УДК 796.015
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Чебаев Андрей Алексеевич
старший лейтенант полиции преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородской академии МВД России Россия, г. Нижний Новгород [email protected] Судницин Илья Владимирович старший лейтенант полиции преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородской академии МВД России Россия, г. Нижний Новгород [email protected] Конычев Александр Алексеевич майор полиции преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородской академии МВД России Россия, г. Нижний Новгород KAA [email protected]
Аннотация: Целью спортивной тренировки считается подготовка к спортивным состязанием, нацеленная на приобретение максимально вероятного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного особенностью соревновательной деятельности и гарантирующего приобретение запланированных спортивных результатов.
Ключевые слова: тренировка, цель, спорт, спортивная тренировка, упражнение, спортсмен, физическая подготовка, телесная подготовка, результат, способность, уровень.
FUNDAMENTALS OF SPORTS TRAINING
Chebaev Andrey
Senior police lieutenant Lecturer of the Department fire training Nizhny Novgorod Academy of Russian Ministry of Internal Affairs, Nizhny Novgorod, Russia [email protected] Sudnitsin Ilya Vladimirovich Senior police lieutenant Lecturer of the Department fire training Nizhny Novgorod Academy of Russian Ministry of Internal Affairs, Nizhny Novgorod, Russia [email protected] Konychev Alexander Alekseevich
police Major Lecturer of the Department fire training Nizhny Novgorod Academy of Russian Ministry of Internal Affairs, Nizhny Novgorod, Russia
Abstract: The aim of sports training is considered to be preparations for the sporting event, aimed at the acquisition of the most probable for the athlete's level of preparedness, due to the peculiarities of competitive activity and guaranteeing the planned acquisition of athletic performance.
Keywords: training, goal, sports, sports training, exercise, athlete, physical fitness, bodily training, the result of the ability level.
Термин «тренировка» происходит от британского слова training, означающего упражнение. Длительное время это значение вкладывали в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное исполнение спортивного упражнения с целью достижения более высокого результата[ 1].
„Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и в данный момент понимается как планируемый преподавательский процесс, включающий воспитание спортсмена спортивной технике и стратегии и формирования его физических возможностей.
Физическая подготовка - это процесс, направленный на воспитание физических качеств и формирование многофункциональных способностей, создающих подходящие условия для улучшения всех сторон подготовки. Она разделяется на общую и особую[2].
Общая физическая подготовка подразумевает многоплановое формирование физических качеств, многофункциональных способностей и систем организма спортсмена, согласованность их проявления в процессе мышечной деловитости. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с многоплановым физическим совершенством вообщем, а с уровнем развития свойств и возможностей, оказывающих опосредованное воздействие на спортивные заслуги и отдача тренировочного процесса в определенном виде спорта.
Средствами общей физиологической подготовки считаются физические упражнения, оказывающие общее действие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, купание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.[3].
Общая телесная подготовка обязана проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
.Особая физическая подготовка характеризуется уровнем становления физических возможностей, способностей органов и многофункциональных систем, конкретно характеризующих достижения в выбранном виде спорта. Главными средствами особой физической подготовки считаются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной квалификацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах физкультурный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми способностями, уровнем становления анаэробной производительности; в остальных -аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными возможностями; в четвертых - равномерным развитием разных физических свойств.
Оздоровительная тренировка имеет конкретные различия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает внедрение физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в выбранном виде спорта, то оздоровительная - в целях увеличения либо поддержания уровня физической дееспособности и самочувствия.
Главная направленность оздоровительной физической культуры - повышение функционального состояния организма и физической подготовленности.
Но чтобы достигнуть воплощенного оздоровительного результата, физические процедуры должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать долгую равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку воздуха тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.
Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и продолжительностью занятий, интенсивностью и характером применяемых средств, режимом работы и отдыха.
Основными средствами физической подготовки являются физические упражнения. В зависимости от преимущественного значения упражнений для развития физических качеств они разделяются на развивающие силу, быстроту, ловкость и выносливость, а также формирующие профессионально-прикладные навыки ускоренного передвижения, преодоления препятствий, применения боевых приемов борьбы. Навыки формируются и овершенствуются путем многократного повторения упражнений[5].
Для того чтоб физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека лишь позитивное воздействие, нужно соблюдать некие правила[4].
1. Постепенность наращивания интенсивности и продолжительности нагрузок. При невысокой начальной тренированности добавления обязаны составлять 3-5 % в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения больших характеристик -меньше.
Равномерно усиливать нагрузку, не перегружая организм, а напротив, давая ему возможность приспособиться, справляться со все более и более продолжительными и трудными заданиями, можно следующими методами:
- возрастание частоты занятий;
- возрастание длительности занятий;
.- возрастание плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии конкретно на исполнение физических процедур. На первых упражнениях она равна приблизительно 45-50 %, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70-75 % общего времени занятий;
- возрастание интенсивности занятий, темпа, в котором выполняются физические упражнения;
- постепенное расширение средств, применяемых на тренировке, с тем чтоб оказывать действие на разные мышечные категории, на все суставы и внутренние органы;
- возрастание трудности и амплитуды движений;
- верное построение занятий.
В зависимости от здоровья, погоды, ступени подготовленности занимающихся разрешено увеличить либо убавить разминку, главную и завершающую части занятий.
АФК как новая для РФ интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет огромные перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинально изменения ситуации в отсутствии пересмотра всей политики страны, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к ФК, в том числе адаптивной, здоровому виду жизни.
Удовлетворенность занятиями является существенным фактором повышения эффективности учебно-педагогического процесса по физической подготовке, влияющим на активность, успешность обучения[6].
Большими возможностями научно-исследовательской работы в области АФК, соединяющей в себе эти области познаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количество остальных научных дисциплин.
„Крайние два компонента (вида) АФК наиболее тесным образом связаны с творчеством человека, нестандартными методами ее самоактуализации, с искусством.
Специальная физическая подготовка спортсмена имеет целью развитие физических качеств, проявляемых при выполнении специфических действий[7].
Особенно важным направлением становления АФК в Росси считается введение аксиологической личностно-направленной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это не возможно в отсутствии функционального участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства АФК.
Физкультурно-спортивная деятельность в социальном аспекте представляется как исторически определенный тип социальной практики физкультурного воспитания, проявляющийся в ее самых различных видах, таких как оздоровительная, образовательная, спортивная и др.[8]
Повсеместное введение в жизнь жителей России АФК как важной области общественной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в сообществе. А это, в свою очередь, даст новый уровень качества жизни каждого человека нашей державы.
Литература:
1. Зимкин Н.В. Физиология человека/ Н.В.Зимкин - М.: Физкультура и спорт. -2015. - 114 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт.,2011. - 322 с.
3. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. - М.:ИНТАЙМ, 2013. - 209 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов./ Ю.В. Верхошанский -М.: Физкультура и спорт. - 2008. - 331 с.
5. Кулиничев, А.Н. и др. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. / Воротник А.Н., Кандабар А.Н. // Журнал: Проблемы правоохранительной деятельности. - Белгород. - 2015. - № 3. - С. 19 - 22.
6. Кандабар, А.Н. и др. Применение игрового метода как фактора повышения эффективности учебного процесса на занятиях по физической подготовке в высших учебных заведениях системы МВД России. / Беляев И.С., Сысоева Т.И. // Журнал: Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2015. - № 2. - С. 89 - 91.
7. Ткаченко, А.И. и др. Особенности развития скоростно-силовых качеств курсантов-женщин вузов МВД России. / Воротник А.Н., Кандабар А.Н., Кулиничев А.Н. // Журнал: Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 4 (36). - С. 143 - 148.
8. Лопатин, И.И., Кандабар, А.Н. Роль восточных единоборств в воспитании физических качеств курсантов вузов МВД России. // Журнал: Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2015. - № 1. - С. 40-43.