Научная статья на тему 'Этнокультурный компонент в мотивационной модели изучения немецкого языка в условиях прогимназии № 1'

Этнокультурный компонент в мотивационной модели изучения немецкого языка в условиях прогимназии № 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / БИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / MOTIVATIONAL MODEL OF TRAINING / BY-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EARLY STUDYING OF FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Маргарита Иосифовна

В статье представлена модель бикультурной образовательной среды прогимназии. В центре внимания этнокультурный компонент обучения и воспитания в условиях прогимназии. Особо подчеркивается необходимость создания и развития лингво-страноведческой основы для раннего изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNOCULTURAL COMPONENT IN THE MODEL OF STUDYING MOTIVES OF GERMAN LANGUAGE IN CONDITIONS OF A PREPARATORY HIGH SCHOOL

The article deals with the model of studying motives of German language in conditions of a preparatory high school. Much attention is given to an ethnocultural component of training and education in conditions of the preparatory high school. Necessity of creation and development of a Linguistic-regional geographic basis for early studying is especially emphasized. Foreign language.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный компонент в мотивационной модели изучения немецкого языка в условиях прогимназии № 1»

УДК 370

Григорьева Маргарита Иосифовна

директор МБОУПрогимназия №1 E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В МОТИВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ № 1

В статье представлена модель бикультурной образовательной среды прогимназии. В центре внимания - этнокультурный компонент обучения и воспитания в условиях прогимназии. Особо подчеркивается необходимость создания и развития лингво-страноведческой основы для раннего изучения иностранного языка.

Ключевые слова: мотивационная модель обучения, бикультурная образовательная среда, раннее изучение иностранного языка.

В 1994 году в нашем городе был запущен пилотный проект по раннему изучению немецкого языка: начальная школа-детский сад «Солнышко», в последствии получившая статус прогимназия. Дети разных национальностей, начиная с дошкольного возраста, получили возможность обучаться и воспитываться в бикультурной среде. Проект создан на основе межправительственного соглашения по культурному сотрудничеству России и Германии. В концепции российского образования важное место уделяется изучению и обучению иностранным языкам, не формальным навыкам чтения, письма и перевода, а навыкам коммуникации. Особенностью нашего учреждения является то, что педагогический коллектив успешно создаёт и развивает лингво-страноведческую базу для раннего изучения немецкого языка. Мы вводим детей в особую билингвальную среду, находясь в которой,

ребята, ещё не зная грамматики, охотно начинают разговаривать по-немецки. Обучение построено на использовании авторских программ для детей дошкольного возраста и учащихся 1 классов по немецкому языку и немецкой детской литературе. Программы разработаны педагогами-специалистами по немецкому языку и являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса прогимназии, на основе которых обучение ведётся на устной основе в игровых и событийных ситуациях в диалоговом, ролевом общении педагогов и детей. Учащиеся 2-4классов обучаются по модифицированным программам, разработанных в содружестве с кафедрой немецкого языка факультета иностранных языков государственного педагогического университета. В дошкольных группах на занятиях и в игровых обучающих ситуациях, и в процессе подготовки к праздникам, связанных с двумя культурами. Развивающий эффект достигается за счет включения культурологических и страноведческих материалов в учебный и воспитательный процесс. Основная цель раннего обучения языку -способность ребенка к коммуникации. Сначала он учится говорить по-немецки, а во втором классе - изучает алфавит параллельно с изучением грамматики русского языка. Приветствуется любое желание ребёнка высказаться по-немецки и если реплика будет неверной - педагоги или сами дети поправят. Главное, чтобы ребята не боялись разговаривать. Можно долгие годы изучать иностранный язык, но так и не научиться говорить, если не будет преодолен коммуникационный (языковой) барьер. Мы с раннего возраста провоцируем детей на общение - и пресловутый барьер исчезает. Мотивация лежит в основе изучения немецкого языка. Педагогика сотрудничества позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности детей. На протяжении ряда лет учащиеся прогимназии представляют свои исследовательские проекты в области иностранного языка на городском фестивале исследовательских работ младших школьников, принося в копилку прогимназии звания победителей и лауреатов. Участие в

олимпиадах по немецкому языку районного и городского этапов подтверждает высокий уровень знаний языка. В настоящее время прогимназию посещают 300 детей в возрасте от 3 до 11лет: 4 дошкольные группы и 8 классов начальной школы. В учреждении разработана стройная событийная система на основе контрастивного страноведения. Культурно-развивающее пространство организовано в двуязычном бикультурном режиме. Уникальным событием является проведение четырех праздников в году в традициях немецкого и русского народов, которые несут в себе глубокий нравственный аспект. Дети познают культуру страны изучаемого языка, традиции, обряды и быт. Национальные праздники помогают осмыслить и глубже понять родную культуру. Этнокультурный компонент содержания образования реализуется также через кружки, студии, такие как «немецкие фольклорные танцы», «немецкая театральная студия», «русский театр», «изостудия», клуб «Диалог культур» и другие. Проблема повышения качества деятельности ОУ определяется не только качеством условий, качеством образовательного процесса, результативностью, но и качеством взаимодействия с родителями.

В прогимназии успешно развивается такая форма работы как «Академия прогимназического образования».

Что же это? «Академия...» для родителей - это получение знаний для более полного понимания, что происходит с ребенком в данной культурно-

образовательной среде. Вопросы этнокультурного образования рассматриваются на заседании клуба «Диалог культур». В основе работы клуба лежит комплексно-целевая программа прогимназии «Культурологическое развитие детей на основе контрастивного страноведения» (КЦП) - знакомство с культурными традициями русского и немецкого народов как носителей языков, изучаемых в учреждении.

Цели клуба:

В организации работы с родителями:

• Повышение компетентности родителей в понимании и осмыслении деятельности прогимназии по реализации КЦП «Культурологическое развитие детей на основе контрастивного страноведения».

В организации работы с детьми:

• Погружение в культуру двух народов,

• Воспитание толерантности,

• Формирование социально-нравственных компетенций,

• Самореализация через приобщение к различным видам деятельности,

• Формирование мотивации изучения иностранного языка через создание у детей положительного эмоционального психологического настроя.

В организации работы с педагогами:

• Повышение компетентности педагогов в реализации процесса бикультурного образования.

Заседание включает в себя теоретическую и практическую части, включая совместную продуктивную деятельность педагогов и родителей по

изготовлению оформления или атрибута к празднику событийного календаря.

Этнокультурный компонент в образовании повышает мотивацию в формировании уважительного отношения к истории, культуре народов и изучении языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.