Научная статья на тему 'Акмеологический подход к оптимизации инновационной деятельности прогимназии. '

Акмеологический подход к оптимизации инновационной деятельности прогимназии. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СОЦИАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПРОГИМНАЗИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ACMEOLOGICAL APPROACH / OPTIMISATIONAL APPROACH / PERSONAL AND ACMEOLOGICAL STRATEGY / ORGANISATIONAL AND ACMEOLOGICAL STRATEGY / PEDAGOGICAL EFFECT / SOCIAL AND SYNERGETIC EFFECT / PRO-GYMNASIUM / SUCCESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Галина Викторовна

Статья содержит обоснование целесообразности выбора акмеологического подхода в качестве системообразующего основания к проектированию стратегии развития образовательного учреждения, ставящего цель обеспечить преемственность дошкольного и младшего школьного образования. С позиции акмеологического подхода проанализирована деятельность конкретного государственного образовательного учреждения прогимназии «Талант» Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological approach to optimisation of innovative activity in a progymnasium

The article justifies practicability of choosing the acmeological approach as a system-forming basis for designing a strategy of an educational institution's development, which aims to provide succession of pre-school and primary school education.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к оптимизации инновационной деятельности прогимназии. »

Г. В. Смирнова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГИМНАЗИИ

Работа представлена кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. А. Каплунович

Статья содержит обоснование целесообразности выбора акмеологического подхода в качестве системообразующего основания к проектированию стратегии развития образовательного учреждения, ставящего цель обеспечить преемственность дошкольного и младшего школьного образования. С позиции акмеологиче-ского подхода проанализирована деятельность конкретного государственного образовательного учреждения - прогимназии «Талант» Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: акмеологический подход, оптимизационный подход, лич-ностно-акмеологическая стратегия, организационно-акмеологическая стратегия, педагогический эффект, социально-синергетический эффект, прогимназия, преемственность.

The article justifies practicability of choosing the acmeological approach as a system-forming basis for designing a strategy of an educational institution’s development, which aims to provide succession of pre-school and primary school education.

Key words: acmeological approach, optimisational approach, personal and acmeological strategy, organisational and acmeological strategy, pedagogical effect, social and synergetic effect, pro-gymnasium, succession.

Одним из направлений модерни- оптимизация сети образовательных уч-зации образования в России является реждений, в частности разработка инно-

вационных моделей образовательных комплексов, в которых реализуется преемственность программ и технологий обучения и воспитания детей. С одной стороны, преемственность обеспечивается использованием педагогических стратегий, позволяющих успешно добиваться образовательных целей, формулируемых в личностно-развивающей парадигме. С другой стороны, она достигается за счет согласованности различных компонентов педагогической системы (целевого, стимулирующе-моти-вационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-регулировочного, оценочно-результативного и организационно-управленческого), которые в совокупности образуют целостность (системно-организационная парадигма).

В контексте системно-организационной парадигмы преемственность дошкольного и начального образования обеспечивается открытием интегративных комплексов «детский сад - школа», в которых создаются организационнопедагогические условия реализации содержательных линий непрерывного образования детей обоих возрастов, интегрирующих психические новообразования, проявляющиеся в познавательном, социальном и деятельностном развитии (развитие любознательности как предпосылки познавательных способностей; формирование творческого воображения, способствующего в дальнейшем интеллектуальному и личностному развитию; обучение оперированию знаково-символическими системами, имеющему особую значимость для успешности учебной деятельности, и т. д.).

Одним из видов подобных комплексов является прогимназия, отличительной характеристикой которой выступает то, что в ней осуществляется одно или несколько приоритетных направлений развития воспитанников и их

обучение [7]. Являясь начальной ступенью гимназического образования, прогимназии в стратегиях своей деятельности решают задачи обогащения детей фундаментальными знаниями и максимальной реализации их личностного потенциала. Вместе с тем такого рода стратегии, как показывает анализ теории и практики функционирования действующих в различных регионах прогимназий (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург и др.), при весьма значительной вариативности остаются недостаточно обоснованными. Существуют противоречия между:

• стратегической ориентацией про-гимназического образования на соблюдение принципа преемственности развивающих образовательных программ дошкольной, начальной ступеней и отсутствием концептуального обоснования специфики этой преемственности на педагогическом, методическом и организационном уровнях, учитывающей особенности прогимназии как самостоятельного вида образовательного учреждения;

• стремлением существующих прогимназий к реализации на пропедевтическом уровне идей гимназического образования и недостаточным использованием акмеологических идей в осмыслении и проектировании соответствующей этим идеям педагогической стратегии;

• необходимостью оптимизации инновационной деятельности прогимназий в условиях развития сети образовательных учреждений и несформированностью у педагогических коллективов представлений о способах этой оптимизации;

• вариативностью реализуемых в настоящее время инновационных стратегий прогимназического образования и недостаточной разработанностью их критериально-оценочной базы, учитывающей вид той или иной стратегии.

По отношению к прогимназиям можно говорить о необходимости сис-

темных инноваций, связанных с обеспечением преемственности образования на целевом, содержательном, ресурсном и организационном уровнях системы. Главными характеристиками функционирования и развития прогимназий как интегративных систем должны быть: открытость целей; взаимосвязь звеньев непрерывного (по вертикали) и разностороннего (по горизонтали) образования; способность к инициированию и моделированию новых линий связей со средой, как основы собственного саморазвития. Несмотря на разнообразие стратегий развития прогимназий [3; 4; 5; 6], идея проблемно-содержательного объединения, позволяющего успешно решать интегративные проблемы, возникающие в связи с особой миссией этих учреждений, пока еще не нашла технологического воплощения. В них разрабатываются и реализуются инновационные стратегии интенсивного, диверсификационного и интегративного роста, однако сопоставление эффективности стратегических альтернатив затруднено тем, что критериальная база их оценки до настоящего времени не дифференцирована в соответствии с видами стратегий.

В ходе экспериментального исследования нами была разработана стратегия оптимизации инновационной деятельности прогимназии «Талант» г. Санкт-Петербурга и изучена эффективность ее осуществления. Концептуальную основу стратегического проектирования составили:

• оптимизационный подход [1] как методологическая основа стратегического управления, предусматривающий использование специальных способов оптимизации (генерализация,

комплексирование, конкретизация, ресурсосбережение) для достижения максимально возможных результатов за счет рационального применения ресурсов и их наращивания;

• акмеологический подход [2] как системообразующий фактор генерализации, комплексирования и конкретизации инновационной деятельности в прогимназии, связанный с акмеологиче-ским моделированием и реализацией преемственных развивающих образовательных программ для дошкольной и начальной ступеней, с созданием ак-меологической среды, в которой дети и педагоги включаются в разнообразную активную творческую деятельность «на грани достигнутого».

В контексте акмеологического подхода основная миссия прогимназии как особого вида образовательных учреждений была определена как создание условий для повышения уровня творческой самореализации детей, позволяющего в дальнейшем успешно освоить программы гимназического образования.

Названной выше миссии прогимназии соответствовали две стратегии ее развития - личностно-акмеологическая и организационно-акмеологическая, а в качестве стратегических целей были выбраны, соответственно, акмеразвитие субъектов образовательного процесса за счет реализации акмеологически ориентированных программ и формирование акмеологической среды.

В рамках личностно-акмеологиче-ской стратегии был разработан комплекс интегративных программ «сквозного» характера, в процессе освоения которых осуществлялось целенаправленное развитие творческой индивидуальности детей. Так, например, на развитие интеллектуальной сферы как одного из приоритетных направлений деятельности прогимназии направлены специальные развивающие программы («Удивительный компьютерный мир», «Оригами», «Волшебники кисти и карандаша» и др.), а также инновационные проекты «Приобщение дошкольников и младших школьников к исследо-

вательской деятельности», «Развитие

творческого мышления дошкольников и младших школьников», образовательная программа «Гимназическое научное общество малышей». Особое внимание было уделено разработке акмеологиче-ских технологий обучения, в частности «Технологии развития информационноинтеллектуальной компетентности», концептуальную основу которой составил логико-информационный подход к обучению [8].

В рамках второй - организационно-акмеологической - стратегии была разработана модель акмеологической среды прогимназии, в которой осуществляется психолого-медико-акмеологическое, ак-меолого-методическое и акмеолого-орга-низационное сопровождение реализации развивающих образовательных программ и инновационных проектов.

В первое направление сопровождения входят:

• психолого-педагогическая диагностика актуального уровня индивидуально-творческого развития детей и педагогов (творческой направленности, творческой самореализации) и уровня инновационного потенциала прогимназии;

• формирование у педагогов и родителей акмеологической позиции как осознанной ориентации на успех детей и на собственный успех;

• организация и проведение ак-меологических тренингов (уверенного поведения, командообразования, коммуникативных умений и т. д.);

• развитие рефлексивных умений детей в рамках осваиваемых образовательных программ и рефлексивных способностей педагогов через рефлексивные тренинги и участие в мониторинге образовательных программ.

Акмеолого-методическое сопро-

вождение реализации образовательных программ включало разработку их методического обеспечения, в частности

специальных «технологических карт», в которых с учетом акмеологической ориентации программ четко обозначаются: соответствующая этой ориентации цель; этапы процесса достижения цели и задания (развивающие, обучающие, диагностические), выполняемые на каждом этапе; планируемый результат каждого типа; основная информация; интегративные связи; ресурсы (дополнительные и основные); организация пространства.

Особым предметом экспериментального проектирования выступали также методы работы с информацией («Контекст», «Глосс», «Оптимус» и др.), предназначенные для использования педагогами как в образовательном процессе, так в системе собственного самообразования и опытно-экспериментальной деятельности.

Основной особенностью организа-ционно-акмеологического сопровождения являлись мотивационно-корпоративный и проектный подходы к управлению прогимназией, в частности использование проектных технологий, стимулирующего контроля, «конкурсного» движения и системы коллективнотворческих дел, позволяющих выявлять и развивать акмеологический потенциал прогимназии.

При оценке эффективности реализации стратегии оптимизации инновационной деятельности прогимназии на основе акмеологического подхода рассматривались: педагогический эффект, проявляющийся в характере динамики уровня творческой самореализации детей и их творческих достижений; социально-синергетический эффект, определяемый по динамике уровня инновационно-субъектного потенциала учреждения и по качеству инновационного стратегического управления прогимназией в целом.

Уровень творческой самореализации как один из критериев педагогиче-

ского эффекта диагностировался по проявлению детьми инициативности и самостоятельности в выполнении творческих задач, умений согласованно действовать в ситуациях сотворчества, потребностей в признании и самоутверждении, интеллектуально-познавательных умений, по уровню самооценки продуктов творческой деятельности. Для оценки «академических» достижений анализировались степень обученности и качество знаний, результаты освоения дошкольниками образовательных программ (динамика их развития в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования и уровня готовности к школьному обучению). «Внеучебные» достижения оценивались по участию и уровню достижений детей в различного рода конкурсных мероприятиях. Исследование динамики по названным показателям осуществлялось с помощью анализа отчетной и аналитической информации по прогимназии, а также наблюдения (включенного и невключенного), психологической диагностики и «метода экспертов». Анализ и обобщение полученных в период с 2000/01 по 2007/08 учебные годы данных подтвердил эффективность реализации в прогимназии личностно-акмеологической педагогической стратегии.

Показателями, характеризующими качество инновационного стратегического управления (социально-синергетический эффект), служили выборочные параметры, используемые при предаккреди-тационной экспертизе образовательного учреждения, которые более всего учитывали специфику выбранной стратегии:

• наличие в ОУ информации о рынке образовательных услуг и ее использование при проектировании стратегии его развития;

• изучение запросов потребителей и стремление к их удовлетворению (проведение опросов родителей и детей и внесение с их учетом изменений в образовательный процесс), привлечение внешних экспертов;

• представление стратегии ОУ потребителям и партнерам, определение возможностей и установление приоритетов для улучшения работы;

• использование разработанной стратегии в качестве основы для постановки, изменения или уточнения целей и задач ОУ;

• наличие и планирование в стратегии ресурсного обеспечения вносимых изменений (инициативы и потенциала работников, возможностей орга-низаций-партнеров, социальных возможностей и т. д.);

• формирование организационной культуры ОУ (наличие эмблемы, гимна, системы ученического самоуправления, отражение корпоративной специфики в уставе, наличие системы стимулирования творчества, инноваций и сотрудничества);

• установление и развитие социального партнерства, инициирование и поддержка с помощью партнерских отношений инновационных инициатив в ОУ;

• существование системы признания вклада в развитие ОУ отдельных лиц или групп (внутри и вне ОУ);

• применение инновационных методов менеджмента персонала (проведение обучающих семинаров, управление горизонтальной карьерой и т. д.);

• удовлетворенность потребителей деятельностью ОУ;

• следование принципам государственно-общественного управления ОУ, открытость информации для заинтересованных сторон, участие в обществен-

ных инициативах и общественных работах, международное сотрудничество;

• результаты работы ОУ в сопоставлении с другими учреждениями.

Уровень инновационно-субъектного потенциала прогимназии как второй критерий социально-синергетического эффекта определялся по выраженности «акмеологической позиции» педагогов (их ориентации на развитие творческого потенциала детей и собственное творческое саморазвитие), по уровню их творческой самореализации, по степени готовности к разработке и реализации ак-меологически ориентированных программ, по степени согласованности творческих инициатив, их скоординированности в рамках стратегических целей, характеру взаимодействия участников инновационных проектов и программ, удовлетворенности этим взаимодействием и условиями, создаваемыми в прогимназии для реализации инновационной деятельности. В качестве интегративной характеристики инновационного потенциала было рассмотрено также субъективное восприятие педагогами и родителями образовательной среды по

шкалам «активность - пассивность» и «свобода - зависимость» (по В. А. Яс-вину). Наконец, самостоятельным предметом анализа являлись: информированность о деятельности прогимназии родителей и партнеров; привлекательность для родителей различных форм совместной работы с учреждением.

Изучение уровня инновационного потенциала прогимназии и его динамики осуществлялось с помощью «метода экспертов» (в том числе внешнего и внутреннего аудита), в ходе специальных опросов и с использованием стандартизированных методик (Л. А. Карпенко, В. В. Анисимова и А. В. Гуревича). Полученные данные и их сравнительный анализ подтвердили эффективность реализации в прогимназии орга-низационно-акмеологической стратегии ее развития.

В целом опыт проектирования стратегии развития современной прогимназии на основе оптимизации ее инновационной деятельности, связанной с использованием акмеологического подхода как концептуальной основы преемственности, доказал ее продуктивность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Ростов н/Д, 1972. 337 с.

2. Гагин Ю. А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии: Учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: СПбГУПМ, Балт. пед. академия. 2000. 222 с.

3. Прогимназия № 223. [Элктронный ресурс]. - Режим доступа: http://223.ru/index. php?id=2.

4. Прогимназия «Пансион». [Элктронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pansyon. spb.ru/

5. Прогимназия № 130 Выборгский район. [Элктронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kobr.spb.ru/school/institution/220/

6. Прогимназия № 1667 г. Москвы. [Элктронный ресурс]. - Режим доступа: E-mail. [email protected]

7. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204, с изменениями 23 декабря 2002 г. 8 с.

8. Федоров Б. И. Алгоритмы обучения. СПб.: Просвещение, 2004. 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.