Научная статья на тему 'Инновационные функции муниципальной методической службы в обеспечении модернизации образования'

Инновационные функции муниципальной методической службы в обеспечении модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачева Г. В.

Рассмотрены инновационные направления деятельности муниципальных методических служб. В качестве одного из таких направлений выделено акмеологическое сопровождение модернизации образования. Раскрыта сущность акмеологического подхода в организации методической работы и сформулированы основные задачи методических структур, связанные с научно-методическим и кадровым обеспечением реализации инновационных преобразований в работе с педагогами и детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные функции муниципальной методической службы в обеспечении модернизации образования»

УДК 378.046.4

Г.В.Пугачева

ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

In this article there are manifested directions of municipal methodic services. An acmeological accompaniment of education modernization is singled out as one of those directions. There is also revealed the total problems of acmeological approach in methodological work organization and basic tasks of methodic structures connected with scientific-methodic and cadre maintenance of innovational reorganization in work with pedagogues and children realization formulated.

Поиск новых технологий организации методической работы на муниципальном уровне в условиях модернизации образования потребовал уточнения инновационных составляющих содержания деятельности муниципальных методических служб (ММС) и разработки соответствующих организационно-правовых форм.

Эволюционное развитие системы методической работы на муниципальном уровне берет свое начало с девяностых годов ХХ столетия, когда центр тяжести в управлении образованием последовательно переместился сначала на региональный, а затем на муниципальный уровень. Суть процесса муниципализации системы образования состояла в обеспечении гарантированно высокого качества образования на основе развития информационных связей, перехода к кооперативным и координационным связям [1]. В письме Министерства образования РФ от 16.08.1994 «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» были определены пять моделей ММС: методический кабинет; организационно-методический районный центр; инспекторско-методический отдел в структуре органов управления образованием; информационно-

методический, информационно-диагностический городской (районный) кабинет, центр; научно-методический городской (районный) центр (кабинет).

Анализ научных публикаций, посвященных деятельности ММС (Л.М.Буйлова, Е.В .Василевская, Т.А.Каплунович, С.В.Кочнева и др.) показывает, что в последнее десятилетие созданы их инновационные модели: учебно-методический центр, центр мониторинга качества образования, межшкольный методический центр, методический координационный центр, центр повышения квалификации работников образования, городской инновационно-методический центр, центр развития образования, центр научно-методического обеспечения, ресурсно-методический центр и др. При всем многообразии моделей, как считает А.А.Вифлеемский, возможны три варианта правового статуса ММС: образовательное учреждение (ММС обеспечивает повышение квалификации педагогических работников; согласно Закону «Об образовании» осуществляет образовательную деятельность на основе лицензии — данная модель предпочтительна для крупных муниципальных образований); муниципальное учреждение (ММС как сервисная служба, организующая повышение квалификации педагогических

работников и выполняющая информационно-

аналитические функции); структурное подразделение районного (городского) органа управления образованием (неопределенный правовой статус; работники ММС не выполняют управленческих функций, не являются муниципальными служащими) [2].

Независимо от выбранной модели ММС выполняют традиционные функции, свойственные методическим кабинетам: оказывают консультативную помощь педагогам, информационно-аналитическую поддержку органам управления образованием, содействуют развитию методической работы в образовательных учреждениях, планируют и проводят методические мероприятия, организовывают курсы повышения квалификации. При этом модели ММС должны выстраиваться исходя из конкретных условий, запросов, потребностей муниципальной системы образования. Выбор той или иной модели зависит от функций, которые должна выполнять методическая служба, и от подходов, на основе которых она создается [3].

Согласно рекомендациям об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации (письмо Министерства образования РФ от 09.03.2004) определена цель методической службы — содействие повышению качества дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей), сформулированы основные направления ее деятельности: аналитическое, информационное, организационно-методическое, консультационное.

Вместе с тем изучение теоретических источников и реальной практики методической работы показывает, что эти направления деятельности можно считать минимумом. Могут развиваться и инновационные направления, продиктованные необходимостью быстрого реагирования на запросы педагогической общественности и на потребности системы образования города (района). По мнению Т.А.Каплунович, к таким направлениям относятся:

— реализация особых образовательных программ, в ходе освоения которых не только повышается уровень профессиональной компетентности, но прежде всего меняется менталитет педагогов;

— проектное (разработка и комплексное обеспечение реализации программ развития муниципальной системы образования);

— экспертное (экспертиза, оценка качества различного рода нововведений);

— внедренческое (научно-методическое обеспечение, организация и трансляция в массовую практику результатов экспериментальных исследований);

— диагностико-прогностическое (прогноз, планирование и организация курсов повышения квалификации, координация этой работы с учреждениями дополнительного профессионального образования; проведение мониторинговых исследований) и др. [4].

В условиях модернизации образования актуальными становятся такие компоненты содержания методической работы с педагогами на муниципальном уровне:

— организация работы по содержательным аспектам общего образования (освоение компетентно-стного подхода к образованию, введение предпро-фильной подготовки и профильного обучения, реализация механизма проведения ЕГЭ);

— разработка технологий и инструментов управления инновационными проектами;

— совершенствование механизмов муниципальной системы мониторинга качества образования

[5].

На наш взгляд, к числу актуальных направлений методической работы следует также отнести:

— обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;

— обеспечение условий для личностного и карьерного роста педагогов, высоких интеллектуальных, творческих, спортивных достижений обучающихся, т.е. возможности высших достижений в различных видах деятельности, в разных формах их осуществления в различные возрастные периоды жизненного пути человека.

Данные направления мы относим к акмеологи-ческому сопровождению образовательной практики.

Акмеология как комплексная и интегративная наука, объектом изучения которой является человек в динамике его самоактуализации, саморазвития и самоопределения, исследует закономерности, условия и факторы самореализации творческого потенциала человека и пути достижения им образовательных и профессиональных вершин. Акмеологический подход получил интенсивное развитие и широкое применение в области образования в последние 10-15 лет. Педагогической практикой доказана его перспективность в разработке моделей, проектов и тактики современного обучения и формирования человека до уровня высших достижений, развития его как субъекта творческой деятельности. В последние годы интенсивно разрабатываются акмеология школьного образования, педагогическая акмеология, акмеология последипломного образования. Теоретически разработаны и практически выявлены акмеологические условия и факторы совершенствования профессионализма учителя, профессионального самоутверждения, самосовершенствования кадров государственной службы, преодоления возрастных кризисов учителей. Однако акмеологическое сопровождение как инновационная функция ММС теоретически не исследовано, тогда как практика уже требует его реализации — прежде всего с точки зрения необходимости получения высоких результатов деятельности педагогов, образовательных учреждений в условиях управления качеством образования по результатам.

Качество образования включает в себя качество цели, качество результата и качество педагогического процесса, включающего в свою очередь такие структурные компоненты, как качество управления, качество педагога, качество педагогической деятельности и качество ученика. Критериями качества образования с позиции акмеологической теории служат интегральные характеристики развития, обучения и воспитания человека:

— его зрелость, готовность к инновационным процессам в жизни и деятельности, (для педагога это профессиональная зрелость);

— индивидуальность человека, которая в педагогической деятельности воплощается в индивидуальном творческом стиле деятельности;

— здоровье как целостная характеристика жизненных сил человека, физических и духовных, которая проявляется в способности педагога противостоять склонности к нервно-психическим заболеваниям, деформации сознания и поведения [6].

Акмеологический подход к управлению качеством образования — это управление с помощью непреходящих ценностей (творчество, здоровье, духовность, индивидуальность, совершенствование, зрелость и др.) и использование психологических механизмов обеспечения успеха (ориентация на успех каждого, перспективы личностного и карьерного роста, возможность лидерства на основе знаний и творчества, вера в себя и свои возможности, положительная оценка достижений личности, работа в команде, са-мопрезентация, стратегическое партнерство, сплочение, приоритет корпоративных ценностей, предприимчивость, новые технологии).

В условиях модернизации образования и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» акмеологическое сопровождение развития муниципальной образовательной системы становится одной из важнейших функций муниципальных методических служб. Организационно-правовые формы муниципальной методической службы определяются их предназначением и новыми функциями.

1. Петренко А.А. // Методист. 2005. №3. С.32-35.

2. Вифлеемский А.А. // Народное образование. 2004. №10. С.141-152.

3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. С.8-10.

4. Каплунович Т.А. Методологические основы и опыт моделирования механизмов взаимодействия органов управления образованием и методических служб в разработке и реализации образовательной политики // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: Сб. науч.-метод. материалов / Сост. Л.И.Филатова, науч. ред. Э.М.Никитин. М.: АПКиПРО, 2005. С.72-95.

5. Василевская Е.В. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 217 с.

6. Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология постдипломного образования педагога. СПб.: ИОВ РАО, 2004. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.