Научная статья на тему 'Развивающая парадигма в стратегическом проектировании прогимназического образования'

Развивающая парадигма в стратегическом проектировании прогимназического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Г. В.

Определена сущность прогимназического образования, дан сравнительный анализ опыта реализации идеи развивающего образования при проектировании программ и технологий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведено описание инновационной стратегии прогимназии, базирующейся на акмеологическом подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающая парадигма в стратегическом проектировании прогимназического образования»

УДК 377.6

Г.В.Смирнова

РАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

This article describes the essence of the pre-school education and presents the comparative analysis of some examples of developmental approach implementation. This approach was used in planning programmes and technologies of pre-school and young children upbringing and education. The author presents the description of some innovational pre-school strategies based on akmeological approach.

Прогимназия является одним из видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в котором осуществляется одно или несколько приоритетных направлений развития детей в процессе освоения преемственных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Фундаментальные методологические и психологические положения, изложенные в «Концепции содержания непрерывного образования», создают основу для разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на выравнивание стартовых возможностей детей, приходящих в школу [1]. Ведущими принципами работы с детьми в документе определены:

— уход от регламентированного обучения школьного типа;

— использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

— обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью;

— широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность;

— обеспечение двигательной активности детей

и т. д.

В рамках названной концепции и исследований

Н.Ф.Виноградовой [2] и Н.П.Рыбниковой [3] преемственность рассматривается, во-первых, как определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, как связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации). В связи с этим требуется специальное теоретико-экспериментальное обоснование педагогических стратегий, учитывающих специфику современного прогимназического образования, связанную с акмеологической ориентацией образовательных программ и с необходимостью создания в прогимназиях особой акмеологической среды.

Педагогическую стратегию можно рассматривать как оптимальный выбор совокупности педагогических действий, направленных на успешное достижение стратегически значимой педагогической цели посредством актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, организации их продуктивного взаимодействия и использования необходимых педагогических ресурсов. Философско-методологическую основу проектирования педагогических стратегий образовательного процесса в прогимназии составляет прежде всего идея развивающего образования, которое понимается как процесс и результат целостного педагогического влияния на общее развитие ребенка с целью превращения его в творческого, рефлексирующего субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Педагогический аспект реализации развивающей функции дошкольного образования отражен в его программах. В «Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений» указывается, что все они должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать, в том числе, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей.

Не останавливаясь подробно на характеристике различных программ, выделим те из них, которые представляют особый интерес в рамках «прогимнази-ческого образования», и обозначим в этом контексте ведущую идею [4].

Акцент на создание условий, обеспечивающих развитие ребенка дошкольного возраста, делается практически во всех программах. Так, например, в программе «Радуга» подчеркивается необходимость ориентировать педагогическую работу на формирование психических новообразований, характерных для каждого года жизни ребенка, и организовывать соответствующим образом важнейшие виды деятельности детей. К основным новообразованиям авторы программы относят: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте): произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Программа «Истоки» также направлена на обогащение психического развития дошкольника, формирование и проявление его возможностей в специфически детских видах деятельности, развитие универсальных способностей, соответствующее возрастным особенностям и требованиям современного общества. Описание каждого возрастного этапа в программе заканчивается разделом, где отражены базисные характеристики личности ребенка, к которым отнесены: компетентность; креативность; инициативность; произвольность; самостоятельность и ответственность; свобода поведения и безопасность; самосознание и самооценка. Развитие этих характеристик в процессе деятельности представлено авторами по нескольким линиям, которые конкретизируются в задачах и направлениях педагогической работы на каждом возрастном этапе.

Особый акцент на развивающей функции дошкольного образования сделан и в программе «Из детства в отрочество». Специфика данной программы состоит в том, что в ее реализацию активно включаются родители детей, которые знакомятся с самой программой, с различного рода информацией медицинского, психологического и педагогического характера и с содержанием задач, которые необходимо решать в детском саду и в семье, чтобы обеспечить оптимизацию здоровья детей, развитие их речи, математическое, литературное и познавательное развитие, создать условия для самостоятельной игровой деятельности и т. д.

Идея акмеологического подхода наиболее явно представлена в программе дошкольного образования «Рекорд-Старт», в которой отражены как стратегические, так и тактические ориентиры развивающей педагогической работы с детьми и дана обобщенная характеристика ее содержательных блоков. Целью программы является создание условий для творческого развития детей дошкольного возраста как основы их психического развития и готовности к школьному обучению. Одной из значимых особенностей программы является то, что она разработана специально для дошкольной ступени гимназического образования и ориентирована на введение детей в мир человеческой культуры через открытие проблемы. Основными направлениями образовательной деятельности выступают развитие культуры движений (с элементами оздоровительной работы); эстетической культуры, культуры познания и культуры общения. Каждое направление включает в себя разделы, представляющие собой самостоятельные подпрограммы.

Целостная стратегия развивающего образования реализуется в рамках программы «Развитие», цель которой состоит в развитии специфических дошкольных видов деятельности, умственных и художественных способностей ребенка в процессе выполнения им последовательно усложняющихся задач. Основной путь развития заключается в обобщении детьми собственного чувственного опыта, фиксируемого в различных наглядных представлениях. Использование сенсорных эталонов в младшей группе, наглядных моделей пространственных отношений — в средней и условно-символических наглядных моделей — в старшем дошкольном возрасте способствует развитию таких важных умений, как:

— выделение наглядных свойств, существенных для решения той или задачи;

— изменение своей точки отсчета при решении наглядных задач и в ситуации общения;

— создание идеи будущего проекта и пути ее воплощения.

Конкретное содержание работы по программе уточняется в зависимости от возраста и раскрывается в задачах интеллектуально-познавательного характера, в заданиях на развитие речи и ознакомление с художественной литературой, в задачах конструктивной и изобразительной деятельности.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что несмотря на наличие большого числа программ дошкольного образования их параметрический со-

поставительный анализ до сих пор специально не проводился.

Что касается ступени начального общего образования, то проблема преемственной реализации развивающей педагогической стратегии в обучении младших школьников обсуждается в научных исследованиях в течение достаточно долгого промежутка времени.

К концепциям организации начального обучения, направленной на оптимизацию развивающего влияния педагогического процесса на становление личности младшего школьника, относится концепция развивающего обучения [5], в которой указывается на необходимость выйти за пределы предметно-знаниевой парадигмы образования за счет внедрения-обновленных принципов развивающего обучения и идей о саморазвитии личности. Современным требованиям к организации начального обучения, обозначенным в проекте Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, отвечает и компетентностный подход, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

Так же, как и в дошкольных учреждениях, в начальной школе разрабатываются и апробируются дидактические модели развивающего обучения, обеспечивающие актуализацию и рост субъектного потенциала младших школьников в учебной деятельности и в разных формах внеурочной работы.

С учетом рассмотренных выше теоретических предпосылок реализации развивающей функции в непрерывном процессе дошкольного и начального образования, мы разработали модель инновационной стратегии развития современной прогимназии, базирующуюся на акмеологическом подходе. Стратегическая парадигма использовалась при этом как методологическое основание моделирования, а развивающая

— как концептуальная основа проектирования педагогических стратегий.

Инновационная стратегия рассматривалась как сочетание двух взаимосвязанных направлений развития нашего учреждения — прогимназии № 675 «Талант» (Санкт-Петербург). Первое направление предусматривало обеспечение индивидуально-творческого роста детей в процессе освоения ими учебных и интегративных программ, ориентированных на высокие достижения (личностно-акмеологическая стратегия оптимизации образовательного процесса). Суть второго направления заключалась в формировании ин-новационно-акмеологической среды в учреждении, способствующей повышению инновационного потенциала коллектива на основе освоения его членами умений коллективного творчества, продуктивного профессионального взаимодействия (корпоративно-акмеологическая стратегия).

В рамках первого из названных направлений были внесены изменения в педагогические технологии работы с детьми и разработан ряд авторских программ, основанных на идеях нейропедагогической концепции, согласно которой развитие творческих возможностей ребенка зависит от нейробиологиче-

ских и нейрофизиологических факторов. В качестве рабочей гипотезы при проектировании программ и технологий было выдвинуто положение о том, что творческое развитие личности ребенка связано с индивидуальными особенностями функционального развития мозга, его сенсорных, моторных, ассоциативных систем, с формированием универсальных механизмов в работе центров правого и левого полушария, с формированием статичных и динамичных функциональных, межполушарных отношений, обеспечивающих более высокий уровень корковой интеграции, позитивных и эмоциональных процессов, определяющих более высокий уровень творческого осмысления высших психических функций.

Впервые для диагностики индивидуальных творческих возможностей ребенка были использованы индивидуальные показатели функциональной ас-симетрии мозга и индивидуальные профили латерального предпочтения у детей разного возраста. В ходе диагностики применялся также комплекс авторских нейропсихологических и психологических методик для выявления индивидуальных особенностей когнитивных стилей у детей, успешно обучающихся чтению и счету, применены нейропсихологические методы для выявления механизмов латерального предпочтения позитива или негатива при предъявлении конкурирующих значительных стимулов (у детей пяти подготовительных групп), осуществлен сравнительный анализ межполушарной функциональной ассиметрии у взрослого-педагога и занимающегося у него ребенка-дошкольника.

Сквозными являются программы «Удивительный компьютерный мир», «Фантазия и творчество маленьких рук», «Физическое воспитание», «Волшебники кисти и карандаша», «Оригами». Развитие творческой индивидуальности детей в процессе освоения этих программ происходит через ассоциативные алгоритмы. Эмоциональная сфера обогащается благодаря реализации идей музейной педагогики, преемственным программам по изобразительной деятельности и хореографии. Двигательную и волевую сферы развивают занятия продуктивной деятельностью в творческой мастерской «Пчелка», а также занятия на тренажерах в специально созданном спортивном зале.

Важным условием развития творчества детей и педагогов выступает создание в прогимназии акмео-логической среды. В распоряжении детей находятся игровые комнаты, стационарные спальни, спортивный и музыкальный залы, медицинский центр, психологический кабинет, массажный и стоматологический кабинеты, кабинет английского языка, оснащенный лингафонной системой, изостудия, игровая комната «Кукляндия», компьютерный класс. Чтобы завоевать и удержать внимание детей, педагоги подбирают интересный иллюстративный материал, используют игровые ситуации, стимулируют интерес детей собственным энтузиазмом, развивают их творческие способности посредством активизации фантазии ребенка.

На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых.

Поэтому особое внимание уделяется работе с кадрами, в частности повышению уровня их готовности к инновационной деятельности. Коллектив прогимназии работает по следующим темам:

1. Нейропсихологическая основа диагностики и развития творческого потенциала, индивидуальных особенностей психики ребенка как научная база для дифференцированного воспитания и обучения творческой личности.

2. Нейропсихологические критерии типологи-зации детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе латеральных различий.

3. Комплекс программно-методических средств по эстетическому развитию дошкольника и школьника методами музейной педагогики.

4. Методики развития интеллектуальной, эмоциональной и творческой сфер личности ребенка посредством компьютеризации.

5. Методическая система выявления и развития творческого потенциала личности ребенка.

Дальнейшее уточнение стратегии оптимизации инновационной деятельности прогимназии связано с разработкой и внедрением технологии становления и развития информационно-интеллектуальной компетентности детей в образовательном процессе и в ак-меологически-ориентированной среде. Программа экспериментальной работы прошла необходимую экспертизу, и прогимназия «Талант» получила статус городской экспериментальной площадки.

1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. 2000. №4. С.3-20.

2. Виноградова Н.Ф. // Начальная школа. 2000. №1. С.7-12.

3. Рыбникова Н.П. // Ментор. 2004. № 1. С.3-12.

4. Программы дошкольных образовательных учреждений: Метод. рекомендации для работников ДОУ. М., 2002. 344 с.

5. Давыдов В.В. Развитие основ рефлексивного мышления младших школьников в процессе учебной деятельности. М., 1995. 227 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.