Научная статья на тему 'Основы спортивной мотивации женской сборной по гандболу'

Основы спортивной мотивации женской сборной по гандболу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ГАНДБОЛ / СПОРТСМЕН / ОПРОСНИКИ / СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / MOTIVATION / HANDBALL / ATHLETE / QUESTIONNAIRES / SPORTS / CORRELATION DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харламов Евгений Васильевич, Шибанова Ирина Анатольевна, Ковтун Алексей Александрович, Насытко Алина Дмитриевна

Изучены мотивы занятий спортом женской сборной по гандболу с использованием модифицированных опросников. Выявлена корреляционная зависимость между структурой спортивной мотивации женской сборной по гандболу и причинами, побудившими спортсменок заниматься данным видом спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харламов Евгений Васильевич, Шибанова Ирина Анатольевна, Ковтун Алексей Александрович, Насытко Алина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALSOFSPORTSMOTIVA TION WOMEN'STEAMHANDBALL

The motives for playing sports for the women's handball team were studied using modified questionnaires. The correlation between the structure of the sports motivation of the women's handball team and the reasons that prompted athletes to engage in this sport were revealed.

Текст научной работы на тему «Основы спортивной мотивации женской сборной по гандболу»

УДК 796.322

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЖЕНСКОЙ СБОРНОЙ ПО ГАНДБОЛУ

Е.В. Харламов, И.А. Шибанова, А.А. Ковтун, А.Д. Насытко

Изучены мотивы занятий спортом женской сборной по гандболу с использованием модифицированных опросников. Выявлена корреляционная зависимость между структурой спортивной мотивации женской сборной по гандболу и причинами, побудившими спортсменок заниматься данным видом спорта.

Ключевые слова: мотивация, гандбол, спортсмен, опросники, спортивные состязания, корреляционная зависимость.

Мотивация является одним из неотъемлемых навыков, формирующихся у спортсменов в результате участия в конкурентных спортивных состязаниях [1]. Для ее формирования необходимо достоверное знание спортсмена о своих потребностях, мотивах и желаниях, а также их способах реализации при занятии спортивной деятельностью [2].

Мотивация по Р.А. Пилояну - это особое состояние личности спортсмена, которое формируется в результате соотнесения спортсменом своих потребностей [3] и возможностей с предметом спортивной деятельности и является основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение в данный момент максимально возможного спортивного результата [4].

Процесс формирования интереса к спорту многоступенчатый [5], состоящий из отдельных элементов, начиная с гигиенических знаний в детстве и заканчивая глубокими психофизиологическими знаниями теории и методики физического воспитания, а также интенсивных занятий спортом [6]. Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности принадлежит мотивации, побуждающей человека заниматься спортом. Следовательно, мотивация спортсменов является одним из неотъемлемых компонентов их профессиональной деятельности [7].

Мотивация может иметь разное происхождение [8]. Например, чувство страха за предстоящие наказания, ограничение привилегий или социального неодобрения; вознаграждение в обмен на результативность спортсмена и др. Но, действительно, полезная мотивация состоит в полном понимании своих потребностей в достижении цели, возможно для удовлетворения материального блага, накопления знаний, специальных навыков и др. [9].

При решении проблемы неудовлетворительного выступления на соревнованиях необходимо исключить субъективный фактор оценивания ситуации, в противном случае спортсмен становится частью возникшей

проблемы без возможности ее разрешения [10]. Командные виды спорта дают спортсмену возможность формирования творческого лидерства, требующего наработок концептуальных навыков для его развития.

Цель исследования: выявить корреляционную зависимость между структурой спортивной мотивации женской сборной по гандболу и причинами, побудившими спортсменок заниматься данным видом спорта.

Методика и организация исследования. Исследование проведено с участием 11 спортсменок, занимающихся гандболом и имеющих высокую квалификацию. Из них: 1 чел. - кандидат в мастера спорта (КМС), 4 чел. -мастера спорта (МС), 2 чел. - мастера спорта международного класса (МСМК), 4 чел. - заслуженные мастера спорта (ЗМС). В ходе данного исследования был использован модифицированный опросник Р.А. Пилояна «Изучение спортивной мотивации», с помощью которого исследовалась структура мотивации. При этом структура спортивной мотивации включала следующие основания: побудительные основания, к которым относится удовлетворение духовных потребностей (самоутвер-ждение, самовыражение, исполнение общественного долга) и удовлетворение материальных потребностей; базисные основания: заинте -ресованность спортсмена в благоприятных социальных условиях спортив -ной деятельности, в накоплении знаний / специальных навыков, в отсутст -вии болевых ощущений; процессуальные основания: заинтересованность спортсмена в накоплении знаний о своих противниках и в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на результатах соревновательной деятельности. Дополнительно использовался опросник В.И. Тропникова «Изучение мотивов занятий спортом», предоставляющий информацию об уровне мотивации, индивидуальных особенностях спортсменок и факторах, побудивших респондентов выбрать данный вид спорта. Математическая обработка полученной информации проводилась с использованием статистического пакета SPSS 19.0.

Результаты и их обсуждения. В результате опроса было выявлено, что в основе выбора спортсменок данного вида спорта (рис. 1) на первом месте располагаются такие мотивы, как развитие характера и психических качеств (18,5 %), желание славы (18,5 %), коллективистская направленность данного вида спорта (18,5 %); на втором месте -приобретение полезных для жизни умений и знаний (17,5 %), физическое совершенствование (15,7 %). Наиболее невостребованными из предложенных вариантов в опроснике В.И. Тропникова стали ответы: потребность в материальных благах (0,4 %), а также эстетическое удовольствие от получаемых острых ощущений во время соревнований (0,4 %).

4,03 % 0,40 %

■ Познание

2 79 % ' Повышение престижа, ^' желание славы

■ Коллективистская направленность

жизни умений и знаний ■ Потребность в одобрении

острые ощущения ■ Приобретение полезных для

совершенствование ■ Улучшение самочувствия и

здоровья ■ Эстетическое удовольствие и

психических качеств ■ Физическое

■ Развитие характера и

■ Материальные блага

Рис. 1. Изучение мотивов занятий спортом женской сборной по гандболу с использованием модифицированного опросника

В.И. Тропникова

Большинство спортсменок выбрали данный вид спорта, так как, по их мнению, они считают себя подвижными и имеют хорошую координацию (28,6 %), владеют отличительными скоростными качествами (25,9 %), считают себя физически сильными (20,5 %) и выносливыми

Мотивацией, выявленной с помощью опросника по Р.А. Пилояну (рис. 2), для достижения планируемого результата большинства спортсменок является их ориентированность на достижение материальных потребностей (31,99 %), заинтересованность в отсутствии болевых ощущений (26,1 %), то есть в отсутствии головной боли, болей в области сердца, травм на момент соревновательной деятельности; отсутствие психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на результатах состязаний (24,3 %). Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что на втором месте по степени важности факторов, необходимых для достижения задуманной цели, стоит заинтересованность спортсмена в накоплении специальных знаний и навыков (8,0 %), информации о противниках (7,13 %). Принципиальная ориентация

(25 %).

спортсмена на удовлетворение духовных потребностей (1,32 %) и его заинтересованность в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности (1,16 %) являются факторами, не участвующими в формировании структуры мотивации данной категории лиц.

■ Удовлетворение духовных потребностей

■ Удовлетворение материальных потребностей

■ Благоприятные социальные условия спортивной деятельности

■ Накопление знаний / специальных навыков

■ Отсутствие болевых ощущений

■ Накопление знаний о противниках

■ Отсутствие психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на результатах соревнований

Рис. 2. Изучение спортивной мотивации женской сборной по гандболу с использованием модифицированного опросника

Р.А. Пилояна

Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что исследуемые спортсмены имеют высокую степень психологических перегрузок и не готовы к решению поставленных задач тренировок и, следовательно, соревнований.

Корреляционную зависимость между причинами выбора данного вида спорта, имеющимися физическими данными (на основании результатов опросника по В.И. Тропникову) и структурой мотивации (на основании результатов опросника по Р.А. Пилояну) женской сборной по гандболу можно представить в виде причинно-следственных связей (таблица).

1,32 %

Корреляционная зависимость между физическими данными каждого спортсмена, причинами и мотивацией

№ Физические данные спортсмена Личная причина Наиболее значимая мотивация Спортивный стаж, разряд

1 Подвижный и с хорошей координацией Повышение престижа и желание славы Удовлетворение материальных потребностей 18 лет, МСМК

2 Хорошие скоростные качества Повышение престижа и желание славы, развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей 11 лет, МС

3 Подвижный и с хорошей координацией Повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность Удовлетворение материальных потребностей, заинтересованность в отсутствии болевых ощущений 16 лет, ЗМС

4 Хорошие скоростные качества, физически сильный и выносливый Повышение престижа и желание славы, развитие характера и психических качеств, коллективистская направленность Заинтересованность в отсутствии болевых ощущений 19 лет, ЗМС

5 Подвижный и с хорошей координацией Коллективистская направленность Удовлетворение материальных потребностей 23 года, ЗМС

6 Подвижный и с хорошей координацией Развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей 20 лет, МС

7 Физически сильный Развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей 20 лет, ЗМС

8 Подвижный и с хорошей координацией, выносливый Физическое совершенствование Удовлетворение материальных потребностей 16 лет, МС

9 Подвижный и с хорошей координацией Коллективистская направленность Удовлетворение материальных потребностей -, МС

10 Подвижный и с хорошей координацией Развитие характера и психических качеств Удовлетворение материальных потребностей 20 лет, МСМК

11 Подвижный и с хорошей координацией Приобретение полезных для жизни умений и знаний Удовлетворение материальных потребностей 18 лет, КМС

В совокупности перечисленные данные спортсмена и его цели (причины) определяют структуру мотивов и вид спорта, в исследуемом

случае, гандбол. Как видно из таблицы, для большинства спортсменок мотивацией являются материальные блага, отсутствие болевых ощущений. При этом в роли личных причин выступают такие, как желание славы, раз -витие характера, психических качеств, коллективистская направленность спортивной деятельности, физическое совершенствование и приобретение полезных для жизни умений и навыков. Проанализировав данные, можно проследить корреляционную зависимость между причиной, побудившей спортсменок заниматься гандболом - развитие характера и психических качеств, и мотивацией - удовлетворение материальных потребностей исследуемой категории спортсменок. Между другими причинами и мотивацией корреляционная зависимость не прослеживается.

Таким образом, в ходе проведенного исследования была установлена корреляционная зависимость между структурой спортивной мотивации (удовлетворение материальных потребностей) и причиной, побудившей спортсменок заниматься гандболом, а именно, развитие характера, психических качеств. В основе выбора вида спорта лежит соответствие возможностей конкретного спортсмена с его желаниями, а значит, и мотивами. Без мотивации спортсмен не сможет достигнуть высоких результатов.

Мотивация задает спортсмену программу его действий, направленную на достижение успеха в выбранной области. Набор отличительных физических данных и оправданная мотивация любого спортсмена дадут ему абсолютное преимущество на арене спортивных состязаний.

Список литературы

1. Миронов А.О., Шашков А.А. Формирование мотивационной структуры стимулов для занятий физической культуры // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 67. С. 130-132.

2. Дементьева И.М., Кравченко Г.Г. Становление личностных ресурсов, самоактуализации у спортсменов-подростков, занимающихся гандболом // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2016. № 1. С. 90-95.

3. Самойлов А.С., Разинкин С.М. Оценка эффективности методики коррекции психоэмоционального состояния спортсменов сборной России // Медицина экстремальных ситуаций. 2015. № 3. С. 62-67.

4. Вакарев Е.С., Коломиец О.В. Мотивация спортивной деятельности: психологические подходы и классификации // Научные исследования и разработки. 2016. № 2. С. 177-182.

5. Горская Г.Б., Совмиз З.Р. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018. № 3. С. 88-93.

6. Босенко Ю.М., Берилова Е.И. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 21. С. 106-110.

7. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. № 4. С. 85-91.

8. Мальцева А.А., Юркова И.Г. Анализ уровня удовлетворенности трудом спортивных тренеров // Символ науки. 2016. № 5. С. 239-241.

9. Иванькова Ю.А. Психологическое сопровождение гандболистов // Физическое воспитание, спорт и здоровье человека. 2017. № 10. С.206-214.

10. Маркелов В.В., Подлипняк Ю.Ф. Особенности детерминации соревновательной надежности в спорте // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 289-293.

Харламов Евгений Васильевич, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой, 194677@,mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный медицинский университет,

Шибанова Ирина Анатольевна, преподаватель, irinashibanova1158@,gmail. com, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный медицинский университет,

Ковтун Алексей Александрович, преподаватель, alekseikovtyn008@yandex.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный медицинский университет,

Насытко Алина Дмитриевна, студентка, rainbow98al@gmail. com, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный медицинский университет

FUNDAMENTALSOFSPOR TSMOTIVA TION WOMEN'STEAMHANDBALL E. V. Kharlamov, I.A. Shibanova, A.A. Kovtun, A.D. Nasytko

The motives for playing sports for the women's handball team were studied using modified questionnaires. The correlation between the structure of the sports motivation of the women's handball team and the reasons that prompted athletes to engage in this sport were revealed.

Key words: motivation, handball, athlete, questionnaires, sports, correlation dependence.

Kharlamov EvgenyVasilievich, doctor of medical sciences, professor, head of department, 194677@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Medical University,

Shibanova Irina Anatolyevna, teacher, irinashihanovall58agmail. com, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Medical University,

Kovtun Alexey Alexandrovich, teacher, alekseikovtyn008@yandex.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Medical University,

Nasytko Alina Dmitrievna, student, rainbow98al@gmail. com, Russia, Rostov-on-Don, Rostov State Medical University

References

1. Mironov A.O., Shashkov A.A. Formirovanie motivacionnoj struktury stimulov dlya zanyatij fizicheskoj kul'tury [The formation of the motivational structure of incentives for physical education] // Novaya nauka: problemy i perspektivy [New science: problems and prospects]. 2016. No. 67. P. 130-132.

2. Dement'eva I.M., Kravchenko G.G. Stanovlenie lichnostnyh resursov, samoaktualizacii u sportsmenov-podrostkov, zanimayushchihsya gandbolom [The formation of personal resources, self-actualization in teenage athletes involved in handball] // Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta [Actual issues of physical culture and sport]. 2016. No. 1. P. 90-95.

3. Samojlov A.S., Razinkin S.M. Ocenka effektivnosti metodiki korrekcii psihoemocional'nogo sostoyaniya sportsmenov sbornoj Rossii [Evaluation of the effectiveness of the correction technique of the psychoemotional state of the athletes of the Russian team] // Medicina ekstremal'nyh situacij [Medicine of extreme situations]. 2015. No 3. P. 62-67.

4. Vakarev E.S., Kolomiec O.V. Motivaciya sportivnoj deyatel'nosti: psihologicheskie podhody i klassifikacii [Motivation of sports activities: psychological approaches and classifications] // Nauchnye issledovaniya i razrabotki [Scientific research and development]. 2016. No. 2. P. 177-182.

5. Gorskaya G.B., Sovmiz Z.R. Psihologicheskie resursy preodoleniya dolgovremennyh psihicheskih nagruzok na raznyh etapah professional'noj kar'ery sportsmenov komandnyh vidov sporta [Psychological resources for overcoming long-term mental stress at different stages of the professional career of team sports athletes] // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sports - Science and Practice]. 2018. No. 3. P. 88-93.

6. Bosenko Yu.M., Berilova E.I. Lichnostnye i kognitivnye faktory stressoustojchivosti sportsmenov vysokogo klassa [Personal and cognitive stress factors of high-class athletes] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov]. 2015. No. 21. P. 106-110.

7. Gorskaya G.B. Motivacionnyj klimat kak psihologicheskij regulyator deyatel'nosti sportsmenov [Motivational climate as a psychological regulator of athletes] // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sports - Science and Practice]. 2016. No. 4. P. 85-91.

8. Mal'ceva A.A., Yurkova I.G. Analiz urovnya udovletvorennosti trudom sportivnyh trenerov [Analysis of the level of satisfaction with the work of sports trainers] // Simvol nauki [Symbol of science]. 2016. No. 5. P. 239-241.

9. Ivan'kova Yu.A. Psihologicheskoe soprovozhdenie gandbolistov [Psychological support of handball players] // Fizicheskoe vospitanie, sport i zdorov'e cheloveka [Physical education, sport and human health]. 2017. No. 10. P. 206-214.

10. Markelov V.V., Podlipnyak Yu.F. Osobennosti determinacii sorevnovatel'noj nadezhnosti v sporte [Features of the determination of competitive reliability in sports] // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti [Bulletin of economic security]. 2018. No. 4. P. 289-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.