Научная статья на тему 'ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ'

ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ / ОНЛАЙН-КУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеветова Татьяна Валентиновна, Комиссарова Светлана Александровна, Максимова Анастасия Владимировна

Рассматриваются вопросы реализации программ онлайн-обучения в сообществах учащихся школ. Уточнено понятие «онлайн-сообщество», рассмотрена классификация онлайн-сообществ. Описаны теоретические подходы к разработке онлайн-курса по информатике в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и цифровой трансформации образования на примере онлайн-курса «Подготовка школьников к ОГЭ по информатике», реализованного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеветова Татьяна Валентиновна, Комиссарова Светлана Александровна, Максимова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE DEVELOPMENT OF THE PROGRAMS OF E-LEARNING IN THE COMMUNITIES OF SCHOOL STUDENTS

The article deals with the issues of the implementation of the programs of e-learning in the communities of school students. There is specified the concept “online community”, there is considered the classification of online communities. The authors describe the theoretical approaches to the development of the online course of Computer Studies in the conditions of the implementation of the Federal State Educational Standards and the digital transformation of education at the example of the online course “Training school students to Basic State Examination of Computer Studies” implemented in Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ»

3. Коротков А.М., Сахарчук Е.И., Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование в современных условиях: методология, теория, практика: моногр. Волгоград, 2019.

4. Bonk Curtis J., Graham Charles R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, 2006.

5. Christensen Clayton, M. Innovator's Dilemma. NBN International, 2013.

6. Korotkov A.M., Shtyrov A.V., Spiridono-va S.B., Zemlyakov D.V. Joint Activity of Autonomous Actors in an Open Educational Environment // ARPHA Proceedings. 2020. № 3. P. 1213-1226.

7. Spiridonova S.B., Karpushova O.A. Psychological readiness of students for joint activity as autonomous actors in on-line education // ARPHA Proceedings. 2020. № 3. P. 2429-2440.

* * *

1. Andreeva N.V., Rozhdestvenskaya L.V., Yar-mahov B.B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie. M., 2016.

2. Korotkov A.M. Gotovnost' starsheklassnikov k uchebnoj deyatel'nosti v komp'yuternoj srede: meto-dologiya, teoriya i praktika formirovaniya: monogr. Volgograd, 2003.

3. Korotkov A.M., Saharchuk E.I., Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovre-mennyh usloviyah: metodologiya, teoriya, praktika: monogr. Volgograd, 2019.

Specific features of the integration of internal and online forms of study in the system of general education

The article deals with the analysis of the theoretical and practical aspects of blended learning as an efficient form of the integration of face-to-face training and e-learning. There are revealed the criteria of the evaluation of the integration on the basis of the conditions of the implementation of the educational process. There are described the psychological and pedagogical principles of the organization of blended learning: the principle of autonomy and the principle of jointness, their technologic and didactic potential of the implementation.

Key words: blended learning, jointness of activities, autonomy of the subjects of the educational process, face-to-face training, online week, e-learning, online course.

(Статья поступила в редакцию 09.10.2021)

т.В. клеветова, с.а. Комиссарова,

А.В. мАКСимоВА (Волгоград)

основы разработки программ онлайн-обучения в сообществах учащихся школ*

Рассматриваются вопросы реализации программ онлайн-обучения в сообществах учащихся школ. Уточнено понятие «онлайн-со-общество», рассмотрена классификация он-лайн-сообществ. Описываются теоретические подходы к разработке онлайн-курса по информатике в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и цифровой трансформации образования на примере онлайн-курса «Подготовка школьников к ОГЭ по информатике», реализованного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Ключевые слова: онлайн-обучение, онлайн-со-общество, классификация онлайн-сообществ, онлайн-курс, образовательная программа, дополнительная программа, ОГЭ по информатике.

На современном этапе развития образования одной из форм реализации учебного процесса является онлайн-обучение, которое позволяет осуществлять освоение предметных областей независимо от места нахождения обучаемого, что является актуальным в период пандемии, а также в условиях, когда возникает потребность реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Обращение в образовательной практике к инновационным технологиям и моделям обучения, массовым открытым онлайн-курсам позволяет осуществлять обучение учащихся в индивидуальном и доступном для каждого режиме, что повышает возможности обеспечения вариативности освоения предмета, расширяет возможности получения образования для различных социальных групп. Онлайн-курсы, являясь дидактической единицей онлайн-обучения, направлены на осуществление образовательной деятельности в онлайн-сообществе, которое

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в он-лайн-сообществах учащихся школ».

© Клеветова Т.В., Комиссарова O.A., Максимова A.B., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мы рассматриваем с позиции взаимодействия двух сообществ, а именно профессионального педагогического сообщества и сообщества учащихся.

Обратимся к рассмотрению историко-философского аспекта понятия «сообщество», начало которого положено в исследованиях западных социальных философов М. Вебера, Э. Дюркгейма [1; 4]. Содержание данного понятия претерпело определенные изменения. Первые представления о сообществе были связаны с группой людей, объединенных местом проживания, и оно характеризовалось чувством братства, семьи, традиции, единства языка. Процесс индустриализации общества, развитие коммуникационных технологий привели к тому, что характеристикой сообщества стало наличие общих целей, области интересов, ценностей и стремлений между его членами (Э. Дюркгейм).

Д. Халилов в своем исследовании говорит, что онлайн-сообщество представляет собой группу людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом через Интернет [10]. Взаимодействие в онлайн-сообще-ствах происходит при помощи форумов, бло-гов, социальных сетей, таких как «ВКонтак-те», «Инстаграм», «Фейсбук». В соответствии с вышесказанным, онлайн-сообщество определяется как направленное взаимодействие людей в сети Интернет, объединенных общей целью, интересами и ценностями участников. В настоящее время в отечественной педагогической науке и практике большое внимание уделяется проблеме развития цифрового профессионального образования и обучения (А.М. Кондаков, И.С. Сергеев, В.В. Гринш-кун, О.Н. Шилова) [6; 8; 11].

обратимся к анализу понятия профессионального образовательного сообщества. Так, в исследованиях Г.Г. Геркушенко, М.В. Соколова отмечено, что понятие «профессиональное образовательное сообщество» рассматривается с нескольких позиций: 1) как группа специалистов, работающих в одной образовательной области, осуществляющих сотрудничество с целью улучшения результатов обучения, воспитания и достижения образовательных стандартов; 2) как группа или несколько групп обучающихся, осуществляющих взаимодействие на основе принципа взаимной ответственности для достижения общей цели; 3) как группа специалистов, осуществляющих непрерывное обучение [2].

В данной статье профессиональное образовательное сообщество рассматривается с двух позиций, а именно: как сообщество педа-

гогов, осуществляющих образовательную деятельность, направленную на достижение результата, предусмотренного ФГОС, и обучающихся, взаимодействующих друг с другом и с учителем посредством сети Интернет, осваивающих содержание учебных предметов. Для обучения в сообществах применяют онлайн-технологии, которые «обеспечивают обучаемых необходимым содержанием изучаемого материала, посредством интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей, а также возможность осуществления самостоятельной деятельности по освоению изучаемого материала» [2].

К основным характеристикам сетевого обучения относят:

1) комплементарность - взаимодополняемость, взаимосоответствие сообществ педагогов и учащихся, обеспечивающее взаимодействие в сети;

2) система субъект-субъектного взаимодействия сообществ учителей и учащихся, объединенных общими образовательными целями и событиями в сети;

3) мотивированность сообщества учащихся в освоении содержания предмета и в общении по решению образовательных задач;

4) сетевая организация образовательного процесса, предполагающая добровольное объединение индивидов, групп, организаций, действующих осознанно, скоординированно и продолжительно для достижения образовательных целей, имеющая общие корпоративный имидж и инфраструктуру, основанную на формировании и развитии субъект-субъектных отношений между учеником и педагогом [9].

В исследованиях М.Б. Лебедевой отмечено, что «дистанционное обучение как интерактивный метод наиболее перспективно при реализации онлайн-обучения и массовых открытых онлайн-курсов» [3].

Понятие онлайн-курсов, а именно MOOC (Massive Open Online Course), широко используется в обучающей практике. онлайн-курс -это образовательная «тенденция», при помощи которой можно дистанционно обучать людей в любой точке мира и в любое свободное время. Но в то же время MOOC ложатся в контекст применения исключительно электронных и цифровых образовательных ресурсов. У данных курсов можно выделить следующие преимущества:

• большая группа обучающихся;

• важность взаимодействия со слушателями;

• большое значение данных об обучении (большие данные).

Для использования таких курсов допускаются все желающие вне зависимости от уровня образования и возраста. С учетом того, что к освоению курса, как правило, допускаются все желающие, в рамках классификации уровней образовательных программ, введенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», открытые онлайн-курсы следует отнести к дополнительным общеразвивающим программам [7].

Дополнительная общеобразовательная программа - это система, включающая комплекс образовательных программ, ориентированных на получение дополнительных знаний и навыков, не предусмотренных программами общего образования и государственными стандартами. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвиваю-

щие и предпрофессиональные (273-Ф3, ст. 75, п. 2) [7].

Общеразвивающая программа, как правило, должна быть построена на принципах конкретности, логичности, реальности, иметь оптимальный объем для обучающихся разных возрастов, современную педагогическую терминологию. Предпрофессиональные программы реализуются для детей и направлены на выбор профессии в различных сферах - экономики, производства, искусства, физической культуры и спорта и др. [там же].

Содержание открытых онлайн-курсов и результаты обучения, планируемые к достижению при их освоении, могут полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым к содержанию и результатам обучения соответствующих дисциплин или модулей в рамках основных образовательных программ, что должно быть зафиксировано в описании он-лайн-курса и одновременно в дополнительной

Учебно-тематический план

Количество часов

Раздел, тема Всего Теоретические Практические

занятия занятия

0. Вводное занятие 2 2

1. Задания тестовой части 4 2 2

2. Количественные параметры информационных объектов 4 2 2

3. Кодирование и декодирование информации 4 2 2

4. Значение логического выражения 4 2 2

5. Формальные описания реальных объектов 4 2 2

и процессов

6. Простой линейный алгоритм для формального 4 2 2

исполнителя

7. Программа с условным оператором 4 2 2

8. Информационно-коммуникационные технологии 4 2 2

9. Запросы для поисковых систем с использованием 4 2 2

логических выражений

10. Анализ информации, представленной в виде схем 4 2 2

11. Сравнение чисел в различных системах счисления 4 2 2

12. Использование поиска операционной системы 4 2 2

и текстового редактора

13. Использование поисковых средств операционной 4 2 2

системы

14. Задания развернутой части 4 2 2

15. Создание презентации или форматирование текста 4 2 2

16. Обработка большого массива данных 4 2 2

17. Короткий алгоритм в различных средах 4 2 2

исполнения

18. Итоговое занятие, зачет 4 2 2

ИТОГО 74 38 36

образовательной программе, реализуемой с применением онлайн-курса.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре дополнительной программы, нами была разработана дополнительная образовательная программа «Подготовка к оГЭ по информатике». данная программа реализуется в онлайн-формате.

Программа разработана с учетом содержания и требований к программам дополнительного образования детей для общеобразовательных школ. В данном онлайн-курсе рассматривается решение каждой отдельной задачи в экзаменационной работе по информатике. Программа направлена на практическую отработку умений и навыков.

целью программы является подготовка обучающихся девятых классов к сдаче основного государственного экзамена по информатике.

основные задачи программы:

1) раскрыть содержание каждого задания в оГЭ по информатике;

2) ознакомить слушателей с демоверсией, кодификатором и спецификацией оГЭ по информатике в учебном году;

3) обучить школьников правильному заполнению бланков оГЭ по информатике;

4) подготовить обучающихся к качественному выполнению всех типов заданий оГЭ по информатике.

Учебно-тематический план включает в себя разделы, которые представлены в таблице на с. 82.

Базой для данного исследования стал реализованный в Волгоградском социально-педагогическом университете массовый открытый онлайн-курс «Подготовка школьников к оГЭ по информатике» [5]. данный курс был размещен на платформе «Мирознай» (http:// miroznai.ru/node/351), и основой для него стала среда Open edX, разработанная совместно специалистами Гарварда и Массачусетского технологического института.

онлайн-курс «Подготовка школьников к оГЭ по информатике» предназначен для проведения интерактивного удаленного учебного процесса, включающего тематически связанные лекции, проверочные задания и тесты, постоянное общение преподавателя и школьников через социальные сети, через совместный просмотр лекций и т. д., проведение итогового экзамена в формате оГЭ по информатике. Программа данного курса может использоваться в качестве дополнительного материала в онлайн-формате, изучение курса в данном случае носит рекомендательный характер, может быть предложено для самостоятельного изучения, без требований к контролю результатов. В таком формате школьники обучаются самостоятельно, без контроля учителя.

Использовать онлайн-курс можно наряду с основными учебными программами (смешанное образование) как дополнение образовательных программ в части подготовки к оГЭ по информатике. При этой форме обучения контроль за процессом освоения учебного материала осуществляют педагоги.

структура занятия 1. количественные параметры информационных объектов

Таким образом, онлайн-курс «Подготовка школьников к ОГЭ по информатике» разрабатывается в двух исполнениях: для подготовки учащихся школы к сдаче ОГЭ и как курс повышения квалификации педагогов. Соответственно, в основу курса были заложены варианты и самостоятельного изучения материала школьниками (теоретический блок, практический блок), и обучения под руководством и контролем педагога (методические рекомендации) (см. рис. на с. 83).

Для обучающихся онлайн-курса предусмотрены следующие формы занятий:

• по количеству детей, участвующих в занятии, - индивидуальная;

• по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекции и практикум;

• по дидактической цели - вводное занятие, занятия по систематизации и обобщению знаний, практические занятия, занятия по контролю знаний, умений и навыков.

Обучающиеся данного онлайн-курса имеют доступ к занятиям 24/7.

технологий реализации общения слушателей онлайн-курса - и учащихся, и учителей -довольно много. Онлайн-курс предлагает общаться во встроенном чате. В данном чате в основном обращаются к организаторам курса с просьбами прояснить те или иные вопросы, касающиеся технической стороны обучения. Общение чаще всего происходит в социальной сети (в частности, у курса есть страница в социальной сети «ВКонтакте») и в мессендже-рах (Viber, WhatsApp, Telegram). Посредством последних формируются наиболее прочные и долгосрочные связи в сообществах и учителей, которые в общении решают свои профессиональные задачи, и учеников, развивающих свои коммуникативные качества.

Разработка онлайн-курсов на основе сообществ в глобальной сети - неотъемлемый компонент стратегии развития средней школы в современном мире. Внедрение сетевого обучения может решить множество актуальных проблем - как социальных, так и собственно образовательных. Онлайн-сообщество должно объединять людей по признаку привязанности к чему-либо, в нашем случае - по образовательному. Общение в указанных сообществах приводит к развитию коммуникативных навыков и навыков решения задач по изучаемым в дистанционных курсах дисциплинам.

Программы онлайн-обучения позволяют привлекать к проведению онлайн-курса, а так-

же к контролю достижений слушателей он-лайн-курса преподавателей различных учебных заведений; повысить вовлеченность и удовлетворенность обучающихся и получить опыт общения преподавателей в профессиональной сфере. Можно предположить, что для успешного развития школам придется обратить внимание на новые подходы и формы, одной из которых, несомненно, являются он-лайн-курсы.

список литературы

1. Вебер М. Социология в системе наук о культуре // История теоретической социологии: в 4 т. М., 1998. Т. 2.

2. Геркушенко (Соколова) С.В., Геркушен-ко Г.Г., Соколов М.В. Организация профессиональных образовательных сообществ педагогов в сети Интернет // Концепт. 2014. № 11. URL: http://e-koncept.ru/2014/14326.htm (дата обращения: 30.09.2021).

3. Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Мобильное обучение в условиях реализации ФГОС // Человек и образование. 2016. № 4(49). С. 91-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / сост., пер. с фр. А.Б. Гофмана. М., 1995.

5. Комиссарова С.А., Максимова А.В. Онлайн-курс подготовки школьников к ОГЭ по информатике как форма реализации дистанционного образования в современных условиях // Информатизация образования - 2021: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. к 85-летию со дня рождения Я.А. Ва-граменко, к 65-летию ЛГТУ (г. Липецк, 23-25 июня 2021 г.). Липецк, 2021.

6. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 4. C. 295-307. DOI: 10.22363/2312-8631-2019-16-4295-307.

7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // ГАРАНТ. URL: https://base.garant. ru/77308190/ (дата обращения: 23.08.2021).

8. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина [и др.]. М., 2020.

9. Филимонов А.А. Сетевая организация образовательного процесса // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2017. № 1(14). С. 98-105.

10. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. М., 2014.

11. Шилова О.Н., Илюшин Л.С., Соколова И.И. Взаимосвязь развития информационных технологий и образования // Человек и образование. 2015. Вып. 3(44). С. 45-52.

* * *

1. Veber M. Sociologiya v sisteme nauk o kul'-ture // Istoriya teoreticheskoj sociologii: v 4 t. M., 1998. T. 2.

2. Gerkushenko (Sokolova) S.V., Gerkushen-ko G.G., Sokolov M.V. Organizaciya professional'-nyh obrazovatel'nyh soobshchestv pedagogov v seti Internet // Koncept. 2014. № 11. URL: http://e-koncept. ru/2014/14326.htm (data obrashcheniya: 30.09.2021).

3. Goryunova M.A., Lebedeva M.B. Mobil'noe obuchenie v usloviyah realizacii FGOS // Chelovek i obrazovanie. 2016. № 4(49). S. 91-95.

4. Dyurkgejm E. Sociologiya: ee predmet, metod, prednaznachenie / sost., per. s fr. A.B. Gofmana. M., 1995.

5. Komissarova S.A., Maksimova A.V. Onlajn-kurs podgotovki shkol'nikov k OGE po informatike kak forma realizacii distancionnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah // Informatizaciya obrazo-vaniya - 2021: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. k 85-letiyu so dnya rozhdeniya Ya.A. Va-gramenko, k 65-letiyu LGTU (g. Lipeck, 23-25 iyunya 2021 g.). Lipeck, 2021.

6. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Cifrovoe obrazovanie: ot shkoly dlya vsekh k shkole dlya kazh-dogo // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Informatizaciya obrazovaniya. 2019. T. 16. № 4. C. 295307. DOI: 10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307.

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.07.2021) [Elektronnyj resurs]: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 12 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. // GARANT. URL: https://base.garant.ru/77308190/ (data obrashcheniya: 23.08.2021).

8. Pedagogicheskaya koncepciya cifrovogo pro-fessional'nogo obrazovaniya i obucheniya / V.I. Bli-nov, I.S. Sergeev, E.Yu. Esenina [i dr.]. M., 2020.

9. Filimonov A.A. Setevaya organizaciya ob-razovatel'nogo processa // Vestn. Omsk. gos. ped. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. 2017. № 1(14). S. 98-105.

10. Halilov D. Marketing v social'nyh setyah. M., 2014.

11. Shilova O.N., Ilyushin L.S., Sokolova I.I. Vzaimosvyaz' razvitiya informacionnyh tekhnolo-gij i obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2015. Vyp. 3(44). S. 45-52.

© Мухтарова Р.Й., Цыганова Е.Б., 2021

Fundamentals of the development

of the programs of e-learning

in the communities of school students

The article deals with the issues of the implementation of the programs of e-learning in the communities of school students. There is specified the concept "online community", there is considered the classification of online communities. The authors describe the theoretical approaches to the development of the online course of Computer Studies in the conditions of the implementation of the Federal State Educational Standards and the digital transformation of education at the example of the online course "Training school students to Basic State Examination of Computer Studies" implemented in Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Key words: e-learning, online community, classification of online communities, online course, educational program, additional program, the Basic State Examination of Computer Studies.

(Статья поступила в редакцию 28.09.2021)

р.й. мухтарова, е.б. цыганова

(Набережные челны)

преподавание теоретической грамматики c использованием смешанного обучения

Освещается проблема смешанного обучения на занятиях по курсу теоретической грамматики. Рассматриваются преимущества лич-ностно ориентированного подхода в процессе преподавания теоретической грамматики. Этот сравнительно новый подход акцентирует внимание на деятельности студентов по решению учебных проблем и поощряет их активное участие и взаимодействие во время теоретических занятий.

Ключевые слова: теоретическая грамматика, смешанное обучение, стратегии обучения, личностно ориентированный подход, коммуникативные навыки.

Эффективность процесса обучения грамматики вызывает горячую дискуссию с точки зрения необходимости ее изучения. Принято считать, что процесс обучения грамматике до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.