Научная статья на тему 'Повышение эффективности образовательного процесса технического вуза за счёт интеграции педагогических технологий'

Повышение эффективности образовательного процесса технического вуза за счёт интеграции педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / КОНКУРЕНТОФОРМИРУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS / INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / COMPETITIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок Олег Михайлович, Тимощук Нина Александровна

Актуальность проблемы повышения эффективности образовательного процесса требует новых подходов к её решению. Важным фактором образовательного процесса является определение совокупности технологий, при реализации которых эффективно осуществляется учебная деятельность обучающихся, обеспечивая достижение поставленных целей, связанных с формированием и развитием конкурентоспособного инженера. В статье дано определение конкурентоформирующих компетенций как психологическая готовность и способность рационально перерабатывать совокупность ценностных ориентаций, позволяющих личности успешно функционировать в социуме благодаря наличию метакомпетенций рефлексирующего характера, основанных на способности человеческого мышления к критическому анализу различных видов деятельности и акцентировании внимания на креативности и инициативности индивидуума как главного ресурса инновационного развития целостной личности. Показано, что проектирование педагогической технологии формирования и развития конкурентоформирующих компетенций у обучающихся технических университетов напрямую связано с системой психолого-педагогической подготовки студентов, реализуемой в процессе их профессионального обучения, направленной на планируемый результат конкурентоспособный инженер. Междисциплинарные связи дисциплин, обогащенных психолого-педагогическим компонентом, дают возможность интегрировать часть психолого-педагогических сведений в единую систему и соединять их с последующим усвоением дисциплины «Психология и педагогика». Представлены матрицы дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, для всех ступеней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Это способствует расширению и углублению познавательных умений обучающихся и делает возможным реализацию принципов преемственности и непрерывности в формировании и развитии конкурентоформирующих компетенций по указанным выше ступеням образования. Сделан вывод, что изучение дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, формирует и развивает у обучающихся технического университета на всех ступенях образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) определённые конкурентоформирующие компетенции, одновременно повышая уровень их психолого-педагогической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буранок Олег Михайлович, Тимощук Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TECHNICAL UNIVERSITY THROUGH THE INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

The relevance of the problem of increasing the educational process efficiency requires new approaches to its solution. The important factor in the educational process is the definition of the set of technologies, the implementation of which is effectively carried out in students educational activities, ensuring the achievement of goals related to the formation and development of a competitive engineer. The definition of competitiveness forming competences is given in the article and understood as a psychological willingness and ability to process a set of value orientations rationally and it allows the individual to function successfully in society due to the presence of meta-competences. The meta-competences are based on the ability of the human mind to critical analysis of various types of activities and focus on the creativity and initiative of the individual as the main resource for innovation development of the whole person. It is shown that the design of pedagogical technology of formation and development of competitive competencies in technical universities students is directly related to the system of psychological and pedagogical training of students, implemented in the process of their professional training, aimed at the planned result a competitive engineer. Interdisciplinary connections of the disciplines enriched with psychological and pedagogical component give the chance to integrate part of psychological and pedagogical data into uniform system and to connect them with the subsequent mastering of discipline "Psychology and pedagogics". Matrices of disciplines enriched with psychological and pedagogical component for all levels of education are presented. This contributes to the expansion and deepening of cognitive skills of students and makes it possible to implement the principles of continuity in the formation and development of competitive competencies at the above mentioned levels of education. It is concluded that the study of disciplines enriched with psychological and pedagogical component, forms and develops certain competitive competence in Technical University students at all levels of education (bachelor, specialist, master), while increasing the level of their psychological and pedagogical training.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности образовательного процесса технического вуза за счёт интеграции педагогических технологий»

Buranok Oleg Mikhailovich, Timoshchuk Nina Aleksandrovna IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL ..

pedagogical sciences

УДК 378 ББК 74.00

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0025

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ЗА СЧЁТ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2019

Буранок Олег Михайлович, доктор педагогических наук, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы Тимощук Нина Александровна, кандидат филологических наук, докторант кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, Улица Максима Горького, 65/67, e-mail: 7.60n@mail.ru)

Аннотация. Актуальность проблемы повышения эффективности образовательного процесса требует новых подходов к её решению. Важным фактором образовательного процесса является определение совокупности технологий, при реализации которых эффективно осуществляется учебная деятельность обучающихся, обеспечивая достижение поставленных целей, связанных с формированием и развитием конкурентоспособного инженера. В статье дано определение конкурентоформирующих компетенций как психологическая готовность и способность рационально перерабатывать совокупность ценностных ориентаций, позволяющих личности успешно функционировать в социуме благодаря наличию метакомпетенций рефлексирующего характера, основанных на способности человеческого мышления к критическому анализу различных видов деятельности и акцентировании внимания на креативности и инициативности индивидуума как главного ресурса инновационного развития целостной личности. Показано, что проектирование педагогической технологии формирования и развития конкурентоформирующих компетенций у обучающихся технических университетов напрямую связано с системой психолого-педагогической подготовки студентов, реализуемой в процессе их профессионального обучения, направленной на планируемый результат - конкурентоспособный инженер. Междисциплинарные связи дисциплин, обогащенных психолого-педагогическим компонентом, дают возможность интегрировать часть психолого-педагогических сведений в единую систему и соединять их с последующим усвоением дисциплины «Психология и педагогика». Представлены матрицы дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, для всех ступеней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Это способствует расширению и углублению познавательных умений обучающихся и делает возможным реализацию принципов преемственности и непрерывности в формировании и развитии конку-рентоформирующих компетенций по указанным выше ступеням образования. Сделан вывод, что изучение дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, формирует и развивает у обучающихся технического университета на всех ступенях образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) определённые конкуренто-формирующие компетенции, одновременно повышая уровень их психолого-педагогической подготовки.

Ключевые слова: эффективность образовательного процесса, интеграция педагогических технологий, конку-рентоформирующие компетенции.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TECHNICAL UNIVERSITY THROUGH THE INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

© 2019

Buranok Oleg Mikhailovich, Doctor of Sc (Pedagogics), professor

of Russian and Foreign Literature Department Timoshchuk Nina Aleksandrovna, post-graduate doctoral student of Russian and Foreign Literature Department Samara State Social and Pedagogical University (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky street, 65/67, e-mail: 7.60n@mail.ru)

Abstract. The relevance of the problem of increasing the educational process efficiency requires new approaches to its solution. The important factor in the educational process is the definition of the set of technologies, the implementation of which is effectively carried out in students educational activities, ensuring the achievement of goals related to the formation and development of a competitive engineer. The definition of competitiveness forming competences is given in the article and understood as a psychological willingness and ability to process a set of value orientations rationally and it allows the individual to function successfully in society due to the presence of meta-competences. The meta-competences are based on the ability of the human mind to critical analysis of various types of activities and focus on the creativity and initiative of the individual as the main resource for innovation development of the whole person. It is shown that the design of pedagogical technology of formation and development of competitive competencies in technical universities students is directly related to the system of psychological and pedagogical training of students, implemented in the process of their professional training, aimed at the planned result - a competitive engineer. Interdisciplinary connections of the disciplines enriched with psychological and pedagogical component give the chance to integrate part of psychological and pedagogical data into uniform system and to connect them with the subsequent mastering of discipline "Psychology and pedagogics". Matrices of disciplines enriched with psychological and pedagogical component for all levels of education are presented. This contributes to the expansion and deepening of cognitive skills of students and makes it possible to implement the principles of continuity in the formation and development of competitive competencies at the above - mentioned levels of education. It is concluded that the study of disciplines enriched with psychological and pedagogical component, forms and develops certain competitive competence in Technical University students at all levels of education (bachelor, specialist, master), while increasing the level of their psychological and pedagogical training.

Keywords: efficiency of educational process, integration of pedagogical technologies, competitive competences.

Современные тенденции развития общества постоянно порождают новые требования к личностным и профессиональным качествам будущих инженеров. В связи с этим проблема повышения эффективности образовательного процесса остаётся актуальной, требующей новых подходов к её решению.

Важным фактором образовательного процесса является определение совокупности технологий, при ре-

ализации которых эффективно осуществляется учебная деятельность студентов, обеспечивая достижение поставленных целей.

«Важнейшей чертой технологии, подчёркивают Е.Ф. Сивашинская и В.Н. Пунчик, выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.

Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в

106

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Буранок Олег Михайлович, Тимощук Нина Александровна ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...

том, что технология представляет научно и (или) практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей» [1].

Существуют различные подходы учёных к определению педагогической технологии. По мнению В.В. Серикова, педагогическая технология - это «законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату» [2].

Г.К. Селевко [3] представляет педагогическую (образовательную) технологию «как систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную как во времени, так и в пространстве, и приводящую к намеченным результатам».

«Педагогическая технология, по определению Э.Ф. Зеера, - это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата» [4].

В современном педагогическом процессе, по мнению О.А. Веденеевой, Л.И. Саввы, Н.Я. Сайгушева, педагогическая технология - «это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития» [5].

Педагогическая технология, утверждает В.С. Зайцев, - «это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определённой системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи» [6].

По мнению М.М. Левиной [7], «педагогическая технология - это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся».

Исследователи выделили следующие признаки педагогической технологии[8]:

-цели,

-диагностичности,

-структурности,

-оптимальности.

При этом основными составляющими педагогической технологии являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения и процессуальная часть [9]. Учёные [10] выделили «наиболее известные позиции в понимании педагогической технологии, а Г.К. Селевко [11] - основные признаки технологий.

Цель предлагаемого исследования состоит в проектировании педагогической технологии формирования и развития конкурентоформирующих компетенций у обучающихся технических университетов, которая напрямую связана с проектированием эффективной системы психолого-педагогической подготовки студентов, реализуемой в процессе их профессионального обучения, направленной на планируемый результат - конкурентоспособный инженер.

Уровень конкурентоспособности выпускников технических университетов зависит от степени соответствия его профессиональных знаний и личностных качеств объективным требованиям в современных социально-экономических условиях [12-14].

При этом интегральная характеристика конкурентоспособности должна содержать акмеологическую направленность: обладать ценностными ориентирами, определяющими мотивацию достижений и стремление к успеху.

Это личностное качество детерминирует и актуализирует творческое мышление человека, «нацеливает»

его на самосовершенствование и самореализацию.

Концепция формирования конкурентоспособного российского инженера как стратегия образовательной политики технических университетов должна определяться нравственными ценностями и базироваться на изменении исходных положений социального позиционирования: от материального капитала и единожды приобретённой профессии к социальному капиталу и способности адаптироваться к ситуации [15-17].

В этом и состоит теоретическая значимость предлагаемого исследования. Кроме этого потребуется акцентирование внимания на креативности и инициативности человека как главного ресурса инновационного развития, предельная нелинейность и гибкость образовательного пространства технического университета, выражающаяся в постоянном совершенствовании образовательных технологий, внедрении процессов приобретения и обновления знаний, их обоснованный отбор и освоение.

Опираясь на выше сказанное, определим конкурен-тоформирующие компетенции (КФК) как психологическую готовность и способность рационально перерабатывать совокупность ценностных ориентаций, позволяющих личности успешно функционировать в социуме благодаря наличию метакомпетенций рефлексирующего характера, основанных на способности человеческого мышления к критическому анализу различных видов деятельности и акцентировании внимания на креативности и инициативности индивидуума как главного ресурса инновационного развития целостной личности.

Рассмотрим педагогическую технологию формирования и развития конкурентоформирующих компетенций на каждом этапе.

На начальном - это определение совокупности кон-курентоформирующих компетенций по уровням образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) как планируемого результата профессиональной подготовки будущих инженеров. Важным аспектом является диагностика уровней сформированности конкурентофор-мирующих компетенций обучающихся и их валидность.

На следующем этапе - выявление возможностей наполнения всех дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов психолого-педагогическим компонентом.

Очевидно, что междисциплинарные связи дисциплин, обогащенных психолого-педагогическим компонентом, дают возможность интегрировать часть психолого-педагогических сведений в единую систему и соединять их с последующим усвоением дисциплины «Психология и педагогика», что способствует расширению, углублению знаний, умений студентов и делает возможным реализацию принципов преемственности и непрерывности в развитии конкурентоформирующих компетенций по ступеням образования, отмеченные в таблицах 1-3.

Использование принципа интеграции в данном случае предполагает синтез знаний, как целостной системы на основе взаимодействия психологии и педагогики с другими науками, нацеленной на развитие конкурентоспособности обучающихся.

Непрерывность изучения в магистратуре дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, составляет от двух до трёх раз.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе изучения дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, у обучающихся технического университета развиваются на всех ступенях образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) определённые конкурентоформирующие компетенции и повышается уровень их психолого-педагогической подготовки [18-24].

Из таблицы 1 следует, что на бакалавриате частота изучения дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, происходит от трёх до семи раз.

Buranok Oleg Mikhailovich, Timoshchuk Nina Aleksandrovna pedagogical

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL ... sciences

Таблица 1 - Матрица дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом (бакалавриат)

Конкурентоформирующие компетенции Матема- Физвоспит экология экономика ОБЖ пдп

1 Спо собно сть применять психо лого -педаг огнчесхи е деятельности и проблемных ситуациях. в интересах коллектива + - + - + + +

2.Спо собно сть и готовность на педагогических знаний к нелеп о латанию собственной деятельности и/или подчинённых + + + + + + +

3.Спо собно сть регулировать собственными психолого-педагогическими ресурсами и управлять своим временем И'или подчинённых + - + - + - -

4.Готовность к непрерывному психо лого -педагогическому самообразованию в избранной профессиональной сфере +

¿.Способность н готовность педагогические знания в обеспечении конкурентоспособности в профессиональной деятельности + + + + + + +

Таблица 2 - Матрица дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом (специалитет)

Конкурентоформирующие компетенции математика философия Физвос- экология экономика О Б Ж п Д п н и п

1 .Управление проектами, процессами, собственной деятельностью и/или подчинённых + + + + + + +

2.06еспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, работать с коллективами, группами и отдельными людьми + + + + + + + +

3.Анализ ситуаций в условиях неопределённости и находить пути их решения в деятельности + + + + + +

4.Готовность реагировать на социальные, научные и этические вопросы, встречающиеся в профессиональной деятельности + + + +

5.Примение психолого-педагогических знаний в + + +

межотраслевой коммуникации в профессиональной деятельности

б.Использование психолог о -педагогических знаний в обеспечении конкурентоспособности в деятельности + +

Из матрицы дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом обучаемым на специалите-те следует, что частота изучения происходит от двух до восьми раз.

Таблица 3- Матрица дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом (магистратура)

Конкурентоформирующие компетенции Гуманитарные аспекты профессиональной деятельности Проектная деятельность исследовательская работа

1.Способность к межотраслевой хоммунихании (понимание технологий, процессов в разных смежных н несмежных отраслях) + + +

2.Готовностък профессиональной деятельности в режиме высохой неопределённости и быстрой смены условий задач + +

3.Способность работать со сложными системами и взаимодействовать в стохастической среде + +

4.Готовностъ разрешать проблемы путем использования междисциплинарных знаний в условиях неопределённости + + +

В настоящее время спроектированы модульные программы по дисциплинам учебного плана выше указанных направлений подготовки всех ступеней образования, определяющие практическую значимость предлагаемой работы. Каждый модуль содержит основной материал курса и вариативный - психолого-педагогический компонент, который может изменяться исходя из образовательных потребностей, обеспечивается комплектом обучающих материалов: учебником, учебным 108

пособием, рабочей тетрадью и справочным изданием. Именно поэтому создана рабочая тетрадь соответствующая содержанию учебного пособия «Проектирование образовательных и культуротворческих технологий», которая предназначена для организации самообразовательной деятельности студентов, формирования мета-предметных компетенций, развивающих личностные умения учиться у обучающихся [25].

В заключении можно сделать вывод, что применение интегративной технология при подготовке будущих инженеров способствует повышению мотивации, активизации профессионального интереса, углублению междисциплинарных знаний, формированию и развитию совокупности конкурентоформирующих компетенций. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик ; под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. — Минск: Экоперспектива, 2010. — 196 с.

2. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с..

3. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП./ Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: Учебн. пособие / Э.Ф. Зеер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.

5. Веденеева, О.А. Педагогические технологии в современном образовательном процессе: Учебное пособие / О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев. - М.: Мир науки, 2016. - 284 слайда

6. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В.С. Зайцев. — В 2-х книгах. — Книга 1.- Челябинск, ЧГПУ, 2012. — 411 с.

7. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

8. Борытко, Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов /Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.—59 с.

9. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т.А. Жукова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина; отв. ред. Н.Э. Касаткина. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. — 237 с.

10. Современные образовательные технологии : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. —3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 432 с.

11. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. — Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. — 97 с.

12. Бекешев Н. О. Конкурентоспособность российской системы высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 1 (42). С. 149—152.

13. Дмитриева Л. И. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг на основе совершенствования профессиональных программ переподготовки специалистов в вузе // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 231—236. DOI: 10.25683/V0LBI.2018.45.440.

14. Кравцевич С.В. Современные представления о конкуренции // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 120 —127. DOI: 10.25683/V0LBI.2018.44.358.

15. Тимощук, Н.А. Преемственность в развитии и формировании конкурентоспособного российского инженера [Текст] /Н.А. Тимощук // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2018. — Том 20, №4. — С.47-53 (0,43 п.л.)

16. Тимощук, Н.А. Формирование конкурентоспособного российского инженера: методологический аспект. [Текст] / Н.А. Тимощук // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2018. — Том 20, №2. — С.63-69 (0,43 п.л.)

17. Тимощук, Н.А. Профессиональная мобильность в контексте концепции формирования конкурентоспособного выпускника технического вуза: информационно-коммуникативный аспект [Текст] / Н.А. Тимощук, С.Н. Мякинькова // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/ view?id=27526 (дата обращения: 17.04.2018).

18. Полякова, Л.С. Психолого-педагогическая подготовка будущего специалиста с высшим техническим образованием как социально-педагогическая проблема /Л.С. Полякова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №6. — С.70-77. URL:https://cyberleninka.m/article/n/ psihologo-pedagogicheskaya-podgotovka-buduschego-spetsialista-s-vysshim-tehnicheskim-obrazovaniem-kak-sotsialno-pedagogicheskaya (дата обращения: 25.11.2018)

19. Сорокатая Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов //Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 686-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогические науки

689. — URL https://moluch.ru/archive/86/16230/ (дата обращения: 12.01.2019).

20. Высшая школа в России и за рубежом: проблемы и их решения: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Зебра, 2017. — 428 с.]

21. Галиченко, А.Ю. Проблемы реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов культуры и искусств / А.Ю. Галиченко // Интеграция образования. — 2009. — №2.

— С. 75-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-mezhdistsiplinarnoy-integratsii-v-obrazovatelnom-protsesse-vuzov-kultury-i-iskusstv (дата обращения: 12.01.2019).].

22. Логинова А. В. Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс обучения //Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1405-1408. — URL https://moluch.ru/archive/91/19668/ (дата обращения: 12.01.2019).]

23. Пульбере А. Интегрированные технологии / А. Пульбер, О. Гукаленко, С. Устименко // Высшее образование в России. 2004. — №1.

— С.123-124. — URL: https://cyberleninka.ru/article/nZintegrirovannye-tehnologii (дата обращения: 12.01.2019).

24. Междисциплинарная интеграция студентов высшей школы: коммуникативный аспект (проект, разработанный преподавателями КФУ на ФПК) // 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kpfu.ru/portal/docs/F2096034165/proekt.po.mezhd..integracii.pdf].

25. Тимощук, Н.А. Проектирование образовательных и куль-туротворческих технологий: учеб. пособие [Текст] / Сост. Е.Н. Рябинова, Н.А. Тимощук, Е.Н. Чеканушкина. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. — 216 с.

Статья поступила в редакцию 24.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

Буранок Олег Михайлович, Тимощук Нина Александровна ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.