Т. А. Каплуноеич (г. Великий Новгород) Г. В. Мисюля (г. Сургут)
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Объектом акмеологии является не только широкий спектр различных характеристик зрелого человека, но и мастерство его профессиональной деятельности [2]. В этом случае исследуются те или иные стороны жизни человека, технологии осуществления им своей профессиональной деятельности и уровень владения этими технологиями, факторы, способствующие повышению профессионализма, достижению его вершин. Акмео-логия, таким образом, выходит за рамки исключительно психологической науки (возрастной психологии) и стыкуется с другими сферами знания, в частности с педагогикой профессионального обучения, образовательным менеджментом, инновационной педагогикой и т.д. Ее, однако, существенное отличие от этих наук состоит в том, что она рассматривает профессиональную деятельность с точки зрения повышения ее продуктивности, разрабатывает подходы к совершенствованию профессионального мастерства, а также методы установления эффективности реализации этих подходов [3].
Важная роль отводится организационным факторам, в частности разработке моделей организационных структур, осуществляющих акмеологическое моделирование и акмеологическую экспертизу деятельности учителей. В последнее время появился целый ряд исследований, в которых представлены модели акмеологиче-ских служб, занимающихся инициированием и поддержкой творчества педагогов. Одной из теоретических предпосылок проектирования их деятельности выступает средовый подход, в рамках которого раскрываются психолого-педагогические и организационно-управленческие основы мотивации к творчеству и сопровождения инновационной деятельности педагогов. В процессе акмеологического сопровождения прежде всего выявляется значимость
мотивационно-потребностной сферы в профессиональном выборе, профессиональном обучении и совершенствовании профессионального мастерства. В качестве важного условия мотивации выделяется, например, построение «инновационного коммуникативного пространства», в котором у субъектов формируется высокая организационная культура и развивается рефлексивность. Этому способствует, в частности использование в работе с педагогическим коллективом инновационных ролевых игр, которые являются средством актуализации творческого потенциала и группового решения проблем, механизмом ускорения нововведений и способом формирования профессиональной консолидации [1].
Наряду с идеями средового подхода в качестве концептуальной предпосылки моделирования акмеологических служб может рассматриваться теория инновационного менеджмента, где раскрываются принципы планирования, организации и комплексного обеспечения инновационной деятельности. Так, например, в исследованиях, посвященных организационному аспекту педагогической инноватики, описаны модели экспериментально-методических площадок, стажерских и инновационно-психологических центров, центров образовательных инициатив, экспертных служб и т.п. [5].
Основу концепции научно-методического обеспечения образовательной практики в Новгородской области составляет положение о том, что методическая работа должна быть направлена на формирование у педагога способностей и умений моделирования собственной деятельности с использованием дидактических и психологических критериев для решения методических задач.
В построенной модели научно-методического сопровождения развития обра-
зования представлены его уровни, цели, направления, задачи и организационные условия (Схема 1, с. 53).
Особая роль в формировании профессионального мастерства педагогов отводится, безусловно, образовательному учреждению, где должны быть созданы условия для формирования у учителей акмеологической позиции, выражающейся в высоком уровне мотивации достижений и творческого потенциала. Данную функцию может выполнить акмеологическая служба учреждения.
Основу формирования у педагогов мотивации достижений может составить специально организованная и проводимая акмеологической службой экспертно-аналитическая работа. Ее специфика состоит в том, что объектом анализа является творческая деятельность учителя и ее продуктивность. Исследование и оценка такой деятельности предполагает предварительную концептуализацию творческого опыта, позволяющую выделить критерии оценивания, учитывающие инновационную направленность педагогического замысла, и определить соответствующие индикаторы оценки. Фактически речь идет об акмеологической диагностике и экспертизе, осуществление которых требует от аналитиков высокого уровня квалификации, в частности владения ими методологической компетентностью. Опора на методологические знания в области педагогики позволяет не просто проверить соответствие деятельности учителя и ее результатов тем или иным нормативным и инструктивно-методическим требованиям, а построить представление об основных направлениях развития этой деятельности, наблюдаемых в опыте, и зафиксировать проблему, с решением которой связан этот опыт. В процессе такой аналитической работы учитель с помощью эксперта осмысливает свою инициативу как значимую, у него повышается уровень мотивации достижения успеха в своем творчестве, появляется потребность в дальнейшем развитии творческих способностей и в общественном признании профессиональных достижений. В целях дальнейшего стимулирования к творчеству и формирования мотивационного компонента акмеологическая служба может предложить ряд проектных решений, соответствующих разным типам стимулирования:
- разработку нормативно-правовых документов о материальном и моральном стимулировании педагогов-новаторов (поощряющий тип стимулирования);
- подготовку и проведение фестивалей (конкурсов) педагогических инноваций с предоставлением учителю на этапе подготовки к ним консультативной помощи (поддерживающий тип стимулирования);
- создание педагогическую мастерской, которая дает педагогу возможность реализовать себя в качестве лидера, наделяет его функцией трансляции инновационного опыта, привлекает к управленческой деятельности, например, к экспертной работе (карьерный тип стимулирования).
Что касается второго компонента акмеологической позиции учителя - его творческих способностей, то задача акмеологической службы по их развитию связана с созданием в образовательном учреждении специальной системы обучения творчеству. В настоящее время такое обучение проводится в различных формах методической работы (творческие группы, проблемные семинары, мастер-классы и т.п.), однако их эффективность часто оказывается незначительной из-за невысокого уровня андрагогической компетентности обучающихся. К продуктивным формам можно отнести пока еще мало используемые в практике техники дидактического и экспертного консультирования, супервизии и модерации. Большой обучающий потенциал имеют также ак-меологические тренинги, игровые технологии и проектная деятельность, методология которых уже разработана, но методические аспекты требуют специального освоения [1].
Инновационной организационной
формой обучения педагогов творческой деятельности можно считать общественную кафедру инновационной практики, или ОКИП, создаваемую при акмеологической службе образовательного учреждения. Целью ее создания является формирование в образовательном учреждении творческой среды, координация творческой работы учителей, обобщение и подготовка ее результатов к трансляции в более широкую практику. В задачи ОКИП входят оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам по проблемам проведения, анализа и оценки результатов опытно-
экспериментальной работы; организация обучающих семинаров по итогам эксперимента; подготовка методических и научно-методических материалов по результатам экспериментальной работы; установление и развитие отношений с другими образовательными учреждениями, в том числе, высшего и дополнительного профессионального образования для ведения совместной научной и методической работы.
Основное преимущество ОКИП перед другими организационными формами обучения творчеству заключается в том, что здесь обучение осуществляется непосредственно в ходе инновационной деятельности учителя и, по сути своей, является формой научно-методического сопровождения освоения инноваций. Здесь реализуются принципы контекстности, инте-гративности, личностной ориентации, праксиологичности, рефлексивности и др., которые сегодня составляют концептуальную основу наиболее продуктивных андрагогических моделей обучения.
Очевидно, что реализация описанных выше задач и направлений деятельности акмеологической службы образовательного учреждения требует специального отбора или подготовки самих ее сотрудников. Организация такой подготовки возможна в учреждениях дополнительного профессионального образования, где необходимо разработать специальные программы обучения. Основу проектирования таких программ может составить синергетический подход, делающий акцент на развитии у обучающихся синергетического мышления [4].
Раскроем более подробно цели и содержание основных учебных модулей, которые вошли в разработанную нами программу повышения научно-методической квалификации специалистов акмеологи-ческих служб [6].
Первый из них - «Проектирование образовательного процесса» - имеет целью формирование у слушателей умений рефлексивной самоорганизации в проектировочной деятельности и построение первичных знаний о ситуационных, ценностных, концептуальных и других критериях проектирования образовательного процесса.
В основу программы модуля положены представления о новой области науки
- инноватике и ее предмете, принципах инновационной деятельности, механизмах
осуществления инновационного процесса; философских основах образования, воспитания и саморазвития, о сущности проектировочной деятельности, динамике профессионально-творческого роста педагога, занимающегося внедрением новаций и, наконец, представления об образовательной программе, требованиях к ее структуре и содержанию.
Процесс обучения специалистов построен в ключе технологии развивающего обучения и включает в себя действия по:
- созданию образца проекта на основе использования (переноса) имеющегося опыта разработки программ, планов и т.п.;
- рефлексивному анализу образцов проектов и самих способов проектирования;
- коррекции проектировочной деятельности и ее продуктов с использованием критериев проектирования;
- рефлексивному анализу образовательного процесса в модуле и построению на его основе первичных знаний о сущности учебной и педагогической деятельности, ценностных и концептуальных основах современного образования.
Второй модуль «Акмеологическое моделирование образовательного процесса» направлен на развитие способностей к рефлексивной самоорганизации в практической реализации инновационных проектов педагогической деятельности и связан с ее моделированием.
В ходе реализации модуля осуществляется сценарирование и демонстрация образцов творческой педагогической деятельности, экспертный анализ образцов и их проблематизация, фиксация затруднений в рефлексии образцов и построение рефлексивных гипотез, экспериментальное моделирование образовательного процесса в соответствии с гипотезами, акмео-логическая экспертиза опыта.
Третий модуль «Исследование образовательного процесса» завершает блок обучения основам творческой деятельности, обобщая опыт экспериментального моделирования образовательного процесса в рамках предыдущих модулей и развивая его до уровня методологической концептуализации. Целью модуля выступает освоение критериев теоретического обобщения инновационного педагогического опыта как основы полной рефлексивной самоорганизации педагога в творческой педагогической деятельности.
Схема 1. Модель комплексного научно-методического сопровождения инноваций в территориальной системе образования.
Трехмодульный блок завершается итоговой рефлексией учебного процесса и организацией самоопределения в дальнейшем повышении научно-методической квалификации.
Результаты экспериментальной работы по подготовке специалистов акмеоло-гических служб в рамках описанной программы на базе Новгородского региональ-
ного центра развития образования и в гимназии №3 города Сургута подтвердили принципиальную возможность решения одной из сложнейших проблем инновационного образовательного менеджмента -проблемы кадрового обеспечения акмео-логического сопровождения инновационной практики.
Литература
1. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977
3. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993.
4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М., 1994.
5. Моделирование и экспертиза инновационного педагогического опыта: Монография / Каплунович Т. А. и др. - Великий Новгород: НРЦРО, 2001.
6. Профессиональное образование: опыт научно-педагогической рефлексии: Сборник научных трудов / Сост. и науч. ред. проф. Р. М. Шерайзиной, проф. Т. А. Каплунович. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.