Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОЧНЫХ И ОНЛАЙН-ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОЧНЫХ И ОНЛАЙН-ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВМЕСТНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АВТОНОМНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-НЕДЕЛЯ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляков Дмитрий Вячеславович, Карпушова Ольга Александровна

Проанализированы теоретические и практические аспекты смешанного обучения как наиболее эффективной формы интеграции очного и онлайн-обучения, выделены критерии оценки такой интеграции в зависимости от условий реализации образовательного процесса. Описаны психолого-педагогические принципы построения смешанного обучения: принцип автономности и принцип совместности, а также технологические и дидактические возможности их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE INTEGRATION OF INTERNAL AND ONLINE FORMS OF STUDY IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

The article deals with the analysis of the theoretical and practical aspects of blended learning as an efficient form of the integration of face-to-face training and e-learning. There are revealed the criteria of the evaluation of the integration on the basis of the conditions of the implementation of the educational process. There are described the psychological and pedagogical principles of the organization of blended learning: the principle of autonomy and the principle of jointness, their technologic and didactic potential of the implementation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОЧНЫХ И ОНЛАЙН-ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Д.В. ЗЕМЛЯКОВ, O.A. КАРПУШОВА (Волгоград)

особенности интеграции очных и онлайн-форм обучения в системе общего образования*

Проанализированы теоретические и практические аспекты смешанного обучения как наиболее эффективной формы интеграции очного и онлайн-обучения, выделены критерии оценки такой интеграции в зависимости от условий реализации образовательного процесса. Описаны психолого-педагогические принципы построения смешанного обучения: принцип автономности и принцип совместности, а также технологические и дидактические возможности их реализации.

Ключевые слова: смешанное обучение, совместность деятельности, автономность субъектов образовательного процесса, очное обучение, онлайн-неделя, онлайн-обучение, он-лайн-курс.

Цифровые технологии, во многом изменившие образ жизни, мышление, содержание и способы деятельности людей, особенно детей, рожденных в цифровую эпоху, задают новое направление в образовании - развитие онлайн-обучения, востребованность которого обусловлена его широкой доступностью, гибкостью и высоким качеством. Вследствие этого растет популярность образовательных он-лайн-ресурсов, отлично зарекомендовавших себя в самообразовании и дополнительном образовании.

В основном образовании дидактический потенциал современных технологий осваивается менее активно. Традиции, многолетний опыт очного обучения и в то же время сложность организации и нормативного обеспечения онлайн-обучения значительно затрудняют пересмотр, обогащение и трансформацию традиционных подходов и методик организации учебного процесса педагогами-практиками.

* Исследование выполнено по проекту «Разработка целевой модели интеграции педагогических вузов с региональной системой образования (предлагается реализация в сетевом формате)», реализуемому при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 21.07.2021 № 073-03-2021-013/3 к соглашению от 18.01.2021 № 073-03-2021-013).

Вынужденный переход образовательных организаций на удаленное обучение из-за пандемии коронавируса в 2020 г. показал низкий уровень готовности системы общего образования к работе в новых цифровых условиях. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами опроса учителей Волгоградской области. Большинство учителей (72% из числа опрошенных) при проведении занятий в дистанционном формате минимально использовали потенциал цифровых технологий, чаще всего ограничиваясь пересылкой заданий ученикам при помощи электронного дневника, электронной почты или социальных сетей и оценкой выполненных учащимися в обычных тетрадях работ по фотографиям.

Обозначенная проблема актуализирует необходимость освоения образовательными организациями дидактического потенциала он-лайн-обучения и возможностей его использования. Эта задача, на наш взгляд, решается за счет реализации смешанного обучения, интегрирующего в образовательном процессе очные и онлайн-формы обучения. Такая грамотно спроектированная интеграция, с одной стороны, создает условия для постепенного освоения отдельных элементов онлайн-обучения, обеспечивая при необходимости менее болезненный переход на удаленное обучение, с другой - позволяет организовать образовательный процесс более эффективно, чем исключительно очное или онлайн-обучение. таким образом, целью нашего исследования является изучение возможностей применения смешанного обучения в системе общего образования и обоснование принципов его построения.

Деление форм обучения на онлайн и очные появилось вследствие внедрения в образовательный процесс цифровых технологий, в частности онлайн-технологий. Многолетняя педагогическая практика доказала эффективность накопленных и постоянно модернизирующихся очных форм обучения. Их многообразие систематизировано в научных трудах Ч. Куписевича, И.П. Подласого, В.А. Сла-стенина, В.И. Андреева, А.В. Хуторского, Т.И. Шамова, предложивших различные классификации форм обучения (количество обучающихся, место, продолжительность обучения и специфика управления образовательным процессом, особенности передачи учебного материала и пр.). Цифровизация позволила перенести эти разнообразные формы очного обучения в онлайн-пространство, адаптировать их для новой реальности, а также создать прин-

© Земляков Д.В., Карпушова O.A., 2021

ципиально новые формы, недоступные ранее для очного обучения. В педагогической практике уверенно закрепились такие понятия, как «онлайн-урок», «онлайн-класс», «онлайн-школа», «онлайн-конкурс», «онлайн-конфе-ренция», «онлайн-курс», «вебинар», «виртуальная экскурсия», «виртуальная лаборатория» и т. п.

Появление и развитие форм онлайн-об-учения вызвало научный и практический интерес к исследованию возможностей интеграции лучших практик очного обучения с передовыми образовательными онлайн-технологиями, т. е. к изучению принципов и закономерностей смешанного обучения как наиболее эффективной формы такой интеграции.

Понятие «смешанное обучение», появившееся еще в конце 1990-х гг., впервые было сформулировано в справочнике смешанного обучения (2006 г.) и определялось как форма обучения, совмещающая традиционное обучение в ходе личного общения (лицом к лицу) с обучением посредством применения компьютерных технологий [4]. Christensen Clayton дополняет данное определение смешанного обучения сущностными характеристиками, к которым относит элементы самостоятельного контроля учеником своей траектории, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [5].

Смешанное обучение активно практикуется в школах США, Европы и странах Юго-Восточной Азии. В России смешанное обучение на уровне общего образования в настоящее время не получило такого широкого распространения, хотя имеются отдельные попытки его внедрения [1].

Несмотря на положительный опыт реализации, смешанное обучение имеет границы эффективного применения. Оно не всегда возможно на уровне общего образования и зависит от условий, в которых реализуется образовательный процесс, в связи с чем важны критерии оценки возможности реализации очной и онлайн-форм обучения в системе общего образования.

В качестве таких критериев мы рассматриваем: возраст обучающихся, вид образования, тип содержания обучения, техническое обеспечение, особые возможности здоровья, географию субъектов образовательного процесса, время проведения занятия, количество обучающихся, ИКТ-грамотность, карантинные ограничения. С учетом этих критериев проанализируем возможности и ограничения применения очного и онлайн-обучения.

Возраст учащихся. Во многом он определяет их готовность обучаться очно или онлайн. Младшие школьники нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослых, т. к. не могут самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. Соответственно, онлайн-обуче-ние в начальной школе имеет существенные ограничения и возможно при непосредственном сопровождении взрослого, который помогает организовывать учебную деятельность ребенка в онлайн-формате. Как показала практика, при переходе школ на онлайн-обучение основная нагрузка по обучению младших школьников ложится на их родителей, и проходит оно в очном формате «родитель - ребенок». Обучающиеся средних классов, и особенно старшеклассники, могут самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, в том числе в онлайн-формате, уверенно используя различные гаджеты, приложения, интернет-сервисы, соблюдая технику безопасности. Таким образом, с точки зрения возраста школьников очный формат, в отличие от онлайн, является допустимым на всех этапах обучения.

Вид образования. Он также предъявляет определенные требования к выбору форм обучения. Обучение по основным общеобразовательным программам в подавляющем большинстве случаев реализуются в очной форме в силу обязательности общего образования, исторически сложившихся подходов. При этом онлайн-ресурсы могут быть использованы как элемент информационного сопровождения очных занятий, самостоятельной работы учащихся или смешанного обучения. Возможность освоения основных общеобразовательных программам в онлайн-формате в России предоставляют лишь несколько частных общеобразовательных организаций. К формам реализации дополнительных общеобразовательных программ детей требований нет -образовательная организация самостоятельно определяет формат реализации программы: очный, онлайн или смешанный.

Тип содержания обучения: теория и практика. Изучение теоретического материала возможно как в очном, так и в онлайн-формате. Однако онлайн-формат подачи теоретического материала в отдельных случаях может быть удобнее, поскольку позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения. Так, видеолекцию обучающийся может поставить на паузу, вернуться к определенному моменту и пересмотреть его или, наоборот, не тра-

тить время на уже известный материал и пропустить его. Очное занятие, особенно если оно групповое, не дает обучающимся возможность выбирать последовательность и темп изучения материала. Возможность использования очной или онлайн-форм в освоении практического содержания зависит от его специфики. Изучение практического содержания, которое школьник способен освоить самостоятельно, руководствуясь инструкциями преподавателя, или совместно с другими учащимися без непосредственного взаимодействия (заслушать и обсудить доклад, отрепетировать совместное выступление и т. д.), можно реализовы-вать как очно, так и в онлайн-форме. Те формы практической работы, которые требуют наличия специального оборудования, соблюдения условий его использования (спортивный инвентарь, химические реактивы, установки для физических опытов и т. д.) или непосредственного взаимодействия в освоении учебного содержания (командные спортивные игры, психологические тренинги и т. д.), могут быть реализованы только очно.

Техническое обеспечение процесса обучения. Онлайн-обучение, в отличие от очного, возможно только при наличии Интернета, специального оборудования и программного обеспечения. Поэтому онлайн-обучение имеет существенное ограничение на территориях с неустойчивым интернет-соединением, а также в случае отсутствия у учителей и обучающихся компьютеров, ноутбуков, планшетов или хотя бы смартфонов.

Особые возможности здоровья. Выбор очной или онлайн-форм обучения для таких детей зависит напрямую от их особенностей и требует индивидуального подхода. Так, в случае ограничения мобильности ребенка он-лайн-обучение может являться единственно возможной формой.

География субъектов образовательного процесса. Очное занятие доступно только для людей, находящихся в месте его проведения. для онлайн-занятий место нахождения учителя и учеников не имеет значения, что существенно увеличивает доступность образования.

Время проведения занятия. Очное занятие физически доступно только для тех, кто в нужное время готов его посетить (синхронность обучения). Онлайн-формат наряду с синхронным позволяет реализовать и асинхронное обучение (контакт между обучающим и обучаемым осуществляется с задержкой во времени), что существенно увеличивает доступность образования.

Количество обучающихся. Очные занятия эффективны при индивидуальном обучении и обучении в малых группах. С помощью он-лайн-формата эти ограничения легко преодолеваются. Так, массовые открытые онлайн-курсы позволяют реализовать одновременный доступ неограниченного числа обучающихся к учебному материалу и при этом обеспечивают его качественное освоение.

ИКТ-грамотность. Онлайн-обучение, в отличие от очного, предъявляет более высокие требования к уровню владения компьютерными технологиями, навыками работы с онлайн-сервисами, знанию и соблюдению основных правил информационной безопасности и т. д. как обучающихся, так и учителей.

Карантинные ограничения. Онлайн-обучение обеспечивает доступность образовательного процесса независимо от эпидемиологической обстановки, т. к. не требует непосредственного контакта участников этого процесса, чем выгодно отличается от очного обучения.

Выделенные критерии могут быть использованы конкретной образовательной организацией для анализа возможности и целесообразности интеграции очной и онлайн-форм обучения в тех или иных условиях. так, проведенный нами опрос обучающихся, учителей Волгоградской области и анализ его результатов с учетом выделенных выше критериев показали возможность организации региональных образовательных проектов в смешанном формате с привлечением 97,5% обучающихся средних и старших классов образовательных организаций региона.

Эффективное смешанное обучение должно строиться, на наш взгляд, в соответствии с двумя основными принципами - принципом автономности субъектов образовательного процесса и принципом совместности их деятельности, - которые отвечают базовым личностным и образовательным потребностям: потребности действовать автономно, самостоятельно, на основе личностно значимых целей и потребности в совместных действиях, взаимном обмене и оценивании [6; 7]. Под автономностью субъекта А.М. Коротков и коллектив исследователей понимают характеристику, отражающую самостоятельность целеполагания и реализацию учебной деятельности в соответствии с собственными потребностями и способностями, в то время как совместность, по мнению авторов, является характеристикой образовательной деятельности, отражающей объединение усилий субъектов образования с целью решения общей задачи [Там же]. Доминирование одной из характеристик, по мне-

нию авторов, существенно снижает эффективность обучения. При сочетании высокой совместности и низкой автономности, в большей степени характерном для очного формата, где обеспечивается непосредственное взаимодействие обучающихся, но из-за недостатка времени и других ресурсов не удовлетворяются образовательные потребности каждого из них, обучение, как считают авторы, чаще всего жестко управляется преподавателем и характеризуется как авторитарное. Следствием становится отсутствие у обучающихся собственных образовательных целей, учебной мотивации и ответственности за качество приобретаемых знаний и умений. Наоборот, при низкой совместности и высокой автономности образовательный процесс превращается в самообразование [6], которое далеко не всегда успешно реализуется. Примеры такого самообразования можно встретить и в очном обучении, когда ученик, не полностью усвоивший на занятии учебный контент, изучает его самостоятельно, часто прибегая к помощи родителей, и в онлайн-обучении, когда те или иные онлайн-курсы построены как самостоятельное изучение контента, с последующим автоматизированным контролем, но без обратной связи от преподавателя, без возможности взаимного обмена, взаимного оценивания.

Баланс между этими характеристиками, а именно одновременное обеспечение высокой автономности субъектов образовательного процесса и высокой совместности их деятельности, обеспечивает эффективность обучения, гармоничное развитие личности и наиболее полную ее самореализацию [1; 2; 6].

В смешанном обучении, где интегрируются очные и онлайн-формы, наиболее полно раскрывается возможность субъектов действовать автономно, самостоятельно, на основе личностно значимого целеполагания и одновременно использовать ресурсы совместной деятельности, взаимного обмена, взаимооценивания. Онлайн-формат предоставляет более широкие технологические и психолого-педагогические условия для обеспечения субъектам автономности в обучении. Очные занятия усиливают совместность обучающихся в деятельности, обеспечивая непосредственный, синхронный обмен опытом, переживаниями, спонтанность эмоциональных реакций, динамичное взаимное оценивание.

Рассмотрим принципы организации смешанного обучения на примере психолого-педагогического класса Волгоградского государ-

ственного социально-педагогического университета (далее - ППК) первого года обучения, в рамках которого старшеклассники осваивают основы психологии и педагогики. Смешанное обучение в ППК как совмещение очного обучения (лицом к лицу) с участием учителя, сверстников и онлайн-обучения предполагает определенную структуру учебного занятия, состоящего из онлайн-недели и очной встречи обучающихся с учителем и одноклассниками. Работа школьников в течение онлайн-недели представляет собой самостоятельное освоение содержания темы занятия в рамках разработанного и апробированного преподавателями вуза онлайн-курса, с применением наиболее эффективных методик и техник дистанционного обучения. Проходя он-лайн-курс по теме, педклассовцы не только изучают актуальный, качественный, адаптированный для старшего школьного возраста психолого-педагогический контент, но и участвуют в его онлайн-обсуждении со сверстниками, проходят в автоматизированном режиме самоконтроль, сопровождающийся комментариями преподавателей вуза, готовятся к очной встрече. Работая в течение онлайн-недели, и школьники, и учителя, зарегистрированные на онлайн-курс, имеют возможность самостоятельно планировать и контролировать собственную образовательную траекторию, место, время и темп освоения материала.

Онлайн-курс, осваиваемый обучающимися в течение недели, как и очные занятия, строится в соответствии с принципами высокой автономности субъектов образовательного процесса и высокой совместности их деятельности. Возможности реализации этих принципов рассмотрим на примере конкретных форм онлайн-обучения, разработанных на платформе Волгоградского государственного социально-педагогического университета miroznai.ru (Open edX): анализа видеоматериалов, взаимного оценивания, видеолекции с высоким уровнем иллюстративности, самодиагностики, обучающего самоконтроля.

Принцип высокой автономности в онлайн-курсе эффективно реализуется в работе обучающихся с видеосюжетами, а именно в ходе их самостоятельного анализа. Анализ видеосюжета, в содержании которого заложена какая-то проблематика, в начале занятия является важным элементом самостоятельного целепо-лагания, т. к. обеспечивает слушателям возможность самим поставить и принять учебную задачу. Для этого каждый обучающийся индивидуально, опираясь на собственный

опыт, имеющиеся знания, анализирует предложенную проблемную ситуацию и формирует сначала собственное мнение.

Например, в начале занятия «Разрешение межличностных конфликтов» слушатели самостоятельно анализируют видеосюжет из художественного фильма «Любовь и голуби», в котором очень динамично развивается семейный конфликт из-за покупки голубей. Перед просмотром обучающимся ставятся вопросы «В чем причина возникновения семейного конфликта?», «Какое значение имеет произошедший конфликт в жизни героев?», направленные на постановку проблемы - учебной задачи, а именно выявление значения конфликтов в жизни людей, их функций в межличностных отношениях.

Наблюдая за действиями и переживаниями героев, за тем, как разворачивались события в конфликтной ситуации, обучающиеся отмечали, что конфликт в целом завершился благополучно, его участники почувствовали облегчение. Вывод о том, что функция конфликта в этой ситуации конструктивна, слушатели пока что определяют, опираясь не на научные знания, а на свой житейский опыт, отдельные фрагментарные знания, личные размышления. В результате такого житейского анализа старшеклассники самостоятельно приходят к выводу - чтобы понять, от чего зависит конструктивность и деструктивность конфликта в межличностных отношениях, им требуются специальные знания о его сущностных характеристиках, динамике развития, стратегиях поведения человека в конфликтной ситуации.

Принцип совместности в обучении при анализе видеосюжетов реализуется в процессе следующего за ним взаимного оценивания. Такая форма учебного задания позволяет обучающимся обмениваться ответами, которые открыты для всех слушателей онлайн-курса и, таким образом, знакомиться с мнением остальных участников, получать обратную связь на собственные суждения. Взаимное оценивание эффективно применяется и как самостоятельное онлайн-задание, где обучающиеся сначала индивидуально отвечают на вопрос, презентуют свое эссе или проект, работают с кейсом, а затем взаимодействуют с сокурсниками и преподавателями, обмениваясь мнениями и оценками в онлайн-формате. Например, работая с кейсом на занятии «Разрешение межличностных конфликтов», слушатели сначала самостоятельно анализировали содержание проблемной ситуации: «Соседский спаниель пе-

рерыл грядки и, таким образом, испортил луковицы редких сортов тюльпанов, которые Вы с любовью выращиваете на своем участке...». а затем, в соответствии с изученным алгоритмом обратной связи, формулировали в специальном поле свой вариант наиболее конструктивной реакции в этой конфликтной ситуации. Таким образом, во взаимном оценивании каждый обучающийся имеет возможность познакомиться с ответами всех сокурсников и от каждого из них узнать мнение о своем ответе.

хорошо проиллюстрированные видеолекции позволяют учащимся реализовать как принцип автономности, так и принцип совместности в обучении. Автономность в освоении учебного содержания с применением такой онлайн-формы достигается благодаря высокой иллюстративности, которая обеспечивает перенос закономерностей изучаемых психолого-педагогических явлений на конкретные жизненные ситуации, усиливая их понимание и осознанность у обучающихся.

Например, на занятии «Разрешение межличностных конфликтов» слушатели самостоятельно знакомились с динамикой развития конфликта, где каждая его фаза, ее сущностные признаки, их типичные проявления в словах и действиях и, что особенно важно, возможности разрешения конфликта на каждой из этих фаз были не только раскрыты с точки зрения теории конфликтологии, но и пошагово отражены в видеофрагментах из художественного фильма Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию». В качестве иллюстрации была использована сцена, в которой разыгрывается ссора из-за гуляющей на братской могиле собаки. Так, анализируя высказывания и действия героев фильма на начальной фазе конфликта, обучающиеся отмечали признаки возникновения конфликтной ситуации, а именно противоречия в позициях и взглядах сторон. Вера и Игорь считают недопустимым выгул собаки на братской могиле, в то время как хозяева собаки не видят в этом ничего предосудительного. С помощью комментариев преподавателя обучающиеся анализируют и возможности разрешения конфликта, которые на его начальной фазе еще очень велики. Одна из них состояла в том, что хозяева могли осознать недопустимость выгула собаки на месте захоронения и откликнуться на достаточно мирную просьбу Веры забрать ее оттуда, как следствие, исчезло бы противоречие между мнениями сторон, а значит, конфликт разрешился бы конструктивно. В следующих

видеофрагментах обучающиеся видят примеры, иллюстрирующие фазу подъема в конфликте, т. е. открытые конфликтные действия участников (в фильме это взаимные обвинения и претензии героев, вынос Игорем собаки из ограды могилы, возмущения хозяев), пик конфликта - бурные, эмоционально окрашенные и, главное, слабо контролируемые действия участников (в видеосюжете это завязавшаяся между Игорем и хозяином собаки драка) и его спад - затухание конфликтных действий (хозяин собаки уже с безопасного расстояния угрожает Игорю телефонным звонком какому-то влиятельному лицу, а тот, видя бесполезность дальнейших действий, собирает вещи и уходит).

Принцип совместности в видеолекции такого формата есть не что иное, как совместность с преподавателем - автором курса, который комментирует, теоретически обосновывает видеоиллюстрацию, расставляет нужные акценты, идентифицируясь с обучающимися, предвосхищая их вопросы, возможные затруднения. Самодиагностика с анализом результатов и комментариями преподавателя как учебное действие в онлайн-формате также выстроена в соответствии с принципами автономности и совместности. Автономность проявляется в том, что обучающиеся, выполняя самодиагностику, преломляют усвоенное знание через личный опыт и переживания. Например, выявляя у себя с помощью методики Томаса-Кил-мана наиболее выраженную стратегию поведения в конфликте (сотрудничество, противоборство, компромисс, уход или уступка), школьники выстраивали индивидуальные профили поведения в конфликте, сравнивали их с профилями тех или иных типажей личностей, представителей различных профессий. Потребность во взаимном обмене, сравнении - проявлениях совместности в учебной деятельности - школьники реализовывали, анализируя и преобразуя модели конфликтного поведения во взаимном оценивании с сокурсниками и с помощью комментариев преподавателя - автора онлайн-курса. В условиях такой совместности обучающиеся приходят к выделению сущностных характеристик стратегий поведения в конфликте и к выводу о том, что каждую из них можно использовать для его конструктивного разрешения.

В самоконтроле, по своей сути являющемся самостоятельным, автономным учебным действием, в онлайн-курсе в полной мере реализуется и принцип высокой совместности

обучения. Реализация этого принципа становится возможной благодаря развернутым комментариям, которые в случае неверного ответа получает обучающийся. Например, отвечая на вопрос: «Какая стратегия поведения характерна для человека, отказывающегося от объекта конфликта в пользу партнера?» - учащийся, выбравший неверный ответ «уход», из комментария ниже узнает, что, используя стратегию ухода, партнер стремится избежать участия в конфликтной борьбе из-за отсутствия уверенности в своей позиции, в то время как отказ от объекта конфликта в пользу другого является характерной чертой уступки - стратегии, применяемой в ситуациях, когда отношения с оппонентом важнее достижения собственной цели. Сопровождающие самоконтроль комментарии превращают его из исключительно автономного учебного действия в действие, совместное с преподавателем - автором занятия, содержащиеся в них подсказки ориентируют обучающегося в поиске правильного ответа, что делает самоконтроль обучающим. Таким образом, технологические и дидактические возможности онлайн-обучения позволяют учащимся реализовать свои образовательные потребности: действовать автономно и быть участниками учебного взаимодействия.

Органичным продолжением онлайн-неде-ли является очное занятие, усиливающее совместность субъектов образовательного процесса - обучающихся и учителя - за счет непосредственного синхронного взаимодействия. В рамках такого взаимодействия педклассов-цы отрабатывают на основе полученных при прохождении онлайн-курса знаний первичные педагогические навыки, обмениваются жизненным опытом, эмоциями и впечатлениями, предоставляют друг другу обратную связь в режиме «здесь и сейчас»; рефлексируют по поводу своей работы в течение онлайн-недели.

С этой целью на очном занятии используется как содержание онлайн-курса, изучаемого школьниками в течение предшествующей недели, так и зарекомендовавшие себя методики и техники очного обучения, которые обеспечивают высокую совместность субъектов образовательного процесса в деятельности. Сюда могут быть отнесены самые разные формы совместной учебной деятельности: групповая дискуссия по результатам анализа видеоматериалов, мозговой штурм для определения темы и цели нового проекта, элементы тренинга по отработке тех или иных педаго-

гических навыков, взаимное оценивание в работе с кейсами, анализ результатов самодиагностики, рефлексия собственных переживаний или по результатам совместной деятельности и пр. Выбор методов и техник также зависит и от опыта и профессиональных предпочтений учителя.

Высокая совместность на очном занятии достигается за счет организации учителем конструктивного обмена мнениями и переживаниями без оценок правильности ответов обучающихся, поощрения их активности, предоставления возможности более детально аргументировать свои суждения, коснуться вопросов, возникших по ходу выполнения заданий в онлайн-курсе.

Автономность обучающихся на очном занятии проявляется в том, что каждый из них самостоятельно определяет меру своей активности, исходя из готовности обсуждать те или иные вопросы, например результаты самодиагностики, степени интереса к изучаемой теме (какие-то из тем могут быть менее привлекательными, другие, наоборот, находиться на пике актуальности) и других факторов.

Одним из примеров проявления автономности на очном занятии является анализ видеоматериалов, которые в содержании он-лайн-курса встречаются как иллюстрации видеолекций, элементы заданий по самоконтролю и взаимному оцениванию. Помимо тех акцентов, которые расставляет лектор, комментирующий фрагмент фильма с точки зрения изучаемого психолого-педагогического явления, предложенных авторами онлайн-курса вопросов, направляющих мыслительную активность школьников, нацеливающих их на понимание сущностных характеристик этого явления, у старшеклассников могут возникнуть и собственные, более глубокие, частные или отличные от заданного в онлайн-курсе направления вопросы. Эти вопросы также важны для профессионального и личностного самоопределения педклассовцев. Возможность их обсуждения предоставляется на очном занятии. При этом учитель не обязует высказываться каждого ученика, т. к. у кого-то из них может идти внутреннее осмысление изучаемого психолого-педагогического явления, закономерности и пр., соотнесение с собственным жизненным опытом.

Свою работу по организации очного занятия учитель начинает с того, что сам проходит онлайн-курс по конкретной теме, как и обучающиеся, в течение онлайн-недели. В процес-

се подготовки учитель выбирает содержание онлайн-занятия для очной встречи, соответствующие ему формы очной работы, необходимое техническое обеспечение. Выбор учитель осуществляет с учетом методических рекомендаций авторов онлайн-курса и с опорой на собственные наблюдения за работой старшеклассников в течение онлайн-недели. Например, при выполнении обучающимися заданий по самоконтролю и взаимному оцениванию учитель как участник сетевого ППК может определить наиболее трудные для освоения разделы темы или вопросы, вызвавшие у обучающихся эмоциональный отклик, возражения.

Опыт реализации смешанного обучения в психолого-педагогическом классе показал, что построенные в соответствии с принципами автономности и совместности онлайн-не-деля и очное занятие дополняют друг друга и повышают качество обучения. Онлайн-фор-мат в большей степени позволяет педклассов-цам действовать автономно, в то время как очная встреча усиливает совместность их деятельности.

Таким образом, возможности реализации смешанного обучения, интегрирующего очные и онлайн-формы, определяются рядом критериев: возрастом обучающихся, видом образования, содержанием обучения, техническим обеспечением, особыми возможностями здоровья, географией субъектов образовательного процесса, временем проведения занятия, количеством обучающихся, ИКТ-грамотностью, карантинными ограничениями. Эффективное смешанное обучение строится в соответствии с принципами автономности субъектов образовательного процесса и совместности их деятельности. Онлайн-формат предоставляет более широкие технологические и психолого-педагогические условия для обеспечения субъектам как автономности, так и совместности в обучении, увеличивая при этом возможности самостоятельной реализации учебной деятельности. Очные занятия, обеспечивающие непосредственное синхронное взаимодействие обучающихся и учителя, усиливают их совместность в учебной деятельности.

список литературы

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Яр-махов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М., 2016.

2. Коротков А.М. Готовность старшеклассников к учебной деятельности в компьютерной среде: методология, теория и практика формирования: мо-ногр. Волгоград, 2003.

известия вгпу

3. Коротков А.М., Сахарчук Е.И., Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование в современных условиях: методология, теория, практика: моногр. Волгоград, 2019.

4. Bonk Curtis J., Graham Charles R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, 2006.

5. Christensen Clayton, M. Innovator's Dilemma. NBN International, 2013.

6. Korotkov A.M., Shtyrov A.V., Spiridono-va S.B., Zemlyakov D.V. Joint Activity of Autonomous Actors in an Open Educational Environment // ARPHA Proceedings. 2020. № 3. P. 1213-1226.

7. Spiridonova S.B., Karpushova O.A. Psychological readiness of students for joint activity as autonomous actors in on-line education // ARPHA Proceedings. 2020. № 3. P. 2429-2440.

* * *

1. Andreeva N.V., Rozhdestvenskaya L.V., Yar-mahov B.B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie. M., 2016.

2. Korotkov A.M. Gotovnost' starsheklassnikov k uchebnoj deyatel'nosti v komp'yuternoj srede: meto-dologiya, teoriya i praktika formirovaniya: monogr. Volgograd, 2003.

3. Korotkov A.M., Saharchuk E.I., Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovre-mennyh usloviyah: metodologiya, teoriya, praktika: monogr. Volgograd, 2019.

Specific features of the integration of internal and online forms of study in the system of general education

The article deals with the analysis of the theoretical and practical aspects of blended learning as an efficient form of the integration of face-to-face training and e-learning. There are revealed the criteria of the evaluation of the integration on the basis of the conditions of the implementation of the educational process. There are described the psychological and pedagogical principles of the organization of blended learning: the principle of autonomy and the principle of jointness, their technologic and didactic potential of the implementation.

Key words: blended learning, jointness of activities, autonomy of the subjects of the educational process, face-to-face training, online week, e-learning, online course.

(Статья поступила в редакцию 09.10.2021)

т.В. клеветова, с.а. Комиссарова,

А.В. мАКСимоВА (Волгоград)

основы разработки программ онлайн-обучения в сообществах учащихся школ*

Рассматриваются вопросы реализации программ онлайн-обучения в сообществах учащихся школ. Уточнено понятие «онлайн-со-общество», рассмотрена классификация он-лайн-сообществ. Описываются теоретические подходы к разработке онлайн-курса по информатике в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и цифровой трансформации образования на примере онлайн-курса «Подготовка школьников к ОГЭ по информатике», реализованного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Ключевые слова: онлайн-обучение, онлайн-со-общество, классификация онлайн-сообществ, онлайн-курс, образовательная программа, дополнительная программа, ОГЭ по информатике.

На современном этапе развития образования одной из форм реализации учебного процесса является онлайн-обучение, которое позволяет осуществлять освоение предметных областей независимо от места нахождения обучаемого, что является актуальным в период пандемии, а также в условиях, когда возникает потребность реализации индивидуальных образовательных маршрутов. обращение в образовательной практике к инновационным технологиям и моделям обучения, массовым открытым онлайн-курсам позволяет осуществлять обучение учащихся в индивидуальном и доступном для каждого режиме, что повышает возможности обеспечения вариативности освоения предмета, расширяет возможности получения образования для различных социальных групп. онлайн-курсы, являясь дидактической единицей онлайн-обучения, направлены на осуществление образовательной деятельности в онлайн-сообществе, которое

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в он-лайн-сообществах учащихся школ».

© Клеветова Т.В., Комиссарова O.A., Максимова A.B., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.