Научная статья на тему 'Основы проектирования акмеологической службы муниципальной образовательной системы'

Основы проектирования акмеологической службы муниципальной образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы проектирования акмеологической службы муниципальной образовательной системы»

Т. А. Каплуноеич (г. Великий Новгород) Г. В. Мисюля (г. Сургут)

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Объектом акмеологии является не только широкий спектр различных характеристик зрелого человека, но и мастерство его профессиональной деятельности [2]. В этом случае исследуются те или иные стороны жизни человека, технологии осуществления им своей профессиональной деятельности и уровень владения этими технологиями, факторы, способствующие повышению профессионализма, достижению его вершин. Акмео-логия, таким образом, выходит за рамки исключительно психологической науки (возрастной психологии) и стыкуется с другими сферами знания, в частности с педагогикой профессионального обучения, образовательным менеджментом, инновационной педагогикой и т.д. Ее, однако, существенное отличие от этих наук состоит в том, что она рассматривает профессиональную деятельность с точки зрения повышения ее продуктивности, разрабатывает подходы к совершенствованию профессионального мастерства, а также методы установления эффективности реализации этих подходов [3].

Важная роль отводится организационным факторам, в частности разработке моделей организационных структур, осуществляющих акмеологическое моделирование и акмеологическую экспертизу деятельности учителей. В последнее время появился целый ряд исследований, в которых представлены модели акмеологиче-ских служб, занимающихся инициированием и поддержкой творчества педагогов. Одной из теоретических предпосылок проектирования их деятельности выступает средовый подход, в рамках которого раскрываются психолого-педагогические и организационно-управленческие основы мотивации к творчеству и сопровождения инновационной деятельности педагогов. В процессе акмеологического сопровождения прежде всего выявляется значимость

мотивационно-потребностной сферы в профессиональном выборе, профессиональном обучении и совершенствовании профессионального мастерства. В качестве важного условия мотивации выделяется, например, построение «инновационного коммуникативного пространства», в котором у субъектов формируется высокая организационная культура и развивается рефлексивность. Этому способствует, в частности использование в работе с педагогическим коллективом инновационных ролевых игр, которые являются средством актуализации творческого потенциала и группового решения проблем, механизмом ускорения нововведений и способом формирования профессиональной консолидации [1].

Наряду с идеями средового подхода в качестве концептуальной предпосылки моделирования акмеологических служб может рассматриваться теория инновационного менеджмента, где раскрываются принципы планирования, организации и комплексного обеспечения инновационной деятельности. Так, например, в исследованиях, посвященных организационному аспекту педагогической инноватики, описаны модели экспериментально-методических площадок, стажерских и инновационно-психологических центров, центров образовательных инициатив, экспертных служб и т.п. [5].

Основу концепции научно-методического обеспечения образовательной практики в Новгородской области составляет положение о том, что методическая работа должна быть направлена на формирование у педагога способностей и умений моделирования собственной деятельности с использованием дидактических и психологических критериев для решения методических задач.

В построенной модели научно-методического сопровождения развития обра-

зования представлены его уровни, цели, направления, задачи и организационные условия (Схема 1, с. 53).

Особая роль в формировании профессионального мастерства педагогов отводится, безусловно, образовательному учреждению, где должны быть созданы условия для формирования у учителей акмеологической позиции, выражающейся в высоком уровне мотивации достижений и творческого потенциала. Данную функцию может выполнить акмеологическая служба учреждения.

Основу формирования у педагогов мотивации достижений может составить специально организованная и проводимая акмеологической службой экспертно-аналитическая работа. Ее специфика состоит в том, что объектом анализа является творческая деятельность учителя и ее продуктивность. Исследование и оценка такой деятельности предполагает предварительную концептуализацию творческого опыта, позволяющую выделить критерии оценивания, учитывающие инновационную направленность педагогического замысла, и определить соответствующие индикаторы оценки. Фактически речь идет об акмеологической диагностике и экспертизе, осуществление которых требует от аналитиков высокого уровня квалификации, в частности владения ими методологической компетентностью. Опора на методологические знания в области педагогики позволяет не просто проверить соответствие деятельности учителя и ее результатов тем или иным нормативным и инструктивно-методическим требованиям, а построить представление об основных направлениях развития этой деятельности, наблюдаемых в опыте, и зафиксировать проблему, с решением которой связан этот опыт. В процессе такой аналитической работы учитель с помощью эксперта осмысливает свою инициативу как значимую, у него повышается уровень мотивации достижения успеха в своем творчестве, появляется потребность в дальнейшем развитии творческих способностей и в общественном признании профессиональных достижений. В целях дальнейшего стимулирования к творчеству и формирования мотивационного компонента акмеологическая служба может предложить ряд проектных решений, соответствующих разным типам стимулирования:

- разработку нормативно-правовых документов о материальном и моральном стимулировании педагогов-новаторов (поощряющий тип стимулирования);

- подготовку и проведение фестивалей (конкурсов) педагогических инноваций с предоставлением учителю на этапе подготовки к ним консультативной помощи (поддерживающий тип стимулирования);

- создание педагогическую мастерской, которая дает педагогу возможность реализовать себя в качестве лидера, наделяет его функцией трансляции инновационного опыта, привлекает к управленческой деятельности, например, к экспертной работе (карьерный тип стимулирования).

Что касается второго компонента акмеологической позиции учителя - его творческих способностей, то задача акмеологической службы по их развитию связана с созданием в образовательном учреждении специальной системы обучения творчеству. В настоящее время такое обучение проводится в различных формах методической работы (творческие группы, проблемные семинары, мастер-классы и т.п.), однако их эффективность часто оказывается незначительной из-за невысокого уровня андрагогической компетентности обучающихся. К продуктивным формам можно отнести пока еще мало используемые в практике техники дидактического и экспертного консультирования, супервизии и модерации. Большой обучающий потенциал имеют также ак-меологические тренинги, игровые технологии и проектная деятельность, методология которых уже разработана, но методические аспекты требуют специального освоения [1].

Инновационной организационной

формой обучения педагогов творческой деятельности можно считать общественную кафедру инновационной практики, или ОКИП, создаваемую при акмеологической службе образовательного учреждения. Целью ее создания является формирование в образовательном учреждении творческой среды, координация творческой работы учителей, обобщение и подготовка ее результатов к трансляции в более широкую практику. В задачи ОКИП входят оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам по проблемам проведения, анализа и оценки результатов опытно-

экспериментальной работы; организация обучающих семинаров по итогам эксперимента; подготовка методических и научно-методических материалов по результатам экспериментальной работы; установление и развитие отношений с другими образовательными учреждениями, в том числе, высшего и дополнительного профессионального образования для ведения совместной научной и методической работы.

Основное преимущество ОКИП перед другими организационными формами обучения творчеству заключается в том, что здесь обучение осуществляется непосредственно в ходе инновационной деятельности учителя и, по сути своей, является формой научно-методического сопровождения освоения инноваций. Здесь реализуются принципы контекстности, инте-гративности, личностной ориентации, праксиологичности, рефлексивности и др., которые сегодня составляют концептуальную основу наиболее продуктивных андрагогических моделей обучения.

Очевидно, что реализация описанных выше задач и направлений деятельности акмеологической службы образовательного учреждения требует специального отбора или подготовки самих ее сотрудников. Организация такой подготовки возможна в учреждениях дополнительного профессионального образования, где необходимо разработать специальные программы обучения. Основу проектирования таких программ может составить синергетический подход, делающий акцент на развитии у обучающихся синергетического мышления [4].

Раскроем более подробно цели и содержание основных учебных модулей, которые вошли в разработанную нами программу повышения научно-методической квалификации специалистов акмеологи-ческих служб [6].

Первый из них - «Проектирование образовательного процесса» - имеет целью формирование у слушателей умений рефлексивной самоорганизации в проектировочной деятельности и построение первичных знаний о ситуационных, ценностных, концептуальных и других критериях проектирования образовательного процесса.

В основу программы модуля положены представления о новой области науки

- инноватике и ее предмете, принципах инновационной деятельности, механизмах

осуществления инновационного процесса; философских основах образования, воспитания и саморазвития, о сущности проектировочной деятельности, динамике профессионально-творческого роста педагога, занимающегося внедрением новаций и, наконец, представления об образовательной программе, требованиях к ее структуре и содержанию.

Процесс обучения специалистов построен в ключе технологии развивающего обучения и включает в себя действия по:

- созданию образца проекта на основе использования (переноса) имеющегося опыта разработки программ, планов и т.п.;

- рефлексивному анализу образцов проектов и самих способов проектирования;

- коррекции проектировочной деятельности и ее продуктов с использованием критериев проектирования;

- рефлексивному анализу образовательного процесса в модуле и построению на его основе первичных знаний о сущности учебной и педагогической деятельности, ценностных и концептуальных основах современного образования.

Второй модуль «Акмеологическое моделирование образовательного процесса» направлен на развитие способностей к рефлексивной самоорганизации в практической реализации инновационных проектов педагогической деятельности и связан с ее моделированием.

В ходе реализации модуля осуществляется сценарирование и демонстрация образцов творческой педагогической деятельности, экспертный анализ образцов и их проблематизация, фиксация затруднений в рефлексии образцов и построение рефлексивных гипотез, экспериментальное моделирование образовательного процесса в соответствии с гипотезами, акмео-логическая экспертиза опыта.

Третий модуль «Исследование образовательного процесса» завершает блок обучения основам творческой деятельности, обобщая опыт экспериментального моделирования образовательного процесса в рамках предыдущих модулей и развивая его до уровня методологической концептуализации. Целью модуля выступает освоение критериев теоретического обобщения инновационного педагогического опыта как основы полной рефлексивной самоорганизации педагога в творческой педагогической деятельности.

Схема 1. Модель комплексного научно-методического сопровождения инноваций в территориальной системе образования.

Трехмодульный блок завершается итоговой рефлексией учебного процесса и организацией самоопределения в дальнейшем повышении научно-методической квалификации.

Результаты экспериментальной работы по подготовке специалистов акмеоло-гических служб в рамках описанной программы на базе Новгородского региональ-

ного центра развития образования и в гимназии №3 города Сургута подтвердили принципиальную возможность решения одной из сложнейших проблем инновационного образовательного менеджмента -проблемы кадрового обеспечения акмео-логического сопровождения инновационной практики.

Литература

1. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977

3. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993.

4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М., 1994.

5. Моделирование и экспертиза инновационного педагогического опыта: Монография / Каплунович Т. А. и др. - Великий Новгород: НРЦРО, 2001.

6. Профессиональное образование: опыт научно-педагогической рефлексии: Сборник научных трудов / Сост. и науч. ред. проф. Р. М. Шерайзиной, проф. Т. А. Каплунович. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.