УДК 378 Лысых Н. В., Мишагина О. М.
СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА*
В акмеологической практике используются две группы стратегий, выстроенных на принципе единства интеграции и дифференциации: стратегии обеспечения результата и стратегии управления образовательным пространством. К стратегиям обеспечения качественного результата относятся: усиление интеграционных процессов в образовании; обучение анализу через синтез; создание гетерогенной акмесреды с ситуациями выбора для творческой самореализации личности студента; внедрение в образовательный процесс акмеологических технологий; поэтапное усиление коммуникативной направленности профессиональной подготовки. Стратегиями управления процессом профессиональной подготовки являются: гуманизация образовательного процесса; демократизация жизнедеятельности студентов.
Ключевые слова: дифференциация, интеграция, акмеологические стратегии, акмеологические технологии.
Стратегия - ведущее (стержневое) направление движения (и самодвижения) к результату. Акмеологические стратегии отличаются своей комплексностью, опорой на фундаментальные законы, активным претворением в практике стратегий, т.к. сам созидатель прогнозирует качественный комплексный результат своих достижений и определяет оптимальный путь их реализации без стрессов, за минимально возможное для такого результата время с затратой минимально возможных усилий. В акмеологичес-кой практике используются две группы стратегий, выстроенных на принципе единства интеграции и дифференциации: стратегии обеспечения результата и стратегии управления образовательным пространством.
К стратегиям обеспечения качественного результата мы относим:
1) усиление интеграционных процессов в образовании. Интеграция понимается как процесс движения и развития определенной системы, в которой растет число и интенсивность взаимодействия элементов, уменьшается их относительная самостоятельность. Интегративный подход предполагает обеспечение многомерности и единства образования. Принцип интеграции соотносится с гуманистической направленностью современного образования, ориентацией на
создание условий для развития человека во всех сферах его жизни. Интеграционные процессы в педагогических системах являются, по мнению З. Б. Ишембитовой, «специфической функцией» обеспечения преемственности образования, целостности образовательного процесса и его результатов.
В научно-педагогической литературе выделены признаки интеграционного процесса: интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов; интеграция связана с количественными и качественными преобразованиями взаимодействующих элементов; интегративный процесс имеет свою логикосодержательную основу; для интеграционных процессов характерны педагогическая направленность и относительная самостоятельность (Ю. С. Тюнников).
Педагогическая интеграция многоаспектна: она может выступать как закономерность, как тенденция, как принцип, как средство совершенствования педагогического процесса, как методологический инструментарий. Педагогическая интеграция имеет ряд показателей: 1) эргатич-ность (означает то, что педагогическая интеграция не только развивает, «творит» человека, но и сама «творима» им. Для интеграции характерно самообновление процессов путем взаимного
*Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, Госконтракт № П 2404
проникновения всех направленных видов деятельности), 2) латентность педагогической интеграции означает отсутствие прямых причинноследственных связей между внешне выраженными интегративными средствами и результатом, который не имеет наблюдаемой предметной выраженности, 3) неравновесность предполагает проявление стихийно-вероятностных ситуаций в ходе осуществления педагогической интеграции. В основе неравновесности педагогической интеграции лежит чрезвычайная неоднородность ее составляющих, ведущая к непредсказуемости и вероятности результатов, 4) многомерность педагогической интеграции отражает ее возможность быть представленной одновременно на различных уровнях педагогической действительности, 5) идеографичность педагогической интеграции выражается в том, что стандартная интегративно-педагогическая ситуация - это индивидуализированное, самобытное явление. Иде-ографичность предполагает наличие у каждого вида, формы, уровня педагогической интеграции своего неповторимого «лица», 6) технологичность как специфический признак предполагает, что педагогическая интеграция обладает своей технологической инфраструктурой, своими основными технологиями, 7) управляемость как существенный признак педагогической интеграции определяется двумя, казалось бы, противоположными обстоятельствами. В педагогике имеют место термины «управляемая интеграция» и «стихийная интеграция». Так, Н.С.Антонов пишет, что интеграционные явления в учебном процессе наблюдаются либо в форме стихийной, либо в форме управляемой интеграции. В первом случае студент сам без помощи воздействия преподавателя для разрешения возникшей учебной ситуации применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другой дисциплины.
Таким образом, можно говорить о том, что каждое профессиональное образовательное учреждение реализует интеграционные процессы по-своему, рассматривая свои виды, уровни, учитывая специфические особенности самого учебного заведения. В ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» представлена разветвленная система интеграционных связей, которая охватывает все стороны педагогической жизнедеятельности: учебную, учебно-производственную, воспитательную,
научно-методическую, социально-педагогическую. Интеграция проявляется в университете при подготовке будущих педагогов в следующих направлениях: 1) педагогизация среды регионального образовательного пространства; 2) интеграция в содержании педагогического образования в вузе (интегрированные специальности; интегрированные программы; модульное обучение, метод проектов, междисциплинарные экзамены); 3) разработка материалов учебно-методического обеспечения основных направлений интеграции содержания образования в педагогическом вузе (программы дисциплин по выбору, интегрирующих содержание различных наук);
4) психологизация образовательного процесса;
5) поиск инновационных образовательных технологий, способствующих социализации и профессионализации студентов; 6) создание в вузе единого образовательного, культурного и информационного пространства; 7) внедрение программ многоступенчатой и многоуровневой подготовки студента в рамках «бакалавриат - спе-циалитет - аспирантура (магистратура)»; «Бакалавриат - магистратура - аспирантура»; 8) расширение практики совместного участия вуза и школ в научно-практических конференциях; 9) попытки интеграции в мировую образовательную систему через внедрение двухуровневой подготовки «Бакалавриат - магистратура»; поддержание международных связей с вузами, обмен студентами, участие в международных образовательных программах, обучение иностранных студентов. Интеграционные процессы предполагают включение международных компонентов во все сферы деятельности вуза; 10) вуз устанавливает прямые связи с базовыми образовательными учреждениями, представителями отделов образования, администрации муниципальных районов, которые непосредственно участвуют в профессиональном образовательном процессе, контролируя качество образования и уровень знаний и умений студентов. Такие отношения являются проявлением вертикальной интеграции профессиональной школы и образовательных учреждений. Базовые школы организуют производственную практику студентов, а преподаватели вуза привлекаются к проведению методических семинаров, конференций, профильной подготовки учащихся, организации олимпиад для школьников, руководству при разработке совместных исследовательских проектов студентов и школьников;
11) одним из аспектов вертикальной интеграции является переход к непрерывному образованию, создающему условия для реализации принципа преемственности среднего и высшего профессионального образования. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» сотрудничает (интегрирован) на основе договорных отношений с Ивановским, Кинешемским, Юрь-ев-Польским педагогическими колледжами.
Процесс интеграции в вузе способствует повышению качества подготовки выпускников, интенсификации их мобильности, конкурентоспособности, развитию творческой инициативы и поиску передовых нестандартных решений, повышению активности научно-методической, инновационной деятельности студентов и преподавателей, росту уровня кадрового потенциала, эффективному использованию ресурсов учебнометодического обеспечения.
2) для развития продуктивности мышления используется стратегия: обучение анализу через синтез. Стратегия строится на закономерностях межполушарной асимметрии. Известно, что для правого и левого полушария характерны разные принципы обработки учебной информации и разные стратегии поведения. Правое полушарие сначала главным образом синтезирует информацию, а затем анализирует ее, а левое - в первую очередь и в основном осуществляет анализ, после чего переходит к синтезу. В связи с эти целесообразно следующее: позволить сначала правому полушарию посредством дедуктивного метода быстро оценить ситуацию, опираясь на врожденные механизмы, затем левому полушарию на основе индуктивного метода уже вторично формировать представление об общей закономерности и разрабатывать соответствующую стратегию поведения. В завершении правое полушарие снова при помощи дедукции использует обнаруженную закономерность и реализует выработанную стратегию в конкретной деятельности организма. Именно равномерное применение индуктивных и дедуктивных методов в обучении, в том числе и в конструировании содержания обучения, может привести к большей продуктивности в усвоении знаний.
Для педагога закономерности межполушар-ной асимметрии ведут к реализации стратегии обучения: учить анализу через синтез. Данная стратегия ориентирует преподавателя вести обучаемых в познании нового и постижении его глу-
бины от нерасчлененного целого к дифференцированному (более расчлененному) целому (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Тарасова, Н. И. Чуприкова). Проектируя содержание учебной дисциплины, преподаватель отбирает ведущие понятия курса, вокруг которых выстраивает все содержание, реализуя тем самым вертикальную интеграцию (В. Белов). Поэтому каждое новое понятие на первом этапе представляется перед студентами целостно, в совокупности всех существенных свойств, которые затем начинают поэтапно анализироваться.
3) создание гетерогенной акмесреды с ситуациями выбора для творческой самореализации личности студента. Под гетерогенной акмесре-дой мы понимаем развивающее образовательное пространство вуза, его социума с ситуациями выбора для пробы своих сил и творческой самореализации будущих работников образования, которая создается разнообразием форм дифференциации - разнообразием форм внеучебной, научно-исследовательской, воспитательной работы, а именно: научные кружки, творческие конкурсы, олимпиады, научные конференции и научные сессии внутривузовского, межрегионального и Всероссийского уровня, волонтерские отряды, музыкальные ансамбли, хор, театр моды, творческие фестивали и конкурсы, спортивные секции и соревнования, дни здоровья и др.
Наше исследование позволило выделить ряд важных функций гетерогенной акмесреды: пробуждает желание к самосовершенствованию; создает условия для развития потенциалов и превращение их в способности, профессиональные интересы и склонности; создает нестандартные акмеситуаций для решения профессиональных задач; расширяет опыт в научно-исследовательской работе (олимпиады, творческие конкурсы, научные кружки и научные сессии, повышение качества курсовых и дипломных работ); расширяет виды практик (наряду с производственными организуются по желанию студентов волонтерские и другие социальные практики с людьми, имеющими проблемы (дети-сироты, дети-инвалиды, пожилые и больные люди); расширяет опыт творчества студента в избранной сфере деятельности.
4) внедрение в образовательный процесс ак-меологических технологий. Акмеологические технологии - это особый вид научно-методического обеспечения образовательного процесса,
который целостно влияет на личность и деятельность студента и специалиста: его потребност-но-мотивационную сферу (направленность), профессиональные качества, интеллект, систему ЗУН, профессиональную компетентность и мастерство. Акмеологические технологии позволяют раскрыть внутренний потенциал личности, развивать свойства и качества, способствующие достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма.
В настоящее время интенсивно разрабатываются различные акмеологические технологии, которые широко используются в профессиональном подготовке и повышении квалификации научных и научно-педагогических кадров. К ним мы относим: прогнозирование, моделирование, создание авторских систем деятельности, технологии профессиональной самомобилизации, технологии развития творческого стиля педагогической деятельности, технологии создания инновационных проектов, технологии решения акмео-логических задач и др.
Прогнозирование как акмеологическая технология позволяет научить будущего педагога прогнозировать качественный результат своей деятельности, при этом важно, чтобы студенты осознали смысл профессионально-педагогической деятельности, который заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в решении педагогических и акмеологических задач, связанных с проблемами детей. При рассмотрении этих задач необходимо показать студентам основное их отличие. Так, педагогические задачи направлены на прогнозирование психических новообразований в личности или деятельности ребенка (изменение мотивации, качеств личности). В акмеоло-гической задаче этот результат комплексный, связанный с учетом внешних и внутренних факторов. В нем, кроме психических новообразований, предполагается формирование системы знаний, умений и навыков, вооружение учащихся рациональными способами осуществления деятельности, а также изменение негативного психического состояния детей на положительное (преодоление тревожности, вера в свои возможности, желание сотрудничать). Такой комплексный результат всегда достигается не на методическом, а на стратегическом уровне, который обеспечивает качество социально-педагогического процесса.
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение
моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя заключается в создании. Моделирование как акмеологичес-кая технология предполагает создание модель учебного или воспитательного процесса, но при этом необходимо обязательно просчитать факторы, стимулирующие достижение прогнозируемого результата.
Технология профессиональной самомобили-зации и самоорганизации позволяет обучить студентов алгоритму организаторской деятельности, а именно: целеполаганию, предварительной оценке возможностей достижения цели, умению заинтересовать учащихся делом, коллективному планированию дела, подготовке к проведению намеченного дела, проведению мероприятия, коллективному анализу проведенного дела, выдвижению совместно с детьми новых идей. Данная технология может осваиваться как индивидуально, так и в творческих группах. В соответствии с данным алгоритмом студенты на практических занятиях пробуют себя в роли организаторов какого-либо группового мероприятия (акмеологического консилиума, классного часа и т. д.). Основным показателем развития организаторских умений у студентов выступают: инициативность, умение вести за собой, умение находить соучастников и сотрудничать с ними, умение создавать доброжелательную обстановку. Способности к самоорганизации развиваются у студентов через обучение их приемам самонаблюдения, самоконтроля и самоанализа.
Технология создания инновационных проектов предполагает создание образа (проекта), реализация которого выступает как необходимый результат. Обучение студентов проектированию заключается в изучении этапов проектирования, принципов и методов разработки проекта с ориентацией на прогнозируемый результат профессиональной деятельности.
5) поэтапное усиление коммуникативной направленности профессиональной подготовки, т.к. взаимодействие и коммуникация - ядро профессионально-педагогической деятельности. Использование технологий коллективного, группового способов обучения с последующим обсуждением результатов выполнения заданий, чтобы всё это можно было использовать затем в инди-
видуальном познавательном опыте и подтвердить его успешность в разнообразных формах деятельности по интересам в акмесреде образовательного пространства вуза, расширяя сферу профессионального и неформального общения, преодолевая неуверенность, закомплексованность, иногда и амбициозность.
Стратегии управления процессом профессиональной подготовки:
1) гуманизация образовательного процесса предполагает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного ува-
жения педагогов и студентов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства; на создание условий для проявления и развития его индивидуальности.
2) демократизация жизнедеятельности студентов - расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего обучающихся, посредством предоставления разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования (индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучения и др.), развития самоуправлении.
Lysykh N. V., Mishagina O.M.
STRATEGIES TO ACHIEVE QUALITY RESULTS IN TRAINING STUDENTS THROUGH INTEGRATION AND DIFFERENTIATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS
In practice acmeological used two groups of strategies, built on the principle of unity of integration and differentiation: a strategy to ensure results and strategies of educational space. Strategies to ensure quality results include: the strengthening of integration processes in education, training analysis through synthesis, creating a heterogeneous akmesredy situations of choice for creative self-actualization of the student, the introduction of the educational process acmeologic technologies; gradual strengthening communicative orientation training. Strategies to manage the training are: the humanization of the educational process, democratization of life of students.
Keywords: differentiation, integration, acmeological strategy, acmeological technology.
УДК 378
Мурзина И. Я.
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЛЕ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье определяются позиции культурологической парадигмы в реализации региональной компоненты Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в России.
Ключевые слова: Образование, культура, региональная образовательная политика.
Культура и образование находятся в тесной взаимосвязи. Понимая под образованием «процесс приобщения к культурно детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнь человека», осознав, что «всеобщность таких задач выступает условием существования образования как особого вида социальной практики, частично воплощенной
в жизни института образования» современное общество предъявляет новые требования к системам, формирующим человека.
У нас на глазах происходит становление нового подхода - культурологического, обусловленного потребностью образования обрести свое «лицо», сформулировать свои цели, подходы и методы для реализации общественных