характер или рассматривающих кризисы в русле более широкой проблематики.
Методы исследования включают методы теоретического анализа и синтеза, аналогии, моделирования и др., применяемые для формулирования концептуальных положений. Блок методов для сбора эмпирических данных был создан для достижения цели исследования и обеспечения его комплексного характера, в том числе созданные в научном пространстве гуманистической психологии и педагогики. Учитывая специфику изучаемых феноменов, преимущество отдавалось качественным и качественно-количественным методам, таким как анкетирование, интервью, сочинения и др.
Тренинговая форма проведения занятий, а также использование психодраматических методов дают возможность обучения участников инновационным техникам, позволяющим организовать свою деятельность более эффективно [6].
В разработанном авторами психолого-педагоги-ческом подходе к реализации идеи персонализированного образования:
- представлены методы и дифференцированные формы организации психологического сопровождения студентов вуза. Обоснованы дифференциация программ сопровождения по возрастному критерию и стратегическая идея персонологической модели сопровождения, заключающаяся в том, что в консультационном процессе важной является попытка охарактеризовать природу восприятия личностью своего мира и самое себя в контексте переживаний целостного бытия-личности в мире;
- сделана попытка анализа эффекта психологопедагогического сопровождения по критерию трансфера на учебную деятельность у студентов заочного обучения. Трансфер как перенос навыков консультирования в реальную жизнь осуществляется на двух уровнях: личностном (коммуникативном) и в учебной деятельности;
- представлена функционально-динамическая модель тренинга профессиональной идентичности. Доказано, что формирующий тренинг образовательной идентичности является адекватным и эффективным методом профилактики дезадаптив-ных состояний и позитивного разрешения кризиса идентичности студентов педагогического вуза;
- в рамках университетской политики на уровне социальных приоритетов была заявлена высокая воспитательная миссия личности педагога, необходимость реализации его духовно-нравственных ресурсов; целенаправленно наращивалась проективность и инновационность воспитательных технологий, обеспечивалась их открытость и диалогичность; осуществлена корректировка тематики лекционных курсов, вводимых в цикл общепрофессиональных дисциплин; разработана система модульных содержательных и коммуникативнодиалоговых методов для предметов социально-гуманитарного цикла;
- ведущим педагогическим условием стало сочетание лекционных, семинарских и практических занятий с погружением студентов в специально организованное межличностное взаимодействие, насыщенное духовно-нравственной проблематикой, а также активизация интеллектуальной деятельности студента, развитие его способности самостоятельно мыслить, интерпретировать материал дис-
циплин социально-гуманитарного цикла в контексте проблем современности;
- кризис профессионального выбора, характерный для фабулы кризиса профессиональной идентичности, предупреждался за счет оптимизации духовно-нравственного развития личности студентов в рамках образовательного процесса как двусторонний процесс, ориентированный и на студентов, и на педагогов. Для педагогов производилась корректировка содержания и обогащения форм организации образовательной деятельности, способствующих превращению гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей личности студентов и педагогов.
Анализ результатов исследования студентов заочного отделения через самомониторинг образовательной самоидентичности как личностного компонента экспертного самооценивания качества педагогического знания позволит построить различные типологии управления качеством педагогического знания, персонифицировать их. Все это может внести определенный вклад в дальнейшую разработку методологических основ управления качеством образования студентов.
Современная педагогика высшей школы создает множество возможностей для самоидентификации и самоопределения педагога в современном образовательном пространстве. Авторами выдвинута гипотеза о том, что развитию профессиональной позиции будущего педагога может способствовать применение самомониторинга как процедуры фиксации студентом-выпускником своей рефлексии и ответственности и на этой основе - возможности осуществления обратной связи управленческих решений в процессе образования.
Список литературы
1. Баронене С . Г . Знание: между властью и управлением // Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания . Томск, 2000 . С . 58-61.
2 . Буржинская Т . Г . Модель формирования методической системы будущего учителя в образовательном процессе вуза // Вестн . Томского
гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 4 . С . 251-253.
3 . Шишов С . Е . , Кальней В . А. Мониторинг качества образования в школе . М ., 2008.
4. Кригер Е . Э . Компетентностный подход в научно-методическом сопровождении профессиональнгого здоровья педагога // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 5 . С . 72-75.
5 . Вахитова Г . Х . Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования //
Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 10 . С . 9-12 .
6 . Жигинас Н . В . Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности у студентов вуза //
Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 6 . С . 210-213 .
Санников А. Ф., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Жигинас Н. В., доктор психологических наук, профессор кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 11.12.2012.
A. F Sannikov, N. V. Zhiginas
personalized approach to the organization of teaching and educational process extramural
STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL
The process of personal and professional formation of students includes teaching and educational component.
There is a significant difference in the formation of professional identity of students of full-time and part-time offices.
The use of a personalized approach to the organization of the educational process extramural students contributes to the quality of the training of future teachers, professionals.
Key words: self-monitoring, personalized education, crisis professional self-identity education, teaching and learning process.
Zhiginas N. V
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
Sannikov A. F.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.