ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
С.И. Сторожук
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы психолого-педагогической коррекции и профилактики агрессивного поведения подростков, описаны техники работы с агрессивными подростками, представлены стратегии поведения педагогов, способствующие снижению агрессивности подростков.
Ключевые слова: агрессивное поведение, профилактика агрессивности стратегии поведения.
Summary. In article pressing questions of psihologo-pedagogical correction and preventive maintenance of aggressive behaviour of teenagers are considered, technicians of work with aggressive teenagers are described, strategy of behaviour of the teachers, aggressions of teenagers promoting decrease are presented.
Keywords: aggressive behaviour, preventive maintenance of aggression of strategy of behaviour.
Профилактика и коррекция де-виантного поведения подростков становится не только задачей социально значимой, но и психологически необходимой.
Профилактика агрессивного поведения подростков ориентирована на выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности подростков и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; современная диагностика асоциальных отклонений в их поведении и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагоги ческой коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и пси-холого-педагогиче ских факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении подростков, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекцион-ная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка,
173
174
приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому следует обратить на это особое внимание, в частности, в рамках школы.
Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых [3].
Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признается взрослыми, как равноправный член общества. Это создает оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и
принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в нее подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия и определенный порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности — трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других — важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности [3, 49, 4].
Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно широкий спектр различных возможностей. В ряде случаев для преодоления детской или подростковой агрессии требуется стратегия экстренного вмешательства, которая нацелена на уменьшение или избежание агрессивного поведения в напряженных ситуациях. Правила экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнерские отношения [1, 21-24].
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии: простое игнорирование реакций ребенка/подростка; выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»; переключение внимания или предложение какого-
либо задания; позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.
Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Подростки, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от подростка агрессивного поведения, тем самым провоцируя его. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения.
Самое главное — дать описание поведения без его оценки. После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение более подробно, объяснить, почему его поступки неприемлемы, избегая субъективных, оценочных слов, которые вызвали бы раздра-
жение и протест и в конечном итоге увели бы от решения проблемы. Анализируя проступок, важно ограничиться обсуждением только актуального поведения подростка, по принципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. В противном случае у подростка возникает ощущение несправедливости происходящего, вследствие чего его способность критично оценивать свое поведение снижается. Оценивая поведение подростка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что. Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения целесообразно прибегать к оценке негативных последствий поведения. В этом случае подростку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому. Очень важным является анализ возможных конструктивных способов поведения в конкретной ситуации.
В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным подростком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы: констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно»; констатирующий вопрос: «Ты злишься?»; раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»; Я»-сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»; апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».
175
176
Давая обратную связь агрессивному поведению подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость должна проявляться исключительно в отношении конкретного проступка, в направлении его искоренения. Подросток должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного проступка. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Кроме того, важно понять характер переживаемых чувств, их силу и длительность.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение; демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией; сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Как показывает практика, агрессивное поведение подростков является частью «групповой игры», цель которой — желание вызвать гнев педагога, вывести его из «напускного» равновесия, продемонстрировать его слабость. Не понимающие ситуацию педагоги обречены на психологический провал. Подростки также широко используют агрессию для
разоблачения взрослых, для их обесценивания, что облегчает процесс эмансипации от них. Отказаться от игры с подростками трудно, но необходимо. Иначе взрослые теряют авторитет в глазах подростков и возможность конструктивного взаимодействия с ними. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детс-ко-подростковой агрессией, — снизить напряжение ситуации.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Существуют некоторые общие рекомендации для такого разговора, повышающие его воспитательную силу. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» — это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. Чем меньше возраст ребенка, тем более неагрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.
Альтернативное поведение
взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы: выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание); тайм-аут-предоставление возможности ребенку/подростку успокоиться наедине; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварценеггера»); признание чувств и интересов собеседника; сообщение своих интересов; апелляция к правилам и т.д. Наибольшая польза от этих приемов в том, что подростки довольно быстро перени-
мают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.
Поведение взрослого существенно зависит от характера и силы агрессивных реакций подростка. На начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) целесообразно использовать мягкую тактику: 1) игнорирование; 2) переключение внимания; 3) «изящный уход». Нередко этого бывает достаточно для того, чтобы предотвратить усиление агрессии и разрядить ситуацию. Изящный уход — это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам выйти из травмирующей, конфликтной ситуации. Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры.
Таким образом, для правильного выбора способа воздействия на агрессивное поведение необходимо учитывать: возраст ребенка; характер ситуации, в том числе окружение; степень опасности его поведения; значимые для подростка стимулы; возможности самого взрослого. С учетом перечисленных факторов можно выбрать наиболее подходящую тактику нейтрализации агрессивного поведения подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2004.
2. Берковиц Л. Фрустрация-агрессия: гипотезы. — М.: Просвещение, 1994. — С. 59-79.
3. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.
4. Фельдштейн Д.И. Самостоятельные группы молодежи: социально-психологический аспект // Советская педагогика. — 1988. — № 7. — С. 54-60. ■
177